ной отчетной документацией; другие (ресурсообеспечен-ность и ресурсовоспроизводство контрольно-диагностической деятельности, учет личностных и корпоративных интересов ее участников, адаптивность морально-психологического микроклимата в контролируемом коллективе) - субъективно-оценочные, базирующиеся исключительно на собственных умозаключениях и выводах анализирующего лица.
В этой связи использование критериальной основы оценки рациональности контроля в ОУ должно быть:
- полносоставным (по всем указанным критериальным позициям);
- системным (комплексным, интегративным);
- технологичным (с применением адекватных форм, методов, приемов и средств диагностики).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дегтерев Е. А., Синицын Ю. Н. Управление современной школой. Вып. VIII. Педагогика здоровья: учеб.-метод. пособие для руководителей, методистов, учителей и преподавателей общеобразоват. и специализир. учеб. заведений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Учитель, 2005. 224 с.
2. Третьяков П. И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. М.: «Скрипторий 2003», 2004. 568 с.
УДК 373.2 ББК 74.1
ПАРТНЕРСТВО ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
PARTNERSHIP BETWEEN A KINDERGARTEN AND PARENTS OF THE PRE-SCHOOL AGE CHILDREN IN BILINGUAL TRAINING
К. Ю. Солдатенко
В статье представлена и обоснована модель образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, способствующая обучению, воспитанию и развитию старших дошкольников на этапе раннего изучения иностранного языка. Описываются основные принципы, формы и методы успешного сотрудничества педагога и родителей детей в процессе билингвального образования.
Ключевые слова: образовательная среда, образовательное пространство, форма взаимодействия.
K. Yu. Soldatenko
The article is devoted to the model of kindergarten's educational space that contributes to training and development of senior pre-school age children on the primary level of learning a foreign language. Main principles, forms and methods of pedagogical partnership during bilingual education are being described.
Keywords: educational environment, educational space, form of partnership.
В условиях модернизации российского образования огромное значение приобретает феномен поликультурного воспитания. Согласно Закону РФ «Об образовании» 2012 г., «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [1, с. 95].
Для успешного осуществления этой ответственной работы в дошкольных учреждениях огромное значение имеют дополнительные образовательные услуги, которые прежде всего направлены на реализацию потребностей семьи и общества.
В рамках дополнительной программы педагог английского языка помогает старшим дошкольникам овладеть способами речевой деятельности, поэтому в условиях ДОУ главной целью билингвального образования выступает приобретение коммуникативной компетентности.
Также при подготовке ребенка к школе необходимо формировать у него познавательный интерес к учебной деятельности, к изучению нового языка, стремление к знанию, к быстрому выполнению трудных заданий.
Готовность к школьной жизни связана еще с одной стороной: умением жить в коллективе, быть жизнерадостным, доброжелательным, толерантным, проявлять внимание и уважение к окружающим людям и другим народам.
Дошкольное учреждение представляет для ребенка среду, в которой реализуются его потребности, в том числе и коммуникативные.
В соответствии с ФГОС ДО «образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия» [2, с. 6-7].
Вместе с тем организованное образовательное пространство ДОУ состоит из трех взаимосвязанных субъектов: воспитателей, родителей и детей, то есть его основной структурной единицей выступает их взаимодействие по схеме «педагог - ребенок - родитель». Комплексное образовательное воздействие основано на совокупности данных взаимосвязанных пространств внутри дошкольного учреждения.
Учитывая эти соображения, нами была разработана модель образовательного пространства ДОУ, способствующая обучению и развитию старших дошкольников при изучении нового для ребят языка (см. рисунок).
Основной целью модели мы считаем проектирование условий обучения детей дошкольного возраста в процессе билингвального образования.
Исходя из описания специфики функционирования данной системы, мы пришли к пониманию цели и назначения выделенных пространств всех субъектов: родители дошкольников формируют социальный заказ в виде общественной потребности в изучении английского языка, педагоги являются реализаторами образовательных услуг (в нашем случае - дополнительных) на уровне государства, а дети выступают как потребители оказываемых ДОУ дополнительных образовательных услуг по обучению, воспитанию и развитию.
В настоящее время педагог по английскому языку выстраивает свою педагогическую деятельность, опираясь на помощь и сотрудничество с родителями детей. Семья воздействует на ребенка постоянно и располагает неограниченными возможностями формирования его личностных качеств. Поэтому одной из главных задач детского сада является объединение усилий преподавателя, детей и родителей.
