ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ, ЕЕ ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫЕ, ПРАВОВЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ
***
УДК 211.5 ГРНТИ 21.31.51 ВАК 26.00.01
СЛУЖЕНИЕ ЕПИСКОПА В СОЧИНЕНИЯХ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ АНТИОХИЙСКОГО
Калягин Алексей Николаевич
доктор медицинских наук, MBA, профессор, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Иркутский государственный медицинский университет,
г. Иркутск e-mail: akalagin@mail.ru
THE ACTIVITIES OF THE BISHOP IN ТОЕ WRITINGS OF
IGNATIUS OF ANTIOCH
Alexey N. Kalyagin
Doctor of Sciences (Medicine), MBA, Professor, Dean of the Faculty of advanced training and retraining of specialists
Irkutsk State Medical University
Irkutsk
АННОТАЦИЯ
Работа посвящена исследованию жизни и эпистолярного наследия одного из отцов ранней Церкви - Игнатия Антиохийского, прозванного Богоносцем. Образ Игнатия - это образ мученика, пронесшего искреннюю и беззаветную любовь к Богу через всю свою жизни 9 Теология. Философия. Право / Theology. Philosophy. Law. № 2 (2) 2017
и, в особенности, через наиболее тяжёлые дни жизни. Им были определены понятия института епископства, значение евхаристического собрания христиан, отношения Поместных церквей и Вселенской церкви и многое другое. Особое внимание уделяется определению особого статуса епископа как образ Христа Спасителя, выделяются требования к личности епископа, его нравственному, духовному облику, а также необходимость подчинения ему и уважения его роли в Церкви.
ABSTRACT
The work deals with life and epistolary heritage of one of the fathers of the early Church -Ignatius of Antioch, called Antioch. Ignatius image - an image of a martyr, swept a sincere and selfless love of God throughout his life and, in particular, through the most difficult periods of life. He defined the concept of the Institute of the bishopric, the value of the eucharistic assembly of Christians, the relationship of the Local Churches and the universal Church, and more. Particular attention is paid to the definition of the special status of the bishop as the image of Christ the Savior, allocated to the individual requirements of the bishop, his moral and spiritual appearance, as well as the need to obey him and respect his role in the Church.
Ключевые слова: Игнатий Антиохийский; Игнатий Богоносец; Христианская Церковь; епископ; архиерей; служение епископа; экклесиология.
Keywords: Ignatius of Antioch; Ignatius of Antioch; the Christian Church; Bishop; ecclesiology.
Патрологические исследования являются одним из ключевых подходов, позволяющих понять формирование современной структуры Христианской Церкви, ее исторические и богословские основы. Ярким представителем эпохи Отцов Церкви является святитель (свт.) Игнатий Антиохийский.
Свт. Игнатий Богоносец и его время.
Святитель Игнатий, епископ (еп.) Антиохийский, по преданию был тем самым ребёнком, которого Христос принял на руки и поставил среди учеников со словами: «И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18:5). Именно этот факт, как считается, послужил основанием для прозвания «Богоносец» (©еофоро<;) [1, С. 75; 2, C. 684]. Хотя по другому
представлению это наименование было дано ему за жизнь в Боге и искреннюю любовь к Нему [3, С. 113].
Будучи юношей, Игнатий часто встречался с апостолом Иоанном Богословом, а также со своим соучеником св. Поликарпом. Несколько позднее он стал преемником в архиерейском служении свт. Евода Антиохийского.
Большую просветительскую роль играл еп. Игнатий во время гонений императора Домицина (81-96 годы), он проповедовал держаться Христа при любых условиях, претерпеть скоротечные муки ради достижения жизни вечной. Его собственным искренним желанием было как можно скорее встретиться и соединиться с Христом, приняв Его образ смерти. Однако паства тщательно берегла сведения об их епископе, и Игнатий не пострадал во время этих гонений, по поводу чего был нимало огорчён. Его переполняла глубокая убеждённость, свойственная для всех представителей того времени, что только венец мученичества способен привести ко Христу [4, С. 12; 5, С. 147].
