известия вгпу
3. Патаракин Е.Д. Формы сетевого сотрудничества // Международный форум «Образовательные технологии и общество». Казань, 2004. № 7 (2). С. 236-246.
4. Петров А.В. Методологические и методические основы личностно-развивающего компьютерного образования: моногр. Волгоград: Перемена, 2001.
5. Плахтий М.В. Социально-психологические особенности организации обучения в интернет-сообществах // Информатика и образование. 2007. № 8. С. 39-42.
6. Сергеев А.Н. Обучение в сетевых сообществах Интернета как направление информатизации образования // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. «Педагогические науки». 2011. №8(62). С. 73-77.
7. Сергеев А.Н. Сетевое сообщество как субъект образовательной деятельности в сети Интернет // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: www.science-education.ru/106-7475 (дата обращения: 26.09.2013).
8. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (Вопросы теории): моногр. СПб.-Волгоград: Перемена, 1997.
* * *
1. Vladimirova L.P. Setevyie professionalnyie soobschestva uchiteley // Laboratoriya distantsionnogo obucheniya: sayt / In-t soderzhaniya i metodov obrazovaniya Ros. akad. obrazovaniya. 2004. URL : http://distant.ioso.ru/for teacher/25-11-04/sps.htm (data obrascheniya: 26.09.2013).
2. Nesterov V. K voprosu o dinamike setevyih soobschestv // Flogiston: Psihologiya iz pervyih ruk. 2000. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/groupdyn (data obrascheniya: 26.09.2013).
3. Patarakin E.D. Formyi setevogo sotrudnichest-va // Mezhdunarodnyiy forum «Obrazovatelnyie tehno-logii i obschestvo». Kazan, 2004. № 7 (2). S. 236-246.
4. Petrov A. V. Metodologicheskie i metodicheskie osnovyi lichnostno-razvivayuschego kompyuternogo obrazovaniya: мonogr. Volgograd : Peremena, 2001.
5. Plahtiy M.V. Sotsialno-psihologicheskie oso-bennosti organizatsii obucheniya v internet-soob-schestvah // Informatika i obrazovanie. 2007. № 8.
S. 39-42.
6. Sergeev A.N. Obuchenie v setevyih soob-schestvah Interneta kak napravlenie informatizatsii obrazovaniya // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser. «Pedagogicheskie nauki». 2011. № 8(62). S. 73-77.
7. Sergeev A.N. Setevoe soobschestvo kak sub'ekt obrazovatelnoy deyatelnosti v seti Internet // Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya. 2012. № 6. URL: www.science-education.ru/106-7475 (data obrascheniya: 26.09.2013).
8. Sergeev N.K. Nepreryivnoe pedagogicheskoe obrazovanie: kontseptsiya tehnologii uchebno-nauch-no-pedagogicheskih kompleksov (Voprosyi teorii): monogr. SPb.-Volgograd: Peremena, 1997.
Teacher in the professional community of the Internet: four stages from acquaintance to creative collaboration in the community
There are considered the issues of establishment and development of professional Internet communities of teachers, increase in their number. There are described the peculiarities of work of a teacher as a new participant of the professional Internet community. There are considered the characteristics of the stages of teacher’s "immersion ” in the professional Internet community: initial acquaintance, learning and user’s stage, heuristic and creative collaboration.
Key words: the Internet, network community, teacher, subject.
Е.А. САвиНА (Москва)
психолого-педагогическая подготовка начинающих преподавателей технического университета
Выделены специфические особенности условий реализации программы «Преподаватель высшей школы» в техническом университете. Описана созданная в вузе система подготовки преподавателей, обеспеченная комплексом психологодидактического сопровождения.
Ключевые слова: система подготовки преподавателей высшей школы, психолого-педагогическая подготовка преподавателей, затруднения в области психологической культуры преподавателя вуза, система сопровождения обучения преподавателей.
Современная образовательная парадигма ориентирована прежде всего на становление духовного облика наиболее образованных его членов, способных не только развивать избранные сферы деятельности, но и руководить прогрессом самого общества. Вступление России в Болонский процесс обусловило необхо-
© Савина Е.А., 2013
димость дальнейшей модернизации системы высшего профессионального образования [8].
Практическая реализация новой образовательной парадигмы возможна лишь при высоком уровне профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава. Поэтому перед российским высшим образованием возникла проблема обеспечения кадрами высокой квалификации для обучения студентов.
