(часть 1). — URL: http://www.science-education.nu/nu/ article/view?id=18007 (дата обращения: 28.10.2016).
5. Зайцева О. А. Патриотизм в среде молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 7-2. — С. 174-176.
6. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. — URL: http://www.consultant.nu/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 31.10.2016).
7. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ). — URL: http://www.consultant.nu/document/cons_doc_ LAW_28399/ (дата обращения: 30.10.2016).
8. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс] : одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21.05.2003). — URL: http://docs. cntd.nu/document/901867597 (дата обращения: 31.10.2016).
9. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 16.02.2001 № 122. — URL: http://base. ganant.nu/1584972/ (дата обращения: 30.10.2016).
10. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 11.07.2005 № 422 (ред. от 13.11.2006). — URL: http://www.zakonpnost.nu/content/base/ pant/496740 (дата обращения: 30.10.2016).
11. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от05.10.2010 г. № 795. — URL: https://ng.nu/2010/10/11/patnioty-site-dok.html (дата обращения: 30.10.2016).
12. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493. — URL: http://www.ganant.nu/pnoducts/ipo/pnime/ doc/71196398/#ixzz4OjkKwUxy (дата обращения: 30.10.2016).
13. Ружа В. А. Становление и развитие культуры патриотизма современного студенчества: социологический анализ : автореф. дис. ... канд. социол. наук. — Екатеринбург, 2013. — 24 с.
14. Сентюрин Ю. П. Об историческом понятии «патриотизм»: политические характеристики // Представительская власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. — 2007. — № 4-6. — С. 6.
15. Шилова В. С. Патриотическое воспитание студентов: сущность, цели и задачи // Научный результат. Серия: педагогика и психология образования. - 2015. - Т. 1, № 1 (3). - С. 75-78.
УДК/UDC 37.035.6-053.6
О. И. Куленюк, З. В. Крецан O. Kulenyuk, Z. Kretsan
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФИЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN SPECIALIZED EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
В статье представлен опыт ГБНОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции», раскрываются понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание», называются основные направления деятельности по формированию патриотических чувств у кадетов в школе-интернате, описана модель кадета-выпускника.
The article reveals the concept of patriotism, Patriotic education, presents the main directions of formation of Patriotic feelings among the cadets at boarding school, describes the model of a cadet-graduate.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, патриотические чувства, формирование патриотических чувств у кадетов в школе-интернате.
Keywords: patriotism, Patriotic education, Patriotic feelings, formation of Patriotic feelings of the cadets in boarding school.
"Ask not what your country can do for you;
ask what you can do for your country"
John Fitzgerald "Jack" Kennedy [2].
Эпиграфом к этой статье мы выбрали потрясающую по своей патриотичности фразу тридцать пятого президента США Джона Кеннеди, которая, на наш взгляд, может претендовать на первую заповедь истинного патриота: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей Родины». Кому-то такой выбор может
показаться непатриотичным, но ведь патриотизм — понятие интернациональное. Эту фразу сказал не фанатик и не нацист, а патриот своей страны. И совершенно не принципиально, какой страны!
Патриотизм — это та главная духовно-нравственная скрепа общества, являющаяся гарантом общественной стабильности, независимости и безопасности государства, всеобщей мобилизации его сил в лихую годину. Это идеологический фундамент общественно-государственного здания.
Социологи определяют патриотизм как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам частные интересы граждан. Патриотизм предполагает гордость культурой, достижениями в различных областях науки и искусства своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности, стремление защищать интересы страны и своего народа.
В разные времена выдающиеся политики, деятели культуры, искусства, науки давали определение патриотизму или высказывались по этому поводу. Самое лаконичное и исчерпывающее определение патриотизма дал Владимир Иванович Даль (1801-1872), русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, автор непревзойденного по объему Толкового словаря живого великорусского языка: «Патриотизм — любовь к Отчизне». Патриот, по толкованию Даля, — «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отече-ственник или отчизник» [1 ].
Константин Дмитриевич Ушинский (18231871), русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России, отводил патриотизму главное место в воспитании человека: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [6, с. 668].
Николай Гаврилович Чернышевский (18281889), русский философ-материалист, революционер-демократ, ученый, энциклопедист, литературный критик, публицист и писатель: «Патриот — это человек, служащий Родине, а Родина — это, прежде всего, народ» [7, с. 772].
