Научная статья на тему 'Национал-патриотизм в партийной жизни Брянской области'

Национал-патриотизм в партийной жизни Брянской области Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
233
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ / НАЦИОНАЛ-ПАТРИОТИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / РЕГИОН / BRYANSK REGION / POLITICAL PARTY / POLITICAL PROCESS / REGION / NATIONAL-PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Горбачев В. Г.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью партий и движений национал-патриотической ориентации. Автор рассматривает несколько потоков данного политического направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL PATRIOTISM IN THE PARTY LIFE IN BRYANSK REGION

The article touches upon the issues related to the activity of national patriotic parties and movements. The author considers several currents of the given political vector.

Текст научной работы на тему «Национал-патриотизм в партийной жизни Брянской области»

УДК 329.01/06 (471.333)

НАЦИОНАЛ-ПАТРИОТИЗМ В ПАРТИЙНОЙ ЖИЗНИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

В.Г. Горбачев

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью партий и движений национал-патриотической ориентации. Автор рассматривает несколько потоков данного политического направления. Ключевые слова: Брянская область, национал-патриотизм, политическая партия, политический процесс, регион.

Специфическую нишу партийно-политического спектра Брянщины занимают партии и движения, которые принято относить к национал-патриотическим объединениям. В основе этого политического направления лежит триединое основание: духовность, державность, патриотизм. На наш взгляд, в рассматриваемой нише партийного спектра Брянской области можно выделить четыре потока, отличающиеся друг от друга.

Первый - это умеренный («просвещенный») патриотизм. Для него характерна установка на сохранение культурных оснований русской нации, ее религии (православие), языка, традиций, нравственных принципов. «Просвещенные» патриоты подчеркивают свое неприятие идеологий крайнего толка - коммунизма, фашизма и т.п. Они ищут пути развития российского общества в недрах народной жизни (в «почве»), подчеркивая идею соборности (религиозное единение православных людей).

Второй - это радикальный («агрессивный») национал-патриотизм. Ему свойственно стремление найти врагов русской нации - внутри общества и за его пределами. Его сторонники считают себя «истинными патриотами», «русскими националистами», ставя во главу угла при оценке человека его национальную принадлежность и отстаивая идею «чистоты» русской нации.

Третий - это «государственный» («казенный») национал-патриотизм. Его носителями стали политические объединения, созданные по инициативе тех или иных группировок властвующей элиты общества. Для этой формы патриотизма доминирующей является идея великодержавия, акцент на укреплении государственных начал в жизни общества.

Четвертый поток - «левоориентированный» национал-патриотизм, характерный для политических сил коммунистической и близкой к ним ориентации. В данном случае имеют место попытки соединить идею социализма с идеей патриотизма, поставить патриотизм на службу партийным установкам.

Одними из первых национал-патриотическую проблематику попытались осваивать партии левой ориентации - брянские коммунисты и социалисты. Так, в октябре 1992 года большой ряд объединений (обкомы СПТ, РКРП и ВКПБ, областной совет ветеранов войны и труда, комитет по защите Курильских островов, ассоциация любителей российской культуры и словесности «Единение») учредили общественное движение «Патриотическая Брянщина» (ПБ). Создатели движения поставили своей задачей сплочение всех патриотических сил для борьбы за возрождение могущественной России, которая смогла бы стать объединяющей силой для всех республик бывшего Советского Союза [1, с.1].

Летом 1995 года «ПБ» участвовала в учредительной конференции Полесского движения патриотических сил, прошедшей на территории Новобелицкого района г.Гомеля (Беларусь). На ней были представлены многочисленные общественные объединения из Брянской, Черниговской и Гомельской областей [2, с.2].

Кроме «Патриотической Брянщины», в нашем регионе были созданы несколько небольших национал-патриотических объединений разного толка. Некоторые из них активно сотрудничали с «ПБ», а другие старались дистанцироваться от нее и действовать самостоятельно. К числу таковых следует отнести Брянский комитет общественности по защите Курильских островов, "Союз офицеров СССР", «Антинатовский союз», движения «За Родину!», «Русь», "Отчизна", «Честь и Родина», движение в поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки, Российскую народно-республиканскую партию.

Названные нами выше объединения содержат в своих программных и иных материалах все три составляющие национал-патриотизма - установку на любовь к своей Родине, укрепление государственности, стремление к возрождению военно-политической мощи страны. У одних группировок более выражены одни ориентации, а у других преобладают иные. Что касается, например, «Патриотической Брянщины», то она изначально была привержена традиционным идеологическим ценностям бывшего советского общества и ориентировалась, соответственно на них. Другие перечисленные нами объединения «левого» национал-патриотического толка в меньшей степени ориентированы на такие ценности, имеют иные предпочтения.

