Психолого-педагогические науки
• • •
51
УДК 37.01:39
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
© гою Магомедов А.М.
Дагестанский государственный педагогический университет
Раскрываются основные ценности народной педагогики, сущность и содержание этнопедагогической культуры, интегрирующей народный опыт воспитания, этнопедагогику и современную научно-педагогическую практику. Дается определение этнопедагогической культуры, рассматриваются ее основные компоненты.
The author of the article reveals the basic values of the ethnic pedagogy, the essence and the content of the ethnopedagogical culture, integrating the ethnic experience of education, ethnic pedagogy and modern scientific and pedagogical practices. For the first time he states the definition of the ethnopedagogical culture, its main components.
Ключевые слова: этнопедагогика, народная педагогика, духовно-
нравственные ценности, этнопедагогическая культура.
Keywords: pedagogy, ethnic pedagogy, spiritual and moral values, ethnopedagogical culture.
Народный опыт воспитания как социально-исторический феномен и его использование в педагогической практике выступают предметом научных изысканий многих ученых прошлого и настоящего. Великий чешский педагог Я. А. Коменский обосновал идеи «Материнской школы» и школы родного языка, исходя из опыта семейного и народного воспитания. Швейцарский педагог Г. Песталоцци в части использования опыта швейцарской народной педагогики подчеркивал значимость отчего дома, выступающего школой нравов, и был уверен в том, что именно в семье закладываются основы духовности и нравственности личности.
Высоко ценил воспитательный потенциал народной педагогики великий русский педагог К. Д. Ушинский. Он считал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспи-
тательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях [12. С. 252].
К народному опыту воспитания, к его традициям обращался А. С. Макаренко, утверждавший, что «семейная трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека» [10. С. 398].
Глубоко вникнув в сущность народной педагогики, В. А. Сухомлин-ский указывал на необходимость изучения нравственных идей и педагогических взглядов народа, выражал сожаление о том, что народная педагогика в должной мере не изучена, никто до сих пор серьезно о ней не думал, и это принесло много бед педагогике. Он был уверен, что народная педагогика - это средоточие жизни народа, в ней раскрываются особенности национального характера, лицо народа [Приводится по: 7. С. 132].
52
Известия ДГПУ, №1, 2010
В числе первых в советское время к проблемам народной педагогики обратился известный этнограф и педагог Г. С. Виноградов, который считал, что понятие «народная педагогика» имеет право на существование, поскольку является составной частью педагогической культуры народа. При этом автор видел в народной педагогике прежде всего сумму знаний и умений, а также совокупность приемов и навыков, применяемых в целях формирования личности, влияния на юные поколения [6. С. 5].
По мнению Г. Н. Волкова, народная педагогика представляет собой «совокупность и взаимозависимость целей, задач, путей и средств воспитания и обучения, педагогических навыков и приемов, применяемых в целях привития личности качеств, желательных народу» [7. С. 3].
Изучая идеи народной педагогики, Я. И. Ханбиков на анализе богатого фактического материала раскрывает проблемы нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания в татарской народной педагогике. При этом народная педагогика определяется как область народных эмпирических знаний, в которых находят свое выражение цели и задачи воспитания, совокупность народных средств, умений и навыков воспитания и обучения, применяемых широкими массами трудящихся [13. С. 16].
Исследователь педагогического опыта народов Севера и Дальнего Востока В. Ф. Афанасьев, характеризуя традиции воспитания детей в семье, отмечает особенности воспитания девочек и считает главным в народной педагогике овладение определенными знаниями, накопленными и проверенными практикой [1. С. 101].
Проблемами народной педагогики занимается А. Э. Измайлов, который определяет народную педагогику как совокупность педагогического знания и воспитательного опыта народа, раскрывает проблемы семейного
воспитания и функции родителей, особенности педагогических воззрений народа. Он полагает, что «накопленные и проверенные практикой эмпирические знания, сведения, умения и навыки, передаваемые из поколения в поколение преимущественно в устной форме, выступают продуктом исторического и социального опыта народных масс и как памятники хранятся в созданных им сказках, легендах, эпосах, поговорках и пословицах, преломляются через призму национальных обычаев и традиций разных народов и в конечном счете имеют цель целенаправленно воспитывать и обучать молодое поколение на лучших идеалах народных масс» [8. С. 76].
