Научная статья на тему '96. 04. 002-003. Юридические записки: сборник / Воронеж. Гос. Ун-т. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1995. Вып. 3. Проблемы государственной власти / редкол. : Кокорев Л. Д. (отв. Ред. ) и др. 119 с. (сводный реферат)'

96. 04. 002-003. Юридические записки: сборник / Воронеж. Гос. Ун-т. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1995. Вып. 3. Проблемы государственной власти / редкол. : Кокорев Л. Д. (отв. Ред. ) и др. 119 с. (сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 04. 002-003. Юридические записки: сборник / Воронеж. Гос. Ун-т. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1995. Вып. 3. Проблемы государственной власти / редкол. : Кокорев Л. Д. (отв. Ред. ) и др. 119 с. (сводный реферат)»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 4

издается с 1974 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 96.04.001-96.04.038

МОСКВА 1996

96.04.002-003. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ: СБОРНИК / Воронеж, гос.ун-т. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1995. Вып.З. Проблемы государственной власти / Редкол.: Кокорев Л.Д. (отв. ред.) и др. 119 с. (Сводный реферат).

В сборнике, содержащем 13 статей, исследуются правовые формы деятельности государства в целом, субъектов Федерации; становление исполнительной и судебной властей, муниципальных органов. В реферате освещаются первые две статьи, касающиеся теоретических аспектов государства и права.

96.04.002. ГАЛАГАН И.А. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. - С.4-12.

Автор статьи отмечает тревожную тенденцию распространения и внедрения в массовое сознание идей о снижении роли государственности и ее институтов в руководстве теми или иными сторонами жизни общества. "Ныне четко просматриваются тенденции принижения такой единственно возможной формы государственного, централизованного влияния на общественные 1 процессы, как правовое регулирование, которое во всех государствах всегда было формой проявления государственной власти, ее важнейших функций" (с.4). Долг ученых - поднять голос в защиту социальной ценности права и государства, правового регулирования как фактора стабильности развития и укрепления любых нормальных форм жизнедеятельности людей.

Государство, государственная власть, подчеркивает автор, без права существовать не могут, они обречены на взаимное сосуществование и взаимодействие. Поскольку вопросы взаимного влияния государства и права в науке изучены недостаточно, автор считает необходимым затронуть эту проблему и предложить соответствующее решение.

Методологическое значение категории формы влияния государства на право и наоборот в том, что она подчеркивает неразрывную связь и единство этих явлений, невозможность их существования друг без друга. "Под формами влияния государства и 2-3294

права следует понимать те внешне очерченные и организационно выраженные разновидности функционально-служебного назначения и непосредственного воздействия этих институционных, относительно самостоятельных явлений друг на друга, благодаря которым достигается соответствующее оформление, закрепление, изменение содержания, структуры и развития как государства, так и права" (с.5).

Основными формами влияния государства на право являются: правоустановительная, охранительная и контрольно-надзорная. В свою очередь, право влияет на государство статически и динамически. В статической форме право закладывает нормативные основы организации и функционирования государства. Важнейшим аспектом в этом смысле служит его влияние в форме утверждения правовой культуры общества и государства. Непременным содержанием правовой культуры является наличие: 1) четкой системы государственных органов на основе их совершенной, закрепленной в праве компетенции; 2) четких форм взаимосвязей между ними, форм и методов их деятельности на основе права; 3) четких, на основе права, форм взаимодействия государства с личностью; 4) совершенной системы законодательства; 5) высокого уровня правосознания и законности; 6) прочного правопорядка в стране. Все эти компоненты характеризуют творческое значение права в жизни общества и государства. Важным аспектом статического воздействия права на государство, его органы и должностных лиц выступает также его значимость как фундамента правового воспитания работников государственного аппарата и всех граждан.

Динамическая форма влияния права на государство состоит в реальном его осуществлении в деятельности государства, его органов и должностных лиц.

Право "связывает" государство во всех статических и динамических формах своего влияния, регулирует организацию и

функционирование государства во всех сферах его жизнедеятельности, охраняет его безопасность .