Сбережение святителя сыграло большую роль для Антиохийской Церкви, т.к. стал формировать принципы церковного устройства того времени, ведь к этому моменту все апостолы уже умерли. Его деятельность постоянно показывала, что Святой Дух, сошедший на апостолов в день Святой Пятидесятницы, пребывает в Церкви неизменно, проявляясь через епископов.
Твердые слова Игнатия были слышны не только в Антиохии, но и в других поместных Церквах, которые представляли собою лишь небольшие христианские общины. Об этом свидетельствуют его многочисленные эпистолярные труды, обращённые к Смирнской Церкви, Ефесской Церкви, Римской Церкви и т.д. Он убеждал и уговаривал всех христиан жить в любви и единомыслии под властью своего архиерея, который является образом Самого Христа, священника по чину Мельхиседекову. Он утверждал, что только тогда существует Церковь, когда все собираются вокруг пастыря и пастыреначальника, вместе совершают Святую Евхаристию, «преломляя один хлеб, который есть средство от согрешений и противоядие от смерти, ради жизни вечной во Христе Иисусе» [2, С. 688].
Свт. Игнатий Богоносец изложил и расширил экклесиологию (учение о Церкви), которую начал формировать ап. Павел. Им были определены понятия института епископства, значение евхаристического собрания христиан, отношения Поместных церквей и Вселенской церкви и многое другое.
В 98 году императором стал Троян, который первоначально направил своё внимание на военную мощь Рима, военные действия с варварами, которые тревожили государственные границы. Однако ратные подвиги над даками вдохновили его на возвеличивание собственного достоинства, он решил укрепить культ императора, который считался языческим богом в Риме уже при жизни. Недостаточное внимание к культу императора грозило римским гражданам смертью [2, C. 687-688; 6, C. 54-55].
Во время перемещения войск в Армению и Парфию император Троян посетил Антиохию, стараясь преследовать в ней местных христиан. Свт. Игнатий посчитал своим долгом не скрываться от преследователей, а открыто явиться к ним. Во время визита к императору он исповедовал Единого Бога-Творца, а также Его Единородного Сына, а также постарался преодолеть языческие представления у самого императора, увещевая и уговаривая его отказаться от своих языческих религиозных представлений. Троян был взбешён и потребовал ответа: «Не ученик ли ты Того, Кто был распят при Понтии Пилате?» На это бесстрашный епископ ответил: «Я ученик Того, Кем мои грехи пригвождены ко Кресту и Кем низложен диавол и все его козни». Императора продолжил допрос: «почему тебя называют Богоносцем?», на это смиренный святитель ответил: «Потому, что я ношу в себе живого Христа!». Вердикт императора был суров: заковать Игнатия в цепи и отвести в Рим, чтобы там, на арене цирка, предать на растерзание львам на потеху толпы. Дискутируется время казни Игнатия, в ряде источников обсуждается 107 год (ранний период гонений Трояна), а ряд - интервал между 110-117 годами (поздний период гонений Трояна) [3, С. 117; 7, С. 125]
Радостными украшениями стали для Игнатия Богоносца тяжёлые цепи, сковавшие ему руки и ноги. Он именовал их «драгоценнейшими духовными
перлами» [8:11], через них он желал получить вечную жизнь со Христом. Путь в Рим в окружении десятка жестоких конвоиров, которых он звал «леопардами» за жестокое обращение с узниками, казался ему необыкновенной радостью. Он как молодой жених стремился на встречу к любимой невесте, превозмогая томящее его желание. Именно так он переживал эту смертельную и тяжкую дорогу под лучами палящего солнца, без воды и с ограниченным количеством еды, дорогу в Рим на казнь. Не смотря на тяжкие стенания многочисленных последователей Игнатия, он молил их не ронять слёз, а только радоваться и петь вместе с ним. Любовь ко Господу, вера в Его святую волю, служили ему путеводной звездой, компасом надежды.
