непрерывное профессиональное образование
А.Н.СЕРГЕЕВ
(Волгоград)
педагог в профессиональном сообществе интернета: четыре этапа -от знакомства к творческому сотрудничеству в сообществе*
Рассматриваются вопросы становления и развития профессиональных интернет-сообществ педагогов, расширения их состава. Описываются особенности деятельности педагога как нового участника профессионального интернет-сообщества. Приводятся характеристики этапов «погружения» педагога в профессиональное интернет-сообщество: начального знакомства, учебно-пользовательского, эвристического и творческого сотрудничества.
Ключевые слова: Интернет, сетевое сообщество, педагог, субъект.
Создание профессиональных сетевых сообществ педагогов является актуальной проблемой современного этапа информатизации образования. Как справедливо указывается, сетевое сообщество педагогов является новой формой организации профессиональной педагогической деятельности в сети Интернет, которая может рассматриваться в двух аспектах -как деятельность педагога, направленная на работу с учащимися, а также как деятельность, направленная на себя, профессиональное самообразование, повышение квалификации [1]. Участие в профессиональных сетевых сообществах позволяет педагогам общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовывать себя и повышать свой профессиональный уровень [Там же]. Справедливо в этой ситуации звучит и мнение о том, что сетевые сообщества педагогов формируют в Интернете профессиональную педагогическую среду, способствуют созданию единого информационного образовательного простран-
* Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 12-36-01338.
ства, обеспечивают распространение лучших педагогических практик.
Вместе с тем сетевые сообщества, в том числе педагогические, не могут быть созданы «со стороны», в «приказном» порядке [3], что определяется как добровольным характером деятельности людей в Интернете, так и пониманием самой сути сетевых сообществ, обязательной характеристикой которых является осознание своей общности [2].
как показали наши исследования, сетевое сообщество следует рассматривать как коллективный субъект социально-информационной деятельности в сети Интернет, что позволяет его определить как группу людей, взаимодействующих на основе коммуникаций Интернета, имеющих общие связи между собой, способных к проявлению совместных форм активности и саморефлексии [6]. При таком понимании становится ясно, что сетевое сообщество не создается извне, а «вырастает» из некоторой сетевой группы, которая в своем развитии последовательно предстает как потенциальное, номинальное и реальное сетевое сообщество.
Согласно нашим исследованиям, уровень развития сетевого сообщества определяется характером взаимодействий его участников. Потенциальное сетевое сообщество предполагает наличие преимущественно предсубъ-ектных взаимодействий, характеризующихся отчужденностью, отсутствием ощущения общности, общих целей и ценностей совместной деятельности. Номинальное сетевое сообщество предполагает появление субъект-объектных взаимодействий, когда участники сетевого сообщества становятся субъектами собственной деятельности, но других участников рассматривают лишь в качестве объектов, обладающих необходимыми для реализации их деятельности ресурсами. Реальное сетевое сообщество, в свою очередь, связывается с появлением преимущественно субъект-субъектных взаимодействий, когда каждый участник сетевого сообщества отражает себя и своего партнера как субъекта, видит ценность в себе и другом [7]. Указанная трактовка позволяет охарактеризовать этапы становления и развития профессиональных сообществ педагогов в сети Интернет, определить соответ-
© Сергеев А.Н., 2013
ствующие механизмы, а также описать особенности расширения состава этих сообществ, вовлечения в их деятельность новых участников.
