УДК/UDC 378.18-053.87 Е. В. Григорьева, О. А. Михеева
E. Grigoryeva, O. Mikheyeva
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И ПОИСК НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ В ВУЗЕ
PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS: ANALYSIS OF THE PROBLEM AND THE SEARCH FOR NEW FORMS OF WORK IN HIGH SCHOOL
Статья посвящена анализу проблемы представлений молодых людей о патриотизме, его содержательных характеристиках и проявлениях. На основе сопоставления результатов опроса студентов Кемеровского государственного университета и экспертов по вопросам воспитания молодежи о мотивах, участии в мероприятиях патриотической направленности даны рекомендации по повышению вовлеченности студентов в процесс патриотического воспитания в вузе.
This article analyzes the perceptions of young people about the problems of patriotism, its content characteristics and manifestations. It also deals with the results of research in order to analyze traditional and new forms of organization and effective practices of patriotic education of students. On the basis of the comparison results of the survey of students of Kemerovo State University and expert on the education of young people about the motives, participation in the activities of patriotic made recommendations to improve the students' involvement in the process of patriotic education in high school.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, студенческая молодежь, эффективные практики патриотического воспитания.
Keywords: patriotism, patriotic education, students, effective practice of patriotic education.
Воспитание патриотизма у молодежи является важнейшей задачей государственной молодежной и образовательной политики в Российской Федерации. По мнению Президента России В. В. Путина, именно патриотизм является прочным фундаментом для строительства молодыми людьми своего будущего [3].
Правовые основы патриотического воспитания граждан нашей страны заложены в Конституции РФ, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года, и где уже в преамбуле обозначен приоритет патриотических стремлений россиян [7]. С 2001 года
в РФ действуют государственные программы, нацеленные на патриотическое воспитание граждан России, в первую очередь подрастающего поколения [9-12]. В 2003 году на заседании специальной правительственной комиссии была одобрена Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [8]. В 2015 году Правительством России была утверждена уже четвертая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [12]. Данные документы являются основанием для принятия законов на региональном уровне, что уже сделано в ряде областей РФ, в том числе и в Кузбассе. С учетом накопленного опыта в ближайшей перспективе в нашей стране планируется принять федеральный закон «О патриотическом воспитании граждан России».
В научном сообществе также уделяется внимание исследованию различных аспектов культуры патриотизма россиян, особенностей и способов ее формирования в молодежной среде [1; 4; 13; 15]. Научные дискуссии ведутся вокруг таких проблем, как понимание и содержательные характеристики патриотизма у молодых людей, их представление о патриотах и проявлениях патриотизма. В контексте обсуждения проблем патриотического воспитания молодежи ведутся исследования ценностно-смысловой сферы личности, патриотических установок молодых людей, изучается структурное содержание категории «патриотизм», осуществляется поиск новых форм патриотического воспитания молодежи в современных условиях. Нередко исследования проблем патриотического воспитания молодых россиян проводятся на выборках студенческой молодежи. Патриотическому воспитанию молодежи, обучающейся в вузе, исследователи отводят особую роль, рассматривая категорию студентов как наиболее социально активную группу населения, как идеологов будущего России.
Интерес к представлениям студенческой молодежи о патриотизме в настоящее время
обусловлен тем, что ее отношение к патриотизму формировалось, по мнению Ю. П. Сентю-рина, в условиях затяжного социокультурного кризиса в контексте смены парадигмы государственного целеполагания и ценностей граждан нашей страны [14]. На основании результатов социологического исследования в Томской области Д. О. Афанасьева делает обобщение, что молодежь стремится к собственному благополучию в личной и приватной сфере жизни, концентрирует ценностные ориентиры в малом коммуникативном круге, а ценности, формирующие гражданственность и патриотизм, занимают у молодых россиян периферийные позиции [2, с. 136]. Также автор отмечает, что молодежи Томской области присущ невысокий уровень развития коллективной идентичности, а гражданско-патриотической самоидентификации молодых людей не хватает четко обозначенных ролевых предписаний и моделей поведения [2, с. 137-141].
