дельной научной проблемой, остро нуждающейся в разработке теоретико-методологических основ и выработке технологических решений по различным аспектам реализации процесса интегрированного обучения.
Литература
1. Денисова, О. А. Комплексное многоуровневое пространство для социокультурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями / О. А. Денисова. - Череповец, 2007.
2. Кудрявцева, Е. Л. Коа<1сап1Ы1г^ш1: интегративный инструмент целевого психолого- и медико-педагогического сопровождения билингвов / Е. Л. Кудрявцева // Вестник Череповецкого государственного университета. -2014. - №4 (57). - С. 138.
3. Леханова, О. Л. Постановка проблемы формирования предпосылок к изучению иностранных языков у дошкольников с нарушениями речи / О. Л. Леханова, Л. В. Ивлева // Дошкольное образование в стране и мире: исторический опыт, состояние и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции 1011 ноября 2012 г. / Ред. О. С. Ушакова, И. А Шаповалова и др. - Пенза ; М. ; Витебск, 2012. - С. 169-173.
УДК 378.17
Ю. Г. Миронова, Т. Н. Симонова
Астраханский государственный университет
БАРЬЕРЫ И РЕСУРСЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье обсуждаются проблемы профессионального обучения студентов с особыми образовательными потребностями в периферийном ВУЗе, а также имеющиеся внутренние ресурсы, позволяющие совершенствовать образовательный процесс на основе принципов универсального образовательного дизайна. Представлены данные расширенного психолого-социологического исследования социокультурных и образовательных барьеров на пути построения инклюзивного пространства Астраханского государственного университета.
Лица с ограниченными возможностями здоровья, ситуация инвалидности, барьеры образовательной среды, особые образовательные потребности, инклюзивное профессиональное образование, доступная среда, универсальный образовательный дизайн.
Researchers assign a task of studying of socio-cultural and educational obstructions of University inclusive environment - a degree of awareness of lecturers and students of special educational conditions for physically challenged, and their readiness of participation in creation of universal educational and socio-cultural environment of University. The article presents data of extensive sociological research among lecturers and students of Astrakhan State University with and without physical disabilities.
People with physical disabilities, disability situation, educational environment obstructions, special educational needs, inclusive vocational education, accessible environment, universal educational design.
Введение.
Система высшего образования в современной России переживает глубокие изменения: различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики, при этом на повестку дня выходят ценности социального включения, интеграции инвалидов в образовательное пространство [2], [3], [4], [5], [7].
Процесс вхождения в ВУЗовское образовательное пространство студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) тормозится наличием целого ряда противоречий в современном обществе:
- законодательным признанием их юридических прав на доступ к образованию и неподготовленностью самой образовательной среды, наличием явных (архитектурная среда) и скрытых (социальные, когнитивные) барьеров;
- попытками создания в обычном образовательном пространстве адаптивной безопасной среды для лиц с инвалидностью и отсутствием методов и критериев ее оценки, анализа причин возникновения
барьеров между субъектами образовательного процесса;
- построением инклюзивного образования с опорой на медицинскую концепцию инвалидности, что нередко оборачивается появлением новых барьеров для остальных участников образовательного процесса, в частности: в сфере межличностных, личностно-групповых и межгрупповых взаимоотношений и взаимодействий [7].
Как считают некоторые исследователи основными факторами - стрессорами в процессе инклюзивного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ - являются барьеры образовательной среды. По мнению И. А. Баевой, образовательная среда является частью жизненной среды человека и субъектом безопасности. При этом требования к условиям ресурсного обеспечения создания безопасной образовательной среды должны касаться кадровых, материально-технических, нормативно-правовых, информационных, психолого-педагогических, организационных и других условий [1].
В Государственной программе «Доступная среда 2011-2015 гг.» предусматривается решение проблем
доступности на основе «Концепции Универсального дизайна», чтобы «проектирование и состав разных типов среды, изделий, коммуникаций, информационных технологий и услуг были доступны и понятны всем и подходили для общего пользования в максимальной степени и без необходимости адаптации или специализированных решений» [6].