По пути свт. Игнатий был доставлен в Смирну, где имел общение со свт. Поликарпом, епископом этого города, его ближайшими учениками и подвижниками, а также с посланцами других Церквей, глубоко уважавших и чтивших Игнатия Богоносца. Среди посетителей были Онисим, епископ Ефесский, Дим, епископ Магнесийский, Поливий, епископ Тралльский. Он просил своих добрых друзей подражать Христу в кротости и смирении, не сопротивляться гонителям и мучителям. Искренность слов святого, идущего на муки, поражала всех и воспринималась как радость.
Из Смирны свт. Игнатий Богоносец направил послания всем знавшим его христианским общинам, послания полные нежности, любви, но и пастырской строгости и наставлений. Особое письмо им было направлено римским христианам, которые намеревались освободить его от пут и мученической гибели. Он просил оставить его учеником Христа, говорил об отсутствии пламени любви к бренному миру. Он просил претерпеть муки по примеру Господа Иисуса Христа.
После Смирны свт. Игнатия конвоировали в Троаду, куда ему сообщили, что гонения в Антиохии завершились. В ответ епископ Антиохии вверял свою паству заботам свт. Поликарпа.
Вслед за Троадой Игнатия конвоировали в Неаполь Македонский, затем в Филиппы, Диррахий, а потом на корабле - в Италию. Долгая дорога утомила
святителя, он был тепло принят христианами Рима, но их тяготила печаль, что светоч Христова учения в лице Игнатия, примет кончину [2, С. 689].
Как и Христос, Игнатий шёл с Востока, как светило Востока, завершающее свой путь на Западе, в столице Западного мира - Риме. Его путь к месту казни был смел и полон готовности. В послании к римлянам Игнатий пишет: «Молюсь, чтобы они с жадностию бросились на меня. Я заманю их, чтоб они тотчас же пожрали меня, а не так, как они некоторых побоялись и не тронули. Если же добровольно не захотят, - я их принужу» [9:5]. Он видит в мучениках пшеницу Божию («Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым») [9:4], основу христианской Церкви, являющейся телом Христовым.
Свт. Игнатий отличается простотой и искренностью представлений. Он с готовностью принимает мучения за Христа, т.к. такая участь постигла Самого Христа и апостолов, он полагает, что это судьба истинных христиан. В то же время он отмечает, что мученичество - это основа устроения Христовой Церкви.
Смерть наступила быстро, голодные звери обглодали тело до костей, а эти кости - святые мощи святителя были тайно собраны христианами и вначале хранились в Риме, а затем доставлены в Антиохию. Путь следования мощей был наполнен радостью и любовью, будто сам епископ, обосновавший и укрепивший статус этого церковного служения, двигался по этому пути [2, С. 690-691].
В 108 году святые мощи священномученика Игнатия Богоносца были перенесены и положены за Дафийскими воротами в предместье Антиохии. Император Феодосий II (408-450 годы), освятив древнейший языческий храм Фортуны в честь святого Игнатия, приказал перенести его мощи в Антиохию, это второе перенесение было совершено в 438 году. Дата перенесения празднуется Церковью 29 января. После взятия города персами мощи свт. Игнатия были возвращены в Рим и положены в храме в честь
священномученика Папы Климента в 540 году (по другим источникам, в 637 году).
Вселенская Церковь практически внеконфессионально чтит память свт. Игнатия Антиохийского [4; 10; 11; 12]. В частности, в Русской Православной Церкви ему посвящён такой тропарь, читаемый в день его памяти: «Апостольских нравов подражателю и престола их снаследниче, архиереев удобрение и мучеников славо, Богодухновенне, на огнь, и меч, и звери дерзнул еси веры ради и, слово истины исправляя, до крове пострадал еси, священномучениче Игнатие, моли Христа Бога спастися душам нашим».
Сочинения свт. Игнатия Богоносца.
Святителя Игнатия относят к категории христианских апологетов, защитников веры, сражавшихся с гностическими учениями и любыми искажениями в христианском учении. К числу апологетов, наряду с ним относятся и др. Кондрат, Аристид, Афинагор, Иустин Философ, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан и др. [13, С. 236; 12, C. 35-52].
Кроме того, Игнатий - это один из авторов концепции Церкви, которая формировалась именно в первые века христианства. Его можно поставить рядом с ап. Павлом, а также христолюбивыми императорами и патриархами более поздних эпох.