Так как профессиональное интернет-сообщество педагогов представляет собой коллективный субъект, то адаптация новых участников в сообществе в своей основе будет связана с ростом субъектности педагогов. В этой связи, соглашаясь с мнением Н.К. Сергеева о чертах личности как субъекта деятельности [8, с. 71], а также опираясь на сформулированные А. В. Петровым критерии уровня развития дидактической системы личностноразвивающего компьютерного образования [4, с. 68], приведем следующие характеристики субъектности педагога, определяющие степень его «погружения» в сетевое сообщество:
- способность не только усваивать информацию сетевого сообщества, но и преобразовывать ее, создавать новые информационные ресурсы сетевого сообщества;
- владение умениями, ориентировочными основами деятельности при ее реализации в соответствии с принятыми или самостоятельно выработанными сетевым сообществом установками и задачами;
- осознание собственной значимости для других членов сетевого сообщества, ответственности за результаты деятельности в сообществе;
- способность к нравственному выбору в ситуациях коллизий в сетевом сообществе, стремление определиться, обосновать свой выбор внутри собственного Я;
- способность к рефлексии и саморефлек-сии и потребность в них как условие осознанного регулирования своего поведения в сетевом сообществе;
- способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность в сетевом сообществе с учетом сопутствующих обстоятельств и поставленной цели.
А. В. Петров, описывая динамику развития дидактических систем компьютерного образования, выделил четыре этапа роста субъект-ности обучаемого как центрального элемента этой системы: этап начального знакомства («Я прикасаюсь»), учебно-пользовательский этап («Я познаю»), эвристический этап («Я действую») и этап творческого сотрудничества, («Я общаюсь») [4, с. 114]. Опираясь на указанные результаты, учитывая, что педагог, включаясь в деятельность сетевого сообщества, осваивает новое, а само сетевое сообщество с привлечением новых участников развивается как коллективный субъект, опишем характеристики этапов «погружения» педаго-
гов как новых участников в профессиональное интернет-сообщество по предложенной А. В. Петровым модели.
Этап начального знакомства («Я прикасаюсь») связан с получением первоначальных представлений педагога о сетевом сообществе, определением возможности и целесообразности своего участия в деятельности этого сообщества. Данный этап протекает в условиях, когда связи пока еще потенциального участника и сетевого сообщества являются внешними, информация поступает как напрямую, так и «отражаясь» в мнениях других. Начальное знакомство с сетевым сообществом может происходить через изучение конкретных интернет-ресурсов и результатов деятельности сообщества, отзывы коллег, знакомых людей, описания сообщества в пригласительных сообщениях, публикации в средствах массовой информации и др.
Педагог на этапе первоначального знакомства является пассивным наблюдателем за деятельностью сетевого сообщества, а также потребителем его открытых интернет-ресурсов. Дальнейшее решение об участии в сообществе будет опираться на сложившиеся представления о возможностях реализации собственных потребностей педагога, связанных с доступом к той или иной информации, сервисам сетевого сообщества, возможностью общаться со значимыми людьми.
Таким образом, первое условие успешного развития профессионального интернет-сообщества педагогов заключается в нем самом - оно может успешно развиваться, если содержит ресурсы, способствующие реализации индивидуальных целей и потребностей новых участников. Причем на ранних этапах развития в качестве таких ресурсов будут преимущественно выступать сервисы и электронные материалы, а на более поздних этапах привлекательным может оказаться и социальный ресурс - возможность общаться с участниками сетевого сообщества.
Учебно-пользовательский этап («Я познаю») начинается с момента регистрации в соответствующих сетевых службах и предполагает освоение нового инструментария, существующих сервисов и информационных ресурсов сетевого сообщества. Педагог как новый участник уже является субъектом деятельности, однако эта деятельность предполагает в основном «человеко-машинное» взаимодействие, в процессе которого происходит изучение средств сетевого сообщества, создаются новые ресурсы, электронные материалы сообщества. На данном этапе педагог средствами
сетевого сообщества уже может решать стоящие перед ним задачи (например, поиск информации, разработка электронных материалов для уроков, создание интернет-коллекций образовательных ресурсов для своих учеников и др.).
Для того чтобы данный этап прошел успешно, инструменты сетевого сообщества должны быть просты в освоении, надежны в работе, разнообразны по своим возможностям (в том числе - за счет возможной интеграции с другими сервисами Интернета). Информационные ресурсы сетевого сообщества должны содержать качественный и уникальный материал, востребованный в профессиональной деятельности педагога. Выполнение данных условий позволит педагогу успешно пройти учебно-пользовательский этап «погружения» в профессиональное сообщество в сети Интернет.
