© Дергунова Н.В., 2013
®
УДК 32.656.2.7 ББК 39.2
ПАТРИОТИЗМ В ВОСПРИЯТИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Н.В. Дергунова
Смена поколений, особенно во время глубокой трансформации общества и государства, приводит к существенному изменению содержания и смысла многих феноменов и научных понятий. В основу статьи легли данные ряда социологических исследований, проведенных в Ульяновской области в 2010-2012 гг. кафедрой социологии и политологии Ульяновского государственного университета и Центром социологических исследований Правительства Ульяновской области. В статье дается анализ представлений старшеклассников и студентов об Отечестве, долге, патриотизме; об отношении к истории страны в целом и к своей малой родине. Одной из ведущих тенденций в восприятии патриотизма становится, с одной стороны, его демилитаризация, а с другой - усиление националистических настроений.
Ключевые слова: молодежь, родина, долг, толерантность, этнос, гражданская активность, патриотизм.
В основу статьи легли несколько социологических исследований, в частности выборочный опрос молодежи по двум возрастным группам 16-22 года и 23-30 лет, проведенный в марте 2011 года. Объем выборки по Ульяновской области - 1 000 человек. А также были проведены в начале 2012 г. 4 фокус-группы:
1) со школьниками в поселке Зеленая Роща (9-10-й классы);
2) студентами Профессионального училища № 2 (1-й курс);
3) школьниками в Центре детского творчества № 6 (10-11-й классы);
4) студентами педагогического факультета Педагогического университета (4-й курс).
Основная цель исследования - конкретизировать понятие патриотизма и национализма, определить, какое место данные феномены занимают в сознании молодежи.
В результате фокус-групп было получено множество разнообразных мнений и оценок в рамках заявленной тематики.
Чтобы подвести респондентов к определению понятия «патриотизм», вначале им было
предложено подумать над такими понятиями как «родина», «отчизна», «народ» и «государство», а также порассуждать, как все они соотносятся между собой. Почти все участники без затруднений высказались по поводу того, как они понимают слово «родина». Наиболее распространенным является определение родины как некоего места, где человек родился, вырос, где находятся его родные и близкие, где ему комфортно и уютно. Особых расхождений во мнениях между городскими и сельскими школьниками не отмечается, за исключением того, что для первых малая родина - город Ульяновск (в большинстве случаев), а для последних - село соответственно.
Гораздо больше затруднений вызвал вопрос относительно определения понятия «отчизна». Сельские школьники, а также студенты Профессионального училища не смогли дать ответа на него. Скорее всего, это связано с тем, что в сознании молодых людей понятия «родина» и «отчизна» тождественны. Городские школьники и студенты попытались поразмышлять над этим вопросом, но в ходе обсуждения пришли к тому, что понятия «родина» и «отчизна» синонимичны. Лишь в одном случае респондент указал на некоторое отличие: «Отчизна - страна в целом, а родина - место, где ты
родился». Затруднения связаны, прежде всего, с тем, что понятие «отчизна» устарело и среди молодежи оно практически не употребляется.
Народ понимается участниками как совокупность людей, проживающих на определенной территории, имеющих общее происхождение, объединенных какими-либо общими принципами (язык, национальность и т. д.). Государство понимается как политическая система, обладающая определенными качественными характеристиками (разделение властей, флаг, гимн и т. д.); совокупность людей, обладающих властью и управляющих обществом. У сельских школьников определение этого понятия вызвало затруднения. Можно отметить, что в ходе дискуссии было выявлено негативное отношение некоторых респондентов к понятию «государство». «Родина» и «государство», по их мнению, несоот-носимые понятия:
- «правящая горстка людей, которая создала систему для порабощения. Это группа людей, которая объединилась с целью власти, денег и завоевания территорий»;
- «...государство - это люди, а страна -это территория, которую люди готовы охранять»;
- «... я не патриот государства, я патриот страны»;
- «...я патриот своей страны, именно страны, а не государства».
Но были также мнения, что понятия «родина», «отчизна», «народ», и «государство» соотносятся между собой, но каким образом, участники объяснить не смогли.
