Научная статья на тему 'Обучение в сетевых сообществах Интернета как направление информатизации образования'

Обучение в сетевых сообществах Интернета как направление информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1231
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / СЕТЕВОЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INTERNET / NETWORK COMMUNITY / NETWORK LEARNING PROJECT / INFORMATIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеев Алексей Николаевич

Освещаются базовые вопросы теории обучения в сетевых сообществах Интернета. Раскрывается понятие сетевого сообщества как коллективного субъекта социальноинформационной деятельности в сети Интернет, описываются образовательные возможности сетевых сообществ, а также особенности реализации учебных проектов в сообществах Интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are covered the basic issues of teaching theory in the Internet network communities. There is revealed the notion of network community as a collective subject of social and informational activity on the Internet, described the educational opportunities of network communities, as well as the peculiarities of educational projects realization in the Internet communities.

Текст научной работы на тему «Обучение в сетевых сообществах Интернета как направление информатизации образования»

А.Н. СЕРГЕЕВ (Волгоград)

обучение в сетевых сообществах интернета как направление информатизации образования

Освещаются базовые вопросы теории обучения в сетевых сообществах Интернета.

Раскрывается понятие сетевого сообщества как коллективного субъекта социальноинформационной деятельности в сети Интернет, описываются образовательные возможности сетевых сообществ, а также особенности реализации учебных проектов в сообществах Интернета.

Ключевые слова: Интернет, сетевое сообщество, сетевой учебный проект, информатизация образования.

Развитие технологий во всех сферах человеческой деятельности, всеобщая информатизация и усиление возможностей цифровых коммуникаций приводят к глубоким изменениям в жизни каждого человека. Значительное влияние указанные процессы оказывают на сферу образования, информатизация которой имеет фундаментальное значение в условиях динамично меняющегося мира, увеличения роли и объемов информации, глобальной взаимосвязанности и взаимозависимости.

Развитие глобальных коммуникационных систем сопровождается утверждением новых культурных ценностей, способов деятельности и самореализации, что в наибольшей своей степени проявляется в среде молодежи. Школьники и студенты активно используют возможности Интернета, рассматривают глобальную Сеть как доступный источник информации, среду общения и самореализации, досуговой и творческой деятельности. По своей сути это определяется новым характером отношения людей в компьютерной сети и отражает современные пути становления информационного общества.

Вместе с тем, несмотря на большие возможности глобальных коммуникационных систем и интерес к новым технологиям со стороны молодежи, в реальной образовательной практике глубокий потенциал Интернета реализуется лишь частично. Например, Интер-

нет рассматривается как основа для изучения тех или иных сетевых технологий, используется в качестве справочного (информационного) ресурса для организации доступа к специально подготовленным образовательным сайтам, связывается с реализацией дистанционных образовательных технологий для обучения в условиях территориальной разделенности.

Указанные направления, несомненно, позволяют решать важные задачи школьной и вузовской подготовки, однако феномен Интернета как целостности - особой социальной и культурной среды, реализующей современные пути становления информационного общества, отражают слабо. Это создает определенный барьер в развитии процессов информатизации образования, направленных на реализацию наиболее актуальных возможностей информационных и коммуникационных технологий, препятствует появлению педагогических технологий, адекватных целям и задачам информатизации образования.

В чем причины указанной проблемы? Трудно согласиться, что в настоящее время есть технические ограничения доступа к Интернету, что в Сети отсутствует достаточное число образовательных ресурсов, а также возникают проблемы с освоением разнообразного интернет-инструментария. С нашей точки зрения, проблемы использования Интернета в образовании связаны прежде всего с недостаточной проработкой в педагогической теории феномена Интернета как целостности, не вполне адекватным пониманием самой сути глобальной Сети и ее образовательных возможностей.