На наш взгляд, наибольшее выражение ценности национал-патриотизма получили в тех партиях и движениях, которые дистанцировались от левой идеологии и старались действовать самостоятельно. Все

блоки национал-патриотического мировоззрения (духовность, державность, патриотизм) представлены в них наиболее полно и рельефно, теоретически обоснованы. По сути дела, в данном случае имеет место «просвещенный» национал-патриотизм, опирающийся на соответствующую национальную теоретическую и идеологическую традицию.

К числу объединений подобного толка следует отнести, в частности, Российское христианско-демократическое движение (РХДД). На Брянщине отделение этого движения в политическом плане в 90-е годы активно сотрудничало с местными либерал-реформаторами, входило (до ноября 1991 года) в состав движения «Демократическая Россия».

В национал-патриотической нише активно проявил себя Русский национальный собор (РНС). Брянское областное отделение этого общественно-патриотического объединения было учреждено на конференции в конце декабря 1992 года. В качестве важнейших были сформулированы такие цели, как развитие национального самосознания, объединение русских людей на основе соборности, возрождение государственности великой России. РНС выступил также за формирование подлинно национальной оппозиции, подготовку «национально мыслящих» кадров для народного хозяйства, органов управления и средств массовой информации [3, с.2].

Русский национальный собор подчеркивал, что подлинное возрождение России сможет произойти лишь на ее национальной духовной почве. «Русскость» человека определяется не цветом и составом его крови, а содержанием духовного мира. Ведущую роль в возрождении национальной духовности призвана сыграть православная церковь как подлинная хранительница христианских гуманистических принципов и идеалов. В связи с этим брянские активисты Собора собирали средства на восстановление храма Христа Спасителя в Москве, помогали возрождению церкви Преображения в Бежицком районе Брянска.

Говоря о необходимости возрождения и развития подлинно русской духовной культуры, Собор подчеркивал свою удаленность от идеологий крайнего толка - коммунистической и национал-социалистической (фашизм), крайне отрицательное отношение к ним. Собор критически относился также и к партиям, которые исповедуют либеральную и социал-либеральную идеологию. Предметом его критики являлась, прежде всего, демократия как идея и принцип. Один из активистов брянской организации РНС - А.И.Юрин - уверял, размышляя о современной российской действительности, что «... результат демократии печальный. Демократия как таковая - это обман, опиум для народа» [4, с.7]. В связи с этим для России более приемлемо, по убеждению идеологов РНС, прямое народное представительство в форме соборов (собраний).

К РНС примыкало и взаимодействовало с ним "Русское подворье " - коммерческое предприятие с духовным уклоном. Оно было инициатором ряда больших общественных мероприятий (например, устроило приезд в феврале 1993 года в Брянск членов редакции оппозиционной газеты "День" и депутатов Верховного Совета РСФСР), а с лета 1994 года выпускало газету "Правое дело". В октябре 1997 года в нашей области образовалось региональное патриотическое движение «Славянское единство». В качестве первостепенной оно поставило себе задачу установить деловые связи с подобными движениями в Москве, Киеве и Минске, объединить всех «энтузиастов славянства».

В середине мая 1998 года в Брянске состоялась учредительная конференция регионального отделения движения «Духовное наследие». Оно ставило задачу активно способствовать защите здорового ядра русской национальной культуры от разрушительного влияния со стороны негативных процессов и явлений, имеющих место в современном обществе, распространять государственно-патриотическую идеологию. Изначально данное движение активно сотрудничало с «Патриотической Брянщиной», поддерживалось областной администрацией.

К числу национал- патриотических объединений умеренного толка следует, на наш взгляд, отнести общественно-патриотическое движение Конгресс русских общин (КРО). В платформе этого объединения тоже имели место все три составляющие российского национал-патриотизма: духовность, державность и патриотизм. Нынешний этап в истории России однозначно был определен им как «трагедия» и «всеобщий кризис», в ходе которого страна якобы превращается в «обезлюдевшее пространство». Конгресс исповедовал свой основной политический лозунг: «Русские, объединяйтесь! Мы у опасной черты!».

