Научная статья на тему 'Патриотизм как важнейшее морально-политическое качество'

Патриотизм как важнейшее морально-политическое качество Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1531
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВИДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / КОНСОЛИДИРУЮЩАЯ ИДЕЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ / КУРСАНТЫ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / УРОВНИ ПАТРИОТИЗМА / РАЗНОВИДНОСТИ ПАТРИОТИЗМА / ФУНКЦИИ ПАТРИОТИЗМА / ЦЕЛЬ / ПРИНЦИП / НРАВСТВЕННОСТЬ / МЕСТНЫЙ ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTIC EDUCATION / TYPES OF PATRIOTIC EDUCATION / CONSOLIDATION IDEA / PROFESSIONAL PATRIOTISM / STUDENTS / PERSONNEL OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS / THE LEVELS OF PATRIOTISM / VARIETIES OF PATRIOTISM / PATRIOTISM / PURPOSE / PRINCIPLE / MORALITY / LOCAL PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амельчаков И. Ф., Андриенко Ю. И., Шахов В. В.

Статья посвящена рассмотрению сущности патриотизма и необходимости патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotism as a major moral and political quality

The article considers the essence and content of patriotism and the need for Patriotic education.

Текст научной работы на тему «Патриотизм как важнейшее морально-политическое качество»

ПАТРИОТИЗМ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ

КАЧЕСТВО

PATRIOTISM AS A MAJOR MORAL AND POLITICAL QUALITY

УДК 172.15:37.015.31

И.Ф. АМЕЛЬЧАКОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России

имени И.Д. Путилина) belui-general@yandex.ru

Ю.И. АНДРИЕНКО,

кандидат политических наук (Белгородский юридический институт МВД России

имени И.Д. Путилина) andrienko-51 @mail.ru

В.В. ШАХОВ,

кандидат исторических наук (Белгородский юридический институт МВД России

имени И.Д. Путилина) schahov.slava@yandex.ru

I.F. AMELCHAKOV,

the Head of the Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Police major general, PhD in Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

Interior of Russia)

yu.i. andrienko,

PhD in Political Science (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

Interior of Russia)

v.v. shahov,

PhD in History

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

Interior of Russia)

Аннотация: статья посвящена рассмотрению сущности патриотизма и необходимости патриотического воспитания.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, виды патриотического воспитания, консолидирующая идея, профессиональный патриотизм, курсанты, сотрудник органов внутренних дел, уровни патриотизма, разновидности патриотизма, функции патриотизма, цель, принцип, нравственность, местный патриотизм.

Abstract: the article considers the essence and content of patriotism and the need for Patriotic education.

Keywords: Patriotic education, types of Patriotic education, consolidation idea, professional patriotism, students, personnel of bodies of internal Affairs, the levels of patriotism, varieties of patriotism, patriotism, purpose, principle, morality, local patriotism.

Система ценностей является основой формирования мировоззрения человека. Известный советский философ В.П. Тугаринов писал: «Ценности - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала» [19, с. 271]. Ценностные ориентации - это определенная совокупность иерархически связанных между собой ценностей,

которая задает человеку направленность его жизнедеятельности. Ценностный мир каждого человека необъятен. Проблема ценностей имеет многоплановый и многоуровневый характер, остается неизменно актуальной на протяжении всего существования социологии вообще и социологии молодежи в частности [6, с. 47].

Анализ взглядов историков, философов, литераторов показывает, что патриотизм зарож-

5

2015'2

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

дается у человека сначала как чувство, а потом формируется как идея. В разные времена под патриотизмом понималось служение народу и своему государству (присяга херсонесцев в конце IV-начале III вв. до н.э.). Как чувство преданности определённой державе и её институтам он существовал в Древней Греции (гражданский патриотизм и панэллинистский патриотизм). У Платона имеются рассуждения о том, что Родина дороже отца и матери. Во времена Киевской Руси смерть за родную землю считали почётной обязанностью перед Родиной, а при Петре I Отчизна начала отождествляться с определённой территорией и исторически сложившейся на ней общностью.

Понятие патриотизма неоднократно становилось в центр многочисленных исследований видных российских ученых. Так, содержание патриотизма и идеи относительно его воспитания рассматриваются у таких ученых и писателей, как Н.А. Бердяев, В.Г. Белинский, В.И. Вернадский, В.И. Водовозов, Н.И. Пирогов, Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой и др.