Патриотические чувства в человеке необходимо воспитывать с раннего детства и в государственных масштабах на героических приме-
рах из истории своей страны. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы во все времена, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Школа призвана подготовить для общества личность нравственную, духовную, ориентированную на традиции национальной и мировой культуры, способную к сотрудничеству, обладающую чувством ответственности за судьбу страны.
В январе 2016 года В. В. Путин сделал заявление о том, что патриотизм и есть наша национальная идея. По словам В. В. Путина, никакой другой национальной идеи придумывать не надо. И бизнес, и чиновники, и вообще все граждане работают для того, чтобы страна становилась сильнее: «... Если так будет, каждый гражданин будет жить лучше, и достаток будет больше, и комфортнее будет..» [4].
В современных условиях одним из приоритетных направлений работы с подрастающим поколением является воспитание патриотических чувств. В настоящее время остро возникла необходимость вернуться к исконным традициям нашего народа, его вековым корням, таким вечным понятиям, как род, родство, родина.
Патриотические чувства — наиболее глубокие чувства человека, закрепленные веками борьбы за свободу и независимость своей страны. На государственном уровне воспитание патриотических чувств — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства любви и верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей во имя его интересов. Воспитание чувства патриотизма у подростков — процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию, равно как без уважения к собственной истории, достижениям старшего поколения, традициям своего народа нельзя вырастить достойных граждан. Молодых людей надо научить гордиться тем, что они родились в великой стране, стремиться сохранять ее богатства и красоту, гордиться ее героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Вместе с тем они должны любить свою малую родину, свою семью, знать их историю.
Наиболее эффективно задачи патриотического воспитания решаются в кадетских корпусах, которые являются первоначальной сту-
пенью к подготовке офицеров и гражданских служащих. Значение накопленного в кадетских корпусах педагогического опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, поскольку эти учебные заведения дают своим воспитанникам не только специальное военное, но и широкое гражданское образование.
Патриотическое воспитание кадетов в условиях школы-интерната имеет свою специфику и гораздо более результативно в отличие от общеобразовательной школы хотя бы по тому, что в программе обучения кадетской школы заложены специальные дисциплины, в совокупности представляющие аналог армейского КМБ (курса молодого бойца).
Кадетская школа как профильное образовательное учреждение призвана осуществлять раннюю профориентацию на профессии, связанные с правоохранительной деятельностью, готовить к продолжению образования в высших и средних специальных заведениях Министерства внутренних дел России и Министерства образования и науки России и к дальнейшей службе в Вооруженных силах РФ и правоохранительных органах.
Великий русский полководец Александр Суворов говорил: «Не руки, не ноги, не бренное человеческое тело одерживают на войне победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием. И если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то победа несомненна, а потому нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности и всегда было неустрашимо и бестрепетно» [5].
Таким образом, цель гражданско-патрио-тического воспитания в кадетской школе-интернате состоит в выработке нравственно-этических качеств у кадетов, развитии интеллектуальных возможностей и способностей, подготовке кадетов к осознанному выбору профессии служения Отечеству на военном и гражданском поприще [3].
Для реализации данной цели и задач работа ведется по следующим направлениям:
1) гражданско-правовому: воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга;
2) военно-патриотическому: формирование у кадетов высокого патриотического со-
знания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории,воинских традиций. Духовно-нравственное направление: осознание кадетами в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров;
3) историко-краеведческому: система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе;
4) социально-патриотическому: активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление благородства и сострадания, заботы о людях пожилого возраста;
5) спортивно-патриотическому: развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Результат работы по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию кадетской школы спроектирован в виде модели кадета-выпускника, которому присущи следующие качества:
1) высокая духовность — творческое восприятие окружающей действительности, потребность создавать новое, получая удовлетворение от творческого процесса; способность адекватно реагировать на различные внешние воздействия; развито чувство восторга, любви, уважения, преданности, обязательности;
2) гражданская позиция — понимание ценностей мировой культуры, наличие личной системы ценностей, включая нормы и правила общения, принципы толерантности, душевности и доброты в отношениях с людьми;
3) патриотическое сознание — любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите, уважение к традициям кадетской школы, ее истории;
4) активное стремление к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества — поиск нестандартных решений, потребность приобретать новые знания и глубоко разбираться в разнообразных
процессах, явлениях; умение оценивать обстановку; осознание и видение своих достоинств и недостатков.