В связи с этим отметим принципы взаимодействия ДОУ с родителями ребят:
1) доброжелательное общение педагога с родителями. Положительный настрой является прочным основанием, на котором строится партнерство учителя с семьей ребенка;
2) индивидуальный подход. Педагог, взаимодействуя с семьями воспитанников, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей, а также успокоить, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации;
3) партнерство, а не наставничество. Позиция наставления и пропаганды педагогических и методических знаний на сегодняшний день не принесет положительных результатов в работе педагога. Эффективнее будет созда-
ние атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, демонстрация заинтересованности учителя в ее проблемах и искреннее желание помочь;
4) серьезная подготовка. Любое мероприятие по работе с родителями педагогу необходимо тщательно и серьезно подготовить;
5) динамичность. В зависимости от потребностей и запросов родителей должны меняться формы и направления работы педагога и всего ДОУ с семьей.
Успешное партнерство учителя английского языка и родителей старших дошкольников в первую очередь зависит от его профессиональной компетентности: готовности к творческой, инновационной деятельности, проявлению коммуникативных способностей в работе с воспитанниками и их семьей.
При этом одной из современных форм взаимодействия с семьями воспитанников является родительское собрание, главное предназначение которого - ознакомление родителей с деятельностью кружка английского языка, с результатами диагностики; быстрое получение разнообразной информации о детях, изменениях режима работы кружка и т. д. Как система педагогического просвещения родительское собрание проводится в разнообразных формах:
• собрания-лекции. Включают в себя: выступление педагога по английскому языку, показ фотографий, рисунков, дополнительной рабочей программы, индивидуальные беседы и консультации;
• ролевые игры по различным темам и проблемам;
• научно-методический журнал - педагогическое просвещение родителей на определенную тему. Часть журнала по одному вопросу темы условно называют страницей. Каждая страница - это устное сообщение, которое демонстрирует педагог, используя наглядность;
• собрание-студия - обучение на теоретическом, практическом и технологическом уровнях. Такая форма собрания включает в себя элементы учения с выполнением занимательных творческих заданий;
• собрание-практикум, тренинг - включает упражнения и рекомендации по обучению детей английскому языку, может иметь вопросно-ответную форму;
• собрание-совещание - организационная форма, в рамках которой происходят разработка, обсуждение и выработка стратегии по решению педагогического вопроса. На совещании объединяется информация участников по одной проблеме и выделяется общая тенденция ее дальнейшего решения;
• ток-шоу - обсуждение актуальной темы родителями с привлечением специалистов в области изучения дошкольниками иностранного языка;
• собрание-выставка - час творчества, когда дети показывают свои творческие и коммуникативные способности в области изучения английского языка;
• круглый стол - обсуждение с родителями актуальных проблем в непринужденной обстановке;
• открытое родительское собрание, на которое приглашаются все лица, заинтересованные в решении поставленной проблемы.
Продолжительность родительского собрания не должна превышать 1 ч 20 мин, и необходимо предусмотреть занятость детей в это время. При этом важно создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и комфорта.
Рассмотрим примерные темы родительских собраний: «Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников на занятиях по английскому языку», «Изучаем английский дома», «Роль сказок при обучении английскому языку», «Учим английский в Интернете», «Изучаем английский играя», «Роль совместной работы педагога дополнительного образования и родителей в формировании элементарных навыков общения на английском языке», «Ошибки родителей при обучении детей английскому языку» и др.
Весьма актуальной формой взаимодействия педагога с родителями, открывающая дверь в мир раннего обучения английскому языку мы считаем «День открытых дверей». В этот день администрация, воспитатели детского сада, в том числе и учитель английского языка, выставляют на всеобщее обозрение семьям воспитанников свои достижения. «День открытых дверей» особенно актуален в начале взаимодействия ДОУ и семьи. Главная задача педагога на празднике - провести презентацию кружка английского языка, то есть познакомить детей и их родителей с деятельностью кружка, помещением, в котором проводятся занятия, программой обучения, по которой работает педагог, чтобы с первых минут общения вызвать у ребенка и его родителей интерес, продемонстрировать настрой на взаимодействие и эмоциональную отдачу.
Большое место в работе с родителями занимают наглядные формы педагогической и методической пропаганды, которые позволяют доносить до них справочный и информационный материал. К ним относятся:
1) стенды, родительские уголки, в содержание которых входит информация о:
- психологических, физиологических и, главным образом, особенностях коммуникации детей;
- новых исследованиях в области изучения иностранных языков старшими дошкольниками;
- современных программах, курсах, методических пособиях по обучению дошкольников английскому языку;
- соблюдении прав детства в ДОУ и семье и т. д.
Стендовая информация становится привлекательной
для родителей, если она: структурирована по направлениям, отвечает информационным запросам родителей, эстетически оформлена, содержит текст и фотоматериалы.
2) памятка - это хорошо структурированный короткий текст, напоминающий о чем-либо, а также призывающий родителей к воспитанию, обучению и развитию детей в семье и сотрудничеству с детским садом.
3) буклеты - это издание, размером в один лист, который складывается параллельными сгибами и раскрывается ширмообразно для чтения и рассматривания. Это прекрасное средство информирования родителей о достижениях в области билингвального образования дошкольников.
