УДК 37.017.4
Голубев В.В.
ДВОКУ г. Благовещенск, РФ Евдокимов В. Г.
ДВОКУ г. Благовещенск, РФ Игнатенко А.Н.
ДВОКУ г. Благовещенск, РФ
ПАТРИОТИЗМ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ МОРАЛИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация
В статье рассматривается положение о жизненной необходимости формирования у российских граждан патриотизма, как интегрального свойства личности и одной из важнейших социальных ценностей, а также сущность и содержание патриотизма как экзистенциального аспекта морали Российского общества при антагонистическом противостоянии системы западных ценностей и ценностей Русского мира в современных условиях.
Ключевые слова:
патриотизм, патриотическое воспитание, мораль, , социальная система, экзистенциальный аспект, система ценностей,.
Важнейшим фактором, наряду с другими факторами, обеспечивающими устойчивость социальных систем, является мораль, которая осуществляет социальную регуляцию человеческой деятельности. Моральное сознание, на наш взгляд, играет ведущую роль в жизни общества, особенно в современных условиях обострившегося противостояния англо-саксонского и русского мира.
Зачастую мораль рассматривают как сферу только субъективных отношений, не имеющую почвы в объективных законах. Например, И. Кант полагал, что мораль является необъяснимой, поскольку её нельзя вывести из интересов, и, что она коренится в «чистом разуме». Русский философ-неокантианец А. Введенский полагал, что логика выше морали. Логические позитивисты утверждали, что моральные «предложения» не имеют рационального смысла. На наш взгляд, очевидно, что мораль выражает объективные закономерности общественной жизни.
Мораль - специфическое духовное выражение гармоничного характера социальности. Наиболее содержательно ее смысл представлен в принципах коллективизма, гуманности и справедливости. Ее понятиями являются добро, долг, человеческое достоинство, честь, совесть, стыд и др. Моральный идеал - это единство интересов личности и социума. Он означает необходимость для личности относиться к благу общества как к исходной цели, а для общества - считать благо личности своей конечной целью. Глубоко и полно такое понимание морали было разработано И. Кантом, сформулировавшем «категорический императив» и в ряде других суждений - о благе личности как конечной цели, о высшем благе, означающем единство счастья и долга.
На наш взгляд, закон гармонизации личного и общественного должен действовать во всех сферах общественной жизни будучи не только моральным, но и социальным. Ошибочно полагать, что политика принципиально не может быть нравственной. Вопреки воле политиков, считающих политику априори «грязным делом», моральные законы, однако находили пути реализации, в виде социальных революций, осуществлявших так или иначе одну из главных моральных идей - идею справедливости. До тех пор, пока правители не научатся вести свою политическую деятельность так, чтобы обеспечивать, в конкретных исторических условиях, реализацию принципа справедливости, социальных потрясений в виде революций не избежать.
В современном обществе происходит вытеснение морали из сферы общественного сознания, в которой господствует утилитаристская установка. М. Вебер, как и в последствии О. Шпенглер, обосновывал положение о том, что «утилитаризм является результатом процесса «рационализации»
западной культуры, в ходе которого истинно разумный, «ценностно-рациональный» тип социального действия был заменен «целерациональным», т.е. формальным и прагматичным» [5 с.68].
По мнению Я. Буркхарда, «западная культура не создала языка, с помощью которого можно описать чувства человека, она закрыла доступ к пониманию людей с этой позиции. В этом мире в расчет принимается только информация, а чувственная жизнь отнесена к низшему уровню человеческого существования. Но без моральных чувств - долга, любви, сострадания - нет и морали как таковой» [4 с.126], т.е. формальноинтеллектуальное начало, искажая человеческие эмоции, как результат вытесняет не только эмоциональность, но и истинную разумность, что снижает устойчивость социума как системы.
Изменения, происходящие в российском обществе, свидетельствуют о возрастании роли и значении социальных и политических институтов в отстаивании национальных интересов. Это выдвигает качественно новые задачи развития страны. На наш взгляд, успешное их решение возможно лишь при глубоком осмыслении гражданами России всего происходящего, и при вовлечении их в активную деятельность в интересах общества и государства. Это безусловно невозможно без формирования у граждан, особенно у подрастающего поколения, таких качеств как чувство долга, патриотизм, личную ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите, являющихся высшими духовными и социально значимыми ценностями.