Несмотря на действующее федеральное законодательство, гарантирующее особые условия для абитуриентов с инвалидностью, целый ряд факторов делает обучение инвалидов в ВУЗе, особенно удаленных от центра России, проблематичным, в частности это касается неприспособленности учебных и вспомогательных аудиторий, необходимых для повседневных нужд некоторых студентов-инвалидов. Учреждения высшего образования не имеют возможностей реконструировать свои помещения по принципам универсального дизайна из собственных бюджетных средств, а внебюджетные средства, расходуемые на базовые нужды ВУЗов, не учитывают особые потребности инвалидов при ремонте и реконструкции помещений. Недостаток финансирования характерен для многих ВУЗов, особенно в том случае, когда они не является бенефициарами целевых федеральных программ и не получают средства из регионального или городского бюджетов.
Особого внимания заслуживает проблема достижения социальной идентичности студентами-инвалидами, сталкивающимися с множеством трудностей, которые они стараются преодолевать самостоятельно, пытаясь раствориться в среде сверстников без ограничений, не выделяться из общей среды. Они находятся в ситуации постоянного преодоления разного рода барьеров - социальных, когнитивных, образовательных. Этим объясняется тот факт, что число студентов с инвалидностью в ВУЗе лишь незначительно увеличивается из года в год.
Основная часть.
Приказом Минобрнауки РФ от 30.12.2010 г. Астраханский государственный университет (АГУ) вошел в число базовых ВУЗов, обеспечивающих условия для обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ. За четыре года количество студентов с инвалидностью увеличилось на 20 человек, в основном за счет лиц, имеющих инвалидность по общему заболеванию. Отношения в студенческом коллективе являются важным контекстуальным условием интеграции человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности в социальную среду вуза.
Поэтому в АГУ было проведено расширенное психолого-социологическое исследование, целью которого было выявление информированности студентов и преподавателей университета о проблемах инклюзивного образования, изучение взаимоотношений между субъектами образовательного процесса, готовности к участию в создании универсального образовательного пространства.
В исследовании приняли участие три группы респондентов:
1. Студенты 1-5 курсов 16 факультетов дневного отделения очной формы обучения:
- без инвалидности - 150 человек;
- с инвалидностью - 46 человек.
2. Преподаватели вуза - 150 человек.
В основе выбора респондентов из генеральной совокупности лежала квотная выборка. Методом сбора первичной социологической информации явилось анкетирование. Анкета состояла из открытых, закрытых и полузакрытых вопросов.
Основными принципами полевого исследования являлись доверительность и анонимность, что достигалось следующими условиями:
- опрос проводился только в группах методом раздаточного анкетирования;
- респондентам предварительно сообщалось об условии анонимности анкеты;
- анкетеры не проверяли полноту и правильность техники заполнения анкет в присутствии анкетируемых (незаполненные или неправильно заполненные анкеты выбраковывались при их обработке и вводе данных).
Обработка информации происходила с помощью программного пакета SPSS и представляет собой линейное распределение данных и корреляционный анализ.
Результаты показали, что на различных факультетах АГУ обучается 68 студентов с инвалидностью. Наиболее распространенной формой обучения является очная - 40 чел., 28 студентов обучаются заочно. По видам инвалидности студенты распределились следующим образом: по общему заболеванию (57,6 %), с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (27,3 %), с нарушениями зрения (12 %), с нарушениями слуха (12 %).
Большинство респондентов из числа преподавателей и здоровых студентов позитивно относятся к включению студентов с инвалидностью в ВУЗовское пространство. Так, 60 % опрошенных студентов с нормальным здоровьем общаются с людьми с инвалидностью, однако 40 % не знакомы с этикетом общения с незрячими, с маломобильными гражданами.
Анкетирование преподавателей ВУЗа выявило ряд несоответствий: так, с одной стороны, 87 % преподавателей ответили, что учитывают разные образовательные потребности студентов, используя в своей работе различные подходы и стратегии, но, в то же время, 44 % не знакомы с содержанием понятия «особые образовательные потребности». Кроме того, при опросе студентов с инвалидностью выяснилось, что 38,4 % не считают, что учебные материалы адаптированы к их возможностям.
Следует отметить, что 70 % преподавателей указывают на то, что им необходимо обучение новым методам организации педагогической деятельности в рамках инклюзивного образования и использованию специальных дидактических средств для студентов с ОВЗ.
О наличии трудностей при прохождении практики ответили утвердительно 34,6 % респондентов с инвалидностью.
При ответе на вопрос о том, необходимо ли создавать общую среду, доступную для всех обучающихся, 80,3 % преподавателей, 68 % студентов без
нарушений здоровья и 76,95 % студентов с инвалидность ответили утвердительно.