По мнению Г. Н. Филонова, «народная педагогика - это система принятых в данной местности и данным народом приемов и методов воспитания, которые передаются от одних поколений к другим и усваиваются ими прежде всего как определенные знания и навыки, приобретенные людьми в процессе жизни. Народная педагогика предполагает передачу социального опыта, норм поведения, общественных традиций, той или иной идеологии, поскольку проявляется в моральных законах и обычаях, закрепляя сложившиеся традиции. Существуя со времени возникновения человеческого общества, она впитала в себя вековые обычаи, требования к воспитанию детей» [Приводится по: 4. С. 20].
Поддерживая позиции ученых и опираясь на идеи, изложенные в народной педагогике, считаем необходимым подчеркнуть, что народная педагогика является основой этно-педагогической культуры, которая, в свою очередь, входит в содержание более широкого понятия, называемого педагогической культурой.
Первые памятники народной педагогики (народный опыт воспитания) составляет основу этнопедаго-гической культуры, представленной в устном творчестве народа, в его
Психолого-педагогические науки • • •
обычаях, традициях, где заключен колоссальный объем информации по вопросам воспитания» [7. С. 55]. До появления письменности и организованных форм обучения народная педагогическая культура базировалась на воспитании детей в соответствии с требованиями, предъявляемыми окружающим сообществом, опиралась на те нормы и правила, которые были характерны для определенного этапа развития человеческого общества, хотя одновременно давались знания о предметах и явлениях природы, труда и трудовой деятельности.
Этнопедагогическая культура, как сфера материальной и духовной жизни этноса, прямо и непосредственно связана с воспитанием подрастающего поколения и включает в себя совокупность идей и приемов подготовки подрастающего поколения к жизни, традиции и обряды, регламентирующие его поведение, правила кормления и рецепты детской пищи, предметы детского быта (колыбель, одежда, детские орудия труда, игрушки), детский фольклор, колыбельные и игровые песни, традиционные детские и молодежные праздники, различные формы народных состязаний, советы молодой матери и заветы предков потомкам, спортивные и иные состязания подростков, посвящение их в «возмужалость», трудовые обязанности детей и т.д. [3. С. 73]. Приведенное содержание педагогической культуры дополняется целью и задачами, принципами, формами, методами и средствами воспитания.
По мнению Е. В. Бондаревской, педагогическая культура как часть общественной культуры в наибольшей степени запечатлела духовные и материальные ценности, а также способы педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления, становления) личности [2. С. 7].
53
Педагогическая культура есть синтетическое единство целей, задач, принципов, содержания, форм, методов и средств воспитания и образования детей, молодежи и взрослых, системы организационных и общественных форм, субъектов и объектов педагогической деятельности, способов их взаимодействий, отношений всего общества к этой сфере деятельности. При этом от уровня педагогической культуры зависит прогресс общества, его духовное и материальное благополучие, идеология общественно-
экономической формации, уровень развития общей культуры и т.д.
По нашему мнению, в педагогическую культуру входит и этнопедагогическая составляющая, в которой отражены идеи и опыт народного воспитания и их развитие с древнейших времен до наших дней.
Этнопедагогическая культура обусловлена природно-климатическими, естественно-географическими, социально-экономическими условиями жизни народа, способствующими выработке соответствующего социаль-но-эконо-мического уклада жизни, формированию необходимых для данного сообщества норм и правил поведения. Приведенные факторы служат основой содержания умственного, эстетического и физического развития личности, поскольку на юге под лучами жаркого солнца формируется горячий темперамент, на севере - хладнокровие, в средней полосе - умеренность, которым соответствуют виды деятельности, содержание умственного воспитания. Природа, которая по-своему прекрасна везде, определяет содержание различных видов и жанров народного искусства и устного поэтического творчества. Поэтому этнопеда-гогические культуры народов, компактно проживающих в одном регионе (Кавказ, Средняя Азия, Поволжье, Сибирь, Дальний Восток, Север), имеют много общего.