Сеть Интернет понимается чаще всего как техническая система и информационный ресурс, а не социальная среда, где представлены люди. Однако именно социальные аспекты Интернета позволяют целостно раскрыть как техническую и информационную основу функционирования систем глобальных коммуникаций, так и внутренние характеристики использования новых технологий пользователями Интернета [1].

Новый взгляд на Интернет, опирающийся на целостный образ глобальной Сети и ее влияние на процессы всеобщей информатизации, требует разработки новых подходов, понятийной системы, путей построения педагогических технологий, адекватных возможностям Интернета и потребностям информатизации современного образования.

© Сергеев А.Н., 2011

Наше исследование показало, что феномен Интернета как социальной и культурной среды глубоко и целостно раскрывается через понятие «сетевое сообщество», отражающее как технологические основы способов деятельности людей на основе телекоммуникаций, так и структуру глобальной Сети, характер межличностных взаимоотношений, мотивационную и ориентировочную основу деятельности людей в глобальной информационной среде. Понятие сетевого сообщества может быть заложено в основу определения образовательных возможностей Интернета, а также проектирования и реализации соответствующих педагогических технологий [2].

Что представляет собой сетевое сообщество? Понятие «сообщество» имеет долгую историю развития и относится чаще всего к обозначению группы людей, имеющих общие цели, интересы, ценности и потребности; ресурсы, контекст и язык общения. При этом в философии убедительно обосновывается: то общее, что связывает людей в сообществе, не обязательно должно складываться через личный контакт и непосредственные взаимоотношения. «Книга или письмо могут создать более тесную связь между людьми, разделенными огромным расстоянием, чем та, что порой существует между живущими под одной крышей» (Дж. Дьюи). Это позволяет понять методологические основания функционирования сообществ людей в сети Интернет, основанных на регулярном обмене информацией средствами компьютерных коммуникаций.

Сетевые сообщества возникают на основе сетевого взаимодействия, общих целей, ценностей и интересов сетевой деятельности, что связано с совместным созданием, обработкой и обменом информации, направлено на изменение функционирования самих сообществ как социальных систем (С.В. Бондаренко, В.Ю. Нестеров, Е.Д. Патаракин, А.М. Сапов, М.Ф. Сафронова, Н.К. Тальнишних и др.). Это позволяет трактовать сетевое сообщество как коллективный субъект социальноинформационной деятельности в сети Интернет, что при анализе сетевых сообществ дает возможность обратиться к фундаментальным исследованиям феномена групповой и индивидуальной субъектности (А.В. Бруш-линский, И.В. Вачков, К.М. Гайдар, А.Л. Журавлев, Б.Ф. Ломов, В.В. Рубцов и др.), определить психологические характеристики межличностных и межгрупповых отношений в сетевых сообществах, выделить общее в субъектных свойствах личности и группы, выявить

уровни и механизмы развития группы пользователей Интернета как сетевого сообщества.

Сетевое сообщество как коллективный субъект социально-информационной деятельности в сети Интернет можно определить как группу людей, взаимодействующих на основе коммуникаций Интернета, имеющих общие связи, способных к проявлению совместных форм активности и саморефлексии [2, с. 76]. Образовательные возможности сообществ Интернета определяются тем, что сетевые сообщества выступают как фактор личностного развития и субъектного становления обучаемых, реализуют образование как «вхождение в культуру» информационного общества, способствуют формированию у личности представления о себе [3]. Так, возможности личностного развития обучаемых в сетевых сообществах Интернета связываются с тем, что последние, являясь ближайшим окружением личности в сетевой компьютерной среде, обеспечивают взаимодействие личности с окружающим социумом, что является непременным условием формирования личности, развития востребованных личностных качеств (Г.С. Батищев, В.В. Сериков, В.И. Сло-бодчиков и др.).

