ПАТРИОТИЗМ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Л.М. Низова, д-р экон. наук, профессор А.П. Рыбакова, студент
Поволжский государственный технологический университет (Россия, г. Йошкар-Ола)
Аннотация. На основе мнений ученых, литературоведов и политиков раскрыта сущность патриотизма; выявлен его уровень среди студентов на основе социологического исследования и разработаны меры по повышению патриотических чувств в его среде.
Ключевые слова: патриотизм, молодежь, студенты, студенческая среда, чувство патриотизма, общество.
Президент Российской Федерации В.В. Путин на Медиа форуме Общероссийского народного фронта, который состоялся в Санкт Петербурге, еще раз подчеркнул, что «Для России, Для русского человека очень важно чувство патриотизма, национальной идентификации» [2]. В настоящее время в Российской Федерации идет активная пропаганда патриотизма и справедливости, как национальной идеи. Именно поэтому очень важно знать отношение молодых людей к патриотизму. Это обуславливает актуальность темы данного исследования.
Развитие современного российского общества связано с серьезными изменениями в его структуре. Это связано с тем, что стране необходимо выйти из кризиса и занять достойное конкурирующее место на мировом рынке. Основные социальные институты теряют свое влияние и общество становится более подверженным негативным влияниям. Встает вопрос о самобытности русского народа. Особенно подверженными влиянию со стороны является молодежь. Студенты - серьезная социальная и политическая сила. К сожалению, в настоящее время у молодых людей утрачиваются понятия гражданственности, патриотизма, норм и морали.
Цель работы. Выявить уровень патриотизма среди студентов, и проблемы формирования чувства патриотизма, разработать меры по повышению патриотических чувств в студенческой среде.
Решаемые задачи. 1) Обусловить актуальность исследования. 2) Обобщить мнение ученых и литературоведов и полити-
ков по понятию патриотизма.
3) Ранжировать эффективность каналов воспитания патриотизма молодежи.
4) Сформировать социальную инфраструктуру патриотического воспитания. 5) На основе социологического исследования выявить приоритеты, проблемы и меры по повышению эффективности патриотического воспитания.
Интерпретация результатов. Методологическая опора исследования феномена патриотизма выражена в идеях философов и литературоведов прошлого:
Научную разработанность темы подтверждают работы таких авторов, как Ю.Р. Вишневский, А.Н. Вырщиков,
Н.Г. Егошина, И.А. Ильин, В.А. Каве-рин, В.К. Левашов, В.И. Лутовинов, В.Ю. Мик-рюков, В.Е. Мусина, А.И. Солженицын, В.А. Шнирельман и др.
Н.А. Добролюбов - русский литературный критик считал, что «В недавнее время патриотизм состоял в восхвалении всего хорошего, что есть, в отечестве, ныне уже этого недостаточно, чтобы быть патриотом. Ныне к восхвалению всего хорошего прибавилось неумолимое порицание и преследование всего дурного, что есть ещё у нас» [1].
Русский мыслитель, литературный критик Виссарион Белинский говорил, что «Любовь к отечеству должна исходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину значит - пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» [1].
Д.С. Лихачев-российский филолог, искусствовед рассматривал отличия истинного патриотизма от национализма, он писал, что «дело не в числе людей, «принадлежащих к данному народу», а в уверенности и стойкости его национальных традиций. Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим», т.к., любя свою семью, скорее будешь любить другие семьи и людей» [1].
В научно-публицистическом исследовании «Беседа о том, что есть сын отечества» А.Н. Радищев дает революционно-демократическое обоснование сущности патриотизма. По мнению Радищева, сына Отечества характеризует бескорыстное стремление служить делу процветания Родины, необходимость установления в ней демократических порядков, развития науки и искусства. Настоящим патриотом является тот, кто ненавидит монархию и крепостничество и любит народ и Родину. Автор клеймит позором тех, кто терзает «ближних своих насилием, гонением, притеснением» [3].
