Т.В. Беспалова
ОСОБЕННОСТИ ГЕНЕЗИСА НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Статья посвящена проблеме генезиса национально-патриотического спектра в современной России. Автор отмечает неоднородность национально-патриотических идей и форм их выражения, определяет социально-культурные и демографические критерии, позволяющие раскрыть специфику российского политического процесса и выделить основные содержательные моменты возрождения и развития нашего государства.
Ключевые слова: политический процесс, либеральный, социалистический, национальный, религиозная идея, национал-патриотизм, партия, правовое государство.
Генезис российских национально-патриотических партий и движений происходит в 80-90-е годы XX в. в результате смены социально-экономического курса и широкого распространения политических свобод. Национал-патриотизм как политический феномен является одной из форм выражения патриотического и национального самосознания современного российского общества.
Спектр национально-патриотических идей неоднороден, внутренне противоречив по природе своего возникновения, смысловой нагрузке и, особенно, формам выражения в российской политической практике, что требует дополнительного исследования и определенной классификации.
В рамках институционального подхода используем следующие организационные критерии:
1. Самоназвание (присутствие в названии одного из терминов «национальный», «патриотический», «национально-патриотический») - как один из внешних признаков национально-патриотической направленности политических партий и движений [1, с. 21]. Возможно также использование в самоназвании понятия «русский», которое отражает национальное начало патриотизма в политике. Само название всегда оказывается связанным с поиском и выражением идейно-политической направленности партии или движения. Особо следует отметить религиозные аспекты патриотизма, которые проявляют себя на партийном уровне и дистанцируются от его (патриотизма) идейно-политического выражения.
Таким образом, самоназвание политических партий и движений в определенной степени отражает конкретную идейную (либеральную - Либерально-патриотическая партия «Возрождение» (ЛППВ), социалистическую - Социал-патриотическое движение «Держава» (СПДД), национальную - Русский национальный собор (РНС), Русское национальное единство (РНЕ) или религиозную - Российское христианско-демократическое движение (РХДД), «Память») встроенность патриотизма в политику.
2. Наличие идеи русского национального возрождения России и ее доминирующий статус в программных документах политических партий является главным критерием в определении классического национал-патриотизма, и если бы формы его проявления имели в России реальную политическую силу, то можно было бы вести речь о национальной значимости патриотизма [1, с. 121]. Следовательно, слабая политическая оформленность классического
национал-патриотизма на уровне партийных институтов позволяет трансформировать его установки в иных идейных направлениях. Таким образом, по этому критерию возможен анализ только классических форм национал-патриотизма (Русское национальное единство, Русский национальный собор, Национально-республиканская партия России, Партия национального возрождения «Народная воля» и др.), которые многообразны и сложны в российском политическом исполнении.
3. Политическое и организационное самовыражение (цели, задачи, средства, методы) национально-патриотического движения России, его специфика [2, с. 44-45].
Выделение этого критерия дает возможность подтвердить реальный факт более широкого практического наполнения национально-патриотического спектра, выходящего за рамки его названия. Этот факт не является ошибкой исследования или подменой понятий, а представляет собой реальную специфику политического процесса в России. Это происходит не только на идейном, но и на политико-организационном уровнях, проявляя себя, например, в способности создания временных политических блоков между идейными противоположностями на общей основе национал-патриотизма (ЛДПР и РНС в рамках Союза славянских государств). Таким образом, политико-организационное наполнение национал-патриотизма часто выражает себя не в чистом классическом варианте, а в конъюнктурной способности эклектического соединения различных идейных установок.
Возникает ситуация, когда национал-патриотизм в условиях российской политической практики представляет собой интеграцию идейно-политических и организационных приоритетов, украшенных символами национальной политической культуры, историческими предпочтениями как возможностью манипуляции общественным сознанием, присутствием в выступлениях партийных лидеров конъюнктурного патриотизма, т.е. несущего ценность для определенной идейной формы (либерал-патриотизм, социал-патриотизм). Патриотизм, таким образом, выполняет роль политического пропуска в национально-патриотический лагерь.
Особо следует выделить организации православно-религиозной ориентации. Обычно именно эти движения традиционно были выразителями патриотизма, национальной идеи, но по субъективным причинам они не используют эту возможность для наращивания своего политического потенциала.
