УДК 378.14
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ
О. Е. Кучерова
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
e-mail:
kucherova2005@yandex.ru
Статья рассматривает вопросы духовно-нравственной культуры учителя, его качественного воспитания на основе рецептивно-аксиологического подхода. Рецептивно-аксиологический подход подразумевает сохранение и приумножение историко-педагогического наследия, стимулирует выработку новых педагогических моделей формирования духовного мира учителя, системы взаимоотношений субъектов образовательного процесса. Автор статьи считает, что во все времена образование и воспитание должны идти рука об руку, а личность наставника, его душевные и духовные качества, его вера и убеждения помогут подрастающему поколению в определении своего предназначения. Учитель, обладающей духовной культурой, сам способен создать духовную атмосферу для воспитанников. Профессиональная нравственность и духовность, профессиональная этика, педагогический такт и совесть - вот основные составляющие духовного облика современного учителя.
Ключевые слова: учитель, духовность, духовный мир, профессиональная этика, педагогический такт, образование, воспитание, ученик, духовные качества, духовная культура.
Введение
Высокопрофессиональный педагог, обладающим творческим потенциалом, способный успешно работать в быстро меняющихся условиях социокультурной ситуации и жесткой конкуренции - таковы требования современной школьной политики к учителю.
Сегодня важна для учителя не только профессиональная компетентность, но и его моральный облик, его духовный мир, духовные качества. Ведь именно от них и зависит конечный результат воспитательного процесса. В данном контексте стоит акцентировать внимание на духовной составляющей культуры учителя, как важнейшем средстве гуманизации жизнедеятельности школьного коллектива.
Как определить наличие духовной составляющей культуры учителя? В значительной степени она определяется уровнем его общепедагогической подготовки, умением учиться (повышать квалификацию), стремлением к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности. Многие ученые уделяли внимание проблеме профессиональной подготовки учителя: С.И. Архангельский, А.М. Арсеньев, В.Е. Гмурман, Ф.Ф. Королев и др. В трудах Е.В. Бондаревской, Ф.Н. Гоноболина, Ю.Н. Кулюткина, В.А.Сластенина разработана профессиограмма учителя, которая определяет не только содержание, но и систему педагогических теоретических знаний, перечень общих и специальных педагогических умений и пр. исследуются проблемы личности учителя, пути ее формирования, связанные с особенностями и структурой профессиональной деятельности. Но среди множества научных работ, посвященных различным аспектам профессиональной и личностной позиции учителя, лишь малая толика их касается проблем духовного мира учителя. Е.И. Артамонова, М.М. Мукамбаева, Л.Н. Разуваева и др. предприняли анализ путей и средств формирования духовной культуры учителя, а в ряде исследований заявлено, что педагогические вузы, преследуя цель подготовки будущих учителей школ, стараются вооружить студентов лишь профессиональными знаниями, умениями и, как правило, почти не уделяют должного внимания формированию личностных, профессионально значимых качеств, в том числе и духовной составляющей педагогической профессии. Так, согласно данным опроса, проведенного нами среди студентов - будущих учителей иностранного языка 43,6% студентов не связывают свою будущую профессиональную
деятельность с работой в образовательных учреждениях. 39,8% опрошенных затруднились определить свой духовный идеал, знания и представления о внутреннем мире человека, его ценностях и идеалах оказались также весьма относительны. К тому же все вопросы, касавшиеся жизненных планов, перспектив, целей, показали, что такие важные аспекты человеческой жизнедеятельности, как труд, желание достичь профессионального совершенства, стремление к познанию, не занимают передовых позиций в сознании будущего учителя, да и вопросы формирования духовного мира учителя, его духовно-нравственной культуры не находят должного освещения в образовательном процессе вуза.
Необходимость формирования духовной составляющей в профессии учителя
Современная школа сегодня стоит на пороге обновления, и не все так однозначно в системе школьного образования. В одном из новых документов, в «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (авторы - А.Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В.А. Тишков) - Федеральные Государственные Образовательные Стандарты второго поколения, говорится: «Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться - есть важнейшее условие успешного развития России»[15].
Сказанное еще больше укрепляет нас в мысли о необходимости качественного воспитания будущего педагога, формировании у него духовно-нравственной культуры и организации учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе на основе рецептивно-аксиологического подхода.