Непреходящая ценность патриотизма занимала умы ученых, философов и политиков на протяжении всего существования человеческого общества. Принципы гражданственности как первоосновы патриотизма зародились еще в учениях античных философов - Сократа, Демокрита, Платона, которые нашли свое продолжение в трудах ученых ХУ1-ХУИ вв. - М. Монтеня, Ш. Фурье, Т. Мора, А. Сен-Симона, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др. Идеи патриотизма рассматривались не только в трудах ученых и философов, но и писателей и просвещенных русских мыслителей XIX в., таких как Н. М. Карамзин, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский. Классик русской философской мысли ХХ в. В. С. Соловьев в своей статье «Русская идея» отмечал: «... Долг патриота сводится к тому, чтобы поддерживать свою страну и служить ей в этой национальной политике, не навязывая ей своих субъективных идей». Ту же мысль утверждал Н. А. Бердяев: «... Патриотизм есть великая школа гражданственности в опасный для Родины час. Зрелость России для мировой жизни и мировой роли будет прямо пропорциональна проявленному ей сознательному гражданскому патриотизму». По мысли В. Даля, «.Патриотизм как цель и результат патриотического воспитания молодежи - это проявление любви к родине, отчизне, отечеству» [1, с.173].
Особенность российского патриотизма к началу XX века состояла в его органической связи и единстве с православием. Идеологическая основа патриотического воспитания российского народа и его армии состояла в православии, самодержавии, народности, воплощенной в призыве «За Веру, Царя и Отечество!», с которым русские воины шли в бой. Уникальность православного характера российского патриотизма состояла в том, что ему претила неприязнь к другим религиям и вероисповеданиям. Православию не был присущ дух экспансионизма, насильственного обращения в свою веру других народов, населяющих Россию и исповедующих ислам, буддизм, католицизм. Русская Православная Церковь всегда терпимо относилась к представителям других религий и способствовала их объединению под знаменем российского патриотизма [11, с.55]. В настоящее время патриотизм (от греческого «соотечественник», «отечество») представляет собой «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями культуры своей страны, желание сохранять ее характер и особенности, стремление защищать интересы Родины и своего народа» [1, с.173-174].
За последние годы в нашей стране произошли большие социально-политические и экономические преобразования, но трудности затянувшегося переходного периода, а также введение режима санкций в отношении Российской Федерации оказали значительное воздействие на общественное сознание и породили ряд проблем в воспитании патриотизма. Актуальность исследования данной проблемы подтверждается необходимостью детального изучения положительного опыта патриотического воспитания офицеров прошлых десятилетий и адаптации его к современным сложным геополитическим
условиям, потребностью повышения его качества. В настоящее время в педагогической науке все больше утверждается мнение о необходимости возвращения к воспитательному опыту, анализу имеющейся практики, наработанных подходов, их критической оценке, выбору лучших эффективных форм воспитательной работы и интеграции их в патриотическую деятельность вузов и других структур современного демократического общества [13, с.15,43].
Моральная подготовленность и эрудиция, надежность, способность к волевому воплощению моральных требований и многое другое являются существенным фактором, определяющим успех воинской деятельности. Роль и значение гражданственности и патриотизма для формирования нравственных установок в работе с людьми, в выполнении многих профессиональных задач -несомненны. [2].
В воспитании патриотизма как интегрального свойства личности военнослужащего важны: личный пример старшего руководителя, целенаправленное использование разнообразных видов учебных занятий и проводимых воспитательных мероприятий, материальная обеспеченность и социальная справедливость, использование стимулирующих средств и методов воздействия, создание необходимых условий для выполнения профессионального долга, систематическая и целенаправленная работа по патриотическому самосовершенствованию воинов путем самообразования и самовоспитания [8].
Патриотизм нельзя отнести исключительно к нравственным, политическим или иным ценностям. Являясь стержнем единства как материально-практической, так и духовной сторон общественной жизни, патриотизм концентрирует в себе многие ценности, жизненно важные для функционирования общества.
По своему социально- нравственному содержанию патриотизм объективно призван способствовать единению людей. Как моральное явление, имеющее четко выраженный морально-психологический механизм, патриотизм предстает сугубо личностным образованием. Только благодаря патриотизму сохраняются и передаются трудовые, воинские, иные традиции, осуществляется связь и преемственность поколений [2].