В то же время православно-религиозная встроенность патриотизма в политику проявляет себя слабо в силу отсутствия опыта ведения политической работы, финансирования, организационной стихийности. Более того, религиозное выражение патриотизма не стремится к политической активности и формируется под влиянием христианских норм, а не политических предпочтений (РХДД) [3, с. 97].
Политическое поведение классических национально-патриотических и религиозных движений противоречиво и меняется: от принципиально самостоятельного политического опыта до создания блоков с идейно несовместимыми политическими конкурентами, от выдвижения своих кандидатов до поддержки правящего президента.
4. Для наиболее полной реконструкции политической картины необходим четвертый критерий, позволяющий оценить реальную роль национально-патриотических партий и движений в политическом противоборстве России. Это критерий политической эффективности, который определяется степенью участия и соответствия своему статусу во властных структурах парламентской национально-патриотической оппозиции; актуальностью и результативностью предвыборных кампаний, общественно-политических мероприятий для действующей внепарламентской части национально-патриотического движения.
Проверкой политической эффективности является способность национально-патриотических партий и движений не только удержаться на политической арене России, но и усилить свои позиции.
Отбор анализируемых партий и движений производится по критерию самоназвания, в связи с чем в этом смысле все исследуемые политические организации уже обладают внешними признаками национал-патриотизма. Некоторые исключения (например, ЛДПР -отсутствие слов «патриотический», «национальный», «национально-патриотический» на уровне самоназвания) означают, что определяющими критериями учета деятельности указанной партии явились третий и четвертый, связанные с особенностями ее политико-организационного поведения и результата.
Критерии политического и организационного самовыражения и политической эффективности являются определяющими, т.к. речь идет о влиянии национал-патриотизма (в классическом - национальном и религиозном варианте, неклассическом - либеральном и социальном) на политический процесс. Критерий самоназвания позволяет характеризовать лишь внешние признакы национал-патриотизма, но тем не менее важное значение имеет идейно-политическое самоопределение партий, отражающее политическую самооценку на перспективу.
Критерий, связанный с идеей возрождения России и русского народа как доминирующей, выражает конкретное национальное начало патриотизма в политике и приобретает разнообразные формы (национал-социалистические - РНЕ, национал-большевистские - НБП, национал-республиканские - НРПР, национально-православные - РНС и др.). Общим становится признание значимости национальной проблематики и ее конкретизация как русской.
Исходя из этих критериев, можно условно выделить группы партий, содержащих внешние и внутренние идейные особенности национал-патриотизма в политике:
- социально-патриотическое (Социал-патриотическое движение «Держава», Российский общенародный союз (РОС), Союз офицеров, Всероссийское патриотическое движение «Отчизна» (ВПДО) и др.);
- либерал-патриотические (Всероссийский национальный правый центр, Либерально-патриотическая партия «Возрождение», Народно-патриотическая партия, Либерально-демократическая партия России, Конгресс русских общин и др.);
- национально-патриотическое (Русское национальное единство, Русский национальный собор, Национально-республиканская партия, Национал-большевистская партия и др.);
- православно-патриотическое («Память», Российское христианско-демократическое движение и др.).
Особенностью Союза офицеров, ВПД «Отчизна» является выражение интересов армии, акцент на ее консолидирующей роли и реальных проблемах. Эти движения зарекомендовали себя в качестве активных сторонников создания концепции безопасности государства. Главной силой в решении этой задачи должны были выступить единые Вооруженные силы [3, с. 68-71]. Участие Союза офицеров в конкретных политических акциях типа «Россия за Приднестровье» или обсуждении организационных вопросов, связанных с обеспечением безопасности конгресса Фронта национального спасения, свидетельствует о национально-государственной специфике этого движения.
В отличие от ВПД «Отчизна» и Союза офицеров, Российский общенародный союз (РОС) не стремится быть выразителем конкретных узких интересов избирателей. Это общероссийское движение желало способствовать укреплению единства общества на основе гражданского патриотизма, сильной государственности, а также углубленного изучения и решения социально-экономических проблем страны [4, с. 124-127].
Участие РОС в деятельности Российского народного собрания, в создании Русского национального собора, факт избрания лидера движения одним из соучредителей Фронта национального спасения подчеркивают на уровне политико-организационного критерия идейную эволюцию РОС и поиск самостоятельной политической формы внутри
многообразного национально-патриотического движения. Поддержка Г. А. Зюганова на президентских выборах в 1996 году была связана с собственным поражением и не отразила его четкой политической позиции, в связи с чем РОС не вошел в Народно-патриотический союз России.