Систему подготовки преподавателей высшей школы мы понимаем как процесс, направленный на реализацию новых методологических подходов, концептуальных идей в соответствии с актуальными и перспективными запросами страны, общества, вузов, самих преподавателей.
Относительно путей развития системы профессиональной подготовки преподавателей высшей школы считаем, что в техническом университете условия реализации дополнительной образовательной программы «Преподаватель высшей школы» имеют свои особенности.
Выпускники технических вузов, не имеющие педагогического образования, но работающие в качестве преподавателей, недостаточно владеют необходимыми общими и профессиональными компетенциями для решения задач современного высшего профессионального образования, в отличие от преподавателей высших учебных заведений педагогического профиля, имеющих профессиональное высшее педагогическое образование.
Недостаточен уровень педагогической подготовки и у аспирантов технических вузов, т.к. в отличие от аспирантов педагогических вузов они не изучали педагогику и психологию высшей школы, методики преподавания учебных дисциплин. По окончании аспирантуры специалист в той или иной предметной области начинает свою педагогическую деятельность в вузе по профилю защищенной диссертации. Начинающий преподаватель, не имея навыков педагогической деятельности, может годами эмпирическим путем идти к педагогическому мастерству.
Второй особенностью условий реализации дополнительной образовательной программы «Преподаватель высшей школы» можно считать тот факт, что преподаватели технических вузов не считают важным совершенствование себя в области педагогической деятельности. В преподавании инженерных и технических дисциплин считается первоочередным только содержание преподаваемой дисциплины, а не методика. В настоящее время это мне-
ние является главенствующим не только среди начинающих, но и среди преподавателей с большим стажем.
однако теоретические исследования и практика показывают, что, не владея элементарными педагогическими знаниями, квалифицированный профессионал в научной области не в достаточной степени обеспечивает полноценное образование студентов вузов, в том числе и техническое. У такого преподавателя студенты «не могут в процессе контроля воспроизвести даже основных, базовых определений, не говоря уже об осмыслении сложных нюансов изложенного материала» [8].
Третья, на наш взгляд, особенность условий реализации дополнительной образовательной программы «Преподаватель высшей школы» заключается в специфике педагогического труда. Педагогическая деятельность содержит выраженную рутинную составляющую, связанную с неизбежностью повторения одних и тех же действий. Человеку с инженерным, техническим образованием, с желанием проводить свое научное исследование в тягость рутинная педагогическая работа.
Следующая особенность заключается в том, что многие сегодняшние студенты имеют существенные пробелы в знаниях по учебным дисциплинам, особенно по физике, математике и др., и не готовы к обучению в техническом вузе на достаточном уровне. Несоответствие требований технического вуза и подготовки учащихся в школе вызывает негативное отношение к процессу обучения у преподавателей. Возникает проблема быстрого устранения пробелов в знаниях студентов, недополученных в школах.
Таким образом, сложившуюся ситуацию можно определить как очередной конфликт между качеством подготовки выпускников технических учебных заведений и требованиями педагогической сферы [10].
Выделенные особенности реализации программы профессиональной подготовки преподавателей высшей школы в техническом университете позволяют сориентировать технический вуз на создание системы психологопедагогической подготовки начинающих преподавателей.
В Московском государственном строительном университете (МГСУ) существует положительный опыт подготовки преподавателей высшей школы, имеющих различные базовые технические, инженерные и строительные специальности. Основной особенностью системы психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей техниче-
ского университета можно считать их затруднения в области психологической культуры: в повышении уровня своей адаптации [1]; в учебной мотивации студентов [11]; в содержании педагогических компетентностей [4; 15]; контрольно-диагностической деятельности [8]; психоэмоциональной саморегуляции [7]; в неустойчивой или недостаточной профессиональной самоидентификации [10].
Такие затруднения обусловлены недостатком психологических знаний у преподавателей, в том числе о развитии личности студента. Кафедра психологии МГСУ выступила с инициативой реализации программы профессиональной подготовки преподавателей в техническом университете.