Патриотизм, по мнению молодежи, имеет непосредственную связь со всеми вышеперечисленными понятиями. Он отражает всю совокупность принципов, на основании которых складывается отношение людей к родине, отчизне, народу и государству, то есть понятие «патриотизм» включает в себя множество оценок всех этих понятий.
В основном патриотизм ассоциируется с военной тематикой: ВОВ, солдаты, идущие в бой, ветераны, героические подвиги и т. п. Но далее было выявлено, что содержание понятия «патриотизм» включает в себя не только военный смысл. Дать определение патриотизму попытались практически все участники фокус-групп, что говорит об их заинте-
ресованности данной темой. При этом было высказано множество разнообразных мнений - начиная от того, что это любовь к родине, вплоть до понимания патриотизма как заботы о своей малой родине (уборка территории, например). Ключевые слова и фразы, которые «всплывали» при определении данного понятия: «ответственность», «готовность помочь в трудной ситуации», «гордость за родину», «преданность родине», «защита родины» и т. д.
Исходя из этих высказываний, можно сделать вывод, что патриотизм понимается молодежью не только как эмоциональное чувство привязанности к родному месту, но и как долг, ответственность перед родиной, страной и государством. Практически все участники назвали себя патриотами. Те, кто не считают себя таковыми, связали это с тем, что хотят уехать из страны.
Также можно отметить некоторое противоречие в высказываниях участников. В начале беседы им был задан вопрос: «Если бы при рождении у Вас был выбор, где Вы хотели родиться?» Большинство респондентов, даже те, кто назвали себя патриотами, хотели бы изменить место рождения, как город, так и страну в целом, особенно студенты Профессионального училища № 2, где можно было услышать самые разнообразные варианты: Нью-Йорк, Германия, США, Санкт-Петербург и т. д. Причиной этому является тот факт, что здесь им скучно. В сознании молодых людей, видимо, прочно закрепился стереотип: «Хорошо там, где нас нет», потому что почти никто из участников не смог объяснить, почему он хотел бы родиться в другом месте. Прозвучало лишь: «.. .хочу туда, но не знаю почему, мне кажется, там лучше».
А вот уехать в будущем планирует меньшая часть участников. В основном, многие хотят остаться, потому что им тяжело покидать родные края, здесь для них все привычно, наблюдается некий страх перед кардинальными переменами, связанными с переездом в другую страну, где другие традиции, обычаи, отличный менталитет и т. д. В основном молодые люди хотят передвигаться по России, не покидая ее пределов. Лишь только с семьей респонденты готовы перебраться за границу. Родственные связи,
семья, таким образом, являются мощным сдерживающим фактором, и наоборот (молодые люди потянутся за семьей в случае ее переезда). Но хотелось бы отметить, что сельские школьники почти все решительно настроены покинуть поселок и переехать в город, несмотря на то что их семья останется. Связано это с тем, что, по мнению молодых людей, не хватает работы, а также условий для саморазвития. Даже если бы им пообещали предоставить работу в селе, они все равно хотели бы уехать, так как все планируют получить высшее образование и более престижную работу в городе. По их мнению, нельзя самореализоваться в сельской местности и лучше вернуться туда в пенсионном возрасте. В целом все участники связывают переезд с улучшением материального положения, они уверены в том, что жить в другом городе или стране лучше, возможностей и перспектив там больше.
Много затруднений вызвал вопрос о патриотических качествах человека. Определение патриотизму молодые люди дали, почти не задумываясь, а вот как-то наполнить его содержанием и выделить основные компоненты смогли не сразу. В первую очередь участники к патриотическим качествам отнесли знания истории своей родины, страны, знания о культуре и традициях, а также географические знания своей территории. Далее молодые люди называли такие качества, как бережное отношение к природе и памятникам архитектуры; уважение к старшим (особенно к ветеранам); инициативность, стремление изменить страну к лучшему; бескорыстность, то есть совершение добрых дел и поступков не для репутации и похвалы; высокие моральные принципы (к примеру, любить не за что-то, а просто так) и др. Также к проявлению патриотизма некоторые участники отнесли критику власти, причем рациональную и конструктивную , то есть когда человек не просто высказывает недовольство по поводу сложившейся ситуации, но и предлагает варианты ее изменения к лучшему. Если человек видит назревшую проблему и молчит об этом, то это не характеризует его как патриота. По мнению молодых людей, именно недовольство и неудовлетворенность людей являют-
ся движущим механизмом в действиях власти и чиновников.