54
Известия ДГПУ, №1, 2010
Следовательно, важной отличительной особенностью этнопедагоги-ческой культуры выступает то, что содержание, формы, методы и средства, применяемые в процессе воспитания, созданы коллективным творчеством народа и им же одобрены. При этом они стереотипны, статичны, консервативны, но зато несут в себе заряд огромной мощности по степени воздействия на сознание обучаемых, примерами которого служат пословицы и поговорки, созданные тысячелетия назад, ставшие традиционными и, как многие правила и нормы, являющиеся одним из основных элементов национальной педагогической культуры.
Следует отметить, что не все обычаи, традиции и т.д. направлены на прогрессивное развитие общества, поскольку кровная месть, калым (плата за невесту), похищение девушек, несправедливое отношение к женщине содержат много антигуманного, оказывают отрицательное влияние на воспитание юных.
Ретроспективный анализ опыта старших поколений показывает, что народные мудрецы, аксакалы и другие представители сообществ осуждали эти негативные проявления, старались примирить кровников и родителей похищенных девушек, не допускали жестокого отношения к женщине. Постепенно с развитием общества такие вредные адаты уходят в прошлое, а некоторые из них изменились и приспособлены к новым условиям. Так, с совершенствованием уголовно-правовых норм в законодательстве отпала необходимость в кровной мести, с развитием образования, культуры и равноправия полов значительно сократились похищения девушек. Калым сохранился, но потерял прежний смысл, поскольку сегодня родители невесты в два раза больше средств расходуют на ее приданое. Эти нормы тоже стали традиционными и в таком виде входят в этнопедагогическую культуру горских народов.
Одна из важных сторон этнопеда-гогической культуры всех народов выступает в передаче новым поколениям накопленного положительного опыта, для чего у горцев Кавказа принято в процессе влияния на личность приговаривать: «Когда мы были маленькими, нас учили старшие. Вы станете взрослыми - передайте лучшие традиции вашим детям». По мнению В. С. Соловьева, главной нравственной задачей человечества выступает преемственность поколений, обязывающая передать будущему поколению: во-первых, все положительное, что добыто человечеством, включая результаты исторического сбережения; во-вторых, формировать способность и готовность воспользоваться накопленным капиталом для общего блага, в чем существенное назначение истинного воспитания, которое должно быть прогрессивным» [11. С. 495].
Носителями этнопедагогической культуры многие исследователи считают семью, родителей и детей, взаимоотношения в роде, поскольку семья как хранительница традиций и обычаев, институт образования и воспитания юных поколений, первичная ячейка рода, сообщества высоко ценится у всех народов. При этом носителями основных семейных функций рассматриваются отец и мать, а самыми первыми «педагогическими актами» были физические и духовные контакты матери и ребенка. Поэтому у многих народов Кавказа, Средней Азии, Ближнего Востока, особенно исповедующих ислам, традиционно функции отца реализуются в воспитании сыновей с малых лет и до конца жизни, а мать сосредоточивает главные усилия на воспитании и подготовке к семейной жизни дочерей.
Идеи о том, что дети - большая радость в семье, что рождение ребенка - это праздник, что воспитание детей, подготовка их к жизни - это самый сложный процесс, требующий много усилий, свойственны педагоги-
Психолого-педагогические науки • • •
ческой культуре всех народов Дагестана. В пословицах много места отводится любви родителей и детей, нежной материнской ласке и доброму материнскому сердцу: «Дитя плачет, а у матери сердце болит», «Сердце матери лучше солнца греет», «Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет», «Мать кормит детей, как земля людей».