В отличие от социально-патриотических, либерально-патриотические партии и движения в качестве главной задачи своей деятельности считают построение правового государства в рамках сохранения неприкосновенной частной собственности, многопартийности, гарантии прав и свобод многонационального российского народа (ЛППВ, НПП, ЛДПР и др.).
Патриотризм, встроенный в либеральную идеологию, обычно сводится к поддержке национально ориентированного капитала в экономике и укреплению многонациональной государственности в политике. Например, Либерально-патриотическая партия возрождения (раньше Партия возрождения державы) основными политическими задачами считает восстановление геополитического пространства СССР при любых формах государственного объединения и проведения экономической реформы (по типу столыпинской), которая дает стартовую частную собственность россиянам [4, с. 138]. Поддержка ЛППВ Фронта национального спасения связана с актуальной в 1993 году объединяющей тенденцией политической консолидации национально-патритического и коммунистического движения.
Либерал-патриотизм также ориентирован на защиту общечеловеческих ценностей, повышение политической культуры россиян в рамках либерального реформизма и защиты населения в ситуации перехода к новой экономической политике (НПП) [4, с. 84-87].
Предполагалось, что НПП будет официально противостоять формируемому национально-патриотическому движению, но реально эту временную роль, на наш взгляд, выполнила другая партия, которую иногда ошибочно характеризуют как державно-имперскую с националистическим уклоном.
Речь идет о Либерально-демократической партии России, пропагандирующей идеи либеральной демократии, частной собственности, равенства возможностей всех членов общества, решение национального вопроса в рамках конституции, отказ от силовых методов [4, с. 30-33].
Использование национально-патриотических идей в либерально-демократической идеологии приносит временный политический успех партии, позволяет ей играть роль системной оппозиции и одновременно противостоять внепарламентскому национально-патриотическому движению. Особая эмоциональная подача проблем русской нации, защита интересов России на международной арене, восстановление научного потенциала страны и других важнейших вопросов - подобные политтехнологии используются партией как эффективный способ политического выражения.
Отказ ЛДПР от тактики участия в различных блоках, связанный с уверенностью в своей политической значимости, оставляет партию за пределами возникающих попыток политического объединения патриотов.
Второй критерий, связанный с определением политической партией значимости государства (политической формы Отечества) и государствообразующей нации, влияет на определение легитимности и легальности (правовой обоснованности) ее функционирования. Идеологическая ценность патриотизма в платформах политических партий имеет также инструментальную направленность в конкретных политических действиях, признание второго критерия доминирующим в своей политической деятельности иногда создает относительно легитимный, но не легальный характер их функционирования (РНЕ, НБП, НРПР, НДПР и др.).
В идеологии национал-патриотизма представлен разновекторный поиск национального пути развития России, каких-то общих ценностей, способных стать базой для объединения патриотов на политическом и государственном уровне. Классические формы национал-
патриотизма оказываются связанными с различным представлением о государственном идеале - национально-республиканский социализм (Национально-республиканская партия России), национал-социализм (Русское национально единство), национал-большевизм (Национал-большевистская партия), воплощение национально-православного идеала в монархическом и республиканском варианте (Русский национальный собор).
Несостоятельность идеологий либерализма и коммунизма в российской политической практике придает актуальность идеям национально-республиканского (по форме) социализма, основной смысл которого - в переходе от социалистической модели к социальной рыночной экономике в сочетании с национальной властью. Восприятие России как мононационального государства основывается на концепции Моргана о развитии племени и теории этногенеза Гумилева, в связи с чем «наступательный национальный дух», реализуемый «в жесткой политической воле национальной элиты народа», является единственным критерием отличия нации от народа [5, с. 153].
Определение «нации» как временного качества национального духа народа, который она может терять и приобретать снова в ходе исторического процесса, подчеркивает важную роль национальной элиты. Осознание факта первичности нации и вторичности государства и территории естественным образом приводит к возникновению национально-республиканского идеала, при котором государственная власть будет национальной (НРПР) [5, с. 159, 171]. Антикоммунизм стал результатом противоречивой политической тактики, проявившей себя участием НРПР в РоНС, деятельностью в рамках РНС и последующим выходом из него в поисках самостоятельного пути. Внутрипартийный раскол 1994 года повлиял на единство рядов, в связи с чем голосование в 1996 году разделилось между двумя кандидатами (Зюгановым и Власовым). Политический реализм НРПР проявил себя в существовании в партийных рамках военизированной организации Рус-ского национального легиона, позже запрещенного.
