Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственных ценностей - основа профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра'

Формирование духовно-нравственных ценностей - основа профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1696
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кущенко Наталья Стефановна

Статья посвящена опыту областного социально-реабилитационного центра по формированию духовно-нравственных ценностей у социально дезадаптированных несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Формирование духовно-нравственных ценностей детей и подростков в условиях социально-реабилитационного центра происходит в рамках реализации программ по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию и строится на принципах ценностного отношения к человеку, подражания взрослым и базовых ценностей национальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кущенко Наталья Стефановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственных ценностей - основа профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра»

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ -ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА Кущенко Н.С.

Кущенко Наталья Стефановна - социальный педагог, отделение социальной реабилитации, Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального

обслуживания системы социальной защиты населения Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, г. Белгород

Аннотация: статья посвящена опыту областного социально-реабилитационного центра по формированию духовно-нравственных ценностей у социально дезадаптированных несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Формирование духовно-нравственных ценностей детей и подростков в условиях социально-реабилитационного центра происходит в рамках реализации программ по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию и строится на принципах ценностного отношения к человеку, подражания взрослым и базовых ценностей национальной культуры.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, духовность, нравственность, асоциальное поведение, профилактика, духовно-нравственное воспитание, гражданско-патриотическое воспитание.

Воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, как правило, являются социально дезадаптированные дети и подростки, имеющие признаки отклонений поведения от наиболее важных социальных норм.

Асоциальное поведение - это уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений. У детей наиболее распространены побеги из дома, систематические пропуски в школе, воровство, агрессивное поведение, ложь, вымогательство. В подростковом возрасте характерны уходы из дома, бродяжничество, отказ от обучения, агрессивное поведение, беспорядочные половые связи, настенные рисунки и надписи непристойного характера, ненормативная лексика [4, с. 11].

Профилактика - совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка [6, с. 626].

Каковы же причины асоциального поведения у детей и подростков? Можно выделить три основных фактора: биологический, психологический и социальный. Биологический выражается в физиологических особенностях подростка, то есть в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы). Психологический заключается в особенностях темперамента, акцентуации характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им. Социальный фактор отражает взаимодействие подростка с социумом (семья, школа, другое окружение).

Но все же опыт работы показывает, что корень проблемы лежит в семье ребенка. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья [5, с. 88]. «Ребенок - зеркало семьи: как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца», - писал Сухомлинский В.А.

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности закладываются в семье [3, с. 109].

Естественно, что наиболее часто дети с асоциальным поведением происходят из так называемых социально неблагополучных семей (конфликтных, педагогически некомпетентных, асоциальных), ведущих аморальный образ жизни, где родители уклоняются от своих обязанностей по воспитанию детей, а дети подвержены психологическому и физическому насилию. В таких семьях размыты представления о нравственности и духовных ценностях.

Как же быть детям, которые родились в этих семьях? Они пришли в мир, где их никто не ждет и никто им не рад. Их никто никогда не любил, и они никого не любят, зато ненавидят всех, кто на них не похож. Разумеется, что процесс социализации таких несовершеннолетних чрезвычайно труден. В. Белинскому принадлежат мудрые слова о том, что «без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести - ничего, чем человек есть человек». Поэтому перед социально-реабилитационным центром стоит важная задача в создании условий для приобщения воспитанников к духовно-нравственным ценностям, а также воспитание нравственных потребностей у детей и подростков.

Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать. Для возникновения нравственной потребности ребенка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения [3, с. 112]. Поскольку судьба лишила «доброго семейного мира» многих воспитанников социально-реабилитационного центра, то благодатной средой их духовно-нравственного развития является Центр.

Духовно-нравственная потребность выражает специфическую ориентацию психики индивида, направленность его воли. В понятие «духовно -нравственная потребность» входит круг психических явлений, относящихся к системе психологического обеспечения, свойственного только поведению человека, которое сам индивид соотносит с общественными интересами. Определенные виды духовно-нравственных потребностей формируются на основе привычки к моральному поведению.