В традиционном воспитании народов Дагестана по тому, как родители воспитывали своих детей, люди судили о них самих, их достоинстве, добром имени. Недаром незнакомого человека встречали словами: «Как тебя звать-величать, какого ты роду-племени, кто твой отец, твоя мать?» [5. С. 36].
У горцев Кавказа ответственность за воспитание детей наряду с родителями несут дедушки и бабушки, весь тухум (род) и все сообщество (джамаат). Обращаясь с любой просьбой к ребенку, аксакал спросит: «Чей ты сын? Из какого тухума?» А при исполнении поручения добавит: «Неужели у такого хорошего отца такой неаккуратный сын?» или «Я не сомневался, что у такого отца может быть только хороший сын».
В этнопедагогической культуре важное место отводится воспитательному влиянию детей на родителей, их взаимоотношениям, которые у кавказских народов выступает в качестве главной ценности. Уважение к старшим, любовь к родителям, забота о них в старости, ставшие нормой, воспитывались с малых лет в семье, затем в тухуме и джамаате.
В педагогических традициях большое место отводится воспитанию любви к родному дому, поскольку кавказские народы имеют особенность, связанную с почитанием родного дома, который горец строит сам, а помогают ему все жители аула. Коллективное активное участие сородичей укрепляют любовь и дружбу между людьми, взаимоуважение, а у хозяина дома усиливается любовь к родному очагу. Следует отметить,
55
что с родным домом горец не расстается до конца жизни, а дагестанцы, проживающие в городах, имеют родной дом в ауле, часто приезжают туда, навещают жителей, особенно стариков и больных. В Дагестане с древних времен широкое развитие получила традиция домостроительства, которая живет и в наше время. Культ родного дома нашел своеобразное отражение в этнопедагогике многих народов: «Родной дом» высоко ценился в народе, о нем сложено и слагается множество песен, стихов, легенд и пословиц. По своей значимости «родной дом» находился в ряду таких понятий, как жизнь, смерть, добро, зло, совесть, родина, земля, мать, отец.
В этнопедагогическом наследии народов ведущее место занимает любовь к Родине, к своему народу, которая формировалось сначала в семье, затем в тухуме и джамаате. Впечатления о родной природе, полученные в детстве, игры, общение на родном языке, народные песни, музыка, произведения фольклора, рассказывающие о героических страницах истории народа в борьбе с врагами, о национальных героях-богатырях, сказки, легенды, эпос, народная мудрость, отраженная в пословицах и поговорках, загадки, произведения народного декоративно-прикпад-ного и скусства, восп итате л и- рассказ-ч и ки, мастера искусств, певцы - неполный перечень тех средств, которые усваивались с детства на родном языке и многочисленными нитями притягивали людей к родной земле, которую называли Родиной. У всех народов было принято: «Защита Родины -святой долг каждого». Дагестанцев готовили к защите родины с детских лет. В зрелом возрасте, отправляясь на войну на своем боевом коне и со своим оружием, они давали клятву всему сообществу сражаться с врагами, не щадя своей жизни.
Этнопедагогическая культура пронизана идеями природосообразности, естественности воспитания, что
56
Известия ДГПУ, №1, 2010
находит отражение в пословицах и поговорках, эпосе, былинах, особенно часто в сказках, где народным героям в борьбе со злом помогают явления природы и животные («Василиса Прекрасная», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и др.). Часто герою сказок помогает его любовь к природе, животным и растениям, за что они платят добром. Произведения фольклора способствуют воспитанию у детей любви к земле, лесу, водоемам, полям, лугам, горам, формированию нравственно-
эстетических вкусов, взглядов и убеждений.