В течение 2015/16 учебного года на базе Губернаторской кадетской школы-интерната полиции города Кемерова было проведено исследование результативности и динамики формирования патриотических чувств у 40 кадетов (первый взвод, первая рота). Исследование проводилось в три этапа.
На 1-м этапе (сентябрь 2015 года) был изучен и обобщен опыт школы в организации патриотического воспитания кадетов.
С целью определения у вновь принятых воспитанников общего уровня сформирован-ности патриотических чувств, их отношения к патриотизму, установки и диспозиции на момент поступления в кадетскую школу-интернат им было предложено заполнить две анкеты:
1) анкету «Патриот», состоящую из пяти основных блоков с суждениями и вопросами;
2) анкету «Патриотические ценности молодежи», состоящую из двенадцати основных блоков с суждениями и вопросами.
На каждое из суждений или вопрос в анкетах предложено несколько альтернативных вариантов ответа.
На 2-м этапе (сентябрь 2015 — май 2016 года) был реализован комплекс мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию в соответствии с общешкольным и индивидуальным планами мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию.
На 3-м этапе (май 2016 года) были проведены повторная диагностика уровня сформи-рованности патриотических чувств у кадетов, анализ и обобщение результатов анкетирования, определение эффективности проведенных на 2-м этапе мероприятий.
Наиболее показательны ответы кадетов на вопросы о сформированности у них патриотических чувств.
Отвечая на вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом?» в начале обучения в сентябре 2015 года 18 кадетов из 40 (45 %) отнесли себя к патриотам. Частично отнесли — 19 кадетов (42,5 %). Не смогли определиться двое кадетов (5 %), один воспитанник не почувствовал себя патриотом (2,5 %). Как выяснилось, такой ответ он дал из-за непонимания в полной мере сути патриотизма.
Высокий процент респондентов (45 %), считающих себя патриотами, объясняется тем, что в кадетскую школу поступили подростки, изначально более патриотичные, по сравнению
со сверстниками, оставшимися в обычной школе, так как внутренне они уже настроены на подготовку себя к служению на благо Отечества.
В мае 2016 года 36 кадетов (90 %) посчитали себя патриотами. Это ровно в два раза больше результата первичного тестирования. В три раза меньше (четверо кадетов и 10 % соответственно) посчитали себя патриотами частично. Не определившихся кадетов и не считающих себя патриотами не осталось.
Подводя итоги первичного анкетирования по вопросу: «Кто, на Ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование Ваших патриотических чувств», можно сказать, что наибольшее влияние на формирование патриотических чувств вновь принятых воспитанников оказывали родители — 15 воспитанников (37,5 %) и школа — 14 воспитанников (35 %). На втором месте СМИ — шестеро воспитанников (15%). Наименьшее влияние на анкетируемых в формировании патриотических чувств оказали окружающие люди и друзья — четверо воспитанников (10 %) и органы власти — один воспитанник (2,5 %).
Результаты третьего этапа исследования показали существенную разницу в ответах анкетируемых кадетов. Так, наибольшее влияние на формирование патриотических чувств стала оказывать школа — 34 кадета (85 %), что почти в два с половиной раза превышает первичный показатель. Влияние родителей на этот процесс снизилось в семь с половиной раз (!) — двое кадетов (5 %). Влияние СМИ упало на 5 % — четверо кадетов (10%). Это объясняется тем, что в течение года пребывания кадетов в школе-интернате абсолютно все мероприятия и события, формирующие у них патриотические чувства независимо от места их проведения, исходят от школы, инициируются школой и связаны со школой. Влияние на кадетов родителей, друзей и других людей вне школы сведено к минимуму в результате резкого снижения общения с ними. Даже ежевечерний просмотр кадетами программы «Вести» не повысил процент влияния СМИ на формирование патриотических чувств у них, так как этот просмотр тоже осуществляется в стенах школы!
