1 Константинова Л. В. Место и роль общественного идеала в системе социальной детерминации : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 1994. С.16-19.
2 Федулов Б. А. Личностно-профессиональное развитие курсантов высших военных учебных заведений (аксиологический подход) : дис. ... д-ра пед. наук. Барнаул, 2000. 345 с.
3 Башков А. В. Проектирование самовоспитания профессионально значимых качеств курсанта вуза МВД России : дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2004. 158 с.
4 Купавцев Т. С. К вопросу о необходимости совершенствования самостоятельной работы курсантов образовательных учреждений МВД России по физической подготовке // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 1(19). С. 51.
5 Буданов А. В., Латкова И. А. Профессиональное воспитание в учебном процессе образовательных учреждений. М.,1997. С. 46.
6 Гримак Л. П. Общение с собой: начала психологии активности. М.,1991. 320 с.
УДК 378
ПАТРИОТИЗМ КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ В ПОЛИТИКЕ РОССИИ И В СОЦИАЛЬНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
В. О. Зверев, А. А. Морозов
В статье актуализируется проблематика утверждения ценности патриотизма в условиях становления новой российской государственности. На основе анализа президентских посланий и высказываний крупных религиозных деятелей делается вывод об историческом, педагогическом, психолого-педагогическом и религиозном значении патриотизма для современного общества и государства.
Ключевые слова: внутриполитический курс, патриотизм, нравственная ценность, самосознание, религиозные объединения, терпимость, мирное сосуществование.
История Российской Федерации показала, что примеры внутриполитической дестабилизации государства, непропорционального экономического развития его регионов, низкого уровня благосостояния отдельных категорий граждан и девальвации их духовно-нравственных ориентиров способны оказать негативное влияние на процесс формирования общественного сознания россиян, минимизировать воспитательное воздействие национальной культуры и образования, упростить значение патриотизма для подрастающих поколений.
В начале XXI в. в обстановке экономического, политического и социального коллапса и стагнации органы центральной и местной государственной власти реализовывали экстренные, иногда беспрецедентные меры, направленные на локализацию и ликвидацию проблем и противоречий внутри страны. О предпринимаемых шагах, сформулированных поручениях и специфике их выполнения, об успехах и неудачах свидетельствовали послания Президента РФ Федеральному собранию РФ (далее — послания Президента РФ).
Ежегодные публичные обращения стали компонентами последовательной и поэтапной программы системного возрождения и привития патриотических доминант российскому обществу без учета возрастных, национальных, религиозных, профессиональных и иных особенностей и отличий его членов. Являясь доступным, емким и содержательным официальным источником информации, послания Президента РФ позволили проследить процесс становле-
ния, развития и совершенствования в новых условиях одной из важных нравственных ценностей российского народа — патриотизма.
При исследовании патриотизма как нравственной категории во внутренней политике государства предметом нашего изучения стали послания Президента РФ, опубликованные в 2000-2013 гг. Анализ посланий 2000-2003 гг. дал возможность понять, что одной из главных трудностей на пути президентства В. В. Путина, как всенародно избранного национального лидера, являлось укрепление основ государственной власти. По его мнению, это было достижимо в результате определения конкретных, четких полномочий центра и субъектов Федерации в рамках их совместной компетенции, а также путем разграничения федеральными законами предметов ведения и полномочий между федеральным центром и региональным уровнем управления '.
Другим приоритетным направлением в деятельности Президента РФ, уже связанным с противодействием сепаратизму и восстановлением конституционного порядка на территории Северного Кавказа, являлись декриминализация отдельных этнических групп населения и упрочение республиканского уровня управления. «Наряду с необходимостью довести работу по ликвидации очагов терроризма до конца, — заявлял он, — акцент сейчас должен смещаться в сторону создания и укрепления в республике (в Чеченской Республике. — Авт.) органов власти» 2.
Упомянутые нами фрагменты реализации внутриполитического курса Президента РФ и других положений названных посланий заставляет усомниться в важности патриотических акцентов и необходимости культивирования патриотизма в широких слоях населения. Подобное опасение небезосновательно, так как термин «патриотизм» в текстах посланий практически не встречается. Исключение составляет послание Президента РФ 2000 г., где его автор единожды обращается к понятию патриотизма. Однако в данной фразе не раскрывается его точное смысловое назначение в контексте настоящих и будущих перемен в обществе и государстве.
