УДК 37.015(075.8) Корнилова Людмила Аркадьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии Кубанского государственного технологического университета
Кабанова Светлана Владимировна
Kornilova Lyudmila Arkadievna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Philosophy Department, Kuban State Technological University
Kabanova Svetlana Vladimirovna
кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии Кубанского государственного технологического университета
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ В СТРУКТУРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
PhD in Education Science, Assistant Professor, Philosophy Department, Kuban State Technological University
PEDAGOGICAL INTUITION IN THE STRUCTURE OF EDUCATIONAL TEACHING ABILITIES OF HIGHER SCHOOL TEACHERS
Аннотация:
Статья посвящена проблеме педагогической интуиции, ее месту в структуре педагогических способностей преподавателя высшей школы. Анализируются различные подходы к проблеме интуиции в философии, психологии и педагогике. Раскрывается связь педагогических способностей с основными характеристиками педагогической деятельности преподавателя высшей школы.
Ключевые слова:
педагогическая интуиция, педагогические способности, структурные компоненты педагогических способностей, основные характеристики педагогической деятельности преподавателя высшей школы.
Summary:
The article deals with pedagogical intuition, its place in the structure of pedagogical abilities of a higher school teacher. Different approaches to the problem of intuition in philosophy, psychology and pedagogy are analyzed. The authors show the relation of pedagogical abilities with the basic features of pedagogical activity of the higher school teacher.
Keywords:
pedagogical intuition, teaching abilities, structural components of pedagogical skills, the main characteristics of pedagogical activity of a higher school teacher.
Проблема развития педагогических способностей преподавателя имеет для высшей школы и теоретическое, и практическое значение. Педагогические способности рассматриваются в современной науке как ряд психических качеств, являющихся необходимыми условиями успешного выполнения педагогической деятельности. Исследования данной проблемы показали, что успешное выполнение педагогической деятельности может быть обеспечено не отдельно взятой способностью, а их своеобразным сочетанием - ансамблем. В ансамбль педагогических способностей, по Н.Д. Левитову, входят: способность к передаче знаний, способность понимать учащихся, самостоятельный и творческий склад мышления, находчивость и быстрая и точная ориентировка в сложившейся ситуации и организаторские способности [1].
В.А. Крутецкий, в дополнение к перечисленным, выделил в структуре педагогических способностей: академические как способности к определенной области науки, речевые как способности ясно и четко выражать свои мысли, авторитарные как способности непосредственного волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться авторитета, дисциплины, коммуникативные как способности к общению, умение найти подход к учащимся и установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта, педагогическое воображение (прогностические способности) как специальные способности предвидеть педагогические последствия своих действий и способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности [2].
М.М. Кашапов вводит в теорию педагогических способностей такое понятие, как абнотив-ность, рассматривая его как комплексную педагогическую способность преподавателя к адекватному и своевременному принятию и сопровождению креативного ученика. Абнотивность, в свою очередь, включает в себя: креативность самого педагога, мотивационно-когнитивный компонент и социальный интеллект [3]. По-видимому, не только креативность, но и уровень социального интеллекта преподавателя высшей школы также является одним из условий формирования социального интеллекта студента [4].
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 8)
В структуре педагогических способностей выделяют личностные характеристики, без которых невозможно их развитие. А.К. Маркова относит к ним такие профессиональные качества личности, как: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая импровизация, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение, педагогическая рефлексия, педагогическая интуиция [5].
Педагогическую интуицию как компонент ансамбля педагогических способностей выделяют большинство исследователей педагогических способностей. Н.В. Кузьмина определяет педагогическую интуицию как «эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода» [6, с. 15]. Педагогика в своем развитии часто вынуждена опираться на житейские представления, но в вопросе о природе интуиции должна брать за основу систему философских знаний.
В.Ф. Асмус проанализировал в своих исследованиях воззрения, сложившиеся о природе интуиции в философии от Платона, рассматривавшего интуицию как вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума, до основателя интуитивизма Бергсона, охарактеризовавшего интуицию как определяющую форму поведения, дающую возможность улавливать все, что остается внешним для интеллекта: движение, изменение вообще, жизнь, историю, дух. Интуиция - не что иное, как высокоразвитая форма инстинкта, которая превосходит рассудок тем, что выражается всегда категорически, в то время как рассудок выражает свои идеи гипотетически. Анализ истории интуиции в философии и математике, выполненный В.Ф. Асмусом, доказывает существование интуиции как непреложного научного факта, что и послужило в значительной степени основой для дальнейшего изучения данной проблемы, как в философии, так и в психологии и педагогике [7].