Образование будущего педагога нацелено на его общекультурное и профессиональное развитие, предполагает процесс освоения будущим педагогом норм, образцов и правил деятельности, в том числе, выработанных педагогической наукой на различных этапах своего развития. Важным становится не просто присвоение новых знаний, целей, ценностей личностных смыслов, но и профессиональное самоопределение в них, раскрытие сущностных сил педагога, его нравственного и интеллектуального потенциала, мобильность в сложных социокультурных реалиях. Укорененность будущего педагога в традиционных педагогических ценностях позволит будущему педагогу осознать, что путь его воспитанников к овладению общечеловеческими ценностями лежит через конкретные формы их осуществления в национальной культуре, ведь через нее каждый воспитанник научится понимать и уважать все богатство мировой культуры.
Таким образом, образование будущего педагога должно быть нацелено на его общекультурное и профессиональное развитие, на освоение им средств построения и организации практики образования человека. И без аксиологической составляющей, которая определяет следующие культурно-гуманистические функции образования: развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющие человеку успешно преодолевать жизненные препятствия; формирование моральной ответственности, обеспечение возможностей для профессионального роста и самореализации, овладение средствами для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья, создание условий для саморазвития творческой индивидуальности личности и раскрытия ее духовных потенций, - здесь не обойтись [14].
Феномен рецепции в педагогической науке
Контекстный анализ понятия «рецепция», позволяет отметить, что различные области общественного сознания - физиология, астрология, философия, культурология, филология, юриспруденция и др. на протяжении достаточно долгого времени успешно оперируют им. Собственно сам термин «рецепция» означает «принятие», «усвоение» - такую трактовку мы находим в полном словаре иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке [11].
Сегодня, при интенсивном развитии науки и научной терминологии, понятие «рецепция» значительно расширяется, важной признается так называемая «рецепци-онная установка», формируемая в сознании человека исторически всем его предыдущим социокультурным, эстетическим опытом, и которая обязательно прибавляется к непосредственному эмоциональному переживанию рецепиента. Таким образом, правомерным будет вывод о том, что рецепция - полидисциплинарное понятие, имеющее отношение к достаточно широкой научной сфере, в том числе и педагогике. А значит, рецепция может происходить в отношении каких-либо социальных, политических институтов, знаменательных событий, культурных или общечеловеческих ценностей, или всей эпохи в целом.
Воссоздавая образ прошлого как идеального отражения мира в сознании человека, мы стараемся тонко и органично вплести этого образ в современную культуру. Соответственно, в сфере педагогики наиболее близким становится понимание рецепции как восприятия, заимствования и приспособления определенных социальных и культурных форм, возникших в другой социокультурной среде (другая страна, другой исторический период).
В Толковом словаре 30-х г.ХХ в. под термином «рецепция» значится: «Усвоение и приспособление данным обществом социологических и культурных форм, возникших в другой общественной среде[12]. Взяв данную трактовку за основную, мы увидим, что данная дефиниция присутствует на всем полидисциплинарном пространстве гуманитарного знания, проявляясь в том числе и в педагогике, а преломляясь через призму педагогической аксиологии, как особой отрасли знания и одного из основных направлений педагогических исследований, она имеет право на существование.
На рубеже ХХ—ХХ1 вв. была осуществлена переоценка ценностей, в связи с чем огромное внимание уделяется историко-педагогическим аспектам, трудам педагогов-классиков (К.Д.Ушинского, М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова, К.Н. Вент-целя, В.А.Сухомлинского и др.), разработавшим ряд теоретических положений, содержащих характеристику духовного облика учителя и раскрывшим основные направления, средства и методы формирования его духовной культуры. Многое из того, что оказалось полузабытым, анализируется, подвергается перекодировке и анализируется с современных позиций. Интерес к историко-педагогическим аспектам продиктован стремлением взять самое ценное и адаптировать к современным реалиям. Обращение к классике стимулирует выработку новых педагогических моделей формирования духовного мира учителя, системы взаимоотношений субъектов образовательного процесса и т.д. Большое внимание к культурному и педагогическому наследию определяется рядом факторов: во-первых, классика - одна из констант в осуществляемой переоценке ценностей; во- вторых, благодаря такой переоценке вырабатываются новые формы мышления; в-третьих, обращение к классике помогает лучше понять современность и ее некоторые явления, а иногда происходит и спор с теми идеями, которые не прошли проверку временем.