Между тем складывающееся впечатление об игнорировании главой государства тематики патриотизма должно быть признано ошибочным. Тому есть три причины. Во-первых, судя по обращению
В. В. Путина к Федеральному Собранию в 2001, 2002 и 2003 гг., патриотизм в виде многочисленных примеров личного и группового мужества и героизма стал повсеместным явлением, например, на Северном Кавказе. Причем сохранению целостности России в противостоянии с региональным сепаратизмом и терроризмом общество обязано не только Российской армии. Заостряя свое внимание на важном значении данного тезиса, Президент РФ неоднократно вспоминал о дагестанских ополченцах, чеченских милиционерах, «обо всех тех, кто ценой своей жизни остановил распад государства» 3.
Как видно из высказываний национального лидера, речь шла не только о людях, морально-нравственный облик и патриотические идеалы которых были заложены в СССР, но и о непреходящих добродетелях: любви к Родине, вере в торжество справедливости, способности к самопожертвованию, свойственных менталитету не только советского народа, но и представителей современной социальной общности — россиян.
Во-вторых, президентские инициативы пронизаны призывами ко всеобщей консолидации граждан. Приведем один из них. Говоря о потенциальных внешних угрозах и опасностях в современном мире, В. В. Путин, обращаясь к соотечественникам, предлагал сосредоточиться вокруг «базовых общенациональных ценностей и задач», находя при этом героические аналогии и параллели в истории России. Так, подвигом во имя целостности страны называет Президент РФ «удержание государства на обширном пространстве, сохранение уникального сообщества народов при сильных позициях страны в мире. Это не только огромный труд, это еще и огромные жертвы, лишения нашего народа» 4.
Действительно, как сегодня (В. В. Путин), так и многие десятилетия и столетия тому назад в истории Российского/Советского/Русского государства (Б. Н. Ельцин, И. В. Сталин, Петр I, Д. Донской, А. Невский и др.) видные политические и военные деятели объединяли усилия народных масс, что моби-лизовывало их внутренний потенциал, укрепляло дух и веру в победу на пути мирного созидания или противодействия внешней агрессии.
В-третьих, упомянутые и ряд последующих посланий главы государства имеют одну особенность. Стилистика их изложения выстроена таким образом, что оратор не столько обращается к российскому Парламенту и нации, сколько отождествляет себя с этими политическими и социальными институтами государства и общества, ходом и результатами их профессиональной деятельности. Для президентской лексики свойственны такие фразы: «у нас с вами», «мы провели», «нам крайне необходимо», «мы должны общими усилиями», «в прошлом году мы много для этого сделали, мы — все вместе» и т. п.
Забота об Отечестве и его судьбах в речах автора посланий пробуждает ответную патриотически обусловленную реакцию со стороны тех, кому они адре-
сованы. Поддержка президентской линии на возвращение России утраченного мирового экономического и политического первенства заключается в конкретном вкладе со стороны профессиональных объединений и социальных слоев общества. Так, в 2006 г. «Газпром» вышел на третье место в мире по капитализации среди крупнейших корпораций мира, в августе 2009 г. (впервые за предшествующие 15 лет) зафиксирован естественный прирост населения и т. д. 5
С 2006 г. по 2013 г. в посланиях Президента РФ соответствующая конкретизированная терминология: «военно-патриотическое воспитание», «патриотизм» и др. — занимает свое исторически и педагогически предопределенное место. Уходя от собирательных образов и ассоциативного мышления, В. В. Путин, демонстрируя патриотическое поведение, призывает педагогический корпус заниматься физической и военно-патриотической подготовкой молодежи, возрождать допризывное военное обучение, помогать развитию военно-технических видов спорта 6.
Д. А. Медведев, развивая данное направление, рассуждает о нравственных ориентирах современного общества и называет патриотизм одной из пяти главных ценностей российского народа. По его мнению, патриотизм — это «вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре» 7. Последовательно актуализируя патриотическую тематику, обращаясь в очередной раз к общественности (2010 г.), Д. А. Медведев рекомендует внедрять накопленный опыт патриотического воспитания молодежи. Универсальными формами психолого-педагогического воздействия могут стать военно-патриотические игры, вырабатывающие «и командный дух, и сильный характер, и навыки поведения в самых сложных условиях», а также работа в поисковых отрядах, устанавливающих имена солдат Великой Отечественной войны 8.
Показателем преемственности и неуклонности заложенного внутриполитического курса государства стали президентские выступления в 2012 и 2013 гг. Первое из них примечательно высказанной В. В. Путиным благодарностью бойцам поисковых отрядов. В нем была подчеркнута важность бережного отношения к «исторической ратной памяти Отечества». Здесь же он уточнил: «Боевой дух Вооруженных Сил держится на традициях. На живой связи с историей, на примерах мужества и самопожертвования героев» 9. Второе выступление Президента РФ ознаменовалось объявлением года 2014 в России Годом культуры. «Он призван, — с точки зрения главы государства, — стать годом истинного просветительства, обращения к нашим глубоким корням, к вопросам патриотизма, нравственности и морали» 10.
