душу населения научных и художественных периодических изданий. В области насчитывались 204 библиотеки и 16 музеев. В 1998 году открылся университет. Среди местных жителей очень многие работают на рыболовецких или грузовых судах, часто бывая за границей (и значительно реже - на материковой России). В почти полностью атеизированной области происходит возрождение православия. В 1993 году возникла самостоятельная Южно-Сахалинская епархия. В 2011 году на Сахалине и Курилах насчитывалось 89 храмов, 1 монастырь. Большой собор вознесения открылся в Южно-Сахалинске. Окормляли верующих 48 священников и 10 дьяконов. Помимо русских, среди православных верующих есть корейцы и представители аборигенных народов. Впрочем, на Сахалине также растет число разнообразных сект. Тем не менее, русская идентичность сахалинцев не ставится никем под сомнение. И значит, этот край был и будет российским
Алексий Артюхов,
священник аспирант Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви
ПАСТЫРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКА В ЦЕРКВИ
Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви
Священное Предание Православной Церкви содержит немало советов по воспитанию подростков. Следует выделить такие святоотеческие творения, в которых написаны рекомендации пастырям по окормлению юношей, как «Первое послание к коринфянам» священномученика Климента Римского, «Послание к филиппийцам» священномученика Поликарпа Смирнского, творения священномученика Киприана Карфагенского, беседа «К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями» святителя Василия Великого, сочинения святителя Григория Богослова, «Гомилии» и «К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни» святителя Иоанна Златоуста, «Правило пастырское или о пастырском служении» святителя Григория Великого, Двоеслова, сочинения святителя Филарета Московского и святителя Феофана
Затворника.
В конце первого века священномученик Климент Римский в своем послании к коринфянам пишет о сопровождении юношей, которых нужно воспитывать в страхе Божием.10 Страх Божий лежит в начале всей жизни христианской, высокой нравственности человека. В сопровождении подростка, благодаря страху Божьему, пастырь сможет удержать его от необдуманных греховных действий. Уместно будет вспомнить, что К.Д. Ушинский говорил о «необходимости правильного воспитания чувства стыда еще у детей»11 (естественно, это чувство останется и у подростков).
Во втором веке о пастырском сопровождении подростков говорил свя-щенномученик Поликарп Смирнский. Он говорит об обязанностях юношей, которые должны быть непорочны и заботиться о целомудрии. Это нужно делать для того, чтобы не принимать мирские похоти, которые воюют против духа. По учению апостола Павла блудники «Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9). Далее святой Поликарп советует покоряться пресвитерам и диаконам, как Богу и Христу.12 Здесь мы видим принцип послушания подростка пастырю. Забота о целомудрии в подростковом возрасте - это очень важная проблема. Священно-мученик Поликарп Смирнский предлагает решение этой проблемы через увещание пастырем подростка.
Священник Евгений Шестун отмечает, что священномученик Поликарп, епископ Смирнский обучал юношей, собирая их около себя и образовывая «их беседами и примером высокой жизни»13. Это показывает большую необходимость религиозного образования подростков. В данном замечании отца Евгения видны формы такого образования - это беседы и пример высокой жизни самого пастыря.
В III веке о пастырском сопровождении подростков писал священномученик Киприан Карфагенский. Он отмечает, что воспитание юношей закладывается еще до этого возраста. Это воспитание должно совершаться в семье -
10 Климент Римский, священномученик. Первое послание к коринфянам // Азбука веры. (Электронный ресурс). — URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimskij/corinf/1_21 (Дата обращения: 13.04.2013).
11 Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1954. С. 259.
12 Поликарп Смирнский, священномученик. Послание к филиппийцам // (Электронный ресурс). — URL: http://aleteia.narod.ru/polic/phil.htm (Дата обращения: 13.04.2013).
13 Шестун Е., свящ. Православная педагогика. - Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998. С. 71.
малой Церкви, так как, по мысли святого Киприана, спасение и преображение человека возможны только в Церкви. Семья - это тоже церковь, где главой является муж во образ Главы Христа в Церкви. И те подростки, которые получили доброе христианское воспитание в семье, в своем возрасте станут живыми членами матери-Церкви и плодотворно поживут в ней во славу Божию.14 В этой мысли большое значение уделяется семейному воспитанию, где пастырское сопровождение выполняет отец семейства. Но церковное пастырское сопровождение должно быть в этом случае сопровождением не отдельного подростка, а всей его семьи.