4) уголок краткой информации, который демонстрирует:
Рис. Модель образовательного пространства ДОУ, способствующая обучению, воспитанию и развитию старших
дошкольников в процессе изучения английского языка
- яркие строки стихотворений, пословиц и поговорок на английском языке (с переводом);
- высказывания великих ученых;
- высказывания детей на занятиях;
- фотографии ребят в процессе обучения английскому языку;
- записи песен, стихов, слов и словосочетаний для прослушивания и заучивания дома;
- успехи детей в кружковой работе;
5) рукописные газеты и журналы - рассказывают родителям об особенностях обучения дошкольников иностранному языку, о жизни ребят в кружке, дают рекомендации и советы в данной области.
6) переписка педагога и родителей - письменная форма общения, представленная в виде:
- записки - письменное сообщение, выраженное в краткой, лаконичной форме;
- личного блокнота (тетради) - письменная форма обмена информацией между семьей и педагогом;
- письма - повествование о трудностях или достижениях в обучении и развитии ребенка;
- благодарственного письма - это обращение к родителям с благодарностью за помощь в организации и проведении каких-либо мероприятий в кружке;
- открытки - это форма письменного поздравления с достижениями ребенка, а также с праздниками и успехами родителей воспитанников;
- «почтового ящика» - в него складывают вопросы, предложения, советы от родителей по разнообразным аспектам обучения английскому языку. На поступившие вопросы педагог отвечает в устной форме или оформляет на стенде для родителей;
7) объявления-приглашения на праздники, конкурсы, викторины;
8) тематические выставки - это собрание предметов (рисунков, фотографий, книг, журналов и т. п.), расположенных для обозрения детей и взрослых на определенную тему, например: «Наши увлечения», «Музей народной культуры», «Летний, осенний, зимний, весенний вернисаж», коллаж детских работ «Оригами» и т. д.
9) просмотр родителями информация о кружке английского языка на сайте детского сада в Интернете;
10) медиатека, которая включает в себя:
- электронные энциклопедии, словари;
- мультимедийные материалы к занятиям с детьми;
- программы обучения детей новому языку;
- аудио-, видео-, мультимедиаресурсы и др.;
- коллекции проектов и мультимедийных презентаций.
Помимо этого специалист направляет семью в учреждения культуры или рекомендует посетить сайты в Интернете. Рассмотрим примеры некоторых сайтов, которые являются помощниками родителям и учителям при обучении английскому языку: Mingoville (http:// www.mingoville.com/ru.html), British Council (http://learn englishkids.britishcouncil.org/ru/), Cambridge English Online (http://cambridgeenglishonline.com/), KizClub (http:// kizclub.com/) и др.
Установлению тесной связи и постоянного контакта педагога английского языка с семьей дошкольника способствуют индивидуальные или групповые беседы с родителями. Они могут проходить по их инициативе или по инициативе педагога. Преподаватель должен не только говорить сам, но и внимательно слушать собеседника, дополнять свой рассказ информацией об успехах детей, либо определенных трудностях в процессе обучения.
Следующими формами работы с семьей мы выделили оказание ей помощи через совет, консультации, семинары. Педагог консультирует родителя по его запросам, информирует о способах разрешения педагогической ситуации, об успехах и достижениях ребенка, о результатах диагностики детей в конце учебного года. В наибольшей степени интерес у родителей вызывают проблемы:
- С какого возраста лучше всего начинать изучение английского языка?
- Почему дошкольники не всегда могут повторить дома то, что изучают на занятиях в детском саду?
- Могут ли дети с нарушениями речи изучать иностранный язык?
- Как заинтересовать ребенка изучением английского языка?
- Как проходят занятия по английскому языку в детском саду?
Консультации и семинары проводятся фронтально для группы родителей или индивидуально.
Большое место в работе учителя английского языка с семьей занимают поручения, просьбы, обращенные к родителям, такие как:
- привлечение родителей к оказанию помощи в изготовлении и поиску наглядного, раздаточного, аудио- и видеоматериала;
- привлечение семей воспитанников к подготовке и проведению мероприятий, выполнению проектных и творческих заданий;
- приглашение родителей на презентации проектов и творческих работ детей;
- участие родителей в творческих заданиях;
- работа с родительским активом и т. д.
Важная форма партнерства ДОУ и семьи - совместная деятельность педагога английского языка, родителей и детей. Совместной является деятельность, возникающая при объединении людей для достижения общих целей. Рассмотрим разнообразие деятельности на занятиях по английскому языку подробнее:
1) акция - это действие, предпринимаемое для какой-либо цели (выражение гражданского протеста, благоустройства детского сада и др.). Например: выставка плакатов на различные темы с лозунгами на английском языке, беседы с детьми и родителями о предполагаемой тематике;
2) тематические вечера, посиделки («Вечер зарