5. Фешина Е.В. Роль научного кружка в повышении качества обучения студентов вуза (из опыта работы) / Е.В. Фешина // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сб. матер. VI Междунар. науч.-прак. конф. -Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 368-370.
ВОСПРИЯТИЕ ПАТРИОТИЗМА И АНАЛИЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЙ У ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Г. СУРГУТА
© Щербакова А.Э.1, Хомячук А.В.
Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
В статье представлены результаты оценки сформированности патриотизма и патриотических настроений у обучающихся 11 класса общеобразовательной школы № 26 г. Сургута.
Ключевые слова патриотизм, патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание, основы безопасности жизнедеятельности.
Патриотическое воспитание молодежи является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Сегодня, патриотизм рассматривается в качестве одного из основных ориентиров в воспитании. В нормативных документах Правительства Российской Федерации и Министерства образования и науки приоритетными направлениями образования являются усиление воспитательного потенциала учебно-воспитательного процесса и организация эффективного патриотического воспитания. Российскому обществу требуются молодые люди с активной гражданской позицией, уверенные в себе, способные принимать решения и нести за них ответственность перед своей семьей, обществом и государством. Современная Россия, ее будущее, нуждаются в формировании нового социального типа личности. Только поколение граждан с новым мировоззрением сможет сделать нашу страну процветающей. Важнейшая составляющая процесса воспитания - формирование и развитие гражданских качеств личности, патриотических чувств [2, 3, 8].
Патриотизм (от греч. patriots - соотечественник, patris - родина, отечество) - это любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм должен выступать важнейшей составляющей любой личности. Патриотическое воспитание в школе направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами
1 Старший преподаватель кафедры Медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности .
гражданина - патриота России, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и в военное время. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание. Именно в школе и начинается военно-патриотическое воспитание детей. Его основной задачей является формирование патриотического сознания у обучающихся и готовности у них к служению, защите Отечества [1, 6, 7].
В Ханты-Мансийском автономном округе одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики является возрождение патриотических традиций и воспитание гражданской ответственности за свое Отечество. Чувство патриотизма нельзя прививать в принудительном порядке. Это чувство необходимо воспитывать в процессе обучения школьным предметам, во внеурочное время - во время занятий в кружках и секциях, в учреждениях дополнительного образования, которые дети посещают по своему личному выбору. Школьный предмет и учитель основ безопасности жизнедеятельности играют значительную роль в процессе военно-патриотического воспитания. После окончания школы обучающиеся призываются на военную службу, в связи с чем, содержание предмета на последней ступени обучения направлено, прежде всего, на подготовку к военной службе - особому виду федеральной государственной службы. Учитель должен принимать в патриотическом воспитании самое активное участие, являться примером для детей, побуждать их к участию в военно-спортивных и патриотических мероприятиях школы [4, 5, 6].
Объект и методы исследования. Исследование проводилось с сентября 2015 года по 30 мая 2016 года на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 26 в г. Сургуте. В исследовании участвовал 11А класс, численность человек - 25, в возрасте 16-18 лет. Оценка сформированности патриотизма проведена с разрешения администрации школы.
Для оценки сформированности патриотизма у обучающихся 11 класса использовали следующие анонимные методики: методика «Выявление уровня понимания обучающимися сущности патриотизма»; методика «Диагностика патриотической направленности личности»; методика «Выявления уровня активности обучающихся в патриотической деятельности».
Методика «Выявление уровня понимания обучающимися сущности патриотизма» предназначена для определения интеллектуально-эмоционального компонента патриотического воспитания, показатели которого характеризуют уровень развития патриотического сознания, уровень сфор-мированности знаний, взглядов и убеждений, характеризуют отношение к патриотическим ценностям. Опросник состоит из 14 вопросов, на которые необходимо ответить, выбрав вариант ответа, который соответствует убеждению обучающегося.
Методика «Диагностика патриотической направленности личности» позволяет оценить потребностно-мотивационный компонент патриотического воспитания, а также наличие патриотических интересов, стремлений и мотивов. Опросник состоит из 12 убеждений, степень своего согласия с которыми обучающийся должен оценить по четырехбалльной шкале.
Методика «Выявление уровня активности обучающихся в патриотической деятельности» позволяет определить деятельностно-практиче-ский компонент, показатели которого определяют наличие у обучающихся навыков, привычек самостоятельной практической деятельности, уровень активности участия в ней, определяют готовность личности к самореализации социально-значимой деятельности. Количество утверждений в опроснике - 10. Обучающийся должен оценить степень своего согласия по четырехбалльной шкале.