IV век представляется очень интересным в развитии христианского богословия и принципов пастырского отношения к людям. Священник Евгений Ше-стун отмечает об образовании юношей в эту эпоху. Интеллектуально юноши образовывались в языческих школах, но духовно они воспитывались деятельной жизнью, основы которой находятся в семье и жизни в Церкви.15 Мысли святых отцов о пастырском сопровождении подростков в III и IV веках перекликаются.
Святитель Василий Великий в беседе «К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями» дает советы об обучении. Нужно брать для себя полезные и добрые знания из языческих сочинений, а злые отбрасывать. Но этому критерию отбора нужно научить, о чем и говорит святитель. Самое главное - не ценность этой земной жизни, но ценность небесной.16 Для пастырского сопровождения эта мысль святителя Василия очень важна, так как священник должен научить подростка добру и злу.
Святитель Григорий Богослов считает ученость первым благом. Овладевая ей, человек наполняет свою душу знаниями, которые могут принести пользу временную и вечную.17 Образование человека приводит к состоянию размышлений о жизни, своем предназначении в бытии. Пастырю необходимо привлекать подростков к чтению книг, учить культуре чтения.
Очень важным является избирательное общение. По мысли святителя
14 См.: Там же. С. 81.
15 Шестун Е., свящ. Православная педагогика. - Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998. С. 91.
16 Василий Великий, свт. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями // Семинарская и святоотеческая православные библиотеки. (Электронный ресурс). — URL: http://www.pravlib.ru/vasiliy_velyki_beseda22.htm (Дата обращения: 13.04.2013).
17 Шестун Е., свящ. Православная педагогика. - Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998. С. 103.
Григория Богослова дружба с порочными сверстниками развращает юношу, так как «легче заимствовать порок, нежели передать добродетель, так как скорее заразишься болезнью, нежели сообщишь другому свое здоровье».18 Для пастырского сопровождения это очень важно, так как священник должен на приходе организовывать группы подростков, которые в своем общении получали бы пользу в духовном развитии.
Святитель Иоанн Златоуст говорит о воспитании в следующих сочинениях: «Гомилии» и «К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни».19 Пример воспитателя он видел в образе Иисуса Христа. Этот образ заключается в том, чтобы педагог снизошел до воспитуемого для того, чтобы возвысить его. Такое поведение педагога основывается на евангельском учении о смирении Сына Божия, Который снизошел до человека и возвысил его до небес. Снисхождение приносит пользу в делах житейских и духовных. Христос был смиренным, Он не сразу открыл Свое Божество, но был смиренным человеком. Так же и воспитатель должен быть смиренным по отношению к детям, он не должен себя превозносить над ними. 20 В пастырском сопровождении смирение пастыря является примером подражания для подростка.
Развращение детей происходит от привязанности родителей к житейскому, от этого происходит нерадение о своем ребенке. Такое отношение святитель Иоанн Златоуст называет худшим, чем детоубийство, так как такие родители приводят своих чад к вечному мучению и смерти. 21 Для решения этой проблемы необходимо пастырское сопровождение не только подростка, но и его семьи.
Еще одной причиной развращения родителями своих детей, по мысли святителя Иоанна, является убеждение своих чад заниматься науками для достижения высокого положения в обществе. Такое плохое воспитание вселяет в душу ребенка две страсти - корыстолюбие и тщеславие. Если эти две страсти вселяются в душу юноши, то они развращают и делают его бесплодной и неспособной ни к чему доброму.22 Пастырь должен убеждать родителей подрост-
18 Цит. по: Там же. С. 103-104.
19 См.: Иоанн Златоуст, свт. К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни // Азбука веры. (Электронный ресурс). — URL: http://azbyka.ru/otechnik/7Ioann_Zlatoust/k_vrazhd (Дата обращения: 13.04.2013).
20 Шестун Е., свящ. Православная педагогика. - Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998. С. 112.
21 Там же. С. 113.
22 Шестун Е., свящ. Православная педагогика. - Самара: ЗАО «Самарский информационный
ков о том, чтобы они не вселяли в души своих детей страсти и желание быть успешным в земной временной жизни. Следует более заботиться о вечной небесной жизни, что должно являться большим предметом попечения о подростках.
Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что с юности, овладев добродетелями, человек не занимается врачеванием ран души, нанесенных тяжкими грехами, как это будут делать обратившиеся в старости к покаянию своих пре-грешений.23 Эта проблема должна иметь особое пастырское попечение, священник должен помочь подростку ее осознать.