Анализ ответов на вопрос «Ответьте одной фразой, что такое патриотизм в Вашем понимании?» показал, что на 3-м этапе исследования уровня сформированности патриотических чувств у кадетов собственные их формулировки патриотизма стали гораздо точнее и определеннее. Определились три группы: в первую вошли чуть больше половины кадетов — 21 че-
ловек (52,5 %), в чьих ответах наряду с другими патриотическими чувствами обязательно присутствует чувство любви к Родине. Вторая группа — девять кадетов (22,5 %) — определили патриотизм как гордость за Родину, ее историю и традиции. И третья группа — 10 кадетов (25 %) — сформулировали определение патриотизма как защиту Родины, служение ей и готовность к самопожертвованию во имя страны. В данных формулировках отчетливо заметно влияние военно-патриотического воспитания на мышление кадетов.
Проанализировав варианты ответов на вопрос «По каким признакам определяется понятие патриотизма?» на 1-м этапе в сентябре 2015 года, можно сказать, что, несмотря на общее для всех анкетируемых относительное невежество в вопросах патриотизма, большинство из них проявили вполне зрелое патриотическое сознание. Больше половины опрошенных кадетов (67,5 %) отнесли к признакам патриотизма национальное самосознание и гордость за принадлежность к своей нации, бескорыстную любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради нее, любовь к родному дому, городу, верность национальной культуре, традициям. Чуть больше трети респондентов (37,5 %) выбрали интернационализм и готовность к сотрудничеству с представителями других народов в интересах своей Родины, стремление трудиться для ее процветания.
В то же время шестеро из них (15 %) уверены, что патриотизм сегодня не актуален. Непримиримость к представителям других наций и народов как признак патриотизма выбрал один воспитанник (2,5 %), не посчитавший себя патриотом при ответе на первый вопрос анкеты.
При повторном тестировании в мае 2016 года все кадеты проявили единодушие при выборе таких признаков патриотизма, как национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, интернационализм, бескорыстная любовь к своей Родине, готовность к самопожертвованию ради нее, любовь к родному дому, городу, верность национальной культуре, традициям, стремление трудиться для процветания своей страны.
Такое единодушие в ответах после года обучения в кадетской школе-интернате вполне объяснимо. Во-первых, практически все мероприятия и события, происходящие в кадетской школе ежедневно, имеют непосредственное отношение к гражданско-патриотическому воспи-
танию кадетов и в той или иной степени формируют у них патриотические чувства. Во-вторых, ежедневное армейское воспитание, железная дисциплина, выучка, военизированный быт, единоначалие, единообразие в повседневной жизни кадетов постепенно формируют единообразие в мыслях, в самом образе мышления, особенно патриотизма. Поэтому ответы на вопросы анкеты на 2-м этапе отличаются от ответов на 1-м своим подсознательным, если можно так выразиться, единодушием.
«Согласны ли Вы с утверждением «Я хотел бы родиться и жить не в России»?». Самый интересный тест. Анализируя ответы на данный вопрос, надо отметить их поразительную идентичность. Такое упорное постоянство в ответах с разницей в год кадеты не проявили ни в одном другом вопросе. Респонденты, которые ответили утвердительно, и те, кто затруднился ответить, не изменили своего мнения! В таком вопросе ответ «Затрудняюсь» означает «скорее да, чем нет». Следовательно, можно сказать, что утвердительный ответ дали 11 человек из 40, а это — 27,5 %, то есть больше четверти! Плохо это или хорошо — отдельный вопрос, но патриотизмом это назвать трудно. Этот вопрос можно отнести к так называемым индикаторам обратного направления действия. Положительный ответ на него при любых ответах на другие вопросы анкеты, пусть даже самых патриотичных, показывает низкий уровень гражданственности и патриотизма анкетируемого.
Анализ ответов на вопрос «Кем Вы себя в большей степени ощущаете?» показал, что в сентябре 2015 года 21 из вновь принятых воспитанников (52,5 %) в большей степени ощущал себя все-таки жителем своего родного города, а 17 воспитанников (42,5 %) — гражданином России. Европейцем себя никто не ощущал, в то время как гражданином мира почувствовали себя двое воспитанников (5 %). Такой ответ можно было бы воспринять скептически, но на 3-м этапе исследования снова эти же двое кадетов выбрали такой же вариант ответа. Возможно, им не чужды идеи космополитизма. Кроме того, повторное анкетирование показало, что гражданином своего города себя ощутили четверо кадетов, тогда как гражданином России стали ощущать в два раза больше человек — 34 кадета (85 %)!
