УДК 178+2.01:02
Т. Л. Бирючинская
РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ.):
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И НИГИЛИЗМ
XIX век в русском просвещении прошел в борьбе православной духовности с идеями западничества, глубоким нравственным кризисом российского общества, постепенным отходом народа от веры и нигилизмом, иначе говоря, с растлением, размыванием русского национального духа. Если славянофильская идея «Святой Руси» предполагала то, что духовно-благодатный центр всей жизни русского человека находится в русском, отечественном, родном и этим подпитывала чувство национального достоинства каждого гражданина государства Российского, то умонастроения части русской интеллигенции (и, причем, большей части) отражало отрицание (от лат. шЫ1-ничто) положительной самобытности России в религиозно-духовном, культурно-историческом, социально-политическом отношениях [1]. Поэтому не случайно состоянием русского просвещения на рубеже веков были крайне обеспокоены лучшие отечественные педагоги, мыслители и священнослужители, миссионеры, проповедники истинные патриоты России.
Святитель Феофан, Вышенский Затворник (1815-1894), являл собой самый глубокий, непререкаемый авторитет учителя духовно-нравственной христианской жизни. За свою благочестивую жизнь и высокие богословские труды (в том числе и в деле воспитания) он по праву назван учителем Русской Церкви. Из первых двух десятилетий общественного служения святителя большая часть его была посвящена педагогической деятельности. Сознавая великую ответственность перед Богом в деле духовно-нравственного воспитания юношества, святитель Феофан, воплощая в жизнь свои педагогические идеи, стремился действовать на воспитанников духом своей доброты и кротости. Христианскую любовь он считал началом всех воспитательных мер, а храм Божий и богослужение - лучшей средой и средством доброго воспитания. “Полюбите детей, и они вас полюбят,...старайтесь любовью заслужить любовь”, призывал святитель. По мнению свт. Феофана, главным, соответствующим природе человека, является только религиозно-нравственное воспитание, а дух церковности - лучшее для этого средство [2]. Вот, что по этому поводу советовал епископ Феофан учителям и родителям: “Не отчуждайте детей от Церкви и церковности, от молит-вований, постов, говенья, исповеди и причащения, хранения праздников и посещения святынь...и тогда можно быть уверенными, что по окончании курса воспитания душа питомцев, как Дева чистая будет представлена Христу на всякое дело благое уготованною” [3].
РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)...
По своему содержанию и основному направлению проповеднические труды преосвященного Феофана, главным образом, имели характер нравоучительный и назидательный. Святитель очень внимательно следил за всеми важнейшими проявлениями общественной, государственной жизни и смело обсуждал их с церковной кафедры. Его взгляды с позиций Православия на задачи российского просвещения выражены в «Проповеди о прогрессе», произнесенной в пору наибольшего увлечения русского общества идеями прогресса, заимствованными у запада в 50-х - 60-х годах XIX в. Разделив все явления человеческой жизни и деятельности на два рода, из которых одни служат удовлетворению низших потребностей тела, а другие - высшим стремлениям духа, святитель допускает истинный прогресс только в плане духовных устремлений. Следовательно, в основе настоящего воспитания должны лежать начала религии и нравственности. Всё же подрывающее и охлаждающее веру, отчуждающее от Церкви и заставляющее нарушать ее уставы, не должно считаться признаком истинного усовершенствования [4]. С горечью преосвященный Феофан отмечал, что современное человечество гордится огромными успехами в области науки, но оно слишком мало сделало для своего нравственного преуспеяния. Во истину: “Не плоть, а дух растлился в наши дни” (Ф. Тютчев). Еще определеннее и яснее показана картина духовно-нравственного состояния общества на рубеже веков в одном из слов преосвященного Амвросия Харьковского, опубликованного в журнале «Странник» (1901 г.): “Безотрадно зрелище жизни нашего времени. Для всех очевидно глубокое и всеобщее растление и развращение современных христианских народов, особенно...в среде образованного сословия.. .своими воззрениями увлекающего их на путь неверия и пороков. Все заблуждения и пороки нашего века и так нам известны... и они у нас перед глазами в отечестве нашем, усердно перенимающем все дурное у иноземцев. Всюду с необычайной быстротой распространяется в народах неверие и отрицание бытия Божия....В нравственной жизни усиливаются отрицание власти родительской и правительственной, цареубийства, нарушение супружеских союзов. И все это мы видим во время, не только называемое христианским, но и просвещеннейшим, гордящимся процветанием наук и искусств”. [5] Но, все же, несмотря ни на что, святитель Феофан промыслительно отмечает, что в характере простого русского народа всегда присутствует одна особенность - это крепкая приверженность отеческим преданиям, традициям и Православной вере, которая служит неиссякаемым источником нравственной силой народа. Такие качества, как смирение, душевность, простота, готовность придти на помощь нуждающемуся, милосердие и др. коренятся именно в вере русского человека.