Действительно, результаты исследований говорят о различных точках о патриотизме в молодежной среде. Так, А. В. Ильясова и О. А. Зингер пишут, что патриотизм для молодежи Пензенской области это, прежде всего, бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага и спасения. Патриотизм определяется как национальное самосознание, гордость за нацию, народ, любовь к дому, городу, стране, стремление трудиться для процветания своей страны [4]. В исследовании О. А. Зайцевой студенческая молодежь также понимает патриотизм как любовь к Родине, а далее как привязанность к своей стране и долг перед ней [5]. Я. А. Асланов приводит данные опроса в Ростовской области, в котором молодежь представляет патриотизм как стремление улучшать жизнь в стране, формировать ее «достойное будущее», и лишь затем как любовь к Родине и гордость за нее [1, с. 19-20]. Результаты опросов молодых людей свидетельствуют, что большинство респондентов считают себя патриотами, одновременно указывая на то, что в России явно недостаточно внимания уделяется воспитанию патриотизма у подрастающего поколения [4; 5].
Современные подходы к пониманию патриотического воспитания, как правило, основаны на системном подходе и ориентированы на формирование патриотического сознания, ряда личностных качеств и характеристик молодого человека посредством участия в различных формах социальной активности. Так, В. С. Шилова определяет патриотическое
воспитание как целостный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие патриотических качеств личности каждого гражданина России, развитие стремления к гражданскому, духовному, нравственному и физическому самосовершенствованию, потребности в достойном служении стране и народу, защиту от различных посягательств [15]. Патриотическое воспитание в представлении большинства россиян ориентировано преимущественно на организацию и проведение мероприятий военно-патриотической направленности. В настоящее время граждан-ско-патриотическое направление является неотъемлемым содержанием процесса воспитания патриотизма.
На оптимизацию деятельности по граждан-ско-патриотическому воспитанию молодежи указывается и в законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.1 2.12 № 273-Ф3 [6]. В пользу оптимизации патриотического воспитания и его гражданско-патриотической составляющей свидетельствуют результаты социологических опросов студенческой молодежи. Так, Д. О. Афанасьева приводит результаты опроса молодых жителей Томской области. Ученый приводит рейтинг субъектов патриотического воспитания молодежи: во-первых, это школы, во-вторых, органы власти, в-третьих, политические партии [2]. А. В. Ильясова и О. А. Зингер также определили, что на формирование патриотических чувств студентов г. Пензы оказывают влияние в первую очередь учреждения образования — школы и вузы, и лишь затем семья, друзья, средства массовой коммуникации, органы власти [4]. Таким образом, в силу объективных и субъективных характеристик современных социально-культурных реалий нашей страны патриотическое воспитание студенческой молодежи является одним из основных направлений учебно-воспитательного работы в российских вузах.
В государственных программах патриотического воспитания граждан РФ указывается на необходимость поиска новых соответствующих духу времени форм и методов патриотического воспитания [11; 12]. Анализ научной литературы позволяет говорить, что проявление патриотизма молодых россиян — это всегда реальные действия, направленные на укрепление, защиту и процветание своей страны, достижение успехов во всех областях деятельности [1; 4]. Так, Д. О. Афанасьева отмечает, что наиболее распространенной формой граж-данско-патриотической активности молодежи
Томской области является, во-первых, участие в физкультурно-спортивных мероприятиях и организациях, во-вторых, благотворительная и волонтерская деятельность. Наименее распространенной формой активности является участие молодежи в митингах, членство в партиях, публицистическая деятельность в Интернете [2]. По мнению В. С. Шиловой, патриотическое воспитание студенческой молодежи осуществляется по нескольким направлениям, например правовое, управленческое, социально-экологическое, этнокультурное [15]. В этой связи интересны данные Д. О. Афанасьевой, которая отмечает, что западные прагматичные проявления патриотизма, такие как правовая и экономическая образованность, не популярны в молодежной среде РФ. Стержнем патриотического воспитания, по мнению молодых россиян, является развитие высокой социальной активности, воспитание чувства гордости за свою страну, знакомство с историей, культурой и ценностями страны и родного края [2].
На основании сопоставления и анализа эмпирических данных о том, чем и по какому поводу гордится своей страной российская молодежь, Я. А. Асланов отмечает, что в настоящее время в молодежной среде сформирован реальный общественный запрос на патриотическое просвещение и даже пропаганду [1, с. 20]. Автор отмечает естественную для российской мен-тальности потребность граждан России в символах единства, общности, идентификации со своими согражданами. Без сомнения, символика для молодых должна соответствовать их мотивам, потребностям, ценностям и возрастным особенностям. Я. А. Асланов предлагает взять за основу патриотического воспитания молодежи, во-первых, семейную политику (решение проблем традиционной семьи), во-вторых, создание народных музеев и архивов (сохранение исторической памяти поколений), в-третьих, создание организаций спортивных болельщиков (клубы, объединения, движения болельщиков разных видов спорта) [1].