Для обеспечения жизнеспособности любой социальной системе необходима определённая степень устойчивости при воздействии на неё внешних и внутренних неблагоприятных факторов. Трудно переоценить роль патриотизма как духовной основы обеспечения национальной безопасности современной России в условиях глобализации. Патриотизм представляет собой особо значимую ценность, так как является духовной основой единения, гармонизации современного российского общества, сохранения его самобытности и своеобразия в сложных, противоречивых процессах, вызванных изменением системы общественных отношений в нашей стране. Следовательно, успешный ход реформ и реализация национальных проектов будут невозможны, если система формирования и развития подрастающего поколения будет лишена духовно-нравственных основ, особенно любви к своему Отечеству. Исходя из сложившейся ситуации, характеризующейся размыванием самобытных ценностных основ российского общества, изучение теоретических основ патриотизма и гражданственности, их воспитание у подрастающего поколения способствует формированию адекватных ценностных ориентиров макроуровня, что особенно необходимо в современном нестабильном российском обществе. Патриотизм составляет базовую характеристику социальной направленности мировоззрения человека, выступает социально-нравственным, и в итоге, экзистенциальным для общества, императивом, характеризующим его ценностное отношение к Отечеству, побуждающим его к деятельности направленной, на сохранение российского общества в его самобытности.
Потребность в безопасности и само понятие «безопасность от кого - или чего-либо» возникли одновременно с появлением человеческого общества.
Один из крупнейших американских психологов Абрахам Маслоу рассматривает потребность в безопасности в числе «первостепенных мотивов деятельности людей и сообществ» [10 с.55]. Интенсивность и масштабы этой потребности постоянно росли: безопасность с самого зарождения цивилизации выступала главнейшей целью деятельности отдельных индивидуумов, а в последующем общества и государства. Еще Аристотель, Н. Макиавелли, Б. Спиноза, Дж. Локк и другие мыслители прошлого выявили, что при сильном государстве с мудрым руководством, надежно обеспечены целостность, суверенность общества, его процветание. «Безопасность - главная добродетель
государства» [12 с.31], - отмечал Б. Спиноза, а Ж.-Ж. Руссо считал «заботу о самосохранении самой важной заботой государства» [10 с.55].
«Безопасность не существует сама по себе, изолированно от общей человеческой жизнедеятельности, она тесно связана со всеми сторонами жизни общества, коренной задачей которого является самосохранение и развитие» [14 с.46].
В духовной сфере угрозы национальной безопасности связаны с падением культурного и образовательного уровня российских граждан, забвением россиянами своего великого культурного и исторического прошлого. Идея обеспечения национальной безопасности, чтобы приобрести вид системы конкретных практических мер, должна пройти через национальное сознание. Она должна быть осознана как практическая необходимость, как императив национальной жизни. Каждая социальная общность обнаруживает известную внутреннюю дифференциацию, которая ведет к социальной неоднородности общественного сознания. В то же время в национальном сознании в конечном итоге выступают внутренние социальные и духовные скрепы, обеспечивающие противоречивую целостность и динамическую устойчивость нации.
«По своим истокам, содержанию и значению патриотизм является общесоциальным институтом, который обеспечивает единство и целостность, устойчивость и целенаправленность развития общества как самоорганизующейся системы. Он объединяет массы людей смысложизненными установками и ориентациями поведения по отношению к своей Родине, помогает этим массам стать единым народом и развивать свое отечество. По природе своей патриотизм принадлежит к ценностям мировоззрения, идеологии и морали. Он есть одна из граней духовной культуры общества, которая формируется в истории через непрерывный процесс отбора наиболее положительных, целесообразных, социально полезных и необходимых форм отношения людей к своему обществу» [7 с.72].
Особенностью российского патриотизма была его направленность на решение самых сложных социальных задач экономического, политического, военного характера. Ярким триумфом советского патриотизма была победа советского народа и его армии над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Можно без каких-либо натяжек говорить о том, что патриотическое сознание всегда было фактором безопасности и успешного развития нашей страны. В современном российском обществе постепенно созревает понимание того, что безопасность - это не только защищенность страны от военной угрозы, не только охрана государственных границ и поддержание необходимого уровня обороноспособности, не только борьба с терроризмом. Безопасность России в ее широком понимании включает и состояние общественного сознания, духовной атмосферы, общественной психологии, идеологии, морали.
После прекращения существования СССР как социальной системы и проведения рыночных реформ произошла духовная дезинтеграция и ломка устоявшихся взглядов, что привело к утрате духовных фундаментальных установок, что не могло не сказаться отрицательным образом на безопасности общества и государства. К числу последствий этого следует отнести растущий нравственный и правовой нигилизм, разного рода девальвации общественных и общенациональных интересов в угоду групповым, личностным, и, как следствие ослабление патриотического сознания. Широкое распространение массовой культуры, а точнее, антикультуры в самом прямом смысле этого слова представляет большую опасность для духовного развития российских граждан. Культура потребительская в своей основе содержит образы, стандарты и нормы, несущие бездуховность и безответственность, культивирует насилие, жестокость, снобизм, моральное подменяет аморальным, созидание - развлечением, тем самым формирует массового человека толпы в потребительском обществе.