Корпус сочинения свт. Игнатия, дошедший до нашего времени, включает в себя послания к ефесянам, магнезийцам, римлянам, смирнянам, триллийцам, филадельфийцам, а также св. Поликарпу Смирнскому [8-9, 14-18]. Все они были написаны по дороги из Антиохии в Рим, т.к. святитель стремился шире распространить свои мысли и подобно апостолу-экклесиологу Павлу писал послания Церквам из уз. Фактически Игнатий находится в состоянии глубокого внутреннего напряжения, усиленного горячим восточным темпераментом. Он сосредоточен на двух важных вещах: пламенном распространении Благой Вести и радостном ожидании близкой встречи со Христом.
Каждое из посланий можно представить в виде следующих блоков:
1) Приветствие и похвала всем ученикам, друзьям и знакомым представителям данной общины;
2) Основная часть, включающая важнейшие вероучительные истины, их разбор и обоснование;
3) Прощание, пожелания здоровья и просьбы о молитве за самого Игнатия и оставленную им паству в Антиохии и Сирии.
Все сочинения в более позднее время были разделены на главы, чтобы обеспечить возможность осуществления ссылок и облегчить поиск необходимого тематического фрагмента, т.к. каждая глава была снабжена заголовком.
Темы, которые поднимает свт. Игнатий, отличаются разнообразием. Одной из важнейших является тема веры во Иисуса Христа, он активно призывает к ней, говоря, что только через веру в крестную жертву можно заслужить прощения («Мой дух - в прах пред крестом, который для неверующих соблазн, а для нас спасение и вечная жизнь»). Он утверждает божественную и человеческую природу Христа задолго до соответствующих решений соборов: «Ибо Бог наш Иисус Христос, по устроению Божьему, зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого» [8:18].
Вслед за ап. Павлом свт. Игнатий предостерегает от ложных учений, лжеучителей и лжепророков. «Некоторые пришли оттуда к вам с злым учением» [8:9], - говорит он и хвалит смирнян за то, что они устояли и стали ему поддаваться.
Другой важной темой является указание на необходимость регулярной молитвы, а также регулярного совершения богослужений. Польза от частых богослужений заключается в том, что «низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела» [8:13]. Обращается внимание на лжеучителей, про них сказано: «если кто злым учением растлевает веру Божью», то «как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает» [8:16].
Часть посланий свт. Игнатия посвящена эсхатологическим ожиданиям. Он утверждает, что «Уже последние времена. Устыдимся, устрашимся долготерпения Божьего, чтобы оно не послужило нам в осуждение» [8:11]. Иначе говоря, святитель говори о том, что уже сегодня нужно жить как в последние времена, в строгости, высокой нравственности, чтобы не устыдиться Господа.
Наряду с этими темами, он поднимает вопросы о Таинствах, церковном единстве и многих др. актуальных моментах [19, С. 147]. Квинтэссенцией, которая обращена к каждому христианину, служит завет свт. Игнатия: «Крещение пусть остается с вами, как щит; вера - как шлем; любовь - как копье; терпение - как полное вооружение» [15:6].
Служения епископа в сочинениях свт. Игнатия Богоносца.
Во всех дошедших до нашего времени сочинениях свт. Игнатия Богоносца, кроме послания к римлянам, обсуждается роль епископов. Это центровой вопрос, потому отсылка к этому отцу Церкви является постоянным компонентом всех работах на протяжении двух тысячелетий, касающихся архиерейского служения. Ярким примером тому служит недавняя статья мтрп. Волоколамского Иллариона (Алфеева), опубликованная в журнале «Церковь и время» [20, C. 15].
В лице епископа свт. Игнатий видит в епископе Самого Христа, Сына Бога Отца. Других же клириков он сравнивает с заповедями Христа (диаконы) и сонмом апостолов (пресвитеры) [17:3]. Эти яркие аллегории демонстрируют глубокую продуманность церковных статусов и их значимость в экклесиологии. Именно им впервые вводится термин «кафолическая» по отношению к Церкви [1, С. 77; 21, С. 61].