Таблица 1
Показатели критериев эффективности патриотического воспитания
ИЭК 1. Знание и уважение своего Отечества (государства, народа, нации), его истории, культуры, религии, традиций, духовно-нравственных ценностей, особенностей. 2. Знание и уважение законов, политического строя. 3. Знание содержания таких понятий и категорий, как «Родина», «патриотизм», «патриот», «национальное достоинство», «национальные интересы». 4. Терпимость и уважение к иным культурам, другим народам, их традициям и вероисповеданиям. 5. Гордость за принадлежность к истории, традициям, культуре, героическим сверше-нииям и достижениям Отечества. 6. Понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации. 7. Осознание личной ответственности перед семьей, обществом и страной. 8. Убежденность в необходимости защиты национальных интересов. 9. Наличие патриотических идеалов, духовных, нравственных и культурных образцов.
ПМК 1. Проявление интереса к истории, культуре, религии, традициям, духовно-нравственным ценностям, особенностям своего Отечества (государства, народа, нации). 2. Стремление помогать людям, проявлять терпимость, миролюбие, добрососедство. 3. Готовность выполнить гражданский и воинский долг по защите Отечества. 4. Стремление к служению Отечеству и обществу 5. Готовность пожертвовать собой и личными благами для общества и Отечества. 6. Готовность к непосредственному участию в созидательной деятельности на благо Отечества.
ДПК 1. Выполнение своих гражданских обязанностей. 2. Участие в развитии и укреплении России в одной (нескольких) сфере социально значимой деятельности. 3. Проявление активности при проведении массовых мероприятий патриотической направленности и организации коллективных дел. 4. Проявление нравственных качеств: чуткости, ответственности, сострадания, сочувствия, сопереживания к людям. 5. Посещение мероприятий и кружков патриотической направленности. 6. Активность обсуждения патриотических тем. 7. Изучение, распространение и сохранение национальной культуры.
Примечание: ИЭК - интеллектуально-эмоциональный критерий; ПМК - потребностно-мотивационный критерий; ДПК - деятельностно-практический критерий.
Важнейшим компонентом патриотического воспитания, позволяющим судить о его результативности, выступают критерии и показатели результативности. С помощью критериев определяются эффективность патриотического воспитания, степень приближения его результатов к норме, идеалу, т.е. уровень патриотизма, адекватный социальному заказу общества. Критерии эффективности патриотического воспитания и уровни сформированное™ показателей представлены в таблице 1, 2.
Таблица 2
Уровни сформированности показателей патриотического воспитания
Уровень показателя Критерии оценки сформированности показателей
Высокий Глубокое изучение истории и культуры России, уважение своего Отечества. Патриотическая убежденность и готовность к действиям по защите своей Родины. Высокое чувство гордости за свою страну, ее историю и культуру Осознание личной ответственности за судьбу Отечества. Проявление социальной активности и гражданской зрелости. Инициатива в патриотической деятельности и целенаправленное активное участие в ней.
Средний Владение содержанием таких понятий как «Родина», «патриотизм», «патриот», «национальное достоинство», «национальные интересы». Понимание необходимости защиты интересов Отечества. Проявление активности при проведении массовых мероприятий и организации коллективных дел. Высокая ответственность, осознание гражданского и патриотического долга.
Низкий Понимание понятий «Родина», «патриотизм», «патриот», «национальное достоинство», «национальные интересы» находятся на формально-вербальном уровне. Слабо развиты представления о гражданском долге, о своих правах и обязанностях. Пассивное участие в патриотической деятельности, кружках, без проявления инициативы.
Нулевой Интересы государства, общества не занимают никакого места в жизненных планах, не связываются с жизненными перспективами. Понимание необходимости защиты интересов страны имеет абстрактный характер. Отсутствие представлений о своих правах и обязанностях, о патриотизме. Отсутствие активности при обсуждении патриотических тем, не посещают мероприятия и кружки патриотической направленности.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты по методике выявления уровня понимания школьниками сущности патриотизма были получены следующие. На вопрос «Как вы определяете для себя понятие патриотизм» 52 % опрошенных ответили, что патриотизм для них - это бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага и спасения, 28 % обучающихся определяют для себя патриотизм, как национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, 20 % отвечавших затруднились ответить на данный вопрос. На вопрос «Считаете ли вы себя патриотом» - 40 % опрошенных ответили положительно, 28 % обучающихся относят себя к данной категории, но не всегда, 20 % на данный вопрос затруднились дать ответ и 12 % не считают себя патриотами. Результаты опроса показали, что у небольшой части обучающихся недостаточно сформированы такие понятия, как «патриотизм», «Ро-
дина», «патриот». Меньшая половина класса не имеет четкого представления в чем проявляется любовь к Отечеству, меньшая часть не испытывает чувства гордости за свою страну. 52 % обучающихся на вопрос «Готовы ли вы защищать свою Родину в случае серьезной опасности» ответили, что готовы, 24 % - не уверены, 16 % обучающихся не готовы и 8 % еще не уверены. Гордятся своей страной - 56 % обучающихся, 28 % ответили, что не совсем гордятся, 16 % обучающихся затруднились ответить.
По методике диагностики патриотической направленности личности были получены следующие результаты (рис. 1).
