9. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л.: Медицина, 1979. - 335 с.
10. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.: Педагогика, 1989.
11. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М.: МГУ, 1969.
12. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. - М., 1992.
13. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология. - 1972. - № 3. - С. 3-6.
14. Савельева Г.М., Сичинава Л.Г. Гипоксические перинатальные повреждения ЦНС и пути их снижения // Российский вестн. перинатологии и педиатрии. - 1995. -№ 3.
15. Самсыгина Г.А. Гипоксическое поражение ЦНС у новорождённых детей: клиника, диагностика, лечение // Педиатрия. - 1996. - № 5.
16. Селюков А. Г. Становление психолого-педагогического изучения умственно отсталых детей в контексте развития педагогической антропологии в конце XIX -начале XX веков // Проблемы современного общества в исследованиях молодых учёных: сб. науч. тр. аспирантов. - М.: Московский открытый социальный ин-т, 2007. - № 9.
17. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: АРКТИ, 2000.
18. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. - М.: Медицина, 1986.
19. Фесенко Ю.А., Кобрина Л.М., Данилкина М.Ю. К вопросу о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью - лечить или воспитывать? // Теоретические и прикладные основы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 6 марта 2007. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007.
20. Халецкая О.В., Трошин В.Д. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте. - Н. Новгород, 1995.
21. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопа-топодобным синдромом: практ. рук. для врачей, психологов и педагогов. - М., 1997.
22. Яременко Б.Р., Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Дисфункции головного мозга у детей. - СПб.: Салит-Медкнига, 2002.
О. А. Денисова, О. Л. Леханова
Паспортизация доступности образовательных объектов и услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: современные вызовы и решения
Принятие в России Федерального закона (ФЗ) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (№ 419-ФЗ от 01.12.2014), продиктованное необходимостью приведения законодательной и нормативной базы страны в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов, привело к необходимости широкомасштабного осуществления шагов по оценке доступности объектов и услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и ин-
19
валидностью. Применимо к образовательным организациям требования к оценке доступности образовательных объектов и услуг отразились в приказах Министерства образования и науки (МОН) РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» и в приказе от 02.12.2015 № 1399 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования». В соответствие с приказами и исходя из требований упомянутого выше ФЗ, каждая образовательная организации призвана проводить оценку и паспортизацию доступности для инвалидов объектов и услуг. В разъяснениях к приказам МОН РФ № 1309 и № 1399 от 12.02.2016 № ВК-270/07 определена свобода образовательных организаций в разработке «Паспорта доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи», однако выделены определённые критерии оценки доступности объектов и услуг. В частности, определено, что паспорт должен содержать:
- краткую характеристику объекта и предоставляемых на нем услуг;
- оценку соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов;
- оценку соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов;
- управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Сопоставление содержания приказов МОН РФ № 1309 и 1399 в части заполнения паспортов доступности образовательных объектов и услуг с изданным ранее приказом Минтруда России от 25.12.2012 № 627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики» позволяет говорить о том, что в современных условиях образовательные организации поставлены перед необходимостью разработки собственной формы паспорта, которая бы удовлетворяла требованиям существующих регламентов. Отсутствие строгой формализации документа, отражающего доступность образовательных объектов и услуг для лиц с ОВЗ и инвалидностью актуализирует проблему разработки содержания и форм подобного документа. Исходя из целевых ориентиров Конвенции о правах инвалидов и в соответствии с Российской законодательной базой такой паспорт должен:
- адекватно и объективно отражать состояние доступности объектов и услуг для лиц с ОВЗ и инвалидностью;
- информативно и содержательно описывать имеющиеся возможности и недостатки образовательной организации в плане обеспечения лиц с ОВЗ и инвалидностью доступными услугами на объектах;
- определять траекторию развития образовательной организации в плане повышения показателей доступности объектов образовательной организации и оказываемых на ней услуг;
- содержать информацию об обсуждении результатов оценки доступности объектов и услуг образовательной организации с представителями общественных объединений инвалидов.
Опыт реализации в Череповецком государственном университете внутривузовской «Целевой программы формирования универсальной среды» и работы в университете «Ресурсного центра поддержки обучающихся с ОВЗ и работающих с этой категорией лиц» позволил разработать форму «Паспорта доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в ЧГУ», а также содержательно подойти к заполнению и всестороннему обсуждению содержания паспорта с субъектами оказания и потребления образовательных услуг. В разработанной форме паспорта отражены не только характеристики объекта, включающие его наименование, адрес, описание предоставляемых услуг, описание здания, но и детализированные характеристики доступности объектов и услуг, развёрнутую оценку их состояния и имеющиеся недостатки в обеспечении условий доступности объектов и оказываемых на нём услуг для инвалидов.
В качестве значимых управленческих решений, позволяющих разумно и взвешенно подойти к обеспечению доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, следует указать на необходимость работы не только по улучшению показателей архитектурной доступности объектов, но и, что не менее важно, по подготовке работников образовательной организации к оказанию помощи инвалидам (при передвижении по территории объекта, при посадке и высадке из автотранспорта, при входе в объект и выходе из него, при информировании инвалидов об оказываемых услугах, о специфике объекта, о доступных маршрутах общественного транспорта и др.). Представляется, что показатели доступности образовательных услуг могут быть повышены и за счёт проведения курсовой подготовки профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала вуза по вопросам:
- о специфике и условиях применения ассистивных и вспомогательных технологий в процессе образования инвалидов;
- оказания инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги и иных необходимых для получения услуги действиях;
- оказания услуг ассистента (тьютора) для соответствующей образовательной организации;
- оказания инвалидам необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами;
- разработки адаптированной образовательной программы и учёта индивидуальной программы реабилитации инвалида в процессе организации и осуществления образования инвалидов;
- разработки и адаптации образовательных программ, программ рабочих дисциплин, практик, НИР, ГИА с учётом состояния здоровья обучающихся.
Как показывает опыт и анализ работы образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику [1, 2], доступность образовательных объектов и услуг для инвалидов и лиц с ОВЗ становится возможной лишь при условии обеспечения специальной подготовки кадров. В противном случае даже в полностью оборудованном и приспособленном для нужд инвалидов здании (объекте) полноценного образования, реализуемого с учётом психофизических особенностей и особых образовательных потребностей данной категории обучающихся, ожидать не приходится.
Список литературы
1. Денисова О.А., Леханова О.Л. Опыт решения проблемы инклюзивного образования в региональном вузе // Специальное образование: материалы XI междунар. науч. конф., 22-23 апр. 2015 г. / под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. - Т. I. - С. 33-36.
2. Денисова О.А., Леханова О.Л., Поникарова В.Н., Букина И.А. Региональный опыт проектирования образовательных программ подготовки педагогов для инклюзивного образования детей с ОВЗ // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С В. Алехина. - М.: МГППУ, 2013. - С. 564-568.
З. А. Мовкебаева
Модернизация программ высшего образования с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями развития
На современном этапе в Республике Казахстан наблюдается переориентация социальной политики от опеки и благодетельности на создание равных возможностей для лиц с инвалидностью. Активное участие лиц с ограниченными возможностями в развитии в общественно-полезной трудовой деятельности способствует не только улучшению их материального благосостояния, но и повышению их социального статуса, осознанию себя полезными и равноправными членами общества.
22