Духовно-нравственные потребности являются важнейшей психологической составляющей морально-мотивированного поведения человека. Б.Д. Парыгин и другие установили, что любому действию человека должно предшествовать образование двух сложных психологических феноменов - готовности действовать и способности действовать. Готовность к нравственно -мотивированному поступку предполагает: а) желание действовать соответствующим образом; б) отсутствие противоположных желаний или, во всяком случае, преобладание первого фактора. В способность действовать нравственно входит ряд психологических качеств в специфическом для каждого морального поступка и для каждой ситуации «наборе», кроме знания о том, как нужно действовать. В одном случае - это сила воли, в другом - мужество, в третьем - активность и т.п. Поэтому именно готовность личности поступать морально формируется под воздействием духовно -нравственных потребностей.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, подписанной Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым, говорится, что Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Что же такое духовно-нравственные ценности?

Духовно-нравственные ценности - это установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентаций, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие

45

её на достижение высших идеалов [2, с. 63]. Они являются своеобразным стержнем внутреннего мира человека, выполняют ведущие регулирующие функции в формировании его эмоционально-чувственных состояний, смысл жизненных ориентаций и убеждений, поступков и межличностных отношений.

Духовно-нравственные ценности состоят из двух понятий: духовность и нравственность. Духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными [6, с. 183]. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь. Духовность есть сила проявления нравственно-волевых, интеллектуально-эстетических и физических данных личности, выраженных и выражаемых в творческих продуктах человеческой деятельности, в общении, в хозяйственной и политической жизни общества на основе высших общечеловеческих ценностей, доминантными среди которых являются Любовь и Свобода [1, с. 99].

Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами [6, с. 423]. Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Понятие «духовность» и понятие «нравственность» неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Нравственность, как присущая личности характеристика, является необходимым условием и средством пробуждения и возрождения духовности. Духовность же, при обретении ею достаточной силы, в свою очередь, может выступать в такой же роли по отношению к нравственности, - то есть возвышать и преображать ее.

Система ценностей человека формируется в течение его жизни. Это, прежде всего, результат воспитательной работы. Формирование духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра происходит в рамках реализации программ по духовно-нравственному («Мир прекрасного») и гражданско-патриотическому («Росинка») воспитанию и строится на принципах ценностного отношения к человеку, подражания взрослому и базовых ценностей национальной культуры.

Содержание духовно-нравственного воспитания способствует формированию следующего внутреннего портрета ребенка: любящий, добрый, ответственный, справедливый, самокритичный, толерантный, культурный, самостоятельный и законопослушный, трудолюбивый, оберегающий красоту мира, чувствующий свою связь с народом, страной, культурой.

Содержание гражданско-патриотического воспитания способствует формированию у детей и подростков патриотизма и гражданственности, чувств сопричастности, уважения к истории, гордости за свою родину и народ, долга и ответственности за будущее страны.

Принцип ценностного отношения к человеку заключается в признании его наивысшей ценностью, что предполагает безусловное уважение к человеку, запрет любого посягательства на личность (как физического, так и морального).

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности воспитанника состоит в том, чтобы помогать ему, продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Для поворота ребенка к духовности педагог сам должен стать носителем высших духовных ценностей. Духовная близость и уважение к педагогу, желание ему подражать зависят от степени его

46

компетентности и профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, расходились с его делами, поступками. Если педагог провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов, и потому он никогда не станет авторитетным наставником. Духовно-нравственное здоровье педагога определяет основу его профессиональной культуры. Если педагог проникнут истинной любовью (бескорыстной, самоотверженной, верной, терпеливой, снисходительной, серьезной, ласковой), его влияние будет сильным и плодотворным. Плодами такой любви станут привязанность, доверие, свободное (без принуждения) послушание воспитанников.

Формирование нравственных ценностей должно основываться на базовых ценностях национальной культуры. Они внутренне заданы человеку через его природу, религию, культуру, что и должно обусловливать естественный, свободный характер формирования нравственных ценностей.

