ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2014. № 2
ИНТУИЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА-МАСТЕРА
С.Д. Якушева
(кафедра теории и истории педагогики института педагогики и психологии образования ГБОУВПО "Московский городской педагогический университет"; e-mail: [email protected])
Статья посвящена одной из удивительных способностей современного профессионала — педагогической интуиции, процессу постижения истины в интеллектуальном и эмоциональном смысле. Она, являясь индивидуальным профессиональным качеством, передает подлинный смысл личностной центрации мастерства педагога, когда во главу угла ставятся творческие императивы.
Ключевые слова: личность, педагогическая деятельность, педагог-мастер, интуиция.
Профессиональная деятельность современного педагога представляет собой сложный комплекс многообразных форм и методов, необходимых для гармоничного развития целостной личности. Личность, по мнению А.Н. Леонтьева, не только "момент деятельности, но и ее продукт", "ею не рождаются, а становятся". В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев утверждают, что личность есть высшая инстанция самости, персонализированная, самоопределившаяся среди других, для других и тем самым для себя [1: 167].
В трудах современных философов отмечено, что индивидуальное развитие личности включает в себя три процесса: социализацию — освоение социального опыта; индивидуализацию — формирование отличительных качеств одного человека от другого посредством взаимодействия природных задатков, социальных условий и культуры; персонализацию — формирование личности [2].
Культура личности сочетает в себе внутренние качества и образованность человека. Ибо личность человека, по утверждению академика В. А. Сластенина, формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных,
природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек, как заявляет ученый, не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Личность педагога и профессиональное умение раскрываются в его деятельности. В определенном смысле педагогическая деятельность, считает Г.М. Коджаспирова, — это деятельность управленческая. Педагог в любой ситуации организует свою работу так, чтобы как можно эффективно воздействовать на деятельность других участников этого процесса: детей, родителей, коллег, представителей общественных и государственных образований. Следовательно, педагогическая деятельность выступает как метадеятельность, т.е. деятельность, направленная на организацию и управление [3: 126].
В связи с этим возрастают требования и к профессиональному мастерству педагога. Подлинным педагогом-мастером становится лишь тот, кто оказывает позитивное нравственно-эстетическое воздействие на личность, а это возможно лишь при условии постоянного самосовершенствования.
Педагог-мастер — это специалист высокой культуры, мастер своего дела, в совершенстве владеющий преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладающий психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства.
Итак, сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность.
В целом современная педагогика — это педагогика сотрудничества. Она стремится к активизации самого обучающегося, к тому, чтобы сделать его соратником, соучастником педагогического процесса. Быть мастером — значит предугадывать ход педагогического процесса, возможные осложнения, т.е. владеть педагогическим чутьем (интуицией). Ничего мистического в этом нет. Такая способность может быть развита, однако ее формирование требует определенных усилий.
Исследование интуиции является не совсем уж новым. Упоминание о ней встречаются в работах Платона, Филона Александрийского, Боэция, И. Канта, Р. Декарта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, А. Бергсона, З. Фрейда, К. Юнга, А.С. Макаренко.
Интуиция (от позднелат. intuitio — пристально смотреть) — это:
• знание, возникающее без осознания путей и условий его получения. Она трактуется и как специфическая способность (например, художественная или научная), "целостное охватывание" условий проблемной ситуации (чувственная, интеллектуальная интуиция), механизм творческой деятельности (творческая интуиция) [4: 108];
• процесс непосредственного, минуя развернутые рассуждения и доказательства, постижения истины, способность находить решения на основе опыта, исследовательского "чутья" [5: 41];
• способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий [6: 158];
• чутье, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-либо без развернутого логического обоснования [3: 134]. Это процесс постижения истины в интеллектуальном, эмоциональном или мистическом смысле, характеризующийся ее непосредственным усмотрением, минуя рефлексию. Она близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение, и имеет истоки в бессознательном слое психики человека. В акте она непосредственно "схватывает" сущность вещи, ее глубинные состояния и противоречия; своеобразный тип мышления, при котором отдельные звенья процесса мышления проходят бессознательно, а предельно ясно осознается лишь итог мысли — истина. Бывает достаточной для достижения истины, но чтобы убедить в ее истинности других людей, необходимо доказательство [7: 108];
• непосредственное постижение истины без обоснования с помощью доказательства; чутье, проницательность [8: 224].