Значительное меньшинство в каждой из группы респондентов придерживаются мнения о необходимости создания специальных условий только для лиц с инвалидностью, отдельно от общей среды.
Однако, в ходе бесед о том, что для этого необходимо сделать, выяснилось:
- 65 % здоровых студентов и 27 % преподавателей не знакомы с понятиями «доступная среда», «универсальная образовательная среда»;
- 58 % студентов с инвалидностью не владеют информацией о Государственных программах поддержки лиц с ОВЗ в РФ;
- 54 % студентам с инвалидностью не известны ресурсы для поддержки обучения в ВУЗе;
- готовы принимать участие в изучении доступности среды ВУЗа 68,5 % здоровых студентов и лишь 23 % студентов с инвалидностью.
Обнаружены незначительные различия в уровне удовлетворенности студенческой жизнью между группой «здоровых» и испытуемых с инвалидностью на уровне значимости р < 0,05 (сравнение выборок осуществлялось с помощью /-критерия Стьюдента):
- полностью удовлетворены 34 и 27 % соответственно;
- частично не удовлетворены 15 и 12 % соответственно;
- совсем не удовлетворены только 3,4 % здоровых студентов.
Помимо анкетирования были проведены беседы с представителями всех трех групп, в ходе которых выявилась потребность студентов с инвалидностью в помощи при овладении способами эмоциональной саморегуляции, в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, в поддержании комфортного психологического климата в студенческой группе.
Большинство респондентов имеют небольшой опыт общения с инвалидами и лицами с ОВЗ (75 %), но лишь 45 % знакомы с этикетом общения. Здоровые респонденты полагают, что студенты с инвалидностью нуждаются в индивидуальном помощнике на занятии (77 %), в то же время ни один студент с инвалидностью не подтвердил данной необходимости. Студенты с инвалидностью указали на трудности в процессе обучения (31 %) и на психологические барьеры при общении с преподавателями (20 %).
Выводы.
Полученные данные позволяют утверждать, что совместное обучение здоровых студентов и лиц с инвалидностью положительно принимается подавляющим большинством респондентов. Преподаватели указывают на то, что инклюзия способствует повышению уровня толерантности у здоровых студентов к лицам с ОВЗ, а у самих студентов с инвалидностью - формированию адаптивных черт личности и общественного поведения, навыков выполнения основных социальных ролей, умения перейти от индивидуальных действий к коллективным, навыков не-
конфликтного взаимодействия с партнерами по занятию.
Вместе с тем был выявлен ряд проблем:
1) информация об абитуриентах и студентах с ОВЗ разобщена между учебным управлением, отделом студенческого самоуправления, поликлиникой по месту жительства, приемной комиссией, что создает трудности в организации их сопровождения;
2) отсутствуют данные о потребностях в специальных средствах обучения, в адаптации существующих методов обучения и контроля;
3) система контроля и оценивания знаний студентов с ОВЗ не адаптирована к их особенностям. В образовательной среде ВУЗа недостаточно сформирована коррекционная и реабилитационная составляющие: чаще применяются общие методические приемы либо к студенту-инвалиду предъявляются заниженные требования;
4) проблемы межличностных и межгрупповых взаимоотношений и взаимодействий в инклюзивных студенческих группах требуют более детального изучения;
5) преподаватели, участвующие в инклюзивном процессе, недостаточно осведомлены об имеющихся особых образовательных потребностях студентов-инвалидов, часть из них недостаточно понимают философию и миссию инклюзивного образования;
6) необходима разработка системной и комплексной прогнозно-аналитической оценки инклюзивного процесса в ВУЗе.
Меры, предпринимаемые для решения выявленных проблем:
- в ВУЗе ведется и ежегодно обновляется статистика по группам инвалидности, распределению по специальностям и формам обучения;
- создан координационный совет из преподавателей всех факультетов, на которых обучаются студенты с инвалидностью;
- проводятся обучающие семинары для преподавателей ВУЗа и профильных колледжей. Проведены семинары для студентов с ОВЗ по изучению нормативно-правовой базы инклюзивного образования.
В 2015 г. представители 17 факультетов АГУ прошли курсы повышения квалификации в дистанционном формате по программе «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий», проведенного Московским городским психолого-педагогическим университетом. Эти преподаватели стали координаторами по работе со студентами с инвалидностью и ОВЗ в ВУЗе.