Таким образом, идеи национально-республиканского социализма как одной из форм классического национал-патриотизма соответствуют всем критериям, кроме политической эффективности, и привлекают, прежде всего, серьезным концептуальным обоснованием собственной идеологии. Политическое и организационное блокирование противоречиво, т. к. основывается на поиске идейной совместимости, не руководствуясь политической конъюнктурой.
Иной формой выражения классического национал-патриотизма (первые два критерия) является разработка национально-православной идеологии под лозунгом «Мы - русские. С нами Бог» в контексте собирания (собор земель русских) и разумного сочетания в политике монархического и республиканского правления [6, с. 4]. Мировоззренческие принципы Русского национального собора основываются на православной нравственности, современный смысл которой обосновывается преодолением комплекса безверия в вопросе обретения собственных православных национально-государственных ценностей.
Государственное устройство должно представлять собой единство верховной власти и носить соборный характер. Интересны признаки, которые А.Н. Стерлигов выделяет как оценочные и объективные критерии, определяющие качество государственного управления: средняя продолжительность жизни, степень образования и показатели социальной патологии общества [7, с. 100].
Таким образом, социально-культурные и демографические критерии определяют основные содержательные моменты развития и возрождения Российского государства. Предпочтение территориально-профессионального народного представительства, а не партийного, объясняет слабую политическую деятельность РНС. Определение нации как территориальной, экономической и политической общности, этноса - как культурной, а национальной культуры как сплава культур объединившихся в нацию этносов обосновывает
политическую позицию РНС о восстановлении русской государственности в границах Советского Союза. Решение национального вопроса предполагает признание государственного статуса любых национальностей, исключая возможность приобретения ими территориальной автономии. При этом патриотизм является высшим проявлением духа и самым ценным социальным качеством личности, определяющим уровень нравственного развития общества. Опора на традиции коллективизма и патриотизма предполагает признание общественных и государственных интересов первичными по отношению к личным [7, с. 100, 102].
Отсюда, национально-православное выражение патриотизма обладает признаками высоконравственной духовности, основанной на православии, «отдает» некоторым идеализмом (по поводу возможности соборного характера власти и территориально-профессионального народного представительства). Критическое отношение РНС к политическому блокированию с идейно-несовместимыми партиями и движениями отразило себя в антикоммунизме и отказе участвовать в совместной деятельности с ЛДПР в рамках Союза славянских государств.
Спецификой национал-социализма как идейной формы национал-патриотизма является стремление к национальной власти при осуществлении социальной справедливости (Русское национальное единство) [8]. Идеология национал-социализма в русле самооценки не связывается с фашистской. Свои политические функции РНЕ определяет исполнением гражданского долга, способностью реального предотвращения преступлений, акций экстремизма законными способами, чем обосновывает возможность собственного сотрудничества с силовыми структурами. Придание своей идеологии религиозной значимости связано с попыткой стать духовным мерилом происходящих в России событий. Дух и Воля становятся определяющими личностными характеристиками членов РНЕ. Формирование органов власти должно выражать принцип национально-пропорционального представительства. Использование РНЕ известной атрибутики создает ошибочное представление о фашистском характере их идей.
Во-первых, придавая своей идеологии религиозную значимость, РНЕ ориентируется, прежде всего, на ее привлекательность, особенно для молодежи, не определившейся с собственным религиозным мировоззрением.
Во-вторых, РНЕ не стремится к созданию «правового тоталитаризма» и «партийной монополии», четко обозначая необходимость национально-пропорционального представительства и национальной власти при социальной справедливости, достижимой законными методами борьбы.
В-третьих, социальная справедливость связывается с социализмом, а не с социальными реформами. Необходимо отметить, что идеология национал-социализма настолько поверхностна, что представляется достаточно сложным определить смысл, вкладываемый в понятие «социализм».
В-четвертых, отсутствуют призывы завоевания или искоренения иных народов, иначе говоря, определение национал-социализма как шовинизма не имеет под собой реальной почвы.