Трудовое воспитание детей, которое является сердцевиной народной педагогики, начинается с влияния на детей предметов и средств труда, оформляемых на первом этапе в виде различных игрушек и кукол. Родители (мастера, печники и плотники) лепили для детей птички из глины, делали маленькие грабельки, коски, плели маленькие корзинки, а возвращаясь из леса, каждый старался принести ребятишкам гостинец от лисы, зайца или медведя. У кавказских народов принято готовить для мальчиков игрушки из дерева и камня в виде различных животных и птиц, коня, саблю, санки, шить костюмы джигита, папаху и сапоги. Дети с родителями на работе в горах, в лесу, в поле и на лугу наблюдают за природой и животным миром. Увидят лису, зайца или кабана - впечатления на целый месяц, рассказы, фантазии, веселье. Взрослые так преподносят рассказы о природных явлениях и животных, что дети вскоре сами начинают сочинять про них сказки.
В воспитательной практике старших поколений выделяется традиция, связанная с почитанием предков и уважением к своему роду, с знанием своих истоков, корней, а также легенд и преданий, основанных на добрых делах своих предков. Любовь
• • •
к своим предкам помогает познать мир, совершенствовать себя, вносить определенный вклад в поднятие статуса рода путем самовоспитания, самообразования, перевоспитания себя, своих братьев и сестер, детей и внуков. Подобная привязанность к предкам, отчему дому, к семье способствует формированию патриотических чувств, уважительного отношения к членам рода, жителям сообщества и другим народам.
Характерной особенностью этно-педагогической культуры выступает отражение ее содержания в фольклоре, где мудрые заповеди народной педагогики, кодекс чести и порядочности, духовность и нравственность, нравственно-эстетические идеалы, образцы героизма, смелости, мужества, трудолюбия, физического совершенства воплощены у всех народов в пословицах, поговорках, песнях, сказках, легендах, эпосе.
Главное внимание в народной педагогике уделяется трудовому воспитанию детей. Сначала в семье, затем в окружающем мире основные отношения между людьми складываются в процессе трудовой деятельности. Наши далекие предки в этом плане хорошо осознавали свои воспитательные функции. Было принято брать с собой детей на работу. Сначала малыши наблюдают, потом родители их приучают, а в возрасте 910 лет они могут самостоятельно выполнять любые сельскохозяйственные работы. В хозяйственно-бытовой деятельности в семье, в уходе за скотиной, работая на огороде или в саду, родители служили примером для детей. В подростковом возрасте и старше девушки участвовали в таких народных формах труда, как помочи, посиделки, взаимопомощь, а юноши выполняли тяжелые виды труда с отцом, занимались спортом, готовились к защите Родины. Как правило, трудовые занятия сопровождались песенным творчеством, хореографией, театральными инсцени-
Психолого-педагогические науки • • •
ровками, умственными упражнениями, смекалкой.
Свойственный этнопедагогической культуре всех народов гуманистический характер воспитания связан, прежде всего, с генетической любовью к ребенку. По случаю появления ребенка в семье устраивали праздник.
Много гуманистических идей, принципов и методов воспитания таит в себе известное гостеприимство, которое предписывает принять совершенно незнакомого человека со всеми почестями и на самом высоком уровне. Такие формы отношений, как аталычество (отцовство), побратимство, молочное братство, куначество, характерные этнопедаго-гике дагестанцев, отличаются человеколюбием, стремлением с малых лет уважать и любить людей любой национальности, делать добро, помогать.
Гуманизмом пронизана и взаимопомощь, проявляемая кавказцами в различных формах, некоторые из которых заимствовали и другие народы: участие всего джамаата в строительстве дома, в различных хозяйственных работах, материальная поддержка при бракосочетании, похоронах.
Идея совершенного человека, свойственная этнопедагогической культуре, состоит главным образом из собирательных образов народных героев, отраженных в произведениях фольклора, в которых народ как коллективный автор выделяет основную черту характера (у богатыря - силу, смелость, храбрость; у земледельца - трудолюбие и профессионализм; у царевны, невесты - красоту и совершенство), указывает на такие качества, как доброта, гуманность, справедливость, уважение к старшим, любовь к Родине, народу, родителям, детям, к природе и животным, чувство собственного достоинства, честь и благородство, внимание к униженным, забота о них и др. Для этого используются такие изобрази-
57
тельно-выразительные средства языка: эпитеты, метафоры, аллегории, гиперболы, сравнения, олицетворения и др. В идее совершенного человека народ воплотил мечту о многосторонне развитой личности, которая перешла в современную научную педагогику.
