Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание девиантных детей'

Патриотическое воспитание девиантных детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
787
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИНА / ОТЕЧЕСТВО / ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПОДРОСТОК / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Саркисян Зинаида Александровна

тема патриотизма актуальна особенно в наше непростое время. Патриотическое воспитание является эффективным средством и методом социальной адаптации детей и подростков с девиантным (отклоняющимся) поведением в условиях Социально-реабилитационного центра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Саркисян Зинаида Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание девиантных детей»

Патриотическое воспитание девиантных детей Саркисян З.А.

Саркисян Зинаида Александровна / Sargsyan Zinaida Aleksandrovna - воспитатель, Государственное казенное учреждение Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Южного административного округа города Москвы, г. Москва

Аннотация: тема патриотизма актуальна особенно в наше непростое время. Патриотическое воспитание является эффективным средством и методом социальной адаптации детей и подростков с девиантным (отклоняющимся) поведением в условиях Социал ьно-реабилитационного центра.

Abstract: patriotism is relevant especially in our difficult times. Patriotic education is an effective means and method for social adaptation of children and adolescents with deviant (deviant) behavior in terms of Social rehabilitation center.

Ключевые слова: Родина, Отечество, воспитание, патриотизм, несовершеннолетний, подросток, социализация, реабилитация, адаптация,

Keywords: Motherland, Fatherland, education, patriotism, juvenile, adolescent, socialization, rehabilitation, adaptation.

Проблема воспитания патриотизма приобретает особую значимость для российского общества, переживающего период выхода из системного кризиса, охватившего самые разнообразные сферы его жизнедеятельности [7, с.6].

«События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма» [1, с.7].

Роль патриотического воспитания в социализации детей и подростков трудно не оценить, ведь патриотизм - это не только любовь к Родине, своему Отечеству, забытое, немодное понятие. Патриотизм - это, в первую очередь, любовь к самому себе, своим близким, окружающим, высокая нравственная ценность. Но в последние годы наблюдается негативное влияние средств массовой информации на сознание подростков: вследствие чего резко снизилось воспитательное воздействие русской культуры, искусства, образования на формирование нравственно-патриотического сознания несовершеннолетних.

Чрезмерная коммерциализация общества; распад целого ряда социальных институтов, ранее работавших на детство, социально-экономические условия функционирования семьи (низкий материальный уровень, плохие жилищные условия); сложное экономическое нравственное положение, в котором оказалось большинство семей; криминализация общества, возрастающее влияние культа силы; потеря престижа образования и честного заработка [2, с. 299].

В общественном сознании и сознании молодежи получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, не мотивируемая агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам [3, с. 13].

Перемены, происходящие в социально-экономической жизни страны, привели к кризису семьи, зачастую не у всех детей имеется среда взаимопонимания в семье или наличие семьи как таковой. Многие дети, по тем или иным причинам, будучи выброшены из социокультурной среды, попадают на реабилитацию в социально-реабилитационные центры.

Патриотическое воспитание в условиях социального реабилитационного центра для детей и подростков предполагает приобщение детей к культуре своего народа,

выработку умения противостоять негативному влиянию лжегероев, которыми очарованы дети, получающие неверные представления о героизме из современных фильмов, телепередач, компьютерных игр и, к сожалению, своих семей.

Переступая порог социально-реабилитационного центра, несовершеннолетний попадает в приемное отделение. Задачей приемного отделения становится поддержать, развить ребенка, заложить в его сознание механизмы самоопределения, самореализации, саморазвития, самовоспитания необходимые для взаимодействия с людьми, природой и культурой.

Педагоги приемного отделения Государственного казенного учреждения социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Южного административного округа г. Москвы разработали и апробируют проект программы по патриотическому воспитанию детей и подростков «Моё Отечество - Россия». Проект призван заложить в воспитанниках те нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным социальным влияниям, научат правилам комфортного общения, умению жить в мире с самим собой и другими людьми. Стоит нелегкая задача - донести всю глубину понятия «Гражданин Отечества» до маленького Человека, привить ему любовь к Родине.

Опыт реализации проекта программы показывает, что понятия «Родина» и «Отечество» являются для детей чуждыми, неактуальными. У воспитанников не было возможности освоить социальную роль члена общества: имеет место социальная дезадаптация и, как следствие, проблемы нравственного здоровья.

Главное в работе специалистов, занимающихся вопросами патриотического воспитания, - не вызвать у детей данной категории отчуждения, не перегрузить процесс восприятия и усвоения новой информации у ребенка, оказавшегося в условиях СРЦ. Поэтому необходимо выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть.

Педагогу так же следует учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начало патриотизма и первых чувств гражданственности) - значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка [4, с.5].