Святитель Григорий Великий дифференцирует разные возрастные группы, семейные роли, общественные положения в пастырском сопровождении.24 Что касается отношений пастыря и юношей, то первый должен наставлять последних через строгость предостережений, с которой удобнее бывает направ-
25
лять их к совершенству.25
Среди русских святых отцов пастырское сопровождение в воспитании юношей представим, в первую очередь, у святителя Филарета Московского. Он говорит, что человек во время земной жизни должен достичь вечного блаженства благодатью Божией и свободной личной волей. Тот, кто осознал эту необходимость, не будет много времени тратить на игры и забавы. Поэтому пути достижения блаженства нужно учиться с раннего детства и юности.26 Такое замечание святителя Филарета является очень важным, так как нужно подростков воспитывать в серьезном отношении к жизни. Пустая трата времени приводит к тому, что появляется возможность проводить его в развлечениях, развитии страстей.
Святитель Филарет Московский говорит о том, что науки человеческие приготовляют личность к временной жизни, а учение Господа к вечной. 27 Эта мысль перекликается с мыслями святых отцов «золотого века» патристической
концерн», 1998. С. 113.
23 Иоанн Златоуст, свт. К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни // Азбука веры. (Электронный ресурс). — URL: http://azbyka.ru/otechnik/7Ioann_Zlatoust/k_vrazhd (Дата обращения: 13.04.2013).
24 Григорий Великий, Двоеслов, свт. Правило пастырское или О пастырском служении. Киев: типография Е.Я. Федорова, 1874. С. 90-93.
25 Там же. С. 94.
26 Шестун Е., свящ. Православная педагогика. - Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998. С. 128.
27 Шестун Е., свящ. Православная педагогика. - Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998. С. 128-129.
письменности. Русские богословы являются продолжателями традиций православного пастырского воспитания юношей.
Другой представитель русской школы православной педагогики, святитель Феофан Затворник, считает, что христианская любовь - это начало всех воспитательных мер. Храм с богослужениями является лучшим средством хорошего воспитания. На воспитываемых детей нужно воздействовать только нравственно. Святитель Феофан говорит: «Полюбите детей, и они вас полюбят».28 Пастырь должен любовь подростков заслужить своей любовью к ним. Необходимо в сопровождении подростков употреблять методы религиозно-нравственного воспитания. Сам святитель Феофан как великий пастырь употреблял особые приемы в воспитании юношей, сам на опыте знал, как нужно воспитывать их. Священник Евгений Шестун приводит такие формы пастырского сопровождения подростков: беседы об особенностях православной жизни, сохранении чистоты сердца и ума, путях достижения Богообщения; рекомендации для чтения Священного Писания и творений святых отцов, заполнение досуга трудом и занятиями живописью, совершение летних длительных
29
прогулок.29
Святитель Феофан считает, что воспитание юноши должно быть таким же, как и в детстве, то есть должно носить религиозно-нравственный характер. В противном случае то, что было создано ранее, будет разрушено. Святитель Феофан Затворник описывает юношеский возраст, который является неровным, волнистым периодом жизни, который более всего затруднен для воспитания. В юности у человека наблюдается жажда впечатлений, склонность к общению, желание критики, неуравновешенность, желание уйти за рамки дозволенного. Жажда впечатлений приводит к тому, что подросток желает испытать в своей жизни опыт других людей. В связи с этим юноша много и без разбора читает30 (следует отметить, в наше время много смотрит телевизор и пребывает за компьютером в интернете). На наш взгляд, необходимо проявлять пастырскую осмотрительность и попечение по направлению чтения полезного для души подростка.
Очень опасным, как отмечает святитель Феофан, является отношение подростков с противоположным полом. Также следует опасаться чрезмерной
28 Цит. по: Там же. С. 130.
29 Там же. С. 131.
30 Шестун Е., свящ. Православная педагогика. - Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998. С. 133.