Епископский статус сам по себе, через переданную благодать Святого Духа, уже является мерилом власти в церковных делах. Этому не препятствует возраст или небольшой опыт церковной жизни. В послании к магнезицам он пишет: «И вам надобно не пренебрегать возрастом епископа, а, по силе Бога Отца, оказывать ему всякое уважение, как я заметил во святых пресвитерах
ваших, что они не смотрят на видимую молодость его, а как богомудрые, повинуются ему, впрочем, не ему, но Отцу Иисуса Христа, епископу всех» [14:2]. Важным в принятии епископского статуса является отсутствие гордости или желания славы: «епископ ваш не сам собой и не чрез людей принял это служение обществу верующих, и не из тщеславия, но по любви Бога Отца и Господа Иисуса Христа» [18:1].
Главная сила епископа, по мысли свт. Игнатия Богоносца, заключается в силе Избравшего Его: «в честь Того, Который возжелал его, нам надобно повиноваться без всякого лицемерия; потому что такой обманывает не этого, видимого епископа, но невидимого» [11, 2]. Не менее чётко он определяет и властные полномочия епископа: «всякого, кого посылает домовладыка для управления своим домом, нам должно принимать так же, как самого пославшего» [8:6].
Высочайшей добродетелью епископа считает свщм. Игнатий его молчание, являющееся свидетельством кротости и примером для других людей, членов христианской общины. Говоря об епископе филадельфийцев от отмечает «Я поражен его кротостью: он в молчании сильнее тех, которые говорят пустое. Ибо он так согласен с заповедями, как струны в цитре. Поэтому ублажает душа моя его благочестивое расположение, находя его чистым и совершенным, - и его непоколебимость и незлобие во всякую кротостью Бога живого» [18:1]. Однако молчание, это не только признак кротости, это ещё и свидетельство глубоких переживаний за людские грехи, предстоящие перед ясным взором епископа, прозревающего человеческие души: «И чем более кто видит епископа молчащим, тем более должен боятся его» [8:6].
Игнатий Богоносец призывает христиан твёрдо и уверенно следовать за своим пастырем, избранным Христом на ответственное служение: «Итак, чада света и истины, бегайте разделения и злых учений, но пастырь, туда и вы, как овцы, идите. Ибо многие волки, по-видимому, достойные доверия, посредством гибельного удовольствия пленяют идущих путем Божьим; но при единении вашем они не будут иметь места» [18:2]. В пути за пастырем, не стоит
увлекаться ложными учениями, сомнительными подходами, неверными ориентирами, пастырь, благодаря постоянной заботе о чистоте своей веры, идёт верным путём. Об этом благочестивом епископе, проводнике истинного христианского учения и высокой нравственности свт. Игнатий говорит: «Поэтому ублажает душа моя его благочестивое расположение, находя его чистым и совершенным, - и его непоколебимость и незлобие во всякую кротостью Бога живого» [18:1].
Одним из центральных направлений является повиновение епископу: «Посему необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать вез епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству, как апостолам Иисуса Христа - надежды нашей, в Котором дай Бог жить нам. И диаконом, служителям таинств Иисуса Христа, все должны всячески угождать, ибо они не служители яств и питий, но слуги Церкви Божией, поэтому- то и им должно беречься от нареканий, как от огня» [18:2].
Совершенно особенным является описание служения епископа в послании свт. Поликарпу Смирнскому. Если в других своих посланиях Игнатий Богоносец обращается к пастве, то в данном сочинении он пишет самому архипастырю.
Он призывает епископа к трудам и непрерывному духовному возрастанию: «Старайся о единении, лучше которого нет ничего. Снисходи ко всем, как и к тебе Господь. Ко всем имей терпение в любви, как ты и поступаешь. Пребывай в непрестанных молитвах. Проси большего разумения, нежели какое имеешь. Бодрствуй, стяжав неусыпный дух. Говори с каждым как поможет Бог. Носи немощи всех, как совершенный подвижник. Где больше труда - там больше и приобретения» [15:1].