Одним из аспектов взаимодействия государства и права является проблема правовых форм в деятельности государства. В науке пока еще не достигнуто единство классификации и терминологии таких форм. Но несмотря на несовпадения во взглядах авторов, сама концепция правовых форм в деятельности государства получила широкое признание. Точно так же получила поддержку и идея о правовых последствиях как критерии отграничения этих форм в деятельности государства от неправовых.

Становление единства по проблеме правовых форм возможно лишь на основе включения в анализ категории правоотношений, в рамках которых эти формы деятельности получают свое развитие и непосредственное осуществление. Такого рода анализ предполагает также обоснование наличия в правовой системе специфических видов правовых норм, функционально предназначенных для регламентации указанных форм деятельности государства.

Разделяя идею о функциональности взаимодействия государства и права, автор полагает, что и правовые формы деятельности государства, являющиеся следствием воплощения в жизнь такого взаимодействия, по своей сущности и предметному содержанию приобретают четко выраженную функциональную направленность. Несмотря на то что правовые формы деятельности государства непосредственно не связаны с его фактической деятельностью - с организационно-массовой, культурно-воспитательной и т.д., - сугубо правовыми и организационно-правовыми результатами своей деятельности они программируют, моделируют, всесторонне обслуживают, организуют и направляют и фактическую жизнь страны в решающих ее сферах

Исходя из концепции диалектического единства государства и права, правовыми могут быть названы лишь те разновидности государственной деятельности, которые по своим задачам, назначению, конечным результатам, процедуре осуществления 2'

всецело подчинены строгому правовому режиму. Правовые формы деятельности государства отличаются от его фактической деятельности своими специфическими особенностями: 1) они всегда связаны с реализацией государственными и иными органами лишь той компетенции, которая имеет социально-правовой характер; 2) представляют собой однородную по своим внешним признакам и содержанию деятельность независимо от того, какими субъектами она осуществляется; 3) функционально ограничены организацией фактического претворения в жизнь требований правовых норм (и издаваемых правовых актов); 4) основываются на нормах, функционально предназначенных регламентировать их деятельность; 5) реализуются в рамках специфических правоотношений, нацеленных на осуществление данного круга их властных полномочий; 6) имеют надведомственный характер и распространяются на все без исключения звенья механизма государства; 7) результатом своей деятельности всегда имеют сугубо правовые или организационно-правовые последствия.

Учитывая эти особенности, в деятельности государства можно выделить лишь три формы, которые в полном смысле можно именовать правовыми: а) правотворческую; б) правоучредительную; в) правоприменительную.

96.04.003. ВАСИЛЕНКО A.B. НЕКОТОРЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА БУДУЩЕЕ УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ. - С. 12-22.

Различие во взглядах на будущее устройство государственной власти порождено не только многообразием идейно-политических течений в современной жизни, считает автор, но и своеобразным статусом ныне действующей Конституции, легитимность которой, как не отражающей воли большинства, оспаривается, когда реальный режим все более отходит от конституционно-демократического.

В связи с этим понятен интерес к политико-правовым доктринам, не относящимся к официальной идеологии. Реализация

идей оппозиции возможна в случае: а) прихода оппозиционных сил к власти и осуществления своей программы по выходу из кризиса; б) политической метаморфозы правящего режима, использующего концепции и программы иных политических сил на основе сотрудничества с ними либо без такового, даже путем прямого устранения их с политической арены.

Идейно-политический и, соответственно, партийный спектр общества можно рассматривать как состоящий из следующих направлений: 1) либерально-демократическое, доктрины которого получили свое полное воплощение в Конституции 1993 г.; 2) государственно-предпринимательское, претендующее как бы на смешанный вариант развития - полусоциалистический и полубуржуазный одновременно, при сохранении определяющей роли государства и общественной собственности; 3) коммуно-этатистское, являющее собой сплав полукоммунистических и полусоциал-демократических идей; 4) державно-патриотическое, идеи которого, как наименее известные, и освещаются в статье.

Данное направление, отмечает автор, выражает и отстаивает' российские национально-государственные интересы, что является объективной потребностью и задачей нынешней отечественной политики.