Все изложенное выше свидетельствует о важном свойстве этнопедагогической культуры, жизненности ее основ, то есть все ее идеи взяты из жизни и связаны с ней. Другое значение этого свойства - оно имеет перспективы. Как бы долго ни продолжалась жизнь, сколько бы ни сменилось поколений, к какому бы прогрессу ни продвигалось человечество, в основе педагогической культуры сохранится народное начало. Ибо вместе с прогрессом в человеческом обществе развивается и процветает народная педагогическая культура, отметая все фальшивое, негативное, закрепляя и совершенствуя новое и позитивное. Это подтверждается всей предшествующей историей человеческого общества.
Подводя итоги, подчеркнем следующие основные выводы:
- этнопедагогическая культура базируется на содержании народной педагогики, этнопедагогики и современной научной педагогики, связана с такими науками, как история, этнография, фольклористика, психология, социология, философия, культурология;
- в этнопедагогической культуре много общего, характерного для всей общечеловеческой культуры воспитания, так как общечеловеческие ду-ховно-нравст-венные ценности, которыми руководствуются в воспитании все народы, едины или идентичны;
- в этнопедагогической культуре высокое место занимает семья как хранительница традиций и обычаев, связующее звено поколений, как «домашняя школа» образования и воспитания юных поколений, где царит атмосфера трудового, духовно-
58
нравственного и эстетического воспитания;
- главная ценность в народной педагогике - это ребенок. Все внимание семьи, всех сородичей и сообщества сосредоточено на его воспитании, на подготовке к жизни. Атмосфера гуманности и доброты, игровая деятельность, раннее приобщение к труду, дифференциация занятий по полу и возрасту, руководство воспитанием со стороны умудренных опытом аксакалов способствовали подготовке молодых к семейной жизни, самостоятельной трудовой деятельности;
- у многих народов большое внимание уделялось воспитанию уважения к старшим, любви к детям, доброжелательному отношению к народам других национальностей;
- в этнопедагогической культуре важное место имеет воспитание любви к родному дому, селу, роду, которая играет важную роль в пат-
• • • Известия ДГПУ, №1, 2010
риотическом воспитании детей и молодежи;
- в этнопедагогике высоко ценится принцип природосообразности воспитания, согласно которому идеи влияния природы на воспитание человека реальны, жизненны, конкретны и эффективно используются в современной учебно-воспитательной практике;
- этнопедагогическая культура отводит ключевое место гуманистическим идеям доброты, любви к человеку, доброжелательности, благородства, миролюбия, уважения к личности, гостеприимства, побратимства, куначества, дружбы народов и т.д.
Каждый народ, каким бы малочисленным он ни был, имеет этнопеда-гогическую культуру, богатую самобытными идеями воспитания юных поколений, выраженную в традициях, обычаях, нормах и правилах поведения.
Примечания
1. Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1982.
2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.-Ростов на/Д., 1999. 3. Бугаева А. Л. Традиционная педагогическая культура народов Севера. М., 1996. 4. Васильева 3. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1983. 5. Введение в педагогическую культуру / под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов на/Д., 1955. 6. Виноградов Г. С. Народная педагогика. Иркутск, 1926. 7. Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. 8. Измайлов А. Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М., 1991. 9. Лихачев Д. С. Заметки о русском. М., 1984. 10. Макаренко А. С. Сочинения. В 7 т. T. 1. М., 1957. 11. Соловьев В. С. Сочинения. В 2 т. 2-е изд. T. 1. М., 1990. 12. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения в 6 т. T. 1. М., 1988. 13. Ханбиков Я. И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань, 1967.
Статья поступила в редакцию 25.01.2010 г.