Организация духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра (включая гражданско-патриотическое воспитание) осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов).

2. Воспитание социальной ответственности и компетентности (Ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны).

3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (Ценности: справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, культура общения, поведения, любовь и верность, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовности, религиозной жизни человека).

4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (Ценности: физическое и духовное здоровье, экологическая культура и ответственность, здоровый и безопасный образ жизни).

5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни (Ценности: нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности, уважение к труду и людям труда, нравственный смысл труда, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, семейные ценности).

6. Эстетическое воспитание (Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Все направления воспитания и социализации несовершеннолетних важны и происходят в рамках реализации следующих мероприятий:

• в процессе бесед, круглых столов, участия в конкурсах дети и подростки изучают Конституцию Российской Федерации, получают знания об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства;

• в процессе занятий, музыкально-литературных композиций, встреч с ветеранами, викторин, экскурсий, просмотра кинофильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам, экскурсий по историческим и памятным местам знакомятся с героическими

47

страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения и исполнения патриотического долга, содержанием и значением государственных праздников;

• в ходе посещения музеев, организации встреч со знаменитыми земляками, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России;

• в процессе бесед, чтения художественной и религиозной литературы, просмотра и обсуждения фильмов, тренингов знакомятся с конкретными примерами жизни высоконравственных людей, учатся конструктивным способам взаимодействия, культуре поведения;

• в процессе подготовки и проведения вечеров отдыха, дискотек, праздников, бесед о семье расширяют положительный опыт общения со сверстниками противоположного пола, получают системные представления о семейных ценностях (взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций);

• в ходе трудовых рейдов, дежурства, занятий в кружках активно участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе центра, овладевают навыками труда и самообслуживания, формами и методами самовоспитания;

• в процессе участия в конкурсах социально -реабилитационного центра, муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах, фестивалях, вечерах, концертах, праздниках активно и осознанно принимают участие в разнообразных видах и типах отношений, приобретают опыт и осваивают основные формы сотрудничества;

• в ходе бесед, просмотра и обсуждения фильмов, игр, тренингов, участия в агитбригадах, конкурсах получают представления о здоровье, здоровом и безопасном образе жизни, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья, учатся экологически грамотному поведению в центре, дома, в природной среде, приобретают навык противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от ПАВ;

• в процессе изучения книг, бесед, конкурсов, экскурсий в музеи, на выставки получают представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России, знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами;

• в ходе конкурсов, творческих мастерских, посещений музеев, театров и кинотеатров, экскурсионных выездов получают опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества, участвуют в проведении музыкальных вечеров, реализации культурно-досуговых программ, участвуют в оформлении группы и центра, озеленении участка, стремятся внести красоту в повседневный быт.

Положительные результаты в вопросе духовно-нравственного воспитания детей и подростков дает совместная работа центра с сотрудниками Русской Православной Церкви (православные часы проводит отец Сергий, студенты теологического факультета и Духовной семинарии). В ходе бесед, экскурсий, проведения Церковных Таинств дети изучают церковную историю Русской Православной Церкви, знакомятся с нравственными ценностями (послушание, трудолюбие, любовь к Родине, честь, совесть, мужество и др.), у них формируется правильное отношение к сокровищам мировой культуры, к церковному искусству.

Таким образом, развитие духовно-нравственных ценностей детей и подростков способствует профилактике асоциального поведения несовершеннолетних и

формированию их нравственных чувств, навыков и привычек нравственного

поведения, обогащению их эмоционального мира, накоплению опыта нравственного

поведения воспитанников путем организации их практической деятельности.

Список литературы

1. АзаровЮ.П. Семейная педагогика. СПб.: Питер, 2011. 4400 с.

2. Большой психологический словарь. [Текст] / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. Санкт-Петербург: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007.

3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5 - 9 классы. М.:ВАКО, 2008. 320 с.

4. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. СПб.: Речь, 2007. 368 с.

5. МудрикА.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 5-е изд. доп. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 200 с.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. 944 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.