Вместе с тем дальнейшее осуществление указанного процесса будет связано с началом активного взаимодействия, общения нового участника с другими членами сетевого сообщества. Условия успешной реализации указанного процесса в данном случае можно рассмотреть с двух сторон - как со стороны сетевого сообщества, так и со стороны нового участника.
Рассматривая первый аспект, следует указать, что основные трудности первых шагов общения в сетевых сообществах Интернета заключаются в ситуации многонаправленной неопределенности, неизвестности и непредсказуемости для нового участника. как указывает в этой связи М. В. Плахтий, на этапе начала общения в новой сетевой группе «невозможность сформировать ожидания, с одной стороны, и сильное расхождение между имеющимися ожиданиями и действительностью - с другой, приводят к возникновению стрессового состояния индивида, которое явно не способствует его эффективной социализации» [5].
Сказанное означает, что условиями успешного начала взаимодействия нового участника с другими членами сетевого сообщества будут максимально прозрачные и понятные правила сетевого сообщества, адекватное этим правилам текущее поведение участников и администраторов. Правила могут отражаться в описании сетевого сообщества, быть оформлены в виде специальной страницы и др. Важно, чтобы они были доступны новому участнику, были прозрачны и понятны, соблюдались в сетевом сообществе.
Анализируя второй аспект успешного начала активного взаимодействия нового участника с другими членами сетевого сообщества, укажем на то, что педагог как состоявшаяся
личность приходит в Интернет с уже сформированными представлениями о собственном Я, в связи с чем возникают проблемы переноса этих представлений в виртуальную среду. По нашему мнению, проблемы представления себя в сетевом сообществе, поиска своей идентичности, конструирования нового образа собственного Я в весьма специфичной среде Интернета создают наиболее серьезные трудности в начале взаимодействия педагога как нового участника с другими членами сетевого сообщества.
Не останавливаясь подробно на описании социальных и психологических аспектов решения указанных проблем, обратим внимание на то, что существенную роль в разрешении указанной ситуации будут играть те инструменты, которые позволяют новому участнику представить себя в сетевом сообществе. Речь идет о создании собственной страницы (профиля участника) в сетевом сообществе, оформлении информационных ресурсов и сообщений пользователя. Предлагаемые средства сетевого сообщества должны ориентировать нового участника на размещение адекватного сложившимся правилам сообщества набора сведений о себе, выбор подходящего графического изображения пользователя, публикацию тех или иных материалов, позволяющих представить себя. Например, вряд ли в профессиональном сообществе педагогов будет уместно использование вымышленных имен - оформление соответствующей страницы пользователя должно явно указывать на то, что новому участнику следует сообщить свои полные имя и фамилию, как это принято в сетевом сообществе педагогов. Выполнение этого условия поможет новому участнику не ошибиться, представить себя другим участникам так, как это принято в данном сообществе.
Таким образом, грамотно спроектированная система инструментальных средств, позволяющая новому участнику адекватно представить себя, также является условием успешного начала взаимодействия нового участника с другими членами сетевого сообщества -условием перехода к эвристическому этапу «погружения» педагога в профессиональное интернет-сообщество.
Эвристический этап («Я действую») предполагает активную деятельность нового участника в сетевом сообществе, его взаимодействие с другими участниками. На данном этапе педагог является субъектом профессиональной деятельности, он в полной мере может работать с информационными ресурсами сетевого сообщества, использовать предлагае-
мые сервисы, общаться с другими участниками для получения сведений, необходимых для решения стоящих перед ним профессиональных задач. При этом характерной чертой этапа «погружения» является именно мотив участия в сообществе - деятельность педагога в данном случае направлена преимущественно на решение актуальных для него самого личностных и профессиональных задач.