Идеология державно-патриотического течения исходит из понимания России как особого формационного феномена, самобытной культурно-исторической цивилизации, отличающейся от других. При игнорировании фундаментальных цивилизационных устоев России (включая и определяющие духовно-нравственные ценности) в процессе политической модернизации может наступить крах и гибель самой цивилизации.

Представители национально-патриотического направления как раз являются носителями идеологии, преследующей цели сохранения цивилизационных российских ценностей, и разработчиками таких форм общественной и государственной жизни,

в которых историческая традиция будет естественно развиваться в наши дни.

В "левом" фланге национально-патриотического направления находится КПРФ, заявляющая себя как партия "коммунистов-державников", установки которой являют собой амальгаму полукоммунистических и полусоциал-демократических принципов. КПРФ отказалась от монопольной роли коммунистов, от экстремистского тезиса о классовой борьбе, от воинствующего атеизма, "пролетарского интернационализма", дополнила классовый подход культурно-историческим и социально-психологическим. Г.А.Зюганов на уровне политической идеологии предлагает воссоединить "красный" идеал справедливости с "белым" идеалом национально-осмысленной государственности, что позволит обрести вожделенное межсословное, межклассовое согласие и державную мощь. Возрождение и укрепление российской государственности требует, по мнению "коммунистов-патриотов", закрепления в Конституции следующих основополагающих принципов: стремление к восстановлению на новой добровольной основе единого принципа единого союзного государства; народовластие как источник и гарант единства всех ветвей государственного управления, верховенство представительной власти над исполнительной; ответственность правительства перед парламентом; федерализм, означающий приоритет прав государственного целого над правами входящих в него частей; свободное равноправное развитие всех народов России, в том числе русского народа "как станового хребта Федерации".

Модели будущего общественного и государственного устройства России, которые предлагают идеологи и политики собственно национально-патриотического движения, скрепляются помимо неприятия коммунистических взглядов русской идеей, верностью исторической традиции, национально-осмысленной государственностью, признанием приоритета духовно-нравственных основ в жизни России.

Однако при единстве базовых положений наблюдается множественность интерпретаций фундаментальных принципов, разнообразие проектов по переустройству государственности. Например, религиозные основы государства, понимаемые как воплощение национального духа, трактуются как с православных, так и неоязычных позиций. Будущая форма российского государства представляется или монархией, или республикой, одновременно с этим утверждается необходимость установления национальной диктатуры в стране.

Одной из основных политических сил возрождающегося монархического движения является Всероссийская партия монархического центра (ВПМЦ), базирующаяся на концепции возрождения соборной народной монархии. Под последней понимается особая "российская" форма государственного устройства, которая существовала в допетровские времена и основывалась на единстве государственного и религиозно-духовного начал. В основе государственного устройства, по мнению ВПМЦ, должен лежать ■принцип династического наследования российского престола. Для передачи власти монарху созывается Земский собор, который уполномочен определить права и прерогативы монархии и монарха. Последнему передается большинство полномочий, осуществляемых ныне всеми ветвями власти. Народный характер соборного государства обеспечивается наличием Земского собора представительного органа, который является выразителем общенациональной воли и созывается под руководством Русской православной церкви (РПЦ). Земский собор выполняет некоторые из нынешних функций парламента, в частности главенствует в законотворческом процессе. Но собирается он по инициативе монарха, который и председательствует на нем. При соборном государственном устройстве реальная власть находится не только у монарха, но и у иерархов РПЦ, которые входят в состав собора. ВПМЦ выступает за переход от национально-территориальной к административно-территориальной (земской) системе. Для

политико-государственной концепции ВПМЦ характерен отказ от разделения духовной и светской власти. В трудах идеологов религиозно-патриотического движения - архиепископа Серафима (Соболева) и нашего современника митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна - светско-демократическим концепциям противопоставляется церковное учение о богоугодной форме государственного устройства, где государственная власть рассматривается как особого рода служение, сродни монастырскому послушанию. Светская власть свободно и добровольно ограничивает себя в намерениях и действиях рамками заповедей Божьих. Власть духовная наряду со светской служит одной из главных опор национальной государственности, не смешивая с нею и не подчиняясь ей. Насущным элементом всей державной конструкции становится при этом религиозно-нравственное содержание жизни российского общества.