В 1990 г. прославлен как праведник протоиерей Андреевского собора в Кронштадте Иван Ильич Сергиев (1828-1908). Святой праведный Иоанн Кронштадтский еще при жизни был известен всей России и за ее предела-
ми, как ревностный поборник Православия и великий молитвенник. Свыше тридцати лет своей жизни он посвятил непосредственно педагогической деятельности. Учительство было нераздельной частью пастырского служения о. Иоанна, так как он не мог не быть педагогом, как не мог не быть и пастырем [6]. Проповедуя о Боге, Иоанн Кронштадтский одновременно и в человеке видел образ Божий, так как “грехи грехами, а основа-то в человеке одна - Божия” [7]. Ясно для о. Иоанна и то, чему, прежде всего, нужно учить в школе. “Что мы хотим сделать из наших юношей? - спрашивает великий праведник. Полезных обществу членов? Хорошо; но этого мало: истинно полезные христианскому обществу члены могут быть только воспитанные в христианских правилах, обычаях - христиане или добрые сыны Православной Веры. Значит, нам нужно образовать не только ученых людей и полезных членов общества, но и - что всего важнее и нужнее, - добрых богобоязненных христиан. Это мы и стараемся делать. Будем же питомцам внушать, что все знания научные, без науки подчинения властям и установленным законам и порядкам общественным, не принесут им никакой пользы... Будем же учить их так, чтобы они любили всей душой и всем сердцем Господа и друг друга” [8].
С великой болью и скорбью о. Иоанн отмечал пагубную увлеченность русской интеллигенции и, в особенности, молодежи идеями «нового христианского учения» Л. Н. Толстого, который при всей гениальности ума и подвижнической деятельности на ниве просвещения крестьянских детей и создания для них народных школ, питал неприязнь ко всему православному и, особо, к Спасителю, как к своему личному врагу, в сознании своего превосходства над Ним, составив свое собственное евангелие [9]. В связи с этим, святой праведный Иоанн Кронштадтский в своей проповеди к учащейся молодежи, произнесенной в декабре 1900 г, с негодованием отмечает: «В России ныне, более чем когда-либо, появились глашатаи ложного просвещения, выросшие на русской почве; иные наши ученые и писатели хотят по-своему переучить юношество, совсем не на почве истинного христианства, а на почве лжеверия и ложного свободомыслия; омрачают и оскверняют умы и сердца юношества ложными понятиями и мировоззрениями..., а граф Толстой усиливается извратить все христианство и перевернуть наизнанку всю жизнь русских людей... Почва усердно подготовляется... и он имеет много поклонников и подражателей» [10].
Отца Иоанна до крайности возмущало покушение Л. Н. Толстого на установившиеся догматы Православной Церкви, потому что «только вера и страх Божий держат человека на высоте его христианского и гражданского достоинства; отнимите у него веру страх Божий, и вы не увидите нигде честных, самоотверженных людей;.. .тюрьмы наполнятся всякими преступниками, и вы приготовите падение общества и государства» [11].
Вполне признавая всю справедливость отношения к Толстому о. Иоанна Кронштадтского, нельзя все же не испытывать к нему (Толстому) чувство
РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)...
глубокой благодарности за все то, что он внес в нашу духовную жизнь через свои произведения, раскрывая в них весь мучительный надрыв своей собственной души. А неправота Толстого, по словам ирот. Сергия (Четверикова) - современника о. Иоанна, заключалась в том, что он не сумел свою проповедь добра, простоты и нравственного обновления молодежи «осветить истинным смыслом Христианства, подойти смиренно и с любовью к Христу и Церкви... и, вместо простоты Христианского миросозерцания, предложил своим последователям туманные, отвлеченные понятия «о смысле жизни» [12].