Анализируя ответы на вопрос «Как Вы считаете, нужно ли сегодня в нашей стране уделять больше внимания патриотическому воспитанию молодежи?», можно отметить единодушие ка-
детов как при первичном, так и вторичном анкетировании. Практически все утвердительно ответили на этот вопрос (2015 год — 34 кадета (85 %); 2016 год — 37 кадетов (92,5 %)).
Количество затрудняющихся ответить на этот вопрос сократилось с пятерых до двоих анкетируемых, то есть на 7,5 %. Все это говорит о стабильно правильном патриотическом мышлении кадетов.
Только один кадет проявил патриотическое невежество и ответил на этот вопрос отрицательно при первом и повторном анкетировании.
Анализ ответов на вопрос «С Вашей точки зрения, какую часть россиян можно назвать патриотами?» на первом этапе исследования показал стойкое усиление пессимистических оценок: только семеро воспитанников (17,5%) считают патриотами большинство населения нашей страны и 12 считают таковыми половину населения. Почти половина, 19 воспитанников считают патриотами меньшинство населения страны. Затруднились ответить на этот вопрос двое воспитанников (5 %), но их затруднение — это неуверенность, а неуверенность — это неверие в то, что у нас в стране большинство населения — патриоты! Через год оценки кадетов выглядят уже не так пессимистично. По 15 кадетов (37,5 %) считают, что патриотов у нас в стране большинство или не меньше половины, и только 8 кадетов (20 %) — что патриотов в стране меньшинство.
На вопрос «Есть ли что-то такое, чем Вы как гражданин России могли бы гордиться?» в своих ответах в сентябре 2015 года 37 кадетов наряду с другими вариантами обязательно выбрали победу в Великой Отечественной войне. Один кадет не посчитал нужным этим гордиться, не объяснив внятно причину своего решения. Чуть больше половины кадетов в качестве гордости за Россию наряду с другими вариантами выбрали историю страны и культурное наследие — по 23 кадета. Принадлежностью к своей национальности среди прочего гордятся 11 кадетов, 9 кадетов сочли правильным наряду с победой в Великой Отечественной войне гордиться природными богатствами страны и положением России в мировом сообществе. Двое кадетов не выбрали из предложенного списка ничего, чем можно было бы гордиться, однако не смогли внятно изложить другой, альтернативный вариант. Никто из кадетов не посчитал, что гордиться у нас в стране нечем.
При повторном анкетировании в мае 2016 года ответы кадетов не принципиально
отличались. Просто кадеты стали более грамотными в патриотическом плане. Так, обязательным выбором наряду с другими вариантами у всех 40 кадетов стала победа в Великой Отечественной войне. 34 кадета гордятся историей страны, что на 11 кадетов больше, чем при первом анкетировании. Культурное наследие также выбрали на два кадета больше — 25 воспитанников. Принадлежностью к своей национальности среди прочего стали гордиться 17 кадетов, что на 6 кадетов больше, а вот природными богатствами страны стали гордиться 19 кадетов (на 10 больше) и положением России в мировом сообществе — 12 кадетов (на 3 больше). Альтернативных вариантов не предлагалось. Так же, как и на первом этапе исследования, никто из кадетов не посчитал, что гордиться у нас в стране нечем. Анализируя полученные ответы на этот вопрос, мы можем констатировать, что кадеты-выпускники отвечают более вдумчиво и осознанно. Их ответы стали более уверенны и внятны.
Кадетам было предложено выбрать одно из двух утверждений, которое им ближе.
1. Патриот должен любить Родину и гордиться ею.
2. Патриот может только любить Родину, а гордиться ею не обязан.
Проанализировав ответы, мы отмечаем: 90 % кадетов единодушно выбрали первое утверждение как при первичном, так и при повторном анкетировании (36 и 35 кадетов соответственно), что говорит об их правильном понимании сути патриотических чувств. В то же время в сентябре 2015 года трое вновь принятых воспитанников (7,5 %) выбрали второе утверждение, один затруднился ответить, что настораживает и заставляет задуматься. Они попытались объяснить свою точку зрения, но внятно этого сделать не смогли. При повторном анкетировании в мае 2016 года второе утверждение не выбрал никто, но затруднились сделать выбор уже пятеро кадетов.