Анализ различного рода справочной и научной литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие определения понятия «патриотизм»:«любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям» [11]; «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [12]; «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» [21]; «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [3]; «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде» [14, с. 185]; «чувство любви к своей родине, к отечеству, готовность к его защите от врагов» [10]; «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу об ее интересах и готовность к ее защите от врагов» [16]; «эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов» [15]; «моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу» [17].

Патриотическое чувство К.Д. Ушинский считал высшим в человеке, основой воспитания [20]. Василий Яковлевич Стоюнин (1826-1888)

считал изучение в школах русского языка и литературы основой национального воспитания [18, с. 130]. Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889), подобно Жан-Жаку Руссо и вслед за Добролюбовым, видел задачу воспитания в создании «нового человека», защищающего интересы народа и в этом смысле истинного патриота. Образование «нового человека» обязательно должно иметь естественно-научный компонент [2, с. 26-27]. И. Ильин, философ начала XX века, так определял формулу истинного патриотического гражданства: «Мое дело есть дело моей родины и моего государства», считая, что патриотизм противостоит национализму и шовинизму, главный мотив которых - греховное самоутверждение и жажда господства, которые не могут иметь религиозного и нравственного оправдания. Религиозная вера есть величайшая сила, призванная углублять, очищать и облагораживать инстинкт личного и национального самосохранения [8, с. 185]. Таким образом, патриотизм рассматривается и как принцип, и как чувство, и как обязанность, и как готовность (психологическая), и как идея, и как сознание.

В современной социологической науке можно выделить следующие направления исследования патриотизма: а) как значимой для общества духовной ценности; б) как необходимой духовной составляющей процесса социализации личности; в) как определенного ценностного качества людей, подлежащего целенаправленному формированию; г) обоснование форм, средств и методов формирования патриотизма у российской молодежи.

Основными направлениями патриотического воспитания являются духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое и спортивно-патриотическое [5]. Уровнями патриотизма обычно считают личностный и общественный. А.Н. Выборщиков выделяет следующие разновидности патриотизма: государственный (державный), российский, национальный, местный. Сегодня существуют десятки различных разновидностей патриотизма. Наиболее известными являются полисный патриотизм, советский патриотизм, российский патриотизм, военно-политический патриотизм; этнопатри-отизм; религиозный патриотизм, патриотизм цивилизации; мессианский патриотизм; имперский патриотизм; идеологический патриотизм и т.д. [4, с. 172]. В содержание патриотизма входит четыре основных элемента: патриотическое сознание, патриотические отношения, патриотическая деятельность, патриотические

6

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'2

организации. К функциям патриотизма относят мировоззренческую, методологическую, коммуникативную, регулятивную, ценностную функции. Можно выделить следующие типичные субъекты патриотизма: личность, группа населения, рассмотренная по демографическому, территориальному, профессиональному и иному признаку (молодежь, ветераны, земляки, партии, организации и т.д.); классы и этносы (нации); народ данной страны.

В дореволюционной России существовала система образовательных учреждений, позволяющих эффективно решать задачи патриотического воспитания. Речь идет о системе кадетского образования и императорских лицеев. Кадетские корпуса в России начали создаваться в XVIII веке для подготовки молодых людей к военной и гражданской службе. По инициативе Петра I в 1701 году была учреждена «Навигационная школа», которая позже стала Морским кадетским корпусом. Первый собственно кадетский корпус в России был учрежден императрицей Анной Иоанновной в 1731 году (Корпус кадетов шляхетских детей, позже переименованный в Сухопутный шляхетский кадетский корпус). Самым элитным военно-учебным заведением Императорской России считался Пажеский Его Императорского Величества корпус. Он был создан еще в царствование Елизаветы Петровны в 1759 году. Помимо кадетских корпусов развивались так называемые Императорские лицеи. Наиболее прославившийся из них - Императорский Царскосельский лицей, действовавший в Царском Селе с 1811 года, а с 1843 года находившийся в Санкт-Петербурге. В русской истории лицей известен в первую очередь как школа, воспитавшая А.С. Пушкина. Лицей был основан по распоряжению императора Александра I и предназначался для обучения дворянских детей. Программа была ориентирована в первую очередь на подготовку государственных чиновников высших рангов [1, с. 157].