Таким образом, патриотическое воспитание молодежи, в том числе студенческой, требует системного и адресного подхода, удовлетворения потребности молодых людей в символизации единства, а также учета преобладающей патерналистской модели гражданственности среди молодых россиян. В контексте данного заключения мы провели исследование с целью анализа традиционных и новых организационных форм и эффективных практик патриотического воспитания сту-
дентов на базе Кемеровского государственного университета (КемГУ).
В Кемеровском государственном университете патриотическое воспитание обучающихся является приоритетом на протяжении не одного десятилетия. Традиции студенческого самоуправления, связь поколений КемГУ, многолетнее содружество факультетов создали эффективную разноуровневую систему воспитательной работы с обучающимися в вузе. Ежегодно в комплексном плане университета выделяется целый ряд направлений воспитательной работы, таких как трудовое и гражданское воспитание, нравственное и эстетическое воспитание личности через художественное творчество и приобщение к спорту.
Исследование проводилось с помощью метода анкетного и экспертного опроса. Выборка респондентов состояла из двух групп. Первую группу составили 106 студентов 2-4-го курсов восьми институтов и одного факультета КемГУ. Выборка носила случайный характер. Вторая группа состояла из 9 экспертов. В качестве экспертов выступили заместители директоров институтов и заместитель декана факультета по социально-воспитательной работе. В опросном бланке респондентов обеих групп были как общие вопросы, так и сформулированные для данной группы респондентов. Общие вопросы касались перечня мероприятий патриотической направленности с участием студентов КемГУ, мотивов участия студентов в этих мероприятиях, а также необходимых нововведений в комплекс мероприятий патриотического воспитания в университете. Группе студентов задавались вопросы об их участии в мероприятиях патриотической направленности в период обучения в школе, об их опыте организации патриотических мероприятий в вузе, о желании студентов участвовать в тех или иных мероприятиях. Группа экспертов отвечала на вопросы о собственных приоритетах в воспитательной работе со студентами, а также о наиболее востребованных, вызывающих интерес у студентов мероприятиях патриотической направленности.
Результаты опроса студентов об их участии в мероприятиях патриотической направленности выявили, что лишь 18 % респондентов регулярно участвуют в подобных мероприятиях, 47 % — участвуют иногда, 36 % — не участвуют.
Ответы студентов на вопрос «В каких патриотических мероприятиях они участвовали во время обучения в вузе?» распределились следующим образом: 42 % опрошенных принимали участие в торжественных мероприятиях
в честь Дня Победы, 27 % — в различных патриотических акциях, 20 % — во встречах с ветеранами, по 18 % — в спортивных мероприятиях и научной работе, 15 % — добровольческой (волонтерской) деятельности, 15 % — военно-патриотических играх, 11% — литературном творчестве, 8 % — художественном творчестве, 5 % — музейно-исторической работе. 26 % респондентов ответили, что принимали участие в других мероприятиях, таких как конкурсы академических групп института, патриотических форумах и слетах.
Очень немногие из респондентов за период обучения в вузе получили опыт организации патриотических мероприятий — всего около 10 %.
Что касается опыта участия в мероприятиях, воспитывающих патриотизм, в период школьного обучения, то 26 % опрошенных участвовали в торжествах в честь Дня Победы, 20 % — в добровольческой деятельности, по 15 % — во встречах с ветеранами и конкурсах строевой подготовки, 8 % — подготовке концертов для ветеранов, 7 % — творческих конкурсах, по 5 % состояли в отрядах юнармей-цев и не понаслышке знакомы с «Зарницей», 3 % принимали участие в подготовке стенгазет, по 2 % несли вахту на посту № 1 и участвовали в создании военно-патриотического музея. При этом 20 % респондентов ответили, что не принимали участия в патриотических мероприятиях в школьные годы либо мало что помнят об этом и затрудняются ответить.
Анализируя полученные результаты, можно отметить, что активное участие студентов в мероприятиях гражданско-патриотической направленности является продолжением традиции сложившейся еще в период школьного обучения. Сравнение процессов патриотического воспитания в школе и вузе свидетельствует о том, что заметно снижается вовлеченность студентов в мероприятия военно-патриотической направленности.
Результаты опроса экспертов определили рейтинг мероприятий патриотического воспитания, в которых принимают участие студенты всех институтов КемГУ. Все эксперты отметили, что в процессе патриотического воспитания студенты участвуют в добровольческой деятельности, спортивной работе, торжественных мероприятиях в честь Дня Победы, научной работе и различных патриотических акциях (например, «Георгиевская ленточка»). Студенты не всех институтов КемГУ принимают участие в мероприятиях патриотической направленности в форме художественного творчества,
военно-патриотических игр, встреч с ветеранами и музейно-исторической работы. Литературное творчество как форма патриотического воспитания привлекает студентов 6 институтов и занимает нижнюю позицию рейтинга студенческой активности.