В качестве основного звена для вывода страны из всеобщего кризиса КРО предложил идею сильного государства, способного обеспечить эффективную самоорганизацию общества и его надежную безопасность, превращение России в «мировую державу». Сильное государство под контролем общества было провозглашено главной стратегической целью Конгресса. Ставилась также задача восстановить роль России и как всемирной «державы духа» путем органичного соединения ее традиционных духовных ценностей с достижениями современной культуры [5].

На принципы умеренного, «просвещенного» патриотизма ориентировалось также и учрежденное в декабре 1998 года всероссийское политическое общественное объединение «Отечество». В ее «Манифесте» идет речь о «державном величии» и «сильном государстве» как основе российской

национальной идеологии. Данное объединение заявляло о своем удалении как от сторонников возврата к коммунистическим порядкам, так и от творцов «дикого рынка» в стране. Свобода человека должна быть сопряжена с могуществом государства, власть - с чувством гордости за свою страну [6]. В Брянской области имели место активные попытки создать региональную организацию «Отечества» и придать ей роль главного оппонента структурам компартии.

Как и во всяком общественно-политическом движении, в национал-патриотической нише имеются и радикальные формы своего проявления («крайний», или «агрессивный» патриотизм). Примером этого может быть, в частности, национально-патриотический фронт «Память». Это объединение стало активно проявлять себя еще в бывшем Советском Союзе в 80-е годы с началом перестройки. Созданное Д.Д.Васильевым, во главу угла оно ставило задачу борьбы с международным сионизмом и космополитизмом. Борьба с ними и возрождение русского православия - вот два важнейших направления деятельности «фронта».

Публично «Память» заявила о себе через газету «Брянский рабочий» в июне 1992 года в связи с известной проблемой Курильских островов. В обращении этой организации правительство России характеризовалось как «антинародное», для которого русские люди - не субъект права, а всего лишь «скотское стадо для пастуха». Текст документа завершался предупреждением: «Скоро ВЫ будете эмигрантами на своей земле» [7, с.1]. Активисты и сторонники этого объединения выступали обычно с радикально-национальных позиций, пытаясь найти внешнего «врага» России, некую «мировую закулису».

К числу национал-патриотических объединений крайнего толка следует, безусловно, отнести и движение "Русское национальное единство" (основатель и главный идеолог - А.П.Баркашов). Это движение сформировалось в 1990-91 гг. на волне радикального крыла упомянутой нами выше "Памяти". Оно создало развитую идеологическую платформу, издавало в ряде крупных городов страны газету "Русский порядок" (ее разовый тираж, например, в 1997 году - около 500 тысяч экземпляров), располагало отлаженной структурой организаций, включая и военизированные группы.

Сторонники РНЕ появились в Брянске в 1994 году Называя себя «русскими националистами», брянские активисты движения настаивали на радикальных методах защиты интересов русских людей. В частности, они неоднократно выступали с инициативой перед местной властью о выселении из Брянска лиц кавказского происхождения, которые якобы являются источником повышенной криминальности. Из всех национал-патриотических объединений РНЕ отличалось наибольшим радикализмом.

В «нулевые» годы организованная деятельность РНЕ в Брянске и области значительно ослабла, хотя ее некоторые внешние признаки иногда все же имели место (например, размещение своей символики, разного рода надписи на зданиях и иных объектах), о чем иногда заходила речь в местной печати [8, с.2]. В июне 2013 года Бежицким районным судом (г.Брянск) книга А.П.Баркашова «Азбука русского националиста» и газета РНЕ «Русский порядок» были отнесены к изданиям экстремистского содержания.

Говоря о национал-патриотической нише партийного спектра Брянщины, нельзя не сказать и об ЛДПР - «партии Жириновского». Она действует в той нише партийно-политического спектра, где активно используются очень живучие реликты великодержавного («имперского») сознания, оскорбленного и униженного распадом великого Советского Союза. Активная эксплуатация ностальгии по имперскому прошлому нынешней России всегда помогала ЛДПР добиваться успехов на парламентских выборах в 1993, 1995, 1999 и последующие годы. В своей действительности ЛДПР всегда многолика, облачаясь, в зависимости от обстоятельств и своих соображений, в самые разные «одежды» - в либеральные, центристские, в национал-патриотические и даже «третьей силы». Но ее основной стержень - идея великодержавности, в которой очевидно следующее: первенство государства над личностью, власти над обществом.