В Российской Федерации складывается определенная система патриотического воспитания граждан, охватывающая прежде всего молодежную среду. Нынешнее молодое поколение социализируется в эпоху цивилизационных изменений, когда содержание социализации усложняется: а) ведущую роль начинают приобретать не столько традиционные, сколько инновационные ценности; б) социализация проходит в условиях дисфункции социальных институтов. Патриотическое воспитание понимается современной молодежью не как система воспитательных мероприятий, а скорее как предоставление человеку определенных возможностей

и гарантий, вследствие чего у него возникает чувство патриотизма [9, с. 138]. В Российской Федерации организацию патриотического воспитания осуществляет Росвоенцентр при Правительстве Российской Федерации. К организациям, которые проводят патриотическое воспитание, можно отнести, во-первых, государственные организации (суворовские и нахимовские училища, кадетские корпуса); во-вторых, общественно-государственные организации (ДОСААФ); в-третьих, общественные организации (военно-патриотические клубы, военно-патриотические клубы при РПЦ, поисковые организации, военно-спортивные организации, скаутские организации). Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Система патриотического воспитания курсантов в образовательных организациях МВД России тесно связана с их будущей профессиональной деятельностью. Для обозначения такого рода патриотизма вводится понятие «профессиональный патриотизм», который имеет следующие направления: историческое, филологическое и морально-психологическое.

Система организации патриотического воспитания сотрудников, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России строится в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20112015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795 и Планом мероприятий МВД России по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденным 11 февраля 2011 года № 1/1125.

Выделяют следующие виды патриотического воспитания: военно-патриотическое, гражданское, и гражданско-патриотическое. Патриотическое воспитание курсантов в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина проводится через библиотеки, учебную деятельность, музейную педагогику, участие в мероприятиях различных уровней (институтские, районные и городские мероприятия, посвященные 70-летию Великой Победы), чествование ветеранов войны и органов внутренних дел и др., организацию экскурсий, выходов; систему

7

2015'2

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

воспитательной работы; беседы, посвященные чествованию памятных дат; систему участия в мероприятиях, конкурсах (театр-студия, хоровая студия, хореографический ансамбль, вокальная студия, изостудия).

Патриотическое воспитание является составной частью общего процесса образования и воспитания курсантов и слушателей в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина. Приказом Бел ЮИ МВД России от 10 сентября 2013 № 404 утверждено Положение о Центре гуманитарного образования и патриотического воспитания. На базе Центра осуществляется образовательная деятельность в сфере гуманитарного, государственно-правового и общественно-патриотического направлений с использованием передовых методов и технологий обучения. Целью данного направления деятельности является формирование у курсантов и слушателей устойчивой мотивации профессиональной деятельности, готовности к выполнению гражданского и служебного долга, основанной на чувстве гордости за свое Отечество и избранную профессию, а также формирование таких качеств, как патриотизм, смелость, готовность совершить подвиг, дисциплинированность, коммуникабельность, выносливость, физическая готовность; уважительное отношение к другим; умение отвечать за свои поступки.

Патриотизм, вышедший на небывало высокий уровень в связи с политикой Президента Российской Федерации В.В. Путина, призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в общегосударственное патриотическое самосознание.

Решение множества сложнейших служебных проблем во многом зависит от уровня сфор-мированности гражданской позиции у сотрудников органов внутренних дел, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.

События последнего времени подтвердили, что политическое, экономическое, информационное давление на россиян оказало объединяющее влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко повысило воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала всё более заметной сила традиционного российского патриотического сознания. Сегодня у России появился шанс обратиться к истокам государственности и духовности. Молодежь, как наиболее мобильную и политически-активную группу общества, необходимо привлекать к поиску путей духовно-нравственного совершенствования посредством возрождения культурных традиций и нравственных ценностей [7]. Важнейшим показателем духовно-нравственного состояния общества и особенно молодежи всегда было и есть отношение к историческому прошлому своего Отечества.

Либеральные ценности, на которых воспитывается современная молодёжь, определяют образ нашего «будущего». Поэтому очень важно, чтобы молодые люди являлись сознательными сторонниками и участниками преобразований современной действительности на основе традиционных для русского национального сознания ценностей, традиций и вносили свой вклад в укрепление политического и экономического могущества России.