По поводу службы в армии мнения участников разделились. Одни считают, что служба в армии - проявление патриотизма, другие же с этим не согласны. Говорить о службе в армии как проявлении патриотизма, по мнению молодежи, можно в том случае, если человек добровольно туда идет, и такими людьми мы должны гордиться, так как их совсем немного. Были высказаны причины негативного отношения к современной армии, почему так мало тех, кто хочет отдать долг родине. Главная из них заключается в том, что армия стала ассоциироваться с впустую потраченным временем, повсеместной дедовщиной и бесконечными нарушениями воинского устава. Главной проблемой является то, что сейчас отсутствует элементарное уважение командного состава к солдатам, в результате чего они отыгрываются друг на друге. По словам участников опроса, их знакомые, которые отслужили в армии, пришли к выводу, что «зря потратили время». Именно по этим причинам некоторые участники не связывают службу в армии с проявлением патриотизма, поскольку она сейчас не представляет собой объекта гордости и уважения, как это было в советские времена.
По мнению молодежи, первостепенным фактором, формирующим патриотические качества личности, является семейное воспитание. С этим согласились все участники. Если детей не воспитывают в семье, то школа не способна оказать на них существенного влияния. Следующим по значимости фактором является школьное воспитание. По мнению молодых людей, школа способна поддержать и развить патриотические качества, если первоначальный этап уже был осуществлен родителями. Но, по мнению будущих педагогов, учителям все же тяжело перевоспитать детей в лучшую сторону, поскольку школа не является единственной воспитывающей средой. Также к факторам, формирующим патриотические качества, участники отнесли и СМИ. Но отметили, что они способны воздействовать лишь на тех, кто сам этого хочет, кто подвергается внушению. Религия тоже способна содействовать развитию патриотических качеств человека, поскольку учит
любви как таковой. По мнению сельских школьников и студентов Профессионального училища № 2, верующие люди, скорее всего, патриоты. Городские школьники и студенты вопрос о религии не поднимали. Самовоспитание и самоцисциплина также являются важными факторами, помогающими человеку самостоятельно что-либо осознать и научиться чему-то.
Участникам был задан вопрос о том, за какие события и явления в стране они испытывают чувство гордости, а за какие - чувство стыда. К сожалению, основные высказывания касались негативных событий, то есть тех, за которые стыдно. К их числу можно отнести повсеместную коррупцию; непродуманные и недейственные законы (к примеру, запрет продажи алкоголя вечером и по выходным, - по мнению молодежи, им можно запастись и в будни); чрезмерное употребление спиртных напитков, особенно несовершеннолетними; неадекватное поведение людей; «утечка умов»; репрессии в советские времена и т. д. Будущие педагоги много внимания уделили проблеме неуважения ветеранов Великой Отечественной войны. Также они отметили тот факт, что многие действия совершаются властью и чиновниками «для галочки», с целью привлечения внимания к своей персоне.
Большинство участников испытывают гордость за победу в Великой Отечественной войне, но хочется отметить, что далеко не сразу молодые люди об этом вспомнили, а лишь после наводящих вопросов. Да и вообще, что-то вспомнить из истории, вызывающее чувства радости и гордости, они не смогли. Судя по всему, существующие проблемы ощущаются молодежью сильнее, чем радостные события, ведь не зря разговор начался именно с негативных моментов жизни в нашем государстве. Также участники отметили: вызывает уважение тот факт, что сейчас восстанавливаются различные достопримечательности, которые когда-то были разрушены. Это говорит о желании людей помнить и уважать историю своей родины. Таким образом, в сознании молодых людей гораздо больше проблем, чем радостных и заслуживающих уважения событий.