Целесообразно начинать с более узкой темы, доходчивого материала: краеведения, формирования понятия «малая» родина, родной край. Это основа того фундамента, на котором потом строится более сложное чувство - любовь к своему Отечеству. Поэтому работа по программе «Моё Отечество - Россия»» начинается именно с краеведческого блока. Каждый знает: любить и беречь можно только то, что чувствуешь и понимаешь. А что может сегодня заинтересовать ребенка яркостью восприятия, чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это многовековая история и культура нашей Родины. В этой связи большое значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

На краеведческом материале ребятам легче воспринимать историческое прошлое России. У воспитанников появляется желание еще больше узнавать свою Родину, накапливается социальный опыт жизни в своем крае, гордость за него, а постепенно и за свое Отечество. Одним из главных направлений формирования у детей любви к своему родному краю следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к его культурной среде.

Очень важно добиться осознания каждым ребенком значимости гражданства и принадлежности к своей родине [5, с.3].

За период проживания в СРЦ воспитанники посещают краеведческие музеи, памятники боевой славы, «Музей обороны Москвы», «Музей подводной лодки», «Музей техники», «Музей-панорама «Бородинская битва». Так же посещают цирк, театры, выставки, совершают экскурсии по Москве и Подмосковью, в воинские части, узнают из

бесед о людях, прославляющих и приумножающих славу родного города и области.

Воспитанники центра регулярно принимают участие в районных, окружных и городских мероприятиях таких как: Военно-патриотические сборы, посвященные Дню защитника Отечества, спортивно-патриотическое мероприятие «Зарница-спорт», туристические слеты, в которых команда нашего центра занимает призовые места.

Наши дети участвовали в фестивале красоты и талантов «Моё Московское Солнышко» и получили диплом участника. С большим успехом выступали дети в городском фестивале «Москва - город открытых сердец», где заняли призовые места. Воспитанники центра, участвовавшие в конкурсе рисунков и конкурсе сочинений «Моя Родина - Россия», получили благодарность. За участие в КВН «Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды» команда СРЦ получила почетную грамоту.

Для достижения позитивного результата, на занятиях по патриотическому воспитанию используются такие методы и приемы, которые пробуждают у подростков любознательность, исследовательский интерес, стремление к преобразованию, стимулируют интеллектуальные усилия, формируют независимость в мышлении, оказывают значительное влияние на формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, области, страны.

Сознание и чувство Родины - это семья, родной очаг, родители, деды, прадеды, родная земля, где человек родился и вырос. С малых лет необходимо воспитывать в детях будущих граждан, матерей, отцов, храбрых и мужественных защитников Отечества. Смелым, мужественным человеком может стать только тот, кто с детства научился состраданию, милосердию, научился дорожить своим достоинством. А достоинство человека заключается в единстве мысли и дела, слова и поступка [6, с. 24].

Огромное воспитательное значение имеют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. С чувством глубокого уважения воспитанники встречали ветеранов войны в стенах нашего центра. Дети своими руками изготавливали поздравительные открытки и сувениры к 9 Мая и дарили ветеранам ЦСО «Братеево» и ЦСО «ОБС», выступали с праздничными концертами.

Как показывают результаты итоговой диагностики по проекту программы по патриотическому воспитанию «Моё Отечество - Россия», воспитанники знают о современном периоде развития своей страны, знают столицу Российской Федерации, президента страны, символы государства (герб, флаг, гимн). Рассказы «о доблестях, о подвигах, о славе» находят отклик в сердцах детей, волнуя их воображение, вызывая интерес.

Задача педагогов не только расширить диапазон знаний детей об окружающей действительности, но, в первую очередь, воспитать достойного гражданина России. С этой целью проводятся мероприятия, побуждающие ребенка к сознательному участию в трудовой деятельности, культурно-массовых мероприятиях, к проявлению любви к своей земле, родным, близким, глубокому переживанию событий истории и т.д. Без этого процесс социализации личности не может быть успешным.

Будущее наших детей, процветание семьи и Отчизны непосредственно зависит от воспитания уважения к культуре и традициям своего народа, связи с прошлым, наличию культурной, исторической и национальной памяти.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения, его готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества [7, с. 10].

Анализ воспитательной работы показывает, что патриотическое воспитание в условиях социально-реабилитационного центра является неотъемлемой частью процесса социальной реабилитации несовершеннолетних.

Литература

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». М.: 2005. - 7 с.

2. Шеляг Т.В., Павленок П.Д., Худовердян В.Ц. Отв. ред. Холостова Е.И.: Технологии социальной работы: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2003. - 399с.

3. Антуфьева О.А., Фалькович Т.А., Обухова Л.А. Патриотическое воспитание подрастающего поколения: Методическое пособие. - Воронеж, 2006. - 166 с.

4. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. - М.: Творческий Центр Сфера, 2004. - 192с.

5. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. - М.: издательство ВАКО, 2007. - 160с.

6. Богачева И.В., Гиненский В.Л., Губанова С.И., Казаков А.П. Кузьменко Г.А. Мое Отечество - Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: издательство Гном, 2005. - 232с.

7. Вырщиков А.Н., Кусамарцев М.Б., Пашкович А.П. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: методическое пособие школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования. Серия: Воспитательная работа. - М.: издательство Глобус, 2007. - 330с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.