Программа рассчитана на подготовку к педагогической деятельности в высшем учебном заведении магистрантов, аспирантов, а также специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж научнопедагогической работы не менее двух лет. Целью программы является подготовка будущего преподавателя высшей школы к учебной и научно-исследовательской деятельности, включающей реализацию основных образовательных программ и учебных планов высшего профессионального образования на уровне, отвечающем государственным образовательным стандартам; разработку и применение современных образовательных технологий, выбор оптимальной стратегии преподавания и целей обучения, создание творческой атмосферы образовательного процесса; выявление взаимосвязей научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, использование результатов научных исследований для совершенствования образовательного процесса; формирование профессионального мышления, воспитание гражданственности, развитие системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества; проведение исследований частных и общих проблем высшего профессионального образования.
В системе психолого-педагогического сопровождения обучения преподавателей технического вуза по реализации программы «Преподаватель высшей школы» сотрудниками кафедры психологии МГСУ определены основные направления работы: анализ и оценка состояния существующей системы профессиональной подготовки преподавателей высшей школы, в техническом вузе в частности [3; 5]; определение условий реализации психологопедагогической подготовки молодых преподавателей технического вуза [4; 11; 12]; апроба-
ция и оценка механизма модернизации и деятельности межвузовского центра профессиональной подготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы [13; 14].
По основным направлениям работы, в которых нашли отражение особенности реализации программы профессиональной подготовки, характерные для технического вуза, преподавателями кафедры психологии осуществляются:
1) психолого-педагогические исследования, обеспечивающие актуальность и значимость работ сотрудников кафедры по дополнительному образованию преподавателей в условиях технического вуза;
2) дидактическое сопровождение деятельности участников педагогического процесса -обеспечение дисциплин программы «Преподаватель высшей школы» предметным содержанием и дидактическим сопровождением (наличие учебного материала, его переработка для определенного вида учебной деятельности, наличие контрольных материалов и др.); разработка и доведение до уровня приемов и алгоритмов технологий обучения, позволяющих организовать совместную деятельность участников педагогического процесса (инструкции, памятки, вопросы, задания, примеры оформления и т.д.); создание контрольноизмерительных материалов, позволяющих определить усвоение обучаемыми содержания изучаемой дисциплины, их личностные достижения, рефлексию; разработка практических рекомендаций.
Сотрудниками кафедры проведены пси-холого-педагогические исследования, в которых отражены проблемы осуществления обучения по программам дополнительного профессионального образования в техническом вузе, в том числе по программе «Преподаватель высшей школы [3; 5]; эмоциональной компетентности молодых преподавателей [7]; адаптации молодых преподавателей [11]; применения активных технологий в подготовке будущих специалистов высшего педагогического образования [6; 9; 12].
Опыт научных исследований преподавателей кафедры психологии Московского государственного строительного университета показывает, что в настоящее время для психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей вуза необходима разработка теоретических и организационнометодических основ этого процесса.
Дидактическое сопровождение и организация профессиональной подготовки преподавателей позволяют слушателям программы
«Преподаватель вышей школы» присваивать необходимые компетенции путем вовлечения в различные виды деятельности, формы учебной и научной работы, а также освоения различных дисциплин, способствуют формированию индивидуальных образовательных маршрутов.
Дидактическое сопровождение психологопедагогической подготовки молодых преподавателей технического университета направлено на самостоятельное управление учебным процессом со стороны обучающихся, таким образом они становятся субъектами учебной деятельности. С этой целью разработаны учебно-методические комплексы, которые включают курс видеолекций, учебные материалы, контрольно-диагностические тесты. Учебно-методические комплексы разработаны по многим дисциплинам, которые ведут преподаватели кафедры психологии МГСУ: «Психология человека», «Педагогика», «Психология и педагогика высшей школы», «Технологии профессионально ориентированного обучения», «Организационные основы системы образования», «Тренинг педагогического мастерства» и т.д.
Также в дидактическое сопровождение профессиональной подготовки начинающих преподавателей включены учебные пособия «Введение в профессию “Преподаватель высшей школы”» (ориентирует обучающихся на поиск конструктивных педагогических подходов и техник проведения учебных занятий со студентами различных форм образования); «Психолого-педагогические технологии в учебном процессе» (раскрываются вопросы использования современных педагогических и психологических технологий в учебном процессе) [9]; «Психолого-педагогическая подготовка преподавателя высшей технической школы: реализация компетентностного подхода» (отражена необходимость специальной подготовки преподавателей, которая связана с переходом высшей школы на стандарты 3-го поколения, построенные на основе компетент-ностного подхода) [8].