Отвечая на вопрос о приоритетах воспитательной работы в собственном институте, эксперты однозначно высказались за важность творческой деятельности, так как конкурсы непрофессионального творчества студентов являются традиционной формой внеучебной работы в КемГУ. Патриотическому воспитанию уделяют значимое внимание 66 % экспертов, волонтерской и профориентационной работе — по 55 % соответственно. Трудовое воспитание, вовлечение в научную деятельность, спортивную работу по 33 % экспертов считают приоритетными в воспитательном процессе.
Таким образом, можно отметить, что стержневым направлением воспитательной работы в КемГУ является студенческое творчество, что требует поиска перспективы объединения мероприятий патриотической и творческой направленностей.
Исследование мотивов участия в патриотических мероприятиях выявило как схожесть, так и различия результатов опроса студентов и экспертов. И студенты, и эксперты выбирали по три предпочитаемых мотива вовлеченности в процесс патриотического воспитания: 43 % студентов объясняют свою активность в мероприятиях патриотической направленности идейными убеждениями, 29 % — говорят о «добровольно-принудительной» мотивации, 27 % — принимают участие «за компанию», 26 % — «для самореализации», 21 % — из альтруистических убеждений и лишь 5 % — для поощрения. Эксперты также определили идейные убеждения как самый значимый мотив участия студентов в патриотических мероприятиях. Второй по значимости мотив — это самореализация молодых людей. Но далее мнение экспертов расходится с мнением студентов. Эксперты преувеличивают значение стремления студентов к поощрению и преуменьшают значение принуждения к участию и мотива участия «за компанию».
Результаты опроса также позволили сопоставить мнение студентов и экспертов по поводу наиболее интересных студентам мероприятий патриотической направленности. Студенты предпочитают спорт, добровольческую деятельность, военно-патриотические игры, художественное творчество и торжества, посвященные Дню Победы. Эксперты высказались,
что наибольший интерес студенты проявляют к спортивным мероприятиям, меньший — к добровольческой и научной деятельности, художественному творчеству и военно-патриотическим играм. В целом оценка экспертов совпадает с интересами молодых людей. В качестве исключения можно отметить научную деятельность по проблемам патриотизма, так как она не встречалась в ответах студентов.
Наибольшие затруднения у экспертов вызвал вопрос о том, какие мероприятия и нововведения, по их мнению, необходимо добавить к традиционным в рамках патриотического воспитания. Большинство экспертов считают, что тот комплекс воспитательного воздействия, который уже осуществляется в КемГУ, является достаточным. Лишь трое экспертов предложили новые направления и формы работы. Например, среди актуальных запросов в молодежной среде эксперты отметили моде-рацию патриотической работы в сети Интернет, прежде всего в социальных сетях. Это может осуществляться в форме обсуждения, обмена информацией, мониторинга мнения студентов. Также среди предложений экспертов были проекты исторических реконструкций, совмещающих игровые и познавательные мотивы молодых людей, а в целом повышающих их патриотический настрой. Высказывались эксперты и про активизацию творческого потенциала студентов через организацию для школьников концертов патриотической тематики, составленных из номеров, подготовленных всеми институтами. В качестве творческой самореализации и одновременного выплеска энергии, взлета эмоций предлагалось организовать тематические флэшмобы к знаменательным датам российской истории. Кроме того, был предложен опыт проведения патриотического конкурса академических групп одного из институтов, который можно проводить в других институтах либо в университете в целом.
Среди предложений по новым формам патриотической работы в КемГУ, поступивших от студентов, необходимо выделить идеи организации военно-полевого выхода студентов в летнее время, проведение «Зарницы», уроков политического воспитания, просмотр и обсуждение фильмов патриотического содержания, выезды с целью оказания помощи ветеранам войны в летнее время, организация концерта хора КемГУ с патриотическим репертуаром, конкурса научных работ на патриотическую тематику.