Повышенное внимание руководства страны к проблемам формирования патриотизма российских граждан, потребность признания патриотизма одной из важнейших нравственных скреп нашли отражение в конкретных шагах, предпринима-
емых государством в данном направлении. В частности, были приняты федеральные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» 11. Основные положения этих документов гласят, что для государства популяризация патриотических настроений является объективной потребностью на пути укрепления национального единства и безопасности в полиэтническом и полирелигиозном пространстве. Такие характеристики, как верность своей стране, уважение к ее истории и традициям, внимание к достижениям народов в прошлом и настоящем составляют ядро государственного понимания патриотизма.
Немаловажную роль в формировании патриотического сознания народных масс государство отводит религиозным вероучениям. В его политике четко прослеживается ориентация на те религии (в частности, христианство, ислам, буддизм и иудаизм), которые признаются неотъемлемой частью исторического и культурного наследия России. Такое предпочтение нашло свое отражение, например, в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» 12. В проекте историко-культурного стандарта, разработанном рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, отмечается, что «история религии, особенно православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника» 13.
Обращение к чувствам верующих и их исторической памяти в реализации общероссийской концепции патриотического воспитания неслучайно. В религиозном контексте патриотизм как нравственная категория получает духовное обоснование и дополнительную легитимацию. Значимость подобного подхода повышается с учетом того, что большинство россиян идентифицируют себя с религиями, связанными с историей и культурой народов, к которым они принадлежат. Это прежде всего православие и ислам 14.
Лидеры российских православных и мусульманских религиозных объединений (патриарх Кирилл и председатель Совета муфтиев России Ра-виль Гайнутдин) в своих выступлениях подчеркивают безусловную ценность патриотизма, его значимость для развития общества. Так, на заседании Попечительского совета программ «Александр Невский» и «Александр Невский — имя России» в Храме Христа Спасителя в Москве 22 января 2013 г., обращаясь к его участникам, патриарх Кирилл отметил, что ядро истинного патриотизма — «стремление приносить пользу не только себе лично, но и содействовать благу других и, в первую очередь, благу своего Отечества» 15.
Важными чертами истинного патриотизма глава Русской православной церкви (далее — РПЦ) называет жертвенность, искреннюю веру, самоотвер-
женное служение Богу, Отечеству и ближним. Эти идеалы представляются ему становым хребтом российской национальной системы ценностей. Не будучи связанным с какой-либо политической идеологией, патриотизм имеет прежде всего христианское обоснование. Патриарх Кирилл подчеркивает, что «Русская Православная Церковь — это не Церковь Российской Федерации» 16. Патриотизм коренится не в государственной организации, а в религиозном понимании жизни. Он трактуется как воплощение в социальной жизни человека заповеди любви к ближнему своему. Отсюда вытекает главный христианский тезис — для человека вполне естественно испытывать любовь к родным, друзьям, окружающей его природе, к Отечеству.
Отдельное внимание патриотизм получил в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, утвержденных на состоявшемся в Москве Архиерейском соборе (2000 г.). В этом документе перечисляются конкретные формы выражения патриотизма: защита Отечества от неприятеля, труд на благо отчизны, забота об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления, сохранение и развитие национальной культуры, народного самосознания 17.
В конспекте по нравственному богословию на православном портале «Азбука веры» говорится о том, что любовь к Отечеству (патриотизм) является нравственным долгом христианина 18.
Во многом сходные положения высказывают и мусульманские лидеры. В частности, Равиль Гай-нутдин на торжественной проповеди в честь праздника Жертвоприношения — Курбан-байрам в 2007 г. призвал российских мусульман относиться к Родине в соответствии с требованиями Корана — быть патриотами 19. Во многих своих выступлениях, книгах, статьях он называет Россию общей Родиной для многих народов, живущих вместе на протяжении столетий 20.
Патриотизм как любовь к общему Отечеству становится залогом взаимной терпимости, уважения и мирного сосуществования. Он служит препятствием для формирования экстремистских настроений, шовинизма, утверждения национальной исключительности. «Ортодоксальный, традиционный ислам отвергает национализм, не приемлет экстремизма и грубого насилия. Он гуманен и патриотичен. Патриотизм соответствует духу Корана...» 21.
Отметим, что патриотические взгляды находят закрепление не только в концептуальных позициях православных и исламских объединений, но и в положениях иных религиозных сообществ. Например, в Основах социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России утверждается, что «служить добросовестно своей стране — значит следовать примеру библейских героев» 22.