В ходе фокус-групп участники попытались подумать над понятием «национализм»
и его связью с патриотизмом. Больше всего затруднений и меньше всего дискуссий оно вызвало у сельских школьников и студентов Профессионального училища № 2. В основном говорили, что это любовь к собственной нации, явление носит негативный характер, поскольку может привести к войне народов друг с другом. Была точка зрения, что патриотизм со временем превращается в национализм. А вот городскими школьниками вопрос о национализме поднимался неоднократно. Было явно выражено негативное отношение к тому, что во многих регионах РФ огромное количество приезжих из Северного Кавказа и стран Средней Азии, которые ведут себя здесь как у себя дома. Молодые люди высказали точку зрения, что национализм - это необязательно организация побоев людей другой национальности, а выстраивание поведения таким образом, чтобы они поняли, что находятся не у себя дома и должны вести себя в соответствии с нашими законами, обычаями и традициями. Национализм - идеология, подразумевающая уважение к собственной нации. А его крайние формы могут привести к негативным последствиям (к войне, например).
Были обсуждены также вопросы патриотического воспитания. По мнению молодых людей, практически через все дисциплины можно развить патриотические качества, в особенности с помощью истории, русского языка, литературы и географии. Главное, чтобы детям не навязывались патриотические ценности, поскольку они находятся в таком возрасте, когда стараются сделать все наперекор взрослым. Как можно заинтересовать молодое поколение? Участникам был задан и этот вопрос. В первую очередь, с детьми иногда нужно общаться в непринужденной обстановке, на их языке, тогда они смогут почувствовать свою необходимость и причастность к общему делу. Также необходимо, чтобы школа организовывала мероприятия, сплачивающие коллектив, развивающие коммуникативные навыки, а также чувства ответственности не только за себя, но и за других. К таким мероприятиям участники отнесли: спортивные игры, совместные походы, встречи с ветеранами, совместные просмотры патриотических фильмов и их обсуждение, организацию военно-патриотических праздников (например, День защитника Отече-
ства), конкурсы чтецов, военно-исторические реконструкции и др. По мнению будущих педагогов, программа патриотического воспитания просто необходима, поскольку ее правильная организация сможет устранить в детях чувство того, что от их индивидуальных, а затем коллективных действий и поступков не зависит будущее страны и что они не в силах что-либо изменить, так как уже все предрешено. С помощью патриотического воспитания можно развить в детях чувство любви и уважения к государству и стране в целом, главное, чтобы занимающиеся этим сами верили в успех.
Таким образом, «патриотизм» - сложное и многогранное понятие. Основные аспекты его понимания молодежью заключаются в следующем:
- любовь к родине, как малой, так и большой;
- гордость за родину;
- долг и ответственность перед родиной;
- терпимость;
- готовность и желание помочь в трудной ситуации;
- готовность и желание изменить что-либо к лучшему, инициативность;
- преданность своей родине, малой и большой;
- защита родины;
Почти все участники назвали себя патриотами, но представляется, что они еще не до конца это осознали. Поскольку в ходе дискуссии выяснилось, что многие желают уехать из страны в любой удобный момент, потому что им здесь не нравится. Мало кто действительно горит желанием что-либо изменить, скорее всего, в сознании молодежи прочно укрепился стереотип, что предпринимать действия бесполезно, так все уже заранее решено за них.
Основным фактором, формирующим патриотические качества человека, является семейное воспитание. Школа способна развить и поддержать то, чему научили родители, но кардинально что-то изменить в сознании детей не способна. СМИ, по мнению молодых людей, оказывают влияние на тех, кто легко подвергается внушению.
Таким образом, при патриотическом воспитании необходим комплексный подход не только к ребенку, но и его семье, так как она
является главным опорным пунктом в процессе формирования личности. Также необходимо предпринять меры, в результате которых молодежь поверила бы, что она способна внести свой вклад в развитие государства и страны, а не только власть и чиновники. Пока абсолютной уверенности в этом у молодых людей не наблюдается.