Таким образом, мнение студентов и экспертов отражает тенденции по поиску новых
и современных методик и технологий патриотического воспитания и одновременно актуализирует традиционные, соответствующие возрастным особенностям организационные формы работы по воспитанию патриотизма. Интересно, что запрос студентов нацелен, в том числе, на реализацию мероприятий военно-патриотической направленности.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: наиболее востребованными среди студенческой молодежи организационными формами патриотического воспитания являются те, которые дают возможность ощутить близость идей и мотивов других людей, чувство долга при одновременной возможности самореализоваться в интересной деятельности. Для студентов в силу возраста важны близкие отношения, контакты и общение со сверстниками. Это позволяет шире привлекать их к участию в различных мероприятиях за компанию. Очевидны потребности студенческой молодежи в группировании и конкуренции со сверстниками, а также в энергичных действиях, что возможно реализовать в спорте, различных конкурсах, в том числе и научных, в художественном творчестве, мероприятиях военно-патриотической направленности, которых недостаточно в вузе.
На основании обобщающего анализа литературы и результатов исследования можно заключить, что достаточно перспективными и востребованными будут проекты патриотического воспитания молодежи, связанные с семейной тематикой, супружескими и родительскими отношениями. Организация модерации как в Интернете, так и в реальном пространстве и времени (дискуссии, встречи) является необходимой формой работы по патриотическому воспитанию студентов и отвечает задачам государственной программы по воспитанию в духе патриотизма граждан РФ.
1. Асланов Я. А. Патриотическое воспитание молодежи: современные тенденции и технологии формирования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 4. - С. 18-21.
2. Афанасьева Д. О. Патриотические установки региональной молодежи // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2012. - Вып. 4, № 1 (20). - С. 135-142.
3. Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи. Выступление В. В. Путина 12 сентября 2012 г. в г. Краснодаре по вопросам патриотизма [Электронный ресурс]. - URL: http://www.knemlin.nu/events/ president/news/16470 (дата обращения: 31.10.2016).
4. Ильясова А. В., Зингер О. А. Патриотизм как элемент культуры [Электронный ресурс]. - 2015. - № 1
(часть 1). — URL: http://www.science-education.nu/nu/ article/view?id=18007 (дата обращения: 28.10.2016).
5. Зайцева О. А. Патриотизм в среде молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 7-2. — С. 174-176.
6. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. — URL: http://www.consultant.nu/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 31.10.2016).
7. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ). — URL: http://www.consultant.nu/document/cons_doc_ LAW_28399/ (дата обращения: 30.10.2016).
8. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс] : одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21.05.2003). — URL: http://docs. cntd.nu/document/901867597 (дата обращения: 31.10.2016).
9. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 16.02.2001 № 122. — URL: http://base. ganant.nu/1584972/ (дата обращения: 30.10.2016).
10. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 11.07.2005 № 422 (ред. от 13.11.2006). — URL: http://www.zakonpnost.nu/content/base/ pant/496740 (дата обращения: 30.10.2016).
11. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от05.10.2010 г. № 795. — URL: https://ng.nu/2010/10/11/patnioty-site-dok.html (дата обращения: 30.10.2016).
12. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493. — URL: http://www.ganant.nu/pnoducts/ipo/pnime/ doc/71196398/#ixzz4OjkKwUxy (дата обращения: 30.10.2016).
13. Ружа В. А. Становление и развитие культуры патриотизма современного студенчества: социологический анализ : автореф. дис. ... канд. социол. наук. — Екатеринбург, 2013. — 24 с.
14. Сентюрин Ю. П. Об историческом понятии «патриотизм»: политические характеристики // Представительская власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. — 2007. — № 4-6. — С. 6.
15. Шилова В. С. Патриотическое воспитание студентов: сущность, цели и задачи // Научный результат. Серия: педагогика и психология образования. - 2015. - Т. 1, № 1 (3). - С. 75-78.
УДК/UDC 37.035.6-053.6
О. И. Куленюк, З. В. Крецан O. Kulenyuk, Z. Kretsan
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФИЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN SPECIALIZED EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
В статье представлен опыт ГБНОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции», раскрываются понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание», называются основные направления деятельности по формированию патриотических чувств у кадетов в школе-интернате, описана модель кадета-выпускника.
The article reveals the concept of patriotism, Patriotic education, presents the main directions of formation of Patriotic feelings among the cadets at boarding school, describes the model of a cadet-graduate.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, патриотические чувства, формирование патриотических чувств у кадетов в школе-интернате.
Keywords: patriotism, Patriotic education, Patriotic feelings, formation of Patriotic feelings of the cadets in boarding school.
"Ask not what your country can do for you;
ask what you can do for your country"
John Fitzgerald "Jack" Kennedy [2].
Эпиграфом к этой статье мы выбрали потрясающую по своей патриотичности фразу тридцать пятого президента США Джона Кеннеди, которая, на наш взгляд, может претендовать на первую заповедь истинного патриота: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей Родины». Кому-то такой выбор может