рассудочности в жизни подростка, так как это налагает на многое тень сомнения и отвергает то, что не совпадает с его представлением о мире. Это является причиной отсечения от сердца веры и Церкви, что приводит к одиночеству. Для того чтобы не остаться одному, подросток ищет что-то взамен оставленному. В наше время человек в юношеском возрасте выбирает удовольствие, приходит к аддикциям, что замещает Бога в душе личности. По мысли святителя Феофана для души опасность представляет и светскость. Она полезна, но в определенных пропорциях. Если светскость преобладает в душе подростка, тогда она губит его.31
Святитель Феофан рекомендует в руководстве подростков строго выдержанную дисциплину и авторитет воспитателя. Так же отмечается, что успех в сопровождении подростков будет основан на том, что было заложено ранее в воспитании. Каким человек выходит с подросткового возраста, чаще всего бы-
32
вает, каким он в него и вошел.32
Пастырское сопровождение подростка в Церкви должно выражаться в научении самостоятельно и ответственно решать возникшие духовные проблемы. Ответственность является предметом воспитания в членах Церкви. Например, об этом говорит митрополит Иларион (Алфеев) в телепередаче «Церковь и мир» за 11 декабря 2010 года.33
Протоиерей Владимир Воробьев в своей книге «Покаяние, исповедь, духовное руководство»34 пишет о проблеме ухода подростков из Церкви, которые находятся в ней с детства. Выделяется еще такая проблема как привыкание к Церкви, отсутствие благоговения. Поэтому задача священника помочь подростку остаться в Церкви, осознать необходимость веры в Бога, молитвы, участия в
35
исповеди и причащении.35
Пастырская позиция по отношению к подростку, по мнению протоиерея Василиоса Фермоса, имеет определяющее значение для его веры. Причина это-
31 Там же. С.133-134.
32 Там же. С. 134.
33 См.: Иларион (Алфеев), митр. // Православие и психология. Церковь и мир / Видео // Сайт «You Tube». - 2010. - 11 декабря (Электронный ресурс). — URL: http://www.youtube.com/watch?v= xpHGAIMAKBg (Дата обращения: 17.01.2013).
34 См.: Воробьев В., прот. Дети из верующих семей — самая трудная проблема для священника / Покаяние, исповедь, духовное руководство // Православие и мир. - 2013. - 26 февраля (Электронный ресурс). — URL: http://www.pravmir.ru/deti-iz-veruyushhix-semej-samaya-trudnaya-problema-dlya-svyashhennika/ (Дата обращения: 09.03.2013).
35 См.: Там же.
му — олицетворение пастырем Бога. Подросток может с помощью разума отличать Бога от людей, но на бессознательном уровне Бог олицетворяется всеми теми, «кто Его «рекламирует» и предлагает подростку последовать за Ним»36.
Протоиерей Алексий Уминский говорит о том, что нужно молиться за подростков, молиться более всего родителям. Также подросткам следует читать Евангелие, чтобы можно было сверить свою жизнь с ним. Для подросткового возраста характерно желание свободы, которая, по мнению отца Алексия, должна быть разъяснена как дар Божий.37 К этому дару необходимо относиться с благоговением, чтобы не навредить себе и окружающим людям.
До подросткового возраста необходимо закладывать правильное отношение к церковной жизни. Игумен Петр (Мещеринов) считает, что принуждение детей к внешним формам жизни в Церкви (например, пост) может привести в подростковом возрасте при приобретении самостоятельности к непослушанию родителям и пастырям.38 Нужно помочь подростку осознать, что в вере является главным, а что - второстепенным.
Священник Игорь Прекуп говорит, что пастырь подросткам должен помочь осознать их пребывание в храме Божием как в своем доме,39 в котором всегда встретят с любовью. Подростки очень чувствительны к фальши со стороны людей, поэтому священник должен лично сам избегать этого и следить, чтобы прихожане были искренними в отношениях с подростками.40
Таким образом, у святых отцов рекомендации по пастырскому сопровождению подростков в Церкви развивались во времени. Начиная с I века по Р.Х., эти рекомендации были очень краткими, потом они становились более подробными, описывая то, как пастырь должен наставлять подростков. У русских святых отцов уже даются разработанные советы по воспитанию детей для Царствия Божия.
36 Фермос В., прот. Подростки в Церкви. Формирование личности и осмысление веры // Портал Богословии. - 2012. - 27 июля (Электронный ресурс). — URL: http://www.bogoslov.ru/text/2707798.html (Дата обращения: 09.03.2013).
37 См.: Уминский А., прот. Когда подростки уходят из Церкви... / Православие и мир. 22.12.2011 // Миссионерско-апологетический проект «К Истине». (Электронный ресурс). — URL: http://www.k-istine.ru/mission/mission_uminskii-02.htm (Дата обращения: 19.04.2013).