Однако исследований, посвященных изучению роли интуиции в профессиональной деятельности педагога, немного.
Педагогическая интуиция представляет собой сложное понятие, имеющее специфическую структуру, каждый компонент которой реализуется в образовательном процессе. В связи с этим педагогическая интуиция трактуется как быстрое, одномоментное принятие решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа. Если на последующих этапах можно обосновать это решение, то говорят об интуиции более высокого уровня, если же нет, то имеет место житейская, эмпирическая интуиция. Интуитивный способ мышления необходим, так как профессиональное чутье зачастую бывает точнее логических выкладок и рассуждений.
Практическое мышление и житейская интуиция могут давать хорошие результаты, примером является народная педагогика [9: 21].
Итак, существуют различные объяснения феномена интуиции. Но при всех различиях подчеркивается связь ее с неосознаваемыми формами психической деятельности, хотя специфика интуиции лежит в познавательных, творческих и оценочных функциях профессиональной деятельности педагога.
Внимание философов, психологов, математиков, педагогов направлено на интуицию. В философии Платон, Р. Декарт, Дж. Локк, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Г. Гегель, А. Бергсон рассматривали интуицию как вид знания, специфика которого обусловлена способом его приобретения. Они определяли его как непосредственное знание, не нуждающееся в доказательстве и воспринимаемое как достоверное.
Е.Л. Фейнберг, Дж. Ньюмен и К. Уилбер, являясь сторонниками метапсихологии, психотерапии, восточных философий, рассматривают интуицию как процесс преобразования подсознательной и бессознательной психической информации в важные и яркие послания, как шестое чувство. Результат такого процесса — знания. При понимании и усвоении знания полученная информация проникает во внутреннее, субъективное пространство человека, становится его частью и тем самым приобретает структурную форму.
Назовем следующие виды интуиции: чувственная; творческая; художественная; интеллектуальная; техническая; предвидения; профессиональная; математическая; принятия решения; нравственная; женская; бытовая и др. Каждая выполняет определенную функцию, что говорит о многофункциональности интуиции.
Так, в математике в исследованиях А. Пуанкаре, В.Ф. Асмуса отмечены:
• аналитическая интуиция — интуиция чистого числа (лежит в основе аналогии), позволяет не выходить за рамки логического знания и избавляет от логических ошибок;
• геометрическая интуиция позволяет выделить непрерывность пространства, его связность, замкнутость, открытость и т.д.;
• физическая интуиция позволяет использовать лежащие за пределами простого пространственного воображения физические представления;
• философская интуиция позволяет создавать новые теории, способствуют расширению связей между научными областями.
Интуиция может проявляться и в разных формах, например в виде образов, мыслей, звуков, ощущений, действий и поведения. Так, Т.А. Флоренская считает, что совесть является формой проявления нравственной интуиции, которую можно развивать как всякую другую способность и таким образом приближаться к реализации в себе потенциального духовного Я. По мнению Л. Дэй, развитие интуиции идет ступенчато от открытия, через осознание, притворство, доверие, изложение, интерпретацию к интеграции.
В профессиональной деятельности интуиция подчиняется определенным задачам, которые педагог сознательно перед собой ставит. В.П. Беспалько заявляет, что любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала. Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т.е. является началом технологии. Интуиция выступает как важная часть педагогической деятельности и играет важную роль в развитии творческого потенциала мастерства педагога.
В.И. Загвязинский выделяет несколько уровней предвидения: интуитивный — интуиция выступает результатом прошлого опыта, но он остается недостаточно осознанным, осмысленным и проанализированным, в связи с этим предвидение на данном уровне является неточным; опытно-аналитический — прогнозы, осуществляющиеся на основе осмысления и анализа опыта, являющиеся эталоном, благодаря которому сверяются определенные ситуации, хотя это не защищает от стереотипности и чревато ошибками; научный — предвидение строится на базе синтеза научного знания, хорошо осмысленного опыта и интуиции [10].