Нулевой 8%
Низкий 20%
Средний 44%
Высокий 28%
--1-1-1-1-1
0 20 40 60 80 100
Рис. 1. Уровни сформированное™ показателей потребносто-мотивационного критерия патриотического воспитания, %
Анализ ответов обучающихся по потребностно-мотивационному критерию показал, что 44 % опрошенных имеет средний уровень сформирован-ности показателей. В данную категорию вошли обучающиеся, проявляющие интерес к истории, традициям страны, понимающие необходимость защиты интересов Родины, готовые почти всегда выполнить гражданский и воинский долг по защите Отечества, способные пожертвовать собой и личными благами для страны и общества. 28 % анкетируемых имеет высокий уровень патриотической направленности. В этот процент вошли обучающиеся, готовые принять на себя ответственность перед семьей, обществом и государством, дети, имеющие высокое чувство гордости за свою страну, ее историю и культуру, готовые к активной созидательной деятельности на благо страны и общества, и которые стремятся быть полезными своему государству. Низкий уровень сформированности патриотической направленности личности обнаружился у 20 % обучающихся. Обучающиеся с низким уровнем иногда проявляют интерес к истории своей страны, очень редко стремятся быть полезными стране и обществу, не готовы пожертвовать собой и личными благами для Отечества и общества. 8 % опрошенных имеют нулевой уровень сформированности потребностно-мотивационного критерия патриотического воспитания. Данную категорию составляют опрошенные, которые не имеют понимания необходимости защиты интересов страны, не проявляют никакого интереса к истории, традициям, не стремятся быть полезными в обществе, никогда не принимают на себя ответственность перед обществом, страной.
По методике выявления уровня активности обучающихся в патриотической деятельности получены следующие результаты (рис. 2).
Рис. 2. Уровни сформированное™ показателей деятельностно-практического критерия патриотического воспитания, %
Оценка уровня обучающихся по показателям деятельностно-практиче-ского критерия на констатирующем этапе исследования выявила, что значительно большая доля опрошенных, 40 % обучающихся имеет средний уровень сформированности показателей, а именно, часто обсуждают патриотические темы, посещают мероприятия и различные кружки патриотической направленности. 20 % обучающихся имеют высокий уровень - проявляют свою социальную активность и гражданскую зрелость, проявляют инициативу в патриотической деятельности, всегда целенаправленно и активно участвуют в ней. 28 % опрошенных очень редко участвуют в отдельных видах патриотической деятельности, при этом не проявляет активности, инициативности и самостоятельности. Небольшая часть, а это 12 % опрошенных, вовсе никогда не участвует в различных собраниях, мероприятиях военно-патриотической направленности, избегают работы в общественных организациях, не посещает кружки патриотической направленности, отстраняется от сохранения и развития национальной культуры.
Таким образом, полученные нами результаты сформированности патриотизма и патриотических настроений у обучающихся указывают на то, что большинство обучающихся понимают важность патриотизма и его роли в обществе, убеждены в необходимости защиты своего Отечества в случае опасности, проявляют терпимость и уважение к другим народам, проявляют интерес к изучении истории своей страны. Несмотря на наличие в данном классе школьников, которые считают иначе, гражданственность и патриотизм остаются ценностями социально одобряемыми и осознаваемыми. Создание благоприятных условий для патриотического воспитания - долг каждого учителя. Необходимо продолжать воспитательную работу по формированию патриотизма, необходимо переосмыслить традиционные формы и виды работы с детьми по содержанию деятельности, возможностям и условиям для повышения патриотического сознания. Возросшая роль патриоти-
ческого воспитания в современном образовательно-воспитательном процессе школы требует от работников системы образования применения инновационных методов в работе с подрастающим поколением, в частности использования наглядных средств обучения и вовлечение обучающихся в активную практическую деятельность. Сосредоточение внимания в процессе обучения на профессиональной реализации и адаптации к жизни в современном обществе, является недопустимым, существует необходимость улучшения деятельности по воспитанию чувства патриотизма и готовности к защите Отечества у современной молодежи с учетом ее интересов, и происходящих в обществе изменений.
Список литературы:
1. Караваев А. Феномен патриотизма в современной России // Учитель. -2012. - № 6. - С. 66-70.
2. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы: государственная программа: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 г. № 1493 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: qovemment.ru/docs/ 21341.
3. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».
4. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного окру-га-Югры от 29.12.2014 № 747-рп «О Концепции гражданско-патриотичес-кого воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ophmao.ru/images/down-loadsZ747.pdf.
5. Старков В.В. Патриотов воспитывают со школы // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2012. - № 4. - С. 8-12.
6. Суворова Ж.В. Организация поисковых лагерей // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2013. - № 3. - С. 26-34.
7. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
8. Черноморцева М.А. Военно-патриотическое воспитание как средство социализации молодежи // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2013. -№ 3. - С. 16-21.