Сказанное позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, за последние 13 лет, судя по обращениям национальных лидеров, наметилась тенден-
ция возрождения и укоренения в массовом сознании народов России патриотических настроений. Их нравственной опорой являются не только героические примеры далекого прошлого, но и подвиги современников — военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, сограждан. Во-вторых, в выступлениях Д. А. Медведева и В. В. Путина перед политической элитой и обществом наблюдаются преемственность и единообразие реализуемых ими стратегических концептов. Они прибегают к патриотической риторике не только в интересах консолидации российской нации на пути преодоления текущих препятствий в различных сферах жизни государственного организма. Их курс, на наш взгляд, предполагает построение патриотической идеологии, а вместе с ней возвращение россиян к их традиционным фундаментальным духовно-нравственным идеалам. В-третьих, приоритетное значение патриотизма во внутренней политике государства оказывает всеобщее психологическое и педагогическое (воспитательное) влияние на формирование/корректировку самосознания разных поколений россиян. На смену заимствованным (а иногда насаждаемым) ценностям приходят ценности, которые проверены тысячелетней историей России. Это прежде всего любовь к Родине, готовность пожертвовать во имя ее блага собственными интересами, уважение и почитание истории своей страны. В-четвертых, серьезный вклад в утверждение нравственной ценности патриотизма вносят религиозные объединения. Они дают ему религиозное обоснование, которое находит признание у значительной части соотечественников. Лидеры религиозных объединений не только пропагандируют традиционные постулаты (в том числе патриотизм), но и используют их в качестве инструмента сдерживания радикальной религиозной идеологии. Их позиция сводится к следующим принципиальным утверждениям: верующий человек — патриот своей страны; патриотизм в своем воплощении не имеет локальных религиозных, географических, хронологических границ и рамок, если речь идет о российском народе и государстве; патриотизм есть деполитизированный духовно-нравственный приоритет.
1 URL: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2001/04/ (дата обращения: 20.01.2014).
2 Там же.
3 Там же.
4 URL: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2003/05/ (дата обращения: 20.01.2014).
5 URL: rg.ru/2006/05/11/poslanie-dok.html (дата обращения: 20.01.2014) ; rg.ru/2007/04/27/poslanie.html (дата обращения: 20.01.2014) ; Послание Президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ // Рос. газета. 2009. 13 нояб.
6 URL: rg.ru/2006/05/11/poslanie-dok.html (дата обращения: 20.01.2014).
7 Послание Президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ // Рос. газета. 2008. 6 нояб.
8 URL: rg.ru/2010/11/30/poslanie-text.html (дата обращения: 20.01.2014).
9 Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Рос. газета. 2012. 13 дек.
10 Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Рос. газета. 2013. 13 дек.
11 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» : постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422 : в ред. постановления Правительства РФ от 13 ноября 2006 г. № 677 // Собрание законодательства РФ. 2005. № 29, ст. 3064 ; О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» : постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 : в ред. постановления Правительства РФ от 7 октября 2013 г. № 889 // Там же. 2010. № 41, ч. 2, ст. 5250.
12 О свободе совести и о религиозных объединениях : федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ : в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ // Рос. газета. 1997. 1 окт.
13 URL: http://минобрнауки.рф/документы/3483/файл/ 2325/13.07.01-Проект_ Историко-культурного_стандарта^£ (дата обращения: 20.01.2014).
14 Проводимые в последние годы социологические исследования, направленные на выявление мировоззренческих предпочтений россиян, дают устойчивые показатели, в соответствии с которыми до 75% респондентов называют себя православными, от 5 до 7% — мусульманами. См., напр.: Пресс-выпуск № 1461 ВЦИОМ «Верим ли мы в Бога?» URL: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=13365 (дата обращения: 20.01.2014).
15 URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2742605.html (дата обращения: 22.01.2014).
16 Там же. (дата обращения: 20.01.2014).
17 Там же. (дата обращения: 24.01.2013).
18 URL: http://azbyka.ru/dictionary/13/konspekt_po_ nravstvennomu_bogosloviyu_104-all.shtml (дата обращения: 14.01.2014).
19 URL: http://pda.rian.ru/society/religion/20071220/ 93351718.html (дата обращения: 14.01.2014).
20 См., напр.: Гайнутдин Р. Ислам: вера, милосердие, терпимость. М., 1997 ; Гайнутдин Р. Россия — страна мусульманская. М., 2000. URL: http://newsland.com/news/detail/id/637779/ (дата обращения: 10.01.2014).
21 Терентьев А. А. Ислам и проблемы национализма и патриотизма. URL: http://www. idmedina.ru/books/materials/?3746 (дата обращения: 14.01.2014).
22 Основы социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России. М., 2009. С. 73.