Участие в сетевом сообществе предполагает социализацию личности, которая представляется как усвоение и воспроизводство личностью культурных ценностей и социальных норм, саморазвитие и самореализация человека в том обществе, в котором он живет (А.В. Мудрик, А.В. Петровский и др.). Учебная деятельность в сетевых сообществах Интернета дает возможность развития личности обучаемого через его социализацию в Интернете, а также меняет облик самой компьютерной сети, создавая новые условия для обучения.

Важное направление в осмыслении образовательных возможностей сетевых сообществ Интернета раскрывается через призму культурологического подхода как концепции личностно ориентированного образования. Культурологический подход - это видение образования сквозь призму понятия культуры, его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде (Е.В. Бондаревская).

Образовательные возможности сетевых сообществ в этом плане связаны с тем, что технологии Интернета приводят к расширению поля культуры, выражающемуся как через проявление информационных черт традиционных культур, так и через возникнове-

ние «новых культур» информационного общества. Новые культуры Интернета непременно связываются с сетевыми сообществами (субкультурами Интернета), которые обнаруживают собственный язык общения, внутреннюю иерархию, набор устоявшихся идей, определенные этические нормы и др. (Н.К. Тальниш-них). Учитывая, что образ сетевого сообщества может во многом зависеть от личности педагога, обучение в сообществах Интернета может послужить очень мощным ресурсом для создания педагогических условий освоения культурного опыта молодежью.

Формирование представлений о себе в социальной среде Интернета раскрывает еще одну грань образовательных возможностей сетевых сообществ Интернета. Особенности протекания процессов познания себя в сетевых сообществах связаны с тем, что, с одной стороны, сеть Интернет как виртуальная среда дает принципиально новые возможности для конструирования своего образа, обеспечивая чрезвычайную гибкость, простор для экспериментирования и одновременной апробации многих образов, с другой - в Интернете человек представлен именно образом себя, а это означает, что такое конструирование является непременным этапом погружения в виртуальность.

В сети Интернет человек в максимальной степени может сам определять свой образ, компенсируя те или иные сложности, испытываемые пользователем в реальном взаимодействии, определяя соответствие представлений о себе в сочетании со сравнением себя с определенной группой людей (Л.П. Ха-ляпина). При этом не только сам человек влияет на свой виртуальный образ, но происходит и обратный процесс - виртуальный образ влияет на свойства самой личности (Е.П. Белинская, А.Е. Жичкина). Это означает, что образовательные возможности сетевых сообществ Интернета связаны с возможностью вести целенаправленное создание особых условий личностного развития обучаемых, определяемого освоением новых значимых сторон собственного Я.

Как видим, образовательные возможности сетевых сообществ Интернета открывают новые пути реализации личностно ориентированного образования, что в Интернете возможно при условии организации совместной учебной деятельности в сетевых сообществах учащихся и педагогов. На уровне описания педагогической технологии такая деятель-

ность раскрывается через характеристики сетевых учебных проектов, понимаемых нами как учебные проекты в сетевых сообществах Интернета.

Обращаясь к характеристикам педагогических технологий, адекватных структуре деятельности людей в сетевых сообществах Интернета, следует прежде всего указать, что педагогическая технология с современных позиций предстает как строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.). Акцент на научный подход при проектировании педагогических технологий задает необходимость выявления объективных связей и закономерностей, определяющих совместную деятельность педагогов и обучаемых. Применительно к особенностям обучения в сети Интернет такие объективные связи и закономерности раскрываются через характеристики сетевых сообществ, что способно послужить основой проектирования и реализации педагогических технологий.

Важнейшим вопросом, предваряющим проектирование педагогических технологий, реализующих образовательные возможности сетевых сообществ Интернета, является вопрос об этапах становления и уровнях развития сетевых сообществ. Поиск ответа на этот вопрос вновь опирается на понимание сетевого сообщества как коллективного субъекта социально-информационной деятельности в сети Интернет.