Вместе с тем такая деятельность неминуемо связана и с установлением межличностных взаимоотношений. Сетевое сообщество на данном этапе перестает быть однородным, постепенно выстраивается отношение к тем или иным событиям, участникам, определяется круг «значимых других». Актуализируется потребность быть принятым сетевым сообществом, получить признание и поддержку других участников.
Таким образом, условие успешной реализации эвристического этапа во многом будет связано с возможностями сетевого сообщества в плане решения стоящих перед педагогом личностных и профессиональных педагогических задач. На данном этапе должны подтвердиться и раскрыться в новых аспектах первоначальные представления о возможностях использования ресурсов сетевого сообщества для решения собственных задач, деятельность педагога должна получить отклик в сообществе, определенную реакцию, позволяющую оценить свое положение во внутренней системе межличностных взаимоотношений. Если эта оценка говорит о признании нового участника, если есть осознание своей социальной востребованности и значимости в профессиональном интернет-сообществе, то это будет являться основой и мотивом дальнейшей деятельности педагога в нем - на этапе творческого сотрудничества.
Этап творческого сотрудничества («Я общаюсь») характеризуется тем, что педагог выступает субъектом собственной деятельности как в профессиональном плане, так и по отношению к сетевому сообществу. Педагог как новый участник способен к высокому уровню автономности, что является первопричиной совместной деятельности, общения, сотрудничества с теми людьми, с которыми возник «духовный контакт».
На этом этапе происходит осознание себя как члена сообщества, проявляются потребности в собственной необходимости и значимости для других, стремление менять себя и развивать сообщество. Педагогу становится важно не только решить какую-либо педагогическую проблему с использованием ресурсов сетевого сообщества, но и предложить это реше-
ние остальным, внести свой вклад в информационную базу сообщества, получить признание своего труда другими участниками.
Условием успешной реализации этапа творческого сотрудничества будет способность сетевого сообщества к нововведениям, собственному изменению. Если профессиональное интернет-сообщество педагогов открыто для таких изменений, то оно способно к развитию. При этом данная способность является социальной характеристикой, определяется системой межличностных отношений между участниками. «Люди чаще всего приходят в сеть Интернет в поисках информации, но остаются они в сети благодаря тем отношениям, которые складываются между ними и другими людьми» [3]. Развитие сетевого сообщества как социальной группы будет являться первопричиной его изменения и в плане расширения информационной базы, совершенствования его информационных интернет-ресурсов.
Таким образом, участие педагога в профессиональном сетевом сообществе непосредственно связано с процессами его становления как субъекта сетевой, а также профессиональной педагогической деятельности. Это позволяет заключить, что профессиональные интернет-сообщества педагогов обладают значительным потенциалом в плане решения профессиональных педагогических задач, связанных как с текущей деятельностью педагога, так и с его профессиональным саморазвитием, самообразованием. При этом сами интернет-сообщества педагогов будут менять и облик собственно Интернета, оказывать влияние на положение всего сообщества педагогов в целостной системе общественных отношений.
Надеемся, что сформулированные выше теоретические положения и рекомендации послужат ориентиром в процессе проектирования и планирования деятельности профессиональных интернет-сообществ педагогов, позволят эффективнее решать профессиональные задачи в сфере образования с использованием возможностей сети Интернет.
Литература
1. Владимирова Л.П. Сетевые профессиональные сообщества учителей // Лаборатория дистанционного обучения: сайт / Ин-т содержания и методов образования Рос. акад. образования. 2004. URL : http://distant.ioso.ru/for%20teacher/25-11-04/sps.htm (дата обращения: 26.09.2013).
2. Нестеров В. К вопросу о динамике сетевых сообществ // Флогистон: Психология из первых рук. 2000. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/ groupdyn (дата обращения: 26.09.2013).
3. Патаракин Е.Д. Формы сетевого сотрудничества // Международный форум «Образовательные технологии и общество». Казань, 2004. № 7 (2). С. 236-246.