По завершению дистанционных курсов в АГУ были организованы краткосрочные курсы повышения квалификации для всего профессорско-преподавательского состава университета силами координаторов.
В рамках недели науки в АГУ ежегодно проводятся межфакультетские научно-практические семинары по распространению знаний о принципах универсального образовательного дизайна и их импле-ментации в образовательный процесс.
Выполняется ряд бакалаврских работ, магистерских диссертаций, изучающих проблемы лиц с ОВЗ и инвалидностью. В рамках НИОКР преподавателей и студентов проводится разработка вспомогательных средств для лиц с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата.
Изучается международный опыт. Налажено научное сотрудничество с французским университетом Париж - 8, лабораторией информационно-коммуникационных систем. Преподаватель АГУ закончил в этом университете магистратуру по программе «Информационные технологии и инвалидность», что позволило внедрить адаптированные французские информационные программы обучения детей с тяжелыми двигательными и речевыми нарушениями, начать разработку собственных программных продуктов и внедрять их в педагогический процесс образовательных организаций г. Астрахани для лиц с ОВЗ.
Преподавателями и студентами АГУ в ходе разнообразной социокультурной деятельности планомерно формируется инклюзивная культура в учебных группах, благодаря чему постепенно складываются толерантные типы установок, ценности и формы межличностной коммуникации между студентами с разными возможностями.
Итак, устранение психологических барьеров и совершенствование образовательной среды, доступной для всех студентов, независимо от их индивидуальных особенностей, способствует построению инклюзивного пространства университета, оптимизации самого образовательного процесса. Необходимы дальнейшие исследования для разработки научно-методического сопровождения, методических руководств по организации и содержанию деятельности инклюзивного профессионального образования.
Литература
1. Баева, И. А. Общепсихологические категории в практике исследований психологической безопасности
образовательной среды / И. А. Баева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - №128. - С. 27-39.
2. Денисова, О. А. Миссия вуза в формирования детерминантов региональной готовности к инклюзивному образованию / О. А. Денисова, О. Л. Леханова, // Вестник Дальневосточного федерального университета: психологические и педагогические науки. Вып. 6: Комплексное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: проблемы и перспективы: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Владивосток, 28-29 апреля 2015 г.) / под ред. И. В. Носко. - Владивосток, 2015. -С. 32-36.
3. Денисова, О. А. Подготовка педагогических кадров к осуществлению инклюзивного образования / О. А. Денисова, О. Л. Леханова, В. Н. Поникарова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - №1. -Т. 4. - С. 109-112.
4. Денисова, О. А. Современные тенденции высшего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / О. А. Денисова, О. Л. Леханова, В. Н. Поникарова // Методология и стратегии развития современного образования: Материалы Меж-дунар. науч. конф., Минск, 11 декабря 2014 г. / отв. ред. Л. А. Худенко. - Мн., 2015. - С.140-144.
5. Денисова, О. А. Создание универсальной среды как условие интеграции лиц с ОВЗ в образовательное пространство вуза / О. А. Денисова, О. Л. Леханова, В. Н. Поникарова // Специальное образование: материалы IX Меж-дунар. науч. конф., 24-25 апр. 2013 г. / под общ. ред. В. Н. Скворцова. - СПб., 2012. - Т. II. - С. 102-105.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175 « О государственной программе Российской Федерации « Доступная среда на 20112015 годы».
7. Симонова, Т. Н. Внедрение принципов «Универсального дизайна» в инклюзивное пространство вуза / Т. Н. Симонова // Инновационная педагогика предметных технологий: проблемы и перспективы: Всероссийская научно-практическая конференция / под ред. проф. Т. Н. Прохоровой. - Астрахань, 2013, - С. 188-192.
УДК 376.112.4
С. В. Несына, Н. В. Старовойт
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДЕТЯХ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье содержатся результаты исследования представлений педагогов о детях с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании участвовали 76 педагогов дошкольного образования Калининграда и области.
Готовность к инклюзивному образованию, представления о детях с ограниченными возможностями здоровья, педагоги дошкольного образования.
The article contains the results of the research of teachers' representations about children with disabilities. 76 kindergarten teachers from Kaliningrad and the region have participated in the research.
Readiness for inclusive education, representations about children with disabilities, kindergarten teachers.