Крепости и твёрдости просит Игнатий у каждого епископа в лице Поликарпа: «Стой твердо, как наковальня, по которой бьют. Великому борцу свойственно принимать удары и побеждать. Особенно же для Бога мы должны все терпеть, чтобы и Сам Он терпел нас» [15:3].
Таким образом, в сочинениях свт. Игнатия Богоносца перед их читателем предстаёт образ епископа во всей его красе, как образ Христа Спасителя, выделяются требования к личности епископа, его нравственному, духовному облику, а также необходимость подчинения ему и уважения его роли в Церкви. Заключение.
Святитель Игнатий Богоносец - это образец истинного пастыря, воспитанный в теплой вере во Христа с ранних лет, он молодым стал пастырем и архиереем в Антиохийской Церкви, ставшей впоследствии одним из духовных оплотов, школой христианского богословия. Вероятно, его сочинения и высокий статус кафедры немало послужили этому основой.
В то же время, Игнатий продемонстрировал свою глубокую веру мученической кончиной с именем Христа на устах и радостью в сердце, что он может быстро встретиться со Христом.
Важным содержанием его служения стал корпус сочинений (посланий), адресованный христианским общинам, одно из центральных мест в них занимает вопрос о служении епископа.
Список литературы
1. Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви: Курс лекций. Изд. 5-е., перераб. и доп. Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2014. 1024 с.
2. Симонопетровский М., иеромонах. Синаксарь: Житие святых Православной Церкви. В 6 т. Т. 2. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. С. 685-691.
3. Епифанович С.Л. Лекции по патрологии (Церковная письменность 1-111 веков): Курс лекций, читанных студентам Киевской Духовной Академии. СПб.: Воскресеше, 2010. С. 112-135.
4. Амман А. Путь отцов: Краткое введение в патристику. М.: Пропилеи, 1994. С. 11-22.
5. Куляскина И.Ю. Религиозно-культурный смысл мученичества эпохи первохристианства // Религиоведение. 2014. Т. 2. С. 145-154.
6. Смирнов Е.И. История христианской церкви. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. 768 с.
7. Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 2.: Доникейские отцы Церкви и церковные писатели. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 123-139.
8. Игнатий Антиохийский, свщмч. Послание к ефесянам // Писания мужей апостольских. М., 2008. С. 331-340.
9. Игнатий Антиохийский, свщмч. Послание к римлянам//Писания мужей апостольских. М., 2008. С. 352-357.
10.Бенедикт XVI Отцы Церкви: От Климента Римского до святого Августина. М.: Изд-во ББИ, 2012. С. 10-14.
11.Брент А. Игнатий Антиохийский: Епископ-мученик и происхождение епископата. М.: Изд-во Библейско-Богословского института, 2012. 188 с.
12.Яковлев А.И. Лекции по истории Христианской Церкви. 3-е изд., исправ. и доп. М.: Паломник, 2011. 544 с.
13.Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. I-II. Введение в церковную историю. История Церкви в период до Константина Великого. 2-е изд. Минск: Белорусская Православная Церковь, 2011. 576 с.
14. Игнатий Антиохийский, свщмч. Послание к магнезийцам // Писания мужей апостольских. М., 2008. С. 341-346.
15.Игнатий Антиохийский, свщмч. Послание к св. Поликарпу Смирнскому. // Писания мужей апостольских. М., 2008. С. 308-370.
16. Игнатий Антиохийский, свщмч. Послание к смирнянам // Писания мужей апостольских. М., 2008. С. 364-369.
17.Игнатий Антиохийский, свщмч. Послание к траллийцам // Писания мужей апостольских. М., 2008. С. 347-351.
18.Игнатий Антиохийский, свщмч. Послание к филадельфийцам // Писания мужей апостольских. М., 2008. С. 358-363.
19.Легеев М.В. Евхаристические образы у св. Игнатия Антиохийского // Христианское чтение. 2010. №2. С. 145-147.
20.Алфеев Г.В. Порядок избрания архиереев в современной практике поместных православных церквей. // Церковь и время. 2014. №2. С. 15-48.
21.Холл С.Дж. Учение и жизнь ранней Церкви. Новосибирск: Посох, 2000. С. 41-55.