Имея огромное влияние на русский народ и, особенно, на духовно неокрепшее юношество, граф Толстой глубоко укоренил в своих почитателях начала неверия и анархизма не только против церкви, но и государственной образовательной и воспитательной политики. Так, в статье «Патриотизм и правительство» (1900), Толстой своеобразно высказывается относительно воспитания молодежи в духе любви к своему Отечеству: «Патриотизм - есть в наше время чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество, и, поэтому, это чувство не должно быть воспитываемо..., а, напротив, подавляемо и уничтожаемо всеми зависящими от разумных людей средствами» [13]. Конечно же, с такими высказываниями никак не мог смириться православный священник. Будучи сам истинным и нелицемерным патриотом своей страны, святой праведный Иоанн Кронштадтский стремился воспитать в любви к Отечеству и к Православной вере своих учеников и паству, совершенно четко осознавая и пытаясь донести до них мысль о том, что для православного сознания русского человека совершенно неоспорима истина -Православная вера была, есть и будет основой не только личной духовной жизни, но и является крепким фундаментом могущества и славы России. Именно от нетвердости веры, безверия, постоянного расшатывания духовно-нравственных основ воспитания подрастающего поколения и рождается нигилизм. Отступление лее от веры и, как следствие, отказ от своих корней, традиций, обычаев ведет как к нравственному падению русского народа, так и к гибели внешней мощи страны.
Следовательно, определяющую роль в развитии России, да, в целом, и любого общества, государства играют духовно-нравственные факторы, цели и ориентиры, которые призваны объединить людей вокруг общей идеи -честного, верного, трепетного служения своему Отечеству на том основании, что без любви к Родине и самоотверженного служения ей невозможно воспитать достойного гражданина. А Православие было (и будет всегда) великой духовной силой и стержнем традиционного многовекового мировоззрения русского человека. Только та страна имеет будущее, история которой продолжается, исходя из ее собственных традиций, культурных ценностей, национальных привычек, в последующих духовно здоровых поколениях.
Такие мысли-переживания привнесли в отечественное просвещение выдающиеся подвижники Русской Православной Церкви - святитель Феофан Затворник Вышенский и святой праведный Иоанн Кронштадтский, которые жили в России и верно служили ей, спасая души людей, всего около ста лет назад, но еще при жизни были высоко ценимы всеми православными и, даже, инославными, имея огромное влияние на умы и сердца всех прибегающих к их помощи. О силе духовного авторитета святителя Феофана и святого праведного отца Иоанна можно судить уже по тому, что их образ мыслей и действий до сих пор служит мерилом для оценки явлений в жизни церковной, частной и общественной.
Библиографический список
1. Булычев Ю. Ю. Почему рухнула Российская Империя? // Имперский курьер.-2005.-№ 2.-С. 7.
2. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. - Самара : ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998,- С. 131.
3. Слова преосвященного Феофана к Тамбовской пастве в 1859-1860 годы. Книга 1-я. - М., 1867. - С. 23.
4. Смирнов П. А. Жизнь и учение святителя Феофана Затворника. - М.: Изд-во Православного прихода Храма Казанской иконы Божией Матери в Ясенево, 2002.-С. 52.
5. Смирнов П. А. Жизнь и учение святителя Феофана Затворника. - М.: Изд-во Православного прихода Храма Казанской иконы Божией Матери в Ясенево, 2002.-С. 397.
6. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. - Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998.-С. 145.
7. Святой праведный Иоанн Кронштадтский: проповеди, воспоминания современников и родственников // сост. Шемякина С. И., Шпякина Г. Н. - М., Издательский Совет РПЦ, 2002. - С. 103.
8. Школа православного воспитания // сост. Стрижев А. Н., М.: Паломник, 1999.-С. 209-210.
9. Архиепископ Серафим (Соболев). Русская идеология // 3-е изд. - СПб.: Изд-во им. А. С. Суворина, 1992. - С. 26.
] 0. Белов А. Легенда и правда о кронштадтском чудотворце // Наука и религия. 1971. №8.-С. 47.
11. Лукашевский Е. Кронштадтский проповедник // Наука и религия. 1990. -№5.-С. 14.
12. Протоиерей Сергий (Четвериков). Бог в русской душе. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории, 1998. - С. 85.
13. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений, т. 90. Репринтное воспроизведение издания 1928-1958 гг. М.: «Терра», 1992. - С. 425.