38 См.: Петр (Мещеринов), игум. Церковь и современность. Вопросы и ответы // Азбука веры. - (Электронный ресурс). — URL: http://azbyka.ru/vopros/meshherinov_voprosy_i_otvety-all.shtml (Дата обращения: 19.04.2013).
39 См.: Прекуп И., свящ. Блудные дети // Православие и мир. - 2010. - 22 октября (Электронный ресурс). — URL: http://www.pravmir.ru/bludnye-deti/ (Дата обращения: 09.03.2013).
40 См.: Там же.
Самое главное в святоотеческом богословии в воспитании личности - эти приготовление ее к вечной жизни. Само слово «образование» является истинно христианским понятием, так как указывает на помощь в развитии у ребенка образа Божия, затемненного грехом.
Для пастырского сопровождения подростков святые отцы придерживаются мысли о том, что нужно смотреть на особенности развития в этом возрасте. Например, об этом говорит святитель Феофан Затворник. Но также отмечается непрерывность воспитания личности, в которую ценности закладываются с детства.
Этимология слова «сопровождение» показывает, что нужно производить действие, то есть сопровождать. Пастырь при занятии с детьми может использовать педагогические методы для лучшего результата в воспитании. Также со стороны пастыря должна оказываться помощь по вхождению в то состояние, которое следует назвать правильной духовной жизнью, являющейся осознанным действием со стороны подростка.
Литература
1. Василий Великий, свт. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями // Семинарская и святоотеческая православные библиотеки. (Электронный ресурс). — URL: http://www.pravlib.ru/vasiliy_velyki_beseda22.htm (Дата обращения: 13.04.2013).
2. Воробьев В., прот. Дети из верующих семей — самая трудная проблема для священника / Покаяние, исповедь, духовное руководство // Православие и мир. - 2013. - 26 февраля (Электронный ресурс). — URL: http: //www.pravmir.ru/deti-iz-veruyushhix-semej -samaya-trudnaya-problema-dlya-svyashhennika/ (Дата обращения: 09.03.2013).
3. Григорий Великий, Двоеслов, свт. Правило пастырское или О пастырском служении // Пер. с лат. Д. Подгурский. - Киев: типография Е.Я. Федорова, 1874. - 302 с.
4. Иларион (Алфеев), митр. Православие и психология. Церковь и мир. Видео // Сайт «You Tube». - 2010. - 11 декабря (Электронный ресурс). — URL: http://www.youtube.com/watch?v =xpHGAIMAKBg (Дата обращения: 17.01.2013).
5. Иоанн Златоуст, свт. К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни // Азбука веры. (Электронный ресурс). — URL: http://azbyka.ru/otechnik/7Ioann_Zlatoust/k_vrazhd (Дата обращения: 13.04.2013).
6. Климент Римский, сщмч. Первое послание к коринфянам // Азбука веры. (Электронный ресурс). — URL: http: //azbyka. ru/otechnik/Kliment_Rimskij /corinf/1_21 (Дата обращения: 03.04.2013).
7. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1954. - 368 с.
8. Поликарп Смирнский, сщмч. Послание к филиппийцам // (Электронный ресурс). — URL: http://aleteia.narod.ru/polic/phil.htm (Дата обращения: 13.04.2013).
9. Уминский А., прот. Когда подростки уходят из Церкви. / Православие и мир. 22.12.2011 // Миссионерско-апологетический проект «К Истине». (Электронный ресурс). — URL: http://www.k-istine.ru/mission/mission_uminskii-02.htm (Дата обращения: 19.04.2013).
10. Петр (Мещеринов), игум. Церковь и современность. Вопросы и ответы // Азбука веры. (Электронный ресурс). — URL: http://azbyka.ru/vopros/meshherinov_voprosy_i_otvety-all.shtml (Дата обращения: 19.04.2013).
11. Прекуп И., свящ. Блудные дети // Православие и мир. - 2010. - 22 октября (Электронный ресурс). — URL: http://www.pravmir.ru/ bludnye-deti/ (Дата обращения: 09.03.2013).
12. Фермос В., прот. Подростки в Церкви. Формирование личности и осмысление веры // Портал Богословии. - 2012. - 27 июля (Электронный ресурс). — URL: http://www.bogoslov.ru/text/2707 798.html (Дата обращения: 09.03.2013).
13. Шестун Е., свящ. Православная педагогика. - Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998. - 576 с.