Н.М. Карамзин в статье «О любви к отечеству и народной гордости» определяет патриотизм «как любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях». Различая три вида любви к Отечеству, ученый называет любовь к месту своего рождения и воспитания физической любовью к Отечеству; любовь к согражданам, с которыми человек растет и воспитывается - моральной; любовь к славе Отечества и гордости за него - политической любовью к Отечеству
[3].
Воспитание патриотизма осуществляется не только через СМИ, оно пронизывает общество во всех сферах: в семье, школе, средних и высших учебных заведениях, в рабочих коллективах.
Большое влияние на формирование чувства патриотизма у молодежи оказывает государство, это проявляется в проведении патриотических смен на молодежных форумах, создании Росвоенцентра и Рос-патриот центра, организации и проведении всероссийских патриотических акций, таких как «Бессмертный полк», «Георгиев-
ская ленточка», «Вахта памяти», «Свеча памяти».
Данные формы нашли конкретные преломления и в республике Марий Эл, созданы 37 кадетских классов, более 1500 молодых людей состоит в 72 патриотических клубах, центрах, кружках и секциях.
В целях патриотического воспитания на производстве в республике созданы Советы работающей молодежи. Так, например, на Марийском машиностроительном заводе совет поддерживает творческие инициативы молодежи, организовывает военно-патриотические и спортивные мероприятия, решает проблемы занятости молодых людей.
В Поволжском государственном технологическом университете, успешно функционирует клуб «Молодая семья», где уделяется внимание обоснованию конституирующей роли традиционной семьи в социуме, патриотическому воспитанию и пропаганде здоровых жизненных ценностей.
Высока роль СМИ в формировании чувства патриотизма у молодых граждан. Освещение данной темы происходит в основном в таких газетах, как Российская газета, Комсомольская правда и Марийская правда. Также тема патриотизма освещается в теле- и радио передачах.
В России сформирована инфраструктура патриотического воспитания. Выделяются экономические, социальные, правовые, политические и демографические фа-торы, воздействующие на него. Рассмотрена система формальных (государство, правовые акты, патриотические клубы, музеи, секции и центры) и неформальные институты (общественные, коммерческие и социально-психологические организации).
С целью изучения проблемы воспитания патриотизма в студенческой среде, нами было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие студенты Поволжского государственного технологического университета 1-4 курса направления подготовки «Социальная работа».
Структура выборочной совокупности: 71,3% опрошенных- студенты 21-23 лет, 18,4%- 18-20 лет и 10,3% старше 23 лет. Цель опроса: уточнить, что студенты понимают под определением «патриотизм» и, выявить их уровень патриотизма.
На вопрос «Патриотизм для Вас-это:...» 43,6% опрошенных ответили «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам», 48,9% выбрали вариант «духовный ориентир, способствующий сохранению и развитию гордости за героическое прошлое России, приобщению к боевым и
трудовым традициям, формированию причастности к историческим свершениям российского общества», 6,00% считают, что патриотизм это «выполнение конкретных каждодневных дел для улучшения состояния своей Родины, её приукрашения и обустройства, помощи своим землякам и соотечественникам» и 1,5% предпочли вариант «другое».
В результате исследования было выявлено, что 84,1% считают себя патриотами, 3,6% таковыми себя не считают и 12,3% респондентов затруднились ответить. (рис. 1)
3,60% 12,30%-----0
'"'ЩШММШЛ84 io% ' да, безусловно ' нет, не считаю затрудняюсь ответить
Рис. 1. «Вы считаете себя патриотом?»
Своей страной по данным проведенного исследования гордятся 91,5% опрошенных, 3,8% гордости не испытывают, опре-
деленными её успехами гордятся 1,6% и 3,1% выбрали вариант «другое» (рис. 2).
г- нет, не горжусь
Рисунок 2. Гордитесь ли Вы своей страной? Рис. 2. «Гордитесь ли Вы своей страной?»