Идеология глобализации насаждает в общественное мнение мысль о том, что положения о национальной государственности, национально-государственном суверенитете устарели, а нации унифицируются и растворяются в некоей наднациональной мировой (всемирной) общности. Происходит экспансия космополитизма, ориентированного на вытеснение патриотизма из общественного сознания и из реальной жизни. В такой ситуации перед российским обществом и государством актуализируется проблема обеспечения национальной безопасности и, следовательно, дальнейшего развития как исторически самобытной и уникальной цивилизации. Настоящее и будущее России возможны через
гибкое реагирование на мировые реалии, опору на исторически сложившийся уклад жизни, национальный характер, традиции, интеллектуальный и духовно-патриотический потенциал.
Таким образом, выбор между пассивным и активным культивированием патриотизма в современном российском обществе приобретает экзистенциальный характер, поскольку борьба в морально-нравственном аспекте за умы и сердца людей в современном мире между миром западным и миром русским идёт не на жизнь, а насмерть, а значит патриотизм, являясь экзистенциальным аспектом морали Российского общества, как фактор устойчивости Российской социальной системы вышел на первый план.
Универсальность патриотизма как социального явления необходимого для существования социальной системы состоит в том, что патриотизм, это важный элемент культуры российского общества, патриотические ценности относятся к базовым ценностям, составляющим фундамент личности, патриотизм представляет собой социальную норму, которая должна быть усвоена военнослужащим ещё в детстве, патриотизм выступает одной из базовых характеристик социальных общностей (социальных групп, социальных институтов).
Для достижения цели патриотического воспитания, состоящей в развитии в российском обществе гражданской ответственности, духовности, становлении граждан, способных проявить их в интересах Отечества, укреплении государства, обеспечении его жизненно важных интересов необходимо решение следующих задач: внедрение и утверждение в сознании граждан социально значимых патриотических ценностей, уважения к историческому прошлому России, повышение престижа государственной, особенно военной, службы; социальное ориентирование и воспитание граждан в духе уважения к нормам общественной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, воинского долга; поддерживание в сознании граждан чувства гордости и уважения символов государства и исторических святынь Отечества; активное привлечение традиционных для России религиозных конфессий, для формирования у граждан внутренней потребности служения Родине - как высшего духовного долга; усиление патриотической направленности деятельности СМИ для активного противодействия антипатриотизму, пропаганде массовой культуры, извращению и фальсификации истории Отечества; формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами. [6 с. 8]
Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности, патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социальноэкономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.
Для эффективного решения указанных задач необходимо соблюдение принципов патриотического воспитания: принцип системно-организованного подхода; принцип адресного подхода в формировании патриотизма; принцип активности, который предусматривает разумную инициативу в трансформации мировоззрения ориентированного на национальные интересы России; принцип комплексности основных направлений патриотического воспитания, т.е. задействование социально-ценностного опыта прошлых поколений, который формирует чувство гордости за своих предков; принцип учета местных условий в пропаганде патриотических ценностей, т.е. пропаганду идей и ценностей не только российского патриотизма, но и местного или регионального характера. Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Патриотизм как интегративное личностное образование, через интегративные связи с другими качествами, формируемыми иными видами воспитания, характеризует общую воспитанность человека, выражающуюся в наличии целостного мировоззрения, духовности, сформированных нравственных идеалах, нормах поведения.
Важнейшими компонентами, на наш взгляд, наряду с другими компонентами, патриотизм характеризуется духовно-нравственным (духовно-патриотическим) и военно-патриотическим
компонентами. Духовно-нравственный (духовно-патриотический) компонент: высокая духовность как свойство души, состоящее в доминировании возвышенных духовных, нравственных и интеллектуальных потребностей над низменными и обыденными; постоянная потребность в духовном саморазвитии, поддержании обороноспособности страны, готовность к самостоятельным инициативным действиям в интересах страны; навыки ответственности за политический, нравственный и правовой выбор. Военно-патриотический: компетентное и позитивное отношение к русской военной истории, современным Вооруженным Силам; социальная ответственность за укрепление обороноспособности, национальной безопасности страны; чувство верности героическим традициям Вооруженных Сил, стремление их преемственно продолжать и др.
Военно-патриотическое воспитание - ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идеи служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, гордости за русское оружие, сохранение и приумножение славных воинских традиций.
