Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание - объединяющая сила'

Патриотическое воспитание - объединяющая сила Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ / LOVE FOR THE COUNTRY OF FORMATION OF SPIRITUALLY-PATRIOTIC FEELINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галуцких Марина Лукьяновна

Патриотическое воспитание должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галуцких Марина Лукьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание - объединяющая сила»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА (СУРДОПЕДАГОГИКА И ТИФЛОПЕДАГОГИКА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА И ЛОГОПЕДИЯ)

Патриотическое воспитание - объединяющая сила Галуцких М. Л.

Галуцких Марина Лукьяновна / Galuckikh Marina Lukyanovna - воспитатель

социальной реабилитации, Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, г. Белгород

Аннотация: патриотическое воспитание должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

Abstract: patriotic education should be one unifying force that can raise a generation of true patriots who love their Homeland not in words but in deeds.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, любовь к Родине, формирование духовно-патриотических чувств.

Keywords: patriotic education, love for the country of formation of spiritually-patriotic feelings.

В сложной противоречивой ситуации сегодняшнего дня работа по духовно -патриотическому воспитанию детей является необходимой и очень важной. В общественном сознании и сознании молодежи получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, не мотивируемая агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным институтам [1, с. 13].

Патриотическое воспитание должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколению, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является одним из направлений коррекционной работы специалистов областного реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Сознание и чувство Родины - это семья, родной очаг, родители, деды, прадеды, родная земля, где человек родился и вырос. С малых лет необходимо воспитывать в детях будущих граждан, матерей, отцов, храбрых и мужественных защитников Отечества. Смелым, мужественным человеком может стать только тот, кто с детства научился состраданию, научился дорожить своим достоинством. А достоинство человека заключается в единстве мысли и дела, слова и поступка [2, с. 24]. К сожалению, у воспитанников, проживающих в Центре, чувство патриотизма либо не сформировано, либо находится на низком уровне. И это обусловлено средой их проживания, влиянием улицы, асоциальной обстановкой в семье, равнодушием близких людей. Педагогу следует учитывать, что воспитывать любовь к Родине (как начало патриотизма и первых чувств гражданственности), значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью детей и теми ближайшими и доступными объектами, которые их окружают [3, с. 5].

Воспитательный процесс в первую очередь направлен на то, чтобы преодолеть детскую агрессивность, отучить ребят от вредных привычек, сплотить их на высоких духовных идеалах, привить любовь к Родине, ее национальным традициям, уважение к старшему поколению. Воспитывать такие качества как: честь, доброта, справедливость, честность.

Процесс формирования духовно-патриотических чувств должен пронизывать всю реабилитационную работу. Нельзя сформировать гражданскую позицию только серией занятий. Для достижения этой цели специалисты Центра используют различные формы организации детской деятельности: ознакомление с литературой по военной тематике, походы в музеи, просмотры военно-патриотических фильмов, конкурсы творческих работ, встречи с интересными людьми.

Очень важно, что все вышеперечисленные формы проводятся не только в канун памятных дат, а систематически. На протяжении многолетней работы нашего учреждения в Центре сложились добрые традиции, позволяющие поддерживать связь поколений.

В канун Дня Победы мы приглашаем ветеранов Великой Отечественной войны. Это один из любимых праздников в нашем учреждении. Нашему поколению повезло видеть героев войны, из их уст услышать о подвигах и обыденной жизни солдат тех страшных лет. Ребята с большой теплотой и волнением готовятся к встрече ветеранов. Изготовленные своими руками пригласительные открытки воспитанники вручают лично ветеранам. Детям приятно, что бывшие воины рады этим встречам, и, несмотря на проблемы со здоровьем, преклонный возраст, всегда отзываются на приглашения.

К сожалению, количество почетных гостей праздничного мероприятия в честь Дня победы ежегодно уменьшается, но тем ценнее их воспоминания и рассказы.

Неизгладимый след оставили в душах наших воспитанников слезы 95-летнего ветерана, кавалера орденов: «Отечественной войны 1 степени», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и 26 медалей Александра Павловича Зелинского, рассказывающего о своих однополчанах на праздничном мероприятии в честь 70-летия дня победы. И взрослые, и дети, затаив дыхание, слушали рассказ о том, насколько страшна была война, насколько тяжелы и горьки воспоминания, которые по-прежнему волнуют незаживающие раны на сердце.

Поразила ветеранов своей душевностью и глубоким уважением выставка творческих работ под названием «Я помню, я горжусь». Здесь воспитанники представили сочинения и «фронтовые письма», адресованные ветеранам Великой Отечественной войны.

Не остаются в стороне и сотрудники нашего учреждения, они поделились своими семейными реликвиями и архивными материалами. Одна из таких реликвий -уникальное благодарственное письмо маршала Советского Союза Н. Рокоссовского, адресованное деду, одного из воспитателей, доблестному воину Красной Армии Кожевникову Александру Степановичу. Накануне 9 мая в районной общественно-политической газете «Красное знамя», вышла статья о санитарке Тупициной Людмиле Васильевне - бабушке одного из наших воспитателей. Людмила Васильевна во время войны, будучи несовершеннолетним ребенком, работала в военно-санитарном поезде № 316. С этим поездом она дошла до Берлина. О военных подвигах своего отца Фиткулева Алексея Николаевича, рассказала подросткам воспитатель старшей группы и показала им настоящие ордена и медали.

В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. Наши сотрудники на конкретных фактах из жизни своих родственников прививают детям такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг». Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили - потому, что любим свою семью, свой дом, свою страну. А Родина всегда будет помнить своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, за возможность нашего рождения. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

34

Для духовно-патриотического воспитания несовершеннолетних важно и то, что в праздничные дни, мы не оставляем без внимания и тех, кто в силу своего здоровья не смог принять участие в праздничном мероприятии в музыкальном зале Центра. Этих ветеранов воспитанники посетили на дому, подготовив концертные номера и памятные подарки.

Формирование патриотизма занимает центральное место в системе воспитания подрастающего поколения. Мы благодарны живущим ныне ветеранам Великой Отечественной войны, за то, что сегодня у нас есть уникальная возможность показать на героических примерах советского народа беззаветную преданность своей Родине, своему народу.

Ветеран в орденах, держащий за руку ребенка - символ силы Отечества. Только научив детей ценить и уважать прошлое, мы можем быть уверены в их будущем, и будущем нашей страны.

Литература

1. Антуфьева О. А., Фалькович Т. А., Обухова Л. А. Патриотическое воспитание подрастающего поколения: Методическое пособие. Воронеж, 2006. 166 с.

2. Богачева И. В., Гиненский В. А., Губанова С. И., Казаков А. П., Кузьменко Г. А. Мое Отечество - Россия! Комплексная программа воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: издательство Гном, 2005. 232 с.

3. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Творческий Центр Сфера, 2004. 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.