Д. Майерс в своем труде «Интуиция» попытался дать полное и развернутое описание самых различных сфер человеческого общества, в которых проявляется интуитивное постижение истины: это и спорт, и банковские инвестиции, и медицина, и супружеские отношения, и искусство интервьюирования, и азартные игры, и творческая деятельность [8]. Но педагогической интуиции места в этом перечне не нашлось, чему есть вполне логичное объяснение: многие исследователи не связывают с интуицию с педагогической деятельностью.
Анализируя роль интуиции в деятельности преподавателя высшей школы, мы опираемся на ее психологические характеристики, среди которых выделяем как наиболее значимые: неопределенный, вариативный характер, который проявляется в том, что преподаватель видит только частичные результаты своего труда и взаимодействия со студентом, напряженный характер (большая часть рабочего дня преподавателя протекает в постоянно меняющейся ситуации, он испытывает волнение, нервозность, тревогу) и творческий характер, который заключается в том, что педагогический процесс в высшей школе спрессован во времени, существует тесная взаимосвязь между основными стадиями творческого процесса (планированием, разработкой, осуществлением), сопряженность творчества преподавателя с творчеством студентов, а также осуществление большей части творческого процесса на людях, то есть публичный характер педагогической деятельности [9]. Именно эти характеристики педагогической деятельности в высшей школе требуют развития педагогической интуиции, для которой характерны быстрота формулирования гипотез и принятия решений, а также недостаточная осознанность логических оснований принятия решения. Именно интуиция дает преподавателю возможность находить эффективное решение в условиях неполной информации и дефицита времени на обдумывание. Она может проявляться и как педагогическое предвидение, позволяющее заранее увидеть результаты своих педагогических решений.
Педагогическая интуиция, являясь важным компонентом структуры способностей педагога, с трудом поддается как логическому анализу, так и практическому изучению. Основным методом ее исследования является самонаблюдение. Выполненный нами анализ самонаблюдения нескольких десятков преподавателей выявил, что интуиция проявляется в различных аспектах педагогической деятельности: при чтении специальной литературы, осмыслении педагогической ситуации, планировании, организации учебной работы, ситуаций педагогического общения.
При всей разнице подходов к пониманию природы интуиции в философии, педагогике и психологии в них есть нечто общее: во-первых, это понимание интуиции как непосредственного познания, происходящего без предшествующих рассуждений, этим интуитивные способности, в том числе и педагогические, отличаются от способностей к логическим рассуждениям; во-вторых, для интуиции характерен определенный эмоциональный всплеск, подъем, уверенность в безоговорочной правильности полученного результата и восхищение им; в-третьих, для интуиции велико значение предварительно приобретенных знаний и умений. Интуиция, в том числе и педагогическая, не возникает на пустом месте, ее возникновению предшествует этап накопления знаний и опыта, педагогическая эрудиция.
Педагогическая деятельность обладает собственной спецификой, и, учитывая неполноту и приблизительность информационного поля, в котором принимает решение преподаватель, многообразие возможных вариантов разрешения педагогической ситуации в высшей школе, ограниченность времени для поиска правильного действия, когда точный расчет невозможен, интуитивно найденное решение часто оказывается более верным и удачным с педагогической точки зрения. Именно поэтому изучение интуитивного элемента педагогических способностей, формирование и развитие педагогической интуиции в общем ансамбле педагогических способностей будут способствовать профессиональному становлению и совершенствованию преподавателя высшей школы.
Ссылки:
1. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.
2. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.
3. Кашапов М.М. Теоретические основы исследования и формирования педагогического мышления // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. М., 2001. № 1.
4. Красноок З.П. Развитие социального интеллекта студента в современном образовательном пространстве. Научно-инновационный центр // Инновационные технологии в образовании: теория и практика. Кн. 1. Красноярск, 2012. С. 291-304.
5. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
6. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985. С. 15.
7. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1965.
8. Майерс Д. Интуиция. СПб., 2009.
9. Корнилова Л.А., Кабанова С.В., Красноок З.П. Психология и педагогика высшей школы : учеб. пособие. Краснодар, 2014.