Изучение проблемы националистических настроений в молодежной среде предполагает, прежде всего, выявление толерантной позиции по отношению к своей национальности. Результаты исследования показали, что большинство опрошенных (86 %) испытывают чувство гордости за свою национальность (табл. 1). Безразличны к своей национальной принадлежности 11 % респондентов и 1 % -испытывают отрицательные чувства относительно своей национальности. Больше гордятся своей национальностью молодые люди из сельских районов области.
Таблица 1 Распределение ответов на вопрос «Вы гордитесь своей национальностью или нет?»
Варианты ответа % опрошенных
«Да» 86
«Мне все равно» 11
«Нет» 1
«Затрудняюсь ответить» 1
Кроме того, большая часть участников исследования (89 %), проживая в Ульяновской области, чувствуют себя с точки зрения национальной принадлежности вполне свободно и комфортно.
И наконец, высокий уровень толерантности молодежи относительно своей национальности подтверждается тем, что молодые люди в большинстве своем принимают свою национальность и не хотят другой (см. табл. 2).
Таким образом, результаты исследования показывают толерантность молодежи региона по отношению к своей национальной принадлежности.
По результатам исследования традиционно наибольшую симпатию молодые люди испытывают к русским людям (25 %). Сле-
дующие в списке - татары (9 %) и чуваши (6 %). Также тепло молодежь относятся к европейцам (5 %). Представители других народов в рейтинге симпатий фигурируют значительно реже и набрали не более 2 %. Не имеют национальных предпочтений 26 % опрошенных, 29 % - затруднились с ответом.
Таблица 2 Распределение ответов на вопрос «Вы хотели бы иметь другую национальность или нет?»
Варианты ответа % опрошенных
«Да» 3
«Скорее да, чем нет» 3
«Затрудняюсь ответить» 2
«Скорее нет, чем да» 9
«Нет» 83
Проведенное исследование показало, что уровень национальной толерантности молодежи региона составил 66 %. Именно такое количество респондентов не испытывают неприязни по отношению к людям другой национальности (табл. 3). 28 % опрошенных демонстрируют национальную нетерпимость. Наиболее терпимы к представителям других национальностей опрошенные 23-30 лет, работающие.
Таблица 3 Распределение ответов на вопрос «Некоторые люди испытывают раздражение или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности.
А Вы лично испытываете раздражение или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности?»
Варианты ответа % опрошенных
«Испытываю» 28
«Не испытываю» 66
«Затрудняюсь ответить» 6
Чаще всего негативные эмоции у молодых людей вызывают представители кавказских народов (72 %). Значительно реже гово-
рят о нелюбви к татарам (12 %), цыганам (10 %), чувашам (9 %) и т. д.
В качестве причин неприязни других народов и наций молодые люди назвали, прежде всего, неприятие внешности, манеры поведения и особенностей характера представителей той или иной национальности (63 %). Каждый третий ссылается на нежелание приезжих считаться с нормами и обычаями, принятыми в России (34 %), и низкий уровень культуры представителей некоторых национальностей (32 %). Кроме того, 23 % высказали опасения, связанные с угрозой террористических актов. 19 % опрошенных раздражает то, что представители отдельных национальностей осуществляют контроль определенных сфер бизнеса. А у 15 % респондентов негативное отношение вызвано убеждением, что приезжие отнимают рабочие места у местного населения.
Таким образом, большинство участников исследования демонстрируют толерантное отношение к людям другой национальности. Однако зачастую декларированная толерантность по отношению к другим народам и нациям не выдерживает испытания действительностью. В частности, даже национально терпимые молодые люди на практике одобрительно относятся к случаям ущемления прав других национальностей.
Нетерпимо молодые люди относятся, прежде всего, к выходцам из республик Северного Кавказа. Причинами национальной неприязни были названы внешность, манера поведения, черты характера представителей других национальностей, а также нежелание приезжих уважать обычаи и нормы поведения, принятые в России, и отсутствие культуры поведения.