Особенностью условий реализации дополнительной образовательной программы «Преподаватель высшей школы» в техническом вузе является достаточная оснащенность методической литературой предметов специализации, что способствует формированию у преподавателей методической культуры.
Сущность подготовки преподавателей высшей школы как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих единый целостный инновацион-
ный педагогический процесс, - формирование профессиональной направленности и профессиональных компетенций, необходимых для эффективной реализации профессиональнопедагогической деятельности.
Основной целью психолого-педагоги-ческой подготовки преподавателей технического университета является освоение начинающими преподавателями новых профессиональных ценностей.
Таким образом, с учетом особенностей реализации программы «Преподаватель высшей школы» в техническом вузе созданная система сопровождения позволила осуществить качественную подготовку начинающих преподавателей технического вуза, быструю их адаптацию в системе высшего образования России.
литература
1. Аржанова И.В., Верстина Н.Г., Ишков А.Д.
Развитие адаптационных возможностей преподавателей вузов как один из элементов повышения конкурентоспособности российской высшей школы // Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia. OfflineLetters): электрон. науч. журн. Сент. 2012, ART 1862. СПб., 2012. URL: http://www.emissia. org/offline/2012/1862.h1m. № гос. регистрации
0421200031. ISSN 1997-8588.
2. Ишков А.Д., Милорадова Н.Г. Введение в профессию «Преподаватель высшей школы»: учеб. пособие. М.: МГСУ, 2011.
3. Ишков А.Д. Особенности реализации дополнительного профессионального образования в исследовательских университетах. М. : МГСУ, 2011.
4. Ишков А.Д., Магера Т.Н., Милорадова Н.Г., Романова Е.В. Адаптация научно-педагогических кадров строительной отрасли к структурным изменениям системы образования (в рамках интеграции в мировое образовательное пространство). М. : МГСУ, 2010.
5. Ишков А.Д., Милорадова Н.Г. Программы дополнительного профессионального образования строительной отрасли: психолого-педагогическое сопровождение // Научно-технический журнал «Вестник МГСУ». 2011. № 1. Т.1. С. 106-110.
6. Ишков А.Д., Милорадова Н.Г., Чернявская А.Г. Психолого-педагогическая подготовка преподавателя в высшей технической школе: реализация компетентностного подхода: учебник. М. : Архитектура-С, 2011.
7. Магера Т.Н. Психологические технологии в высшем строительном образовании. М. : МГСУ,
2011.
8. Милорадова Н.Г. Болонский процесс: этап внедрения // Научно-технический журнал «Вестник МГСУ». 2011. № 6. С. 551-555.
9. Милорадова Н.Г., Ишков А.Д. Психологопедагогические технологии в учебном процессе: учеб. пособие. М. : МГСУ, 2009.
10. Романова Е.В. Ориентация на компетенции в подготовке менеджеров для инвестиционностроительной сферы // Научно-технический журнал «Вестник МГСУ». 2011. № 6. С. 535-540.
11. Савина Е.А. Затруднения в профессионально-педагогической деятельности преподавателей высшей школы // Строительство - формирование среды жизнедеятельности: сб. тр.: Четырнадцатая Междунар. межвуз. науч.-практ. конф. молодых ученых, докторов и аспирантов. М. : МГСУ, 2011.
12. Савина Е.А., Ишков А.Д. Активные и интерактивные методы и технологии обучения в подготовке специалистов инвестиционно-строительной сферы в системе дополнительного профессионального образования. М. : МГСУ, 2011.
13. Пат. 2411904 Российская Федерация. Способ диагностики уровня профессиональной адаптации преподавателя технических дисциплин. № 2009134554/14; заявл. 15.09.2009; опубл. 20.02.2011, Бюл. № 5.
14. Пат. 2411903 Российская Федерация. Способ определения уровня профессиональной адаптации преподавателя. № 2009134553/14; заявл. 15.09.09; опубл. 20.02.11, Бюл. № 5.
15. Теория и практика реализации компетент-ностного подхода в строительном образовании / под ред. А.Д. Ишкова. М. : Архитектура-С, 2009.