Анализ ответов на вопрос «Как Вы считаете, воспитывается или нет сегодня патриотизм в школе?» показал, что вновь принятые в сентябре 2015 года воспитанники разделились во мнениях «Да» и «Нет» (20 на 19), и один не знал, что ответить.
В мае 2016 года ответы изменились. Так, 28 кадетов (70 %) посчитали, что патриотизм в школе воспитывается. Четверо кадетов (10 %) были уверены, что не воспитывается, и 8 кадетов не знали, что ответить. Те и другие имели в виду другие общеобразовательные
школы, в которых они учились раньше. То же самое имели в виду и те, кто не знал, что ответить из-за чувства сомнения, почему большинство кадетов убеждены, что патриотизм в школе воспитывается.
Относительно воспитания патриотизма СМИ кадеты определились следующим образом. Четверть новобранцев (10 человек) считали, что воспитывается, и почти столько же (9 воспитанников) не знали, что ответить. Больше половины воспитанников (52,5 %) были единодушны во мнении, что патриотизм СМИ не воспитывается.
Анализ ответов на вопрос «Как Вы считаете, воспитывается или нет сегодня патриотизм в семье?» показал стабильно единодушное мнение кадетов по данному вопросу на протяжении всего исследования. Так, подавляющее большинство опрашиваемых кадетов (до 90 %), как на первом, так и на 2-м этапе исследования (33 и 36 кадетов соответственно) считают, что в семье патриотизм воспитывается. Количество кадетов, отрицательно ответивших на данный вопрос, сократилось на 10% (с шестерых до двоих кадетов). Количество кадетов, не знающих, воспитывается или нет патриотизм в семье, осталось минимальным (один и два кадета). Это говорит о том, что семья, домашний очаг для кадетов, как для всех нормальных людей, — главное, что есть в жизни. Именно в семье ребенок приобретает первые и незыблемые знания и чувства, в том числе и патриотические (лю-
бовь к родному дому, малой родине), которые будут сопровождать его всю жизнь.
Главный результат этого исследования — в два раза возросшее в течение экспериментального периода число кадетов, чувствующих себя патриотами: с 18 (45 %) в сентябре 2015 года до 36 кадетов (90 %) в мае 2016 года.
Таким образом, анализ результатов исследования показал, что патриотическое воспитание в условиях школы-интерната осуществляется путем формирования патриотических чувств кадетов.
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]. — URL: http:// royallib. com/read/dal_vladimir/tolkoviy_slovar_givogo_ velikorusskogo_yazika.html#16235715.
2. Кеннеди Д. Ф. Цитаты и высказывания [Электронный ресурс]. — URL: http://citaty.su/citaty-i-vyskazyvaniya-dzhona-kennedi.
3. Милютина Е. В. Гражданско-патриотическое воспитание в кадетском классе [Электронный ресурс]. — URL: http:// festival.1september.ru/articles/subjects/22.
4. Путин В. В. У нас нет, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kommersant.ru/ doc/2907316.
5. Резник Н. И. Теория и практика воспитания военнослужащих : учеб. пособие / Н. И. Резник. — М. : 12 ЦТ МО РФ, 2005. — 341 с.
6. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 12 т. Т. 10. — М. : Учпедгиз, 1950. — С. 668.
7. Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические произведения. — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1953. — С. 772.
УДК/UDC 37.035.6-053.6(571.17)
И. Ю. Рассохина, Е. В. Аршинова, М. А. Билан, М. М. Горбатова
I. Rassokhina, Y. Arshinova, M. Bilan, M. Gorbatova
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА
CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH IN THE ORGANIZATION OF ADDITIONAL EDUCATION IN KUZBASS
В статье представлены результаты исследования гражданско-патриотического воспитания молодежи на примере опыта работы МБУ ДО «Центр детского творчества». Описаны реализуемые мероприятия в рамках граждан-ско-патриотического воспитания.
The article presents the results of a study of civil-patriotic education of youth using the experience of "Children's Crafts Centre". Implemented activities are described within the framework of civil and patriotic education.