Духовность педагога, умножая воспитательную силу его общения с учениками, развивалась как традиция русской философии и педагогики во взглядах мыслителей первой половины ХХ века. «Все люди непрерывно воспитывают друг друга, - отмечал И. А. Ильин, - хотят они этого или не хотят, сознают они это или не сознают, умеют или не умеют, радеют или небрегут» [6, с. 60]. Люди воспитывают друг друга именно в общении, «всяким проявлением своим»: ответом и инициативой, улыбкой и ее отсут-
ствием, приходом и уходом, восклицанием и умолчанием, просьбою и требованием, обращением и бойкотом. «Люди воспитывают друг друга не столько деланием - уверенными ответными поступками, но и неделанием, - вялым, уклончивым, безвольным отсутствием ответного поступка», - считал философ и делал вывод: «От Бога и от природы устроено так, что люди «влияют» друг на друга не только преднамеренно, но и непреднамеренно; и избежать этого нельзя» [там же, с. 61].
В условиях смены культурно-исторической парадигмы педагогика так же претерпевает ряд изменений. Современные ученые стремятся к выработке новых моделей педагогического мышления и взаимодействия; во-вторых, девальвация прежних ценностей ставит задачу формирования новых.
Естественно, что на каждом витке своего развития, педагогика по-своему реализует рецептивную стратегию в освоении культурно-педагогического наследия.
Духовность педагога и ее составляющие
История постоянно доказывает нам, что образование и воспитание должны идти рука об руку. Жизненно необходимо, особенно в условиях сегодняшней нивелировки общечеловеческих ценностей, развивать в детях и подростках нравственное чувство, приверженность исконным духовным ценностям, любовь к Отечеству, его истории, культуре, языку, заботу о его будущем. Если школа не стремится помочь ребенку стать личностью: самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству, то значит, такая школа недолжна существовать.
Влияние учителя на личность растущего человека - поистине огромно. Оно может быть различным, да и оказано оно может быть в разной мере, и зависит оно от множества факторов, но главным всегда был и будет фактор личностный - личность наставника, его душевные и духовные качества, его вера и убеждения. Учитель, обладающей духовной культурой, сам способен создать духовную атмосферу для воспитанников. По мнению исследователя В.Н. Сагатовского «духовная атмосфера»: во-первых, это «сетка координат» взаимосвязанных духовных ценностей; во-вторых, это культу-рообразующая среда как поле, эфир, в котором культура дышит, развивается, а вне ее - задыхается и выдыхается; в-третьих, это не только особое поле (тонкая энергия), это и «собственно дух», несводимый ни к материи, ни к форме, ни к энергии. И здесь уже возможно апеллировать к П.А.Флоренскому ( пневматосфера), А.Леруа (духовный пласт), Григории Паламе (Фаворский свет божественной благодати), то есть, о чем-то столь же значимом, сколь и неуловимом.
Если говорить о конкретных духовных ценностях в профессиональной деятельности учителя, то, пожалуй, начать можно с такой ценности, как «Благо», ведь именно эта духовная ценность выступает и целью и средством развития духовной культуры учителя. Толковый словарь русского языка трактует понятие «благо» как универсальный стержень, на который «нанизывается», образуя цельность, множество понятий, характеризующих духовное.
Так что же такое духовность учителя? Это жизнь его по законам Истины, Добра и Красоты, образующая гармоническое сосуществование человека с миром. Бесспорно, что именно духовностью субъект обретает смысл жизни и достигает прогрессивных состояний, преображаясь сам, изменяет мир. Этот смысл центрирует сущность личности «собирая и проявляя» качественные образования ее ценностей. Это мера полноты, жизни учителя как выражение разумного, эстетически развитого, морально-правового, нравственного труда.
Правомерными здесь кажутся слова великого философа И.А. Ильина, отметившего, что учитель «должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить в детях, укреплять и развивать...» [7]. Особенность личности педагога заключается, таким образом, в органической связи духовности и профессионализма, в их причинно-следственной обусловленности, предопределяющей творческий потенциал личности, отмечает Н.Л. Шеховская [16].