* * *
1. Arzhanova I.V., Verstina N.G., Ishkov A.D. Razvitie adaptatsionnyih vozmozhnostey prepodava-teley vuzov kak odin iz elementov povyisheniya konkurentosposobnosti rossiyskoy vyisshey shkolyi // Pisma v Emissiya. Offlayn (TheEmissia.OfflineLetters): elektron. nauch. zhurn. sent. 2012, ART 1862. CPb.,
2012. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1862. htm. № gos. registratsii 0421200031. ISSN 1997-8588.
2. Ishkov A.D., Miloradova N.G. Vvedenie v professiyu «Prepodavatel vyisshey shkolyi»: ucheb. posobie. M.: MGSU, 2011.
3. Ishkov A.D. Osobennosti realizatsii dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya v issledovatelskih universitetah. M. : MGSU, 2011.
4. Ishkov A.D., Magera T.N., Miloradova N.G., Romanova E.V. Adaptatsiya nauchno-pedagogicheskih kadrov stroitelnoy otrasli k strukturnyim izmeneniyam sistemyi obrazovaniya (v ramkah integratsii v mirovoe obrazovatelnoe prostranstvo). M. : MGSU, 2010.
5. Ishkov A.D., Miloradova N.G. Programmyi dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya stroitel-noy otrasli: psihologo-pedagogicheskoe soprovozhde-nie // Nauchno-tehnicheskiy zhurnal «Vestnik MGSU». 2011. № 1. T.1. S. 106-110.
6. Ishkov A.D., Miloradova N.G., Chernyavs-kaya A.G. Psihologo-pedagogicheskaya podgotovka prepodavatelya v vyisshey tehnicheskoy shkole: realizatsiya kompetentnostnogo podhoda: uchebnik. M. : Arhitektura-S, 2011.
7. Magera T.N. Psihologicheskie tehnologii v vyisshem stroitelnom obrazovanii. M. : MGSU, 2011.
S. Miloradova N.G. Bolonskiy protsess: etap vnedreniya // Nauchno-tehnicheskiy zhurnal «Vestnik MGSU». 2011. № 6. S. 551-555.
9. Miloradova N.G., Ishkov A.D. Psihologo-pedagogicheskie tehnologii v uchebnom protsesse: ucheb. posobie. M. : MGSU, 2009.
10. Romanova E.V. Orientatsiya na kompetentsii v podgotovke menedzherov dlya investitsionno-stroitelnoy sferyi // Nauchno-tehnicheskiy zhurnal «Vestnik MGSU». 2011. № 6. S. 535-540.
11. Savina E.A. Zatrudneniya v professio-nalno-pedagogicheskoy deyatelnosti prepodavateley vyisshey shkolyi // Stroitelstvo - formirovanie sredyi zhiznedeyatelnosti: sb. tr.: Chetyirnadtsataya Mezhdunar. mezhvuz. nauch.-prakt. konf. molodyih uchenyih, doktorov i aspirantov. M. : MGSU, 2011.
12. Savina E.A., Ishkov A.D. Aktivnyie i interaktivnyie metodyi i tehnologii obucheniya v podgotovke spetsialistov investitsionno-stroitelnoy sferyi v sisteme dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya. M. : MGSU, 2011.
13. Pat. 2411904 Rossiyskaya Federatsiya. Sposob diagnostiki urovnya professionalnoy adap-tatsii prepodavatelya tehnicheskih distsiplin. № 2009134554/14; zayavl. 15.09.2009; opubl. 20.02.2011, Byul. № 5.
14. Pat. 2411903 Rossiyskaya Federatsiya. Sposob opredeleniya urovnya professionalnoy adaptatsii prepodavatelya. № 2009134553/14; zayavl. 15.09.09; opubl. 20.02.11, Byul. № 5.
15. Teoriya i praktika realizatsii kompetentnost-nogo podhoda v stroitelnom obrazovanii / pod red. A.D. Ishkova. M. : Arhitektura-S, 2009.
Psychological and pedagogic training of technical higher school beginning teachers
There are covered the issues of implementation of the programme "Higher School Teacher” at a technical university. There are marked out the specific characteristics of the conditions of the programme "Higher School Teacher” implementation at a technical higher school, created the system of teacher training provided by the complex of psychological and didactic support.
Key words: system of higher school teachers training, psychological and pedagogic teacher training, difficulties in the sphere of psychological culture of a higher school teacher, system of teacher training support.