Следуя идеям И.В. Вачкова, А.Л. Журавлева, Е.И. Сахарчук об этапах становления и уровнях развития коллективного субъекта, мы выделили следующие уровни развития сетевых сообществ: 1) потенциальный, 2) номинальный, 3) уровень реального сетевого сообщества. Данные уровни выделены на основе возможных типов взаимодействия членов сетевого сообщества, различающихся по критерию придания субъектной ценности.

На потенциальном уровне сетевого сообщества эти взаимодействия носят предсубъ-ектный характер, отличаются отчужденностью, когда участники взаимодействия не связаны чем-то общим, не придают какой-либо ценности совместным обсуждениям. Номинальный уровень сетевого сообщества связан с возникновением субъект-объектного взаимодействия, когда каждый из его членов уже может выступать активным субъектом некоторой деятельности и обращаться к другим

членам сообщества для ее реализации. Однако в этом случае сетевая деятельность задается преимущественно извне, детерминируется внешними по отношению к сетевому сообществу условиями. Уровень реального сетевого сообщества определяется наличием субъект-субъектных взаимодействий, когда участники сетевой деятельности отражают себя и своего партнера как субъектов, видят ценность в себе и в другом. Главная характеристика субъект-субъектных взаимодействий в сетевом сообществе заключается в том, что они являются не только результатом активности отдельных членов сетевого сообщества, но и источником такой активности, лежащим в данном случае «внутри» сообщества.

Каждый из указанных уровней описывает сетевое сообщество на соответствующем этапе его становления, которое предстает как повышение субъектности некоторой сетевой группы от потенциального уровня - к уровню реального сетевого сообщества.

Выделение уровней развития сетевого сообщества создает основу для описания логики реализации учебных проектов в сетевых сообществах Интернета. Опираясь на то, что учебные проекты реализуются по четырем обобщенным этапам (подготовительный; организация проектной деятельности; разработка проекта; презентация результатов, обсуждение, рефлексия), логика развертывания сетевых учебных проектов, а также характеристики деятельности педагогов и обучаемых раскрываются через анализ взаимосвязи этих этапов с потенциальным, номинальным и реальным уровнями развития сетевого сообщества.

Так, подготовительный этап связан с потенциальным уровнем развития сетевого сообщества. На этом этапе определяются цель и проблематика проекта, круг участников, сроки реализации, проводится необходимая подготовка. Ведущая роль в сетевом учебном проекте на данном этапе отводится педагогу как организатору проекта, а обобщенная цель заключается в создании необходимых условий для осуществления учебной проектной деятельности в сети Интернет. Сама осуществляемая деятельность предполагает лишь изучение и апробацию инструментария компьютерной сети.

На этапе организации проектной деятельности ведется начальная разработка проекта - совместное обсуждение общих идей проекта, определение конкретных исследовательских тем, разделение обучаемых на груп-

пы, определение общих правил и сроков разработки собственных материалов, критериев их оценивания и др. Деятельность обучаемых и педагогов одинаково активная, предполагает интенсивное обсуждение и выработку единых точек зрения по разным вопросам.

Применительно к сетевому сообществу в проектной деятельности происходит определение групповых целей и задач, вырабатываются групповые нормы и правила, формируются первичные представления каждого об участниках группы, своей роли и статусе в данном сообществе. Обучаемые получают опыт «вхождения» в сетевое сообщество, использования компьютерного инструментария сетевых сообществ для совместного решения конкретных стоящих перед ними учебных задач.

Такие характеристики означают, что уровень субъектности сетевого сообщества на данном этапе повышается и оно носит черты номинального. Последнее утверждение обосновано тем, что деятельность обучаемых в сетевом сообществе задается преимущественно педагогом, существующие взаимодействия являются в основном субъект-объектными.