Литература

1. Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатского типа: из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России. - М.: Учпедгиз, 1958. 244 с.

2. Антонов В.Ф. Революционное народничество. - М.: Просвещение, 1965. С. 26-27.

3. Большая советская энциклопедия. - М., 1975.

4. Выборщиков НА, Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2007. С. 172.

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795).

6. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры // Педагогика. 2000. C. 47.

7. Дядиченко О.В. Социализационные траектории молодежи в российском обществе потребления: автореферат. - Ростов н/Д., 2008.

8. Ильин ИА Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. С. 185.

8

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'2

9. КрасавинаЕ.В. Социальная адаптация российских студентов: роль молодежной субкультуры: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. - Новочеркасск, 2005.

10. Краткий политический словарь. - М., 1989.

11. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. - М.: Институт социологии РАН, 2007. С. 95.

12. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. - М., 2003.

13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1978.

14. Педагогический энциклопедический словарь / под. ред. Бим-Бад. Большая Российская энциклопедия.- М, 2003. C. 185.

15. Политология: энциклопедический словарь. - М., 1993.

16. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993.

17. Словарь по этике / под ред. И. Кона. - М., 1981.

18. Стоюнин В.Я. Заметки о русской школе // Хрестоматия по истории педагогики/ под ред. С.А. Каменева. Том IV. Часть II. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1936. С. 130.

19. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. 344 с.

20. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании: http://az.lib.ru/u/ushinskij_k_d/ text_0050.shtml.

21. Философский словарь. - М., 1987.

22. Овчинников А.И. Духовные ценности в условиях модернизации права // Философия права. 2012. № 5 (54). С. 109-111.

References

1. Alpatov N.I. Educational work in pre-revolutionary boarding school types: from the experience of cadet corps and military schools in Russia. - M.: Uchpedgiz, 1958. P. 244.

2. Antonov V.F. Revolutionary populism. - M.: Prosveshchenie, 1965. P. 26-27.

3. Great Soviet encyclopedia. - М., 1975.

4. Viborshehikov NA, Kusmartsev M.B. Patriotic education of youth in the modern Russian society: monograph. - Volgograd: NP SPD “Author’s pen”, 2007. P. 172.

5. The state program “Patriotic education of citizens of the Russian Federation on 2011 - 2015” (approved. the resolution of the Government of the Russian Federation of 5 October 2010 g. № 795).

6. Gurova R.G. The Modern youth: social values and moral values // Pedagogy. 2000. P. 47.

7. Didichenko O.V. Socialization trajectories of youth in the Russian society of consumption: a synopsis. - Rostov n/D., 2008.

8. Ilyin IA. Way to evidence. - M.: Republic, 1993. P. 185.

9. Krasavina E.V. Social adaptation of Russian students: the role of youth subculture: dis. ... cand. sociol. Sciences: 22.00.04. - Novocherkassk, 2005.

10. Brief political dictionary. - М., 1989.

11. The youth of the new Russia: lifestyle and value priorities. - M.: Institute of sociology of the Russian Academy of Sciences. - М., 2007. P. 95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. New illustrated encyclopedic dictionary. - М., 2003.

13. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. - М., 1978.

14. Pedagogical encyclopedic dictionary / under. ed. BIM-bad. Great Russian encyclopedia.- M., 2003. P. 185.

15. Political science: encyclopedic dictionary. - М., 1993.

16. Russian pedagogical encyclopedia. - М., 1993.

17. The dictionary on ethics / ed. by I. Kon. - M., 1981.

18. Stoyunin V.J. Notes on the Russian school // reading-book on history of pedagogics/ under the editorship of S A. Kamenev. Volume IV. Part II. - M.: State education-pedagogical publishing house, 1936. P. 130.

19. Tugarinov V.P. Selected philosophical writings. - L.: Publishing house Leningrad University, 1988. 344 p.

20. Ushinsky KD. About nationality in public education: http://az.lib.ru/u/ushinskij_k_d/text_0050.shtml.

21. Philosophical dictionary. - М., 1987.

22. Ovchinnikov A.I. Spiritual values in the modernization of the law // Philosophy of law.

2012. № 5 (54). P. 109-111.

(статья сдана в редакцию 22.08.2015)

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.