4. Петров А.В. Методологические и методические основы личностно-развивающего компьютерного образования: моногр. Волгоград: Перемена, 2001.
5. Плахтий М.В. Социально-психологические особенности организации обучения в интернет-сообществах // Информатика и образование. 2007. № 8. С. 39-42.
6. Сергеев А.Н. Обучение в сетевых сообществах Интернета как направление информатизации образования // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. «Педагогические науки». 2011. №8(62). С. 73-77.
7. Сергеев А.Н. Сетевое сообщество как субъект образовательной деятельности в сети Интернет // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: www.science-education.ru/106-7475 (дата обращения: 26.09.2013).
8. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (Вопросы теории): моногр. СПб.-Волгоград: Перемена, 1997.
* * *
1. Vladimirova L.P. Setevyie professionalnyie soobschestva uchiteley // Laboratoriya distantsionnogo obucheniya: sayt / In-t soderzhaniya i metodov obrazovaniya Ros. akad. obrazovaniya. 2004. URL : http://distant.ioso.ru/for teacher/25-11-04/sps.htm (data obrascheniya: 26.09.2013).
2. Nesterov V. K voprosu o dinamike setevyih soobschestv // Flogiston: Psihologiya iz pervyih ruk. 2000. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/groupdyn (data obrascheniya: 26.09.2013).
3. Patarakin E.D. Formyi setevogo sotrudnichest-va // Mezhdunarodnyiy forum «Obrazovatelnyie tehno-logii i obschestvo». Kazan, 2004. № 7 (2). S. 236-246.
4. Petrov A. V. Metodologicheskie i metodicheskie osnovyi lichnostno-razvivayuschego kompyuternogo obrazovaniya: мonogr. Volgograd : Peremena, 2001.
5. Plahtiy M.V. Sotsialno-psihologicheskie oso-bennosti organizatsii obucheniya v internet-soob-schestvah // Informatika i obrazovanie. 2007. № 8. S. 39-42.
6. Sergeev A.N. Obuchenie v setevyih soob-schestvah Interneta kak napravlenie informatizatsii obrazovaniya // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser. «Pedagogicheskie nauki». 2011. № 8(62). S. 73-77.
7. Sergeev A.N. Setevoe soobschestvo kak sub'ekt obrazovatelnoy deyatelnosti v seti Internet // Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya. 2012. № 6. URL: www.science-education.ru/106-7475 (data obrascheniya: 26.09.2013).
8. Sergeev N.K. Nepreryivnoe pedagogicheskoe obrazovanie: kontseptsiya tehnologii uchebno-nauch-no-pedagogicheskih kompleksov (Voprosyi teorii): monogr. SPb.-Volgograd: Peremena, 1997.
Teacher in the professional community of the Internet: four stages from acquaintance to creative collaboration in the community
There are considered the issues of establishment and development of professional Internet communities of teachers, increase in their number. There are described the peculiarities of work of a teacher as a new participant of the professional Internet community. There are considered the characteristics of the stages of teacher’s "immersion ” in the professional Internet community: initial acquaintance, learning and user’s stage, heuristic and creative collaboration.
Key words: the Internet, network community, teacher, subject.
е.а. савина
(Москва)
психолого-пЕДАГогиЧЕсКАЯ подготовка начинающих преподавателей технического университета
Выделены специфические особенности условий реализации программы «Преподаватель высшей школы» в техническом университете. Описана созданная в вузе система подготовки преподавателей, обеспеченная комплексом психологодидактического сопровождения.
Ключевые слова: система подготовки преподавателей высшей школы, психолого-педагогическая подготовка преподавателей, затруднения в области психологической культуры преподавателя вуза, система сопровождения обучения преподавателей.
Современная образовательная парадигма ориентирована прежде всего на становление духовного облика наиболее образованных его членов, способных не только развивать избранные сферы деятельности, но и руководить прогрессом самого общества. Вступление России в Болонский процесс обусловило необхо-
© Савина Е.А., 2013