Интересно было узнать, что именно оказывает сильное влияние на формирование уровня патриотизма у молодых людей, так как большой процент опрошенных патриотично настроены и гордятся нашей страной. На вопрос «Что на Вас оказывает наиболее сильное влияние при формировании чувства патриотизма?» Получены
следующие ответы: 44,7% студентов выбрали вариант «семья», 42,5% ответили «средства массовой информации», 6,1% считают, что «проводимые тематические акции», 1,8 % выбрали вариант «другое» и только 4,9% ответили «вуз». Ранжирование ответов позволило выявить проблему
недостаточной работы вуза по воспитанию чувства патриотизма у студентов.
Ответы респондентов на вопрос «Согласны ли Вы с мнением, что «Патриотизм-важнейшее условие возрождения ве-
Респондентам было предложено право, высказать свои предложения о мерах для поднятия чувства патриотизма у молодежи. При этом, наибольшая часть (36,3%) предложили организацию встреч с ветеранами, каждый третий (31,4%) отдали предпочтение развитию волонтерского движения, каждый 5 (22,5%)-предложили улучшить доступность в посещении войсковых частей и к просмотру военной техники, каждый 11 (8,7%) назвал развитие кадетского движения и 1,1% считают, что нужно «открыть специальный тематический телевизионный канал».
Выводы. Проведенный мониторинг позволил выявить проблемы формирования чувства патриотизма у молодежи, к ним можно отнести:
- недостаточная оснащенность учебных заведений материальным обеспечением для проведения уроков ОБЖ;
- отсутствие необходимой нормативно-правовой базы для регулирования деятельность негосударственных военно-патриотических организаций;
- недостаточная пропаганда идей патриотизма в СМИ;
- отсутствие системного, постоянного механизма координации и управления деятельностью в сфере патриотического вос-
личия России?» показали, что 95,8% согласны и лишь 1,4% отрицают данную аксиому, а 2,8% затруднились ответить (рис 3).
- важнейшее условие возрождения
питания между органами управления и организациями патриотического воспитания молодежи.
Для устранения, выявленных проблем, по-нашему мнению, необходимо принять такие меры, как:
- улучшить работу Центров допризывной подготовки и патриотического воспитания граждан;
- уделять ещё большее внимание в преподавании уроков истории и литературы достижениям героев, ученых из России и содружественных ей государств;
- улучшить материально-техническую базу школ и университетов для преподавания ОБЖ;
- вести большую пропаганду значимости службы в армии в СМИ;
- поднять уровень профилактической работы со школьниками о последствиях судимости и о том, как не стать завербованным террористами;
- пропагандировать положительные образы современных российских граждан и граждан бывшего Советского союза, работающих на благо общества;
- настраивать молодых людей на то, чтобы интересы всего общества должны находились выше личных интересов.
1.40% v 2.80% о ............gaiS0^ Vv.V'-'/v.'iV i'V! 1' ¡v! X'VvVvV'vi
ШШШШШШШ
95.80%
1 да, согласен(на) ■ нет, я так совсем не считаю ■ затрудняюсь ответить
Рис. 3. «Согласны ли Вы с мнением, что «Патриотизм
величия России?»
Библиографический список
1. Афоризмы про патриотизм. Афоризмы на все случаи жизни. [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://xn--e1afnj0c.xn--p1ai/tema/patriotizm/ (7.08.2013)
2. РБК. Телеканал. Путин выступил в роли переводчика с немецкого на форуме ОНФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/570666659a79475bbf4248f4 (дата выхода: 07.04.2016)
3. Теоретико-методологические аспекты понятия «патриотизм» в контексте военно-патриотического воспитания. Образовательный портал. [электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://ext.spb.ru/faq/979--lr-.pdf (дата выхода 7.03.2015)
PATRIOTISM AMONG STUDENTS
L.M. Nizova, doctor of economic sciences, professor A.P. Rybakova, student Volga state university of technology (Russia, Yoshkar-Ola)
Abstract. Based on the opinions of scientists, literary critics and politicians, the essence of patriotism; found its level among the students on the basis of sociological research and developed measures to enhance Patriotic feelings in his environment.
Keywords: patriotism, youth, students, student community, patriotism, society.