Этап разработки учебного проекта в сети Интернет не отделим от этапа презентации результатов проектной деятельности, обсуждения и рефлексии, что обусловлено публичностью сетевой разработки, а также возможностью ее проведения большим числом участников, которые могут координировать свою деятельность через компьютерную сеть. Такая разработка и сетевая деятельность в ходе реализации учебного проекта, собственно, и составляют суть жизни сетевого сообщества, которое должно выстраиваться на приоритете субъект-субъектных отношений. Наличие последних позволяет говорить о том, что сетевое сообщество представлено на реальном уровне, когда каждый из участников сетевого учебного проекта понимает ценность себя и Другого, а источник совместной активности находится «внутри» сетевого сообщества.

Отметим, что на данном этапе существенно меняется роль учителя по сравнению с традиционным обучением. От учителя в сетевом сообществе требуется не столько преподавание, сколько создание условий для совместной активности обучающихся, проявления у них интереса к познавательной деятельности, самообразованию, совместному творчеству и самореализации в сети Интернет.

Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора совместной познавательной деятельности обучаемых, партнера и наставника в сетевой компьютерной среде. Сетевые сообщества предъявляют новые требования к подготовке учителя, но отметим, что при этом обеспечивают и возможности для ее осуществления. Обучение в сообществах Интернета может послужить хорошей основой для совершенствования процесса профессиональной подготовки учителя, создания особых условий становления и развития ключевой, базовой и специальной компетентностей педагога [4].

Таким образом, теория обучения в сетевых сообществах Интернета создает новый контекст и является новым направлением информатизации образования. Сетевое сообщество как коллективный субъект социальноинформационной деятельности в сети Интернет выступает методологическим ориентиром и мощным ресурсом проектирования и реализации педагогических технологий. «Создавать сообщества, а не сайты!» - таким должен быть девиз исследователей и педагогов-практиков, обращающих внимание на проблемы использования в образовании сети Интернет.

Обучение в Интернете, опирающееся на создание сетевых сообществ, пока еще только развивается в отечественной и зарубежной практике, но развивается оно активно, и мы надеемся, что предложенные нами идеи помогут конструктивно подойти к вопросам научного обоснования образовательных возможностей Интернета, проектирования и реализации педагогических технологий, адекватных целям и задачам современного этапа информатизации образования, а также разработки новых направлений профессиональной подготовки будущих учителей.

литература

1. Сергеев А.Н. Обучение в сообществах в контексте возможностей Интернета // Педагогика.

2009. №5. С. 36-41.

2. Сергеев А.Н. Теоретические основы и технологии обучения в сетевых сообществах Интернета : моногр. Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена»,

2010.

3. Сергеев А.Н. Личностное развитие обучающихся в сетевых образовательных сообществах // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2009. №4. С. 51-58.

4. Сергеев А.Н. Профессиональная подготовка будущих учителей в контексте обучения в сетевых

сообществах Интернета // Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. Серия «Педагогические науки». 2010. №1 (45). С. 89-94.

Teaching in Internet network communities as an area of education informatization

There are covered the basic issues of teaching theory in the Internet network communities. There is revealed the notion of network community as a collective subject of social and informational activity on the Internet, described the educational opportunities of network communities, as well as the peculiarities of educational projects realization in the Internet communities.

Key words: Internet, network community, network learning project, informatization of education.

л.п. разбегаева

(волгоград)

ценностно-коммуникативный подход в гуманитарном образовании: сущность, результаты, перспективы

Представлены результаты и перспективы исследований в рамках научной школы, базирующейся на ценностно-коммуникативном подходе в гуманитарном образовании; обосновываются методологические позиции целеполагания, принципы отбора содержания гуманитарного образования, факторы организации педагогического взаимодействия в гуманитарной образовательной среде. Раскрывается необходимость аксиологизации содержания современного образования.

Ключевые слова: ценность, ценностнокоммуникативный подход, аксиологическая среда гуманитарного образования, ценностно-смысловая коммуникация, универсальные гуманистические ценности.

Модернизация современного образования основывается на инновационных процессах. Они нацелены на развитие личности и становление ее ценностного сознания. Это напрямую соотносится с целями и спецификой гу-

© Разбегаева Л.П., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.