Национально-республиканская партия России (НРПР) предпочитает республиканскую форму правления. В основе программы НРПР лежит идея национально-государственного возрождения, партийной идеологией-является русский национализм, включающий как радикальные политические установки, так и национал-реформистские воззрения (идея образования в составе РФ так называемой Российской Федеративной Республики как переходного государства русской нации).

Организация национально-радикального толка - Русское национальное единство (РНЕ) - предлагает создание Русского национального государства. РНЕ исходит из того, что в настоящее время господствует антинациональная "псевдоэлита", зависимая от американских правящих кругов и мировой еврейской финансовой олигархии. Согласно программе РНЕ только обретение национально-фундаментального мировоззрения и национальных идеалов позволит нации преодолеть кризис и возродиться. Религиозность национального мировоззрения, однако, не связывается с православием, хотя подчеркивается его роль в тысячелетней истории

Российской империи. Богоносиость как глубинное свойство русского национального архетипа не ассоциируется с православным идеалом "Святой Руси", а восходит к проявлению русского Духа, который проистекает из арийской (индоевропейской) традиции и метафизически представлен идеей служения высшей Справедливости, абсолютному Добру. Из неоязыческих ориентации РНЕ проистекает и политика модернизации на традиционной основе консервативного радикализма, идея национально-социальной революции. РНЕ демонстрирует современный тип авторитарного политического мышления. Новый авторитаризм исходит из признания необходимости относительно независимого представительного учреждения - Национального собора. Новое русское государство стремится к самоорганизации русского народа, построению национальной иерархии и установлению органических отношений между различными социальными группами русской нации.

Особую нишу в державно-патриотическом движении занимает Либерально-демократическая партия России (ЛДПР), которая в настоящее время ориентируется исключительно на своего лидера, использующего технологию "политической буффонады". ЛДПР выступает за активное использование силовых методов внутри страны и межгосударственных отношениях, за придание политическому режиму авторитарного характера и возвращение к административному регулированию экономических процессов в стабилизационный период.

Русский общенациональный союз (РОНС) - организация, выступающая за возрождение исторической России, отстаивание российских национально-государственных интересов. Опираясь на цивилизационный критерий, РОНС отвергает для России евразийскую схему развития как бесперспективную и указывает на формирование восточнославянского цивилизованного пространства в виде Славянской Конфедерации, с соответствующими органами

3-3294

законодательной и исполнительной власти и едиными вооруженными силами.

К.Ф.Загоруйко

96.04.004. СИНЮКОВ В.М., ГРИГОРЬЕВ Ф.А. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА: ВОПРОСЫ ПРАВОРЕАЛИЗАЦИИ. Учебное пособие / М-во внутр. дел Рос. Федерации. Сарат. высш. шк. - Саратов, 1995. -155 с. - Библиогр.: с.153-154.

В пособии рассматриваются особенности российской правовой системы как целостного культурно-исторического феномена. Освещаются вопросы понятия и структуры правовой системы России, место российского права в мировой юридической типологии, система российского права и законодательства, формы правореализации в правовой системе, соотношение фактического и юридического аспектов правового регулирования в современной Российской Федерации.

Правовая система - это социальная организация, включающая основные компоненты национальной правовой культуры: право и законодательство, юридическую практику и правовую идеологию (доктрину). В широком значении - это целый правовой мир, имеющий свою жизненную организацию, источники, архетипы, историю и будущее. В настоящее время правовая система России переживает кризисное, переходное положение, определяемое следующими процессами: происходят фундаментальные изменения в политической системе общества, которые требуют учета и отражения в правовом регулировании; идет развитие федеративных отношений и возникает вопрос о новом соотношении права России, республик, краев, областей в ее составе; изменяется социальная роль государства и в связи с этим - функции права, традиционные для советской правовой системы; актуализируется вопрос о возможности в рамках правовой системы обеспечить права человека, о способности правоохранительных структур противостоять

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.