Далее в исследовании была предпринята попытка выявить степень принятия молодыми людьми националистических или интернационалистских идей. Респондентам были предложены высказывания, определяющие права представителя той или иной нации в следующих сферах повседневной жизни: 1) реализация гражданских прав; 2) проблемы иммиграции в Россию; 3) выборы в органы государственной власти; 4) получение образования; 5) распространенность националистических настроений. Предложенные пары альтернативных суждений описывают националистическую или интернацио-
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос «С каким из суждений в каждой из представленных пар Вы бы скорее согласились: с первым или со вторым?»
Варианты ответов % опрошенных
1 «Люди коренной национальности должны иметь больше прав, чем люди других национальностей, живущие на той же территории» 22
«Все люди в своей стране должны обладать равными правами независимо от национальности» 75
«Затрудняюсь ответить» 3
2 «Государство должно помогать в обустройстве всем, кто приезжает в Россию на постоянное жительство» 58
«Государство должно помогать в обустройстве только русским, если они приезжают из-за рубежа на постоянное жительство» 27
«Затрудняюсь ответить» 15
3 «При выборе или назначении человека в органы власти должна учитываться его национальность» 37
«При выборе или назначении человека в органы власти его национальность не должна иметь значения» 53
«Затрудняюсь ответить» 10
4 «У русской молодежи в России должны быть преимущества при получении образования» 16
«Образование должна получать вся способная молодежь России, независимо от национальности» 81
«Затрудняюсь ответить» 3
5 «Распространение идей, утверждающих превосходство одних наций над другими, нужно наказывать» 58
«Идеи, утверждающие превосходство одних наций над другими, имеют право на свободное распро-стране ние» 24
«Затрудняюсь ответить» 18
налистскую норму общественных отношений (см. табл. 4).
Результаты опроса показывают наибольшее принятие идей интернационализма в сфере реализации гражданских прав людей разных национальностей (75 %) и возможностей для получения образования (81 %). Однако каждый шестой опрошенный уверен, что русская молодежь в России должна иметь преимущества при получении образования, а 22 %
респондентов убеждены, что люди коренной национальности должны иметь больше прав, чем приезжие.
Несколько меньше (53-58 %) молодежи в регионе принимают следующие интернационалистские идеи: государство должно помогать всем иммигрантам, а не только русским; при выборах в органы власти национальность человека не имеет значения. Также более половины опрошенных (58 %) выс-
казались за необходимость наказания за распространение националистических идей.
Однако на фоне преобладания идей интернационализма не может не настораживать присутствие националистических высказываний в ответах молодых людей: «При выборе или назначении человека в органы власти должна учитываться его национальность» (37 %); «Государство должно помогать в обустройстве только русским, приезжающим из-за рубежа» (27 %); «Идеи, утверждающие превосходство одних наций над
другими, имеют право на свободное распространение» (24 %).
Таким образом, интернационалистские настроения преобладают в сознании молодежи. Особенно те, которые касаются прав на получение образования людьми разных национальностей и реализации гражданских прав. Однако националистические высказывания также присутствуют. В частности, более трети респондентов уверены в необходимости учета национальности человека при выборах в органы власти.
PATRIOTISM IN THE PERCEPTION OF THE YOUNG GENERATION
N. V. Dergunova
The alternation of generations, especially during the deep transformation of the society and state leads to the substantial change in the content and meaning of the many phenomena and scientific conceptions. The paper is based on the sociological studies conducted in the Ulyanovsk region (Russia) in 2010-2012 by the Department of Sociology and Political Science of Ulyanovsk State University and the Center of Sociological Research at the Government of the Ulyanovsk region. The analysis of the conceptions such as Homeland, Duty, Patriotism in the perception of the high school students and university students is given. The attitude to the history of the native country and the history of the region is also discussed. One of the main tendencies of the change in perception of Patriotism is, on the one hand, its demilitarization and, on the other hand, the enhancement of the nationalist views.
Key words: youth, homeland, duty, tolerance, civil activity, patriotism.