Обладающий духовностью педагог способен преодолеть любые трудности: и профессиональные и социальные, такой человек - есть настоящая, надежная опора любви к детям, он исполняет свой нравственный долг, согласно канонам нравственности, не ради сиюминутного результата, а стараясь максимально приблизиться к педагогическому идеалу. И, наверное, очень хорошо, что наша школа пока еще соблюдает добрые традиции воспитания, которые верны истинной духовности как основы образования Человека. Это на самом деле очень важно, ведь сегодня все больше и больше людей готовы поклоняться «золотому тельцу», подчас забывая о самом главном - человечности, душевности и духовности. В этой связи хочется вспомнить слова Ф.М. Достоевского, сказавшего: «Учитель — это штука тонкая: народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом. Деньгами вы, например, настроите школ, но учителей сейчас не наделаете».
Духовность педагога имеет ту особенность, что она придает новую, высокую качественность профессионализму, становится его эталоном. Глубокая причинно-следственная связь духовности и профессионализма позволила Б. З. Вульфову говорить о профессиональной духовности педагога, утверждать что «вся педагогика - это сфера духовного, а учительская деятельность профессионально духовна по своей сути» [2, 48]. Специфическую функцию такой духовности ученый видит в профессиональной рефлексии, которая есть не что иное, как умение человеческими критериями «просветить» собственное профессиональное бытие, дать ему критическую оценку, преодолеть консерватизм, узость мышления, чтобы подняться к новым критериям в оценке своей деятельности, а следовательно, стимулировать движение вперед. Б. З. Вульфов определяет профессиональную духовность педагога как его очеловеченную компетентность, которая наращивается и неизменно направляется на благо детей. Профессиональная духовность педагога - «принципиально важное пространство его самореализации, показатель и средство гуманистического насыщения его образа жизни, трудное счастье бытия» [з,с. 80].
Еще одной составляющей духовности учителя, определяющей не только жизнь учителя в социуме, но и проявление его гражданской позиции, эстетических и профессиональных качеств (профессионализма), является совесть. Не случайно И.А. Ильин говорил о совести как «состоянии нравственной очевидности». С совестью связывают ответственность учителя за свой труд, поведение, мысли. Чтобы понять, как совершенствоваться, учителю важно научиться размышлять о себе. Причем, не столько о педагогической работе, сколько о себе в работе, о последствиях своего поступка для воспитанников, о значении собственных просчетов и недоработок, возможно, своей вины.
Профессиональная нравственность учителя имеет очень древние корни. Так, уже древние греки довольно четко представляли, каким должно быть поведение учителя, какими нравственными качествами он должен обладать. Учитель должен был уметь ясно излагать материал, строго контролировать свое поведение, быть справедливым: не раздавать легко ни наград, ни наказаний. Для современного учителя все вышесказанное по-прежнему актуально, с той лишь разницей, что его деятельность чрезмерно усложнилась, и вопросы нравственного воспитания, формирования системы ценностей воспитанников становятся слишком трудными для разрешения в современных реалиях. Тем не менее, в любой ситуации учитель должен держаться в рамках профессионально-педагогической культуры, владеть особым тактом, творчеством, выдержанностью и общей культурой. А специфика педагогической нравственности и педагогической этики обусловлена, прежде всего, тем, что учитель имеет дело с весьма хрупким «объектом воздействия». Главным в деятельности учителя должен быть принцип медицинской этики - «не навреди».
Безусловно, учителю не следует ограничиваться только лишь знанием нравственных норм и принципов, хотя именно они являются условием правильной ориентации в действительности; учитель должен иметь твёрдые идейно-нравственные
убеждения, являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника. Профессиональная педагогическая этика рассматривает нравственные чувства учителя как эмоциональную сторону его духовной деятельности, характеризует наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по отношению к профессиональной деятельности и участникам воспитательного процесса. Нравственные чувства - это не просто средство формирования личности, это своеобразный показатель воспитанности человека. В педагогической профессии регуляторами отношения педагога к своей профессии выступают такие чувства как чувство профессионального долга, ответственности, самокритичность, гордость, честь и др. Все они определяют отношение учителя к себе как представителю педагогической профессии.
Стоит сказать и еще об одной составляющей профессиональной этики - педагогическом такте, который представляет собой форму реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. То есть такт -это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия. Именно в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт - это всегда творчество и поиск. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя стоит назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.