Национал-патриотическая ниша партийного спектра Брянской области представлена и иными объединениями: политические партии «Российский общенародный союз», Концептуальная партия «Единение», «Родина», «Патриоты России», «ВОЛЯ», общественное движения «СПАС», «Движение против нелегальной иммиграции». В Брянской области были созданы региональные отделения и иных партий соответствующей ориентации: «Евразия», «Национально-державная партия России», «Евразийская партия - Союз патриотов России», «Интернациональная Россия», «Национально-патриотические силы Российской Федерации», «Национально-консервативная партия России», Партия национального возрождения «Народная воля», «За нашу Родину». Некоторые из них («Родина», «Патриоты») имели даже своих депутатов в органах представительной власти.

В социальных сетях имелись сведения о таких структурах, как «Национально-демократическая партия», «Партия национально-освободительного движения», «Партия народной свободы», и иных. Этим объединениям пока не удалось заметным образом проявить себя в политической жизни региона, но, на наш взгляд, в последние несколько лет активизируются те объединения, которые выдвигают патриотические лозунги, что важно иметь в виду [9].

В ноябре 2005 года в Брянске состоялся I (объединительный) съезд «патриотических сил Брянской

области». Его участниками были движение «СПАС», «Брянское вече», «Движение в поддержку армии», «Честь имею», «Народный контроль», местные казаки, - всего более 200 делегатов из 27 объединений. В повестке дня стояло объединение патриотических организаций региона и координация совместных действий для возрождения Брянщины. Но реального объединения в итоге так и не состоялось (в силу очень разнородного состава участников, неопределенности замыслов создаваемой конструкции, различного отношения к региональной власти, мировоззренческих и иных причин) [10, с.2].

В сентябре 2012 года в нашей стране возник «Изборский клуб», объединивший аналитиков, экспертов и общественных деятелей государственно-патриотического направления (Изборск - это древний город в Псковской области. - В.Г.). Клуб возглавил известный российский писатель, главный редактор газеты «Завтра» А.А.Проханов. 9 июня 2013 года в Брянске состоялся «круглый стол» по теме «Изборский клуб: русские стратегии» с участием Проханова и представителей местной общественности. Со временем образовалось Брянское представительство Изборского клуба. Деятельность представительства была направлена на осуществление аналитических, информационных, просветительских проектов по разным направлениям (история, экономика, геополитика и иное). При брянском представительстве клуба образован аналитический центр - «Копье Пересвета». «Изборский клуб» исповедует приверженность идеям патриотизма, государственности, ценностям православной культуры [11, с.1].

Национал-патриотическая ниша партийного спектра Брянской области - достаточно насыщенная с точки зрения количества ее представителей, вполне активная и заметная в регионе. По своему содержанию она неоднородна, несет потенциал достаточно острых внутренних противоречий. Но, на наш взгляд, деятельность партий и движений национал-патриотического направления в силу предпосылок разного рода будет иметь перспективы своего дальнейшего существования. Развитию этой ниши будут способствовать православные корни отечественной культуры и морали, расположением Брянской области на стыке трех славянских государств - России, Беларуси, Украины. В последние несколько лет в нашем регионе наблюдается явное оживление деятельности партий и движений, относящихся к национал-патриотическому направлению в политике.

The article touches upon the issues related to the activity of national patriotic parties and movements. The author considers several currents of the given political vector.

Key words: Bryansk region, national-patriotism, political party, political process, region.

Список литературы

1. Возродим великую державу! Обращение инициативной группы политических партий, общественных организаций и движений ко всем жителям области // Брянский рабочий. 1992. 10 окт.

2. Хандожко А. Построим дом на славянском поле / А.Хандожко // Брянский рабочий. 1995. 29 авг.

3. Никонов В. Затишье после митингов / В.Никонов // Брянский рабочий. 1993. 4 февр.

4. Разговор с соборянином (интервью) // Брянское время. 1994. № 37.

5. Никто КРОме нас с вами! / М., «Белый парус». 1995. 46 с.

6. Лужков Ю., Владиславлев А. Народная партия в современном мире / Ю.Лужков, А.Владиславлев // Свободная мысль. 2001. № 10. С. 4-11.

7. Обращение Брянского отделения национально-патриотического фронта «Память» // Брянский рабочий. 1992. 9 июня.

8. Лебедев С. Особенности НАЦИонального досуга / С.Лебедев // Брянский рабочий. 2009. 28 апр.

9. Ткаченко В.В. Патриотическое воспитание молодежи / В.В.Ткаченко // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 2. С. 133-140.

10. Курденко С. Когда в товарищах согласья нет... / С.Курденко // Брянское обозрение. 2005. 25 нояб.

11. Проханов А. Брянские святоносцы / А.Проханов // Завтра. 2013. № 42.

Об авторе

Горбачев В.Г. - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.