Основными путями военно-патриотического воспитания являются: широкая пропаганда идеи служения Отечеству в образовательных учреждениях; формирование компетентного и позитивного отношения к русской военной истории, современным Вооруженным Силам; организация в образовательных учреждениях кружков военно-патриотической направленности; развитие социальной ответственности за укрепление обороноспособности, национальной безопасности страны; вовлечение школьников в деятельность детских и молодежных военно-спортивных профильных лагерей, военно-патриотических объединений, клубов, центров, поисковых отрядов; развитие шефских связей между воинскими частями и образовательными учреждениями; регулярное проведение военно-спортивных игр с детьми и молодежью и др. [9 с.53]
Патриотизм, как интегративное и комплексное личностное духовное качество, на уровне собственно патриотического компонента включает в себя: патриотическое сознание; национальное самосознание; патриотически ориентированное мировоззрение; патриотические знания; патриотические убеждения; патриотические установки; патриотические ценностные ориентации; патриотические позиции; патриотические идеалы; патриотическое (социально-позитивное) поведение личности; социально-позитивная (патриотическая) деятельность и др.
Воспитательный процесс на практике един, целостен, системен, его можно разделить на виды лишь условно. Интегративность воспитания как принцип его функционирования дает возможность вычленить внутренние связи процесса по целям, содержанию, формам, методам, результатам.
Героико-патриотическое воспитание - включает в себя пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за деяния предков, верности героическим традициям и чувства сопричастности к ним.
Основными путями героико-патриотического воспитания являются: широкая пропаганда в учебном процессе образовательных учреждений героического прошлого и настоящего страны, подвигов предков; активное вовлечение детей и молодежи в подготовку и празднование в образовательных учреждениях знаменательных героических и исторических дат отечественной истории, дней воинской славы (победных дней) России; регулярное проведение со школьниками и студентами викторин, тематических вечеров по тематике героики российской истории; формирование и развитие у подрастающего поколения чувств верности героическим традициям, стремления их преемственно продолжать и др. Спортивно-патриотическое воспитание - направлено на формирование физической культуры, развитие силы, ловкости, выносливости, воспитание воли к достижению победы, здорового образа жизни и блокировки негативных и вредных привычек.[9 с.243]
Система патриотического воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у граждан активной позиции, способствовать всемерному включению его в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития у граждан государственного мышления, привычки действовать в соответствии с национальными интересами России. Она должна подготовить как молодежь, так и побудить представителей других поколений к такому характеру активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Родины,
личные интересы - с общественными. Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах Российского общества, а также новыми условиями современного мира.
Список использованной литературы:
1. Абышкин А. А. Патриотическое воспитание курсантов военных образовательных учреждений [Текст] / А. А. Абышкин // Мир образования - образование в мире. - 2012. - № 3 (47). - С. 172 - 179.
2. Алямкин А.Е. Деятельность должностных лиц подразделения по организации патриотического воспитания военнослужащих. Студенческий научный форум: IV Международная студенческая электронная научная конференция. - 2012.
3. Бессчетнова О. В. (кандидат социологических наук). Патриотизм как моральнонравственная компонента личности современной учащейся молодежи [Текст] / О. В. Бессчетнова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 2 (104). - С. 137 - 140.
4. Бурхард Я. Непонятая чувственность // Это человек. Антология. М.: Высшая школа, 1995. С. 124-155.
5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 61-272.
6. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Монография. - Волгоград: ООО «Колибрис плюс», 2006. - 188с.
7. Задохин А.Г. Национальная стратегия России: глобальная миссия и интересы?//Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. - 2009. - №12. - С. 70-80.
8. Есикова, М. М. Профессиональная этика юриста [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов направлений подготовки 40.03.01, 40.05.01 всех форм обучения / М. М. Есикова, О. А. Бурахина, В. А. Скребнев, Г. Л. Терехова. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015.
9. Иванова С.Ю., Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм. - Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. - 320с.
10. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - М., 1997. - С. 55.
11. Некрасов, А.П. Патриотизм как неотъемлемая часть учебного процесса в Самарском юридическом институте ФСИН России. Лидерство менеджмент / А.П. Некрасов. - Самара. - 2014. - №1(1). - С. 55 - 56.
12. Спиноза Б. Избр. соч. в 2-х томах. М., 1965. - С. 31.
13. Фоменко, С.И. Патриотическое воспитание будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза на основе системно-деятельностного подхода. [Текст], 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Великий Новгород. - 2015. - С.15, 43.
14. Фрадлина Е.М. Патриотизм в контексте проблемы духовно-нравственной безопасности России/Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое или будущее России. - Волгоград, 1999. - С. 46.
© Голубев В.В., Евдокимов В.Г., Игнатенко А.Н., 2021