Заключение
Выстраивая работу с будущими учителями на основе рецептивно-аксиологического подхода, важно помнить, что «мир ценностей объективен, это сама социокультурная реальность, жизнь человека и общества. Ценности жизни становятся содержанием воспитания; образно говоря, воспитание изучает подрастающее поколение и разрешает проблему "как жить" [5, 38-47].
Краткий экскурс в вопросы педагогической рецепции подвел нас к выводу о том, что несмотря на определенные сложности в осмыслении проблемы педагогической духовности, рецептивно-аксиологический подход, вобрав в себя лучшие достижения педагогической науки, даст возможность развиваться научной мысли с учетом современных требований. Думается, необходимо инициировать более полное применение основных положений рецептивно-аксиологического подхода, который может стать методологической основой в изучении феномена педагогической духовности, а своеобразным девизом в воспитании нового поколения учительства могут послужить слова И. Канта, отражающие, на наш взгляд кредо учителя, стремящегося к высотам своей духовности: «Звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Список литературы
1. Артамонова, Е. И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя/ Е.И. Артамонова: Дис. д-ра пед. наук - М., 2000. - 450 с.
2. Вульфов Б.З. Учитель: профессиональная духовность // Педагогика. - 1995. - №2
3. Вульфов Б.З. Педагогика рефлексии / Б.З.Вульфов, В.Н.Харькин: Взгляд на профессиональную подготовку учителя - М.: ИЧП «Магистр», 1995., с. 80.
4. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога/ В.Н. Введенский -Санкт-Петербург: Просвещение, 2004.- 158 с.
5. Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике / Н.Ф. Голованова // Педагогика, 2007.- № 10. - С. 38-47.
6. Достоевский Ф.М. Дневник писателя/^Нр://'«'шш.киИАк1.сот/тк'№е11/ text /hudlit/classic/ ost/dnevnik/ d_73.htm
7. Ильин, И. А. О сопротивлении злу силою / И. А. Ильин. - Собрание сочинений: В 10 т. Т. 5. - М.: Русская книга, 1996. - С. 31-220.
8. Ильин, И. А. Кризис безбожия / И. А. Ильин. - Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1 -М.: Русская книга, 1996. - С. 333-358., с. 196.
9. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед.спец./ И.Ф.Исаев.- 2-е изд.- М.: Академия, 2004.- 207 с.
10. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога/ И.И. Зарецкая: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: АПКиППРО, 2005.
11. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства/ Н.А. Морева. - М.: Просвещение,2006.
12. Попов М. Словарь иностранных слов/ М.Попов.- 1907.
13. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию /Учебное пособие для студ. Высш пед учебн.заведени. М., 2003. 192 с.
14. Толковый словарь русского языка /под ред. Д.Н. Ушакова. [Электронный ресурс] URL: htpp:// http://ushakovdictionary.ru /word.php? wordid=66359 (Дата обращения 11.05.2013
15. ФГОС- второе поколение. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России». - М. «Просвещение» 2009г.
16. Шеховская Н.Л. Духовность нравственного воспитания в русской философско-педагогической мысли конца Х1Х-нач.ХХ вв.Дисс.д-ра пед.наук,Белгород, 2007.-360 с
SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF TEACHERS IN THE CONTEXT OF MODERNITY
This article reviews the questions of the moral and spiritual culture of the teacher its high-quality of education is based on the receptive-axiological approach. The receptive-axiological approach involves the preservation and enhancement of historical and pedagogical heritage. It stimulates the framing of new pedagogical models of the formation of the teacher's spiritual world, the system of relations of subjects of the educational process. The author of the article supposes that in all times education and training must go hand in hand, and the mentor's personality and his mental and spiritual qualities, his faith and beliefs will help the young generation in determining its destiny. The teacher who possesses spiritual culture, he is able to create a spiritual atmosphere for the children. Professional morality and spirituality, professional ethics, pedagogical tact and conscience - these are the main components of the spiritual image of the modern teacher.
O. E. Kucherova
Belgorod State Research University
e-mail:
kucherova2005@yandex.ru
Keywords: teacher, spirituality, spiritual world, professional ethics, pedagogical tact, education, student, spiritual qualities, spiritual culture.