В-пятых, РНЕ - это попытка политического выражения русских национальных интересов, а не личных. Политическое поведение РНЕ колеблется от участия в работе Международного славянского собора и ФНС до поддержки Верховного Совета в боевых действиях в октябре 1993 года. Обычно деятельность организаций, подобных РНЕ, оценивается как социальная реакция на ухудшение условий жизни, появление на территории России национально-экстремистских групп и т.д. Но на самом деле такой подход оставляет открытой проблему национально-культурной и политической идентичности русского народа. В национал-
социализме РНЕ «образ врага» если и имеет место, то не более, чем в любой идеологической системе [9, с. 279; 10, с. 6].
К более радикальным вариантам относятся попытки убеждения в культурной и политической «смерти» русской нации, которые, по замыслу лидеров Национал-большевистской партии (НБП), помогут увидеть и создать «другую Россию» [11]. НБП выступает в защиту прав русских за пределами России, отстаивает политические свободы, пытается бороться с чиновничьим беспределом. Героями для членов НБП одновременно являются Гитлер, Ленин, Сталин, что отражает основную политическую задачу партии -вызов традиционному восприятию истории и противопоставление себя всему современному российскому обществу, использование инвективной лексики, приближение партийного политического языка к блатному свидетельствуют не о низкой политической культуре, а о сознательно продуманном политическом поведении, принимающем экзальтированные, эпатажные и неординарные формы выражения.
Участники акций прямого действия (захват Клуба моряков в Севастополе в «день независимости Украины» и демонстрация соответственного транспаранта «Севастополь -русский город»; проведение подобной акции в Латвии; срыв презентации фильма Н. Михалкова, связанный с поддержкой им русофобской политики в Казахстане т.д.) считаются героями, т. к. сама способность эпатировать основана на идейно-творческой и организационной силе личности [12, с. 476]. Члены НБП выступают против принятия закона о политических партиях, нарушающего политические свободы, вынуждающего ориентироваться на революционные методы борьбы. Национал-большевизм оказывается связан с доминированием русской национальной проблематики и попыткой ее разрешения большевистскими методами, утверждая, что будущее в политике не за патриотизмом, а за национальным русским радикализмом [13, с. 2].
Любую попытку встроиться во власть НБП характеризует как бесполезную, что определяет ее особое положение в национально-патриотическом движении. Таким образом, неспособность прийти к власти, выразить себя в политике вызвала к жизни феномен национал-большевизма как порождения массовой политической культуры не представленных властным образом слоев общества.
В целом патриотизм в политике оказывается подчиненным идеологии (либеральной социалистической, национальной), сам являясь ее частью. Специфика патриотизма в национальном измерении основывается лишь на особенностях идеологии национал-патриотизма в различных вариантах. Организационное выражение патриотизма в политике (национал-республиканское, национал-социалистическое, национал-большевистское и национально-православное) определяет разработку экономических, социальных и другого рода программ общей идеологией национал-патриотизма в контексте собственной специфики.
Литература
1. Соловей В. Д. Современный русский национализм: идейно-политическая классификация // Общественные науки и современность. 1992. № 2.
2. Тимошенко В.И. Доктрины российских политических партий // Политические исследования. 1995. № 4.
3. Россия: партии, выборы, власть. М., 1996.
4. Олещук В. А., Павленко В.Б. Политическая Россия: партии, блоки, лидеры. Год 1997. М., 1997.
5. Лысенко Н. Национальная империя: идея и смысл // Молодая гвардия. 1995. № 11.
6. Стерлигов А.Н. У нас одна родина и судьба одна // Утро. 1994. 7 марта.
7. Стерлигов А.Н. Я обвиняю. Ростов н/Д, 1994.
8. Интервью с руководителем «Русского национального единства» (РНЕ) Александром Петровичем Баркашовым // Русский порядок. 1998. № 1.
9. Дегтярев А.К. Генезис русского национализма: к вопросу о дефинициях идеологии // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 2.
10. Дегтярев А.К. Национализм как идеологический генотип (опыт социокультурной рефлексии). Ростов н/Д, 1997.
11.Тишин А. «... Увидеть другую Россию» // Лимонка. 2002. № 186.
12. Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа. Русский патриотизм. М., 2003.
13. Арсентьев В. Патриоты сдают радикальных националистов // Лимонка. 2001. № 173.