Творческая деятельность педагога характеризуется необходимостью ориентироваться в непрерывно меняющихся ситуациях живого общения, т.е. импровизировать. В переводе с латинского импровизация означает "непредвиденное". Ведь известно, что самой хорошей импровизацией является та, которая подготовлена заранее. Выделяют с технологической точки зрения определенные шаги импровизированной реакции педагога. В.Ю. Питю-ков считает, что к ним относятся: 1) профессиональная оценка ситуативного состояния ученика; 2) "принятие позиции" учеников, обеспечивающее вхождение педагога в контекст возникшей
ситуации как равноправного участника; 3) публичное признание достоинства ученика, проявленного в данном поступке. Эта операция позволяет перевести, поднять ситуацию на более высокий культурный уровень и изменить ракурс рассмотрения проблемы; 4) анализ собственных возможностей и ресурсов педагога, т.е. определение того, что он может сделать, реагируя на ситуацию; 5) перехват инициативы и перевод деятельности в позитивное русло [11].
Н.А. Морева в качестве компонентов готовности к импровизации выделяет уровень знания педагогом предмета и методики его преподавания; умение применять знания по педагогике и психологии, распределять и концентрировать внимание; уровень развития воображения и творческое вдохновение; умение общаться и владение речью и всем психофизиологическим аппаратом; уровень развития интуиции и способности перевоплощаться; умение адекватно проводить анализ ситуации и принимать решения; умение сиюминутно и публично реализовывать принятое решение; умение органично переходить от экспромтного к запланированному [12: 166].
Таким образом, интуиция — стержневой компонент деятельности педагога-мастера, основанная на чувственном восприятии педагогической ситуации, интеграции креативно-творческого и импровизационного качества личности.
Предчувствие и педагогическое чутье (интуиция) помогают педагогу-мастеру выбрать нужную меру воздействия. В чистом виде интуиции не бывает. Какими бы мгновенными ни были интуитивные решения, они всегда предполагают предварительное накопление данных. Ибо озарению, моментальному нахождению правильного педагогического воздействия предшествует напряженный поиск [13: 101]. Интуиция, по утверждению Ю.П. Азарова, — это сплав логического и образного строя мышления, предчувствия, основанного на отдельных, часто разрозненных фактах, а также мысли, которая уже родилась, но еще недостаточно аргу-ментированна.
Интуиция в профессиональной деятельности необходима, так как личные впечатления имеют широкую палитру в освоении приобретаемой информации, обогащении практики, способствуют раскрытию возможностей педагога в целом и его психики в частности, а также становлению и росту профессионального мастерства педагога. Важно подчеркнуть, что, скрепляя собственные предчувствия мыслью, сверяя их с педагогическими знаниями,
педагог находит живую интонацию и стиль общения с обучающимися. Безусловно, выбор верной тональности воздействия определяется главным образом профессиональными качествами и личностной культурой педагога-мастера.
Список литературы
1. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
2. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 735 с.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика. М.: Гардарики, 2004. 527 с.
4. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Научное издание "Большая российская энциклопедия", 2002. 528 с.
5. Педагогический словарь / Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. За-кировой. М.: Издательский центр "Академия", 2008. 352 с.
6. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психологи и педагогика. М.: Вузовский учебник, 2010. 384 с.
7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д: Изд. центр МарТ, 2005. 448 с.
8. Словарь иностранных слов и выражений / Авт.-сост. Е.С. Зе-нович. М.: ООО "Изд. АСТ"; "Олимп", 2000. 784 с.
9. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
10. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2001. 253 с.
11. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. М.: Просвещение, 2006. 320 с.
12. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М.: Издательство "Гном и Д", 2001. 192 с.
13. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2014. 416 с.
INTUITION IN PROFESSIONAL ACTIVITY
OF MODERN PROFICIENT TEACHERS
S.D. Yakusheva
The article is devoted to pedagogical intuition as one of the unique capacities of a modern professional pedagogue, providing attainment of truth in its intellectual and emotional sense. Intonation belongs to a category of individual professional qualities, which discloses the core meaning of tea-
chers' personality-related centration and makes it a corner stone of teachers' creative initiatives.
Key words: personality, pedagogical activity, proficient teacher, intuition.
Сведения об авторе
Якушева Светлана Дмитриевна — кандидат педагогических наук, доцент общеинститутской кафедры теории и истории педагогики института педагогики и психологии образования Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования г. Москвы "Московский городской педагогический университет". Тел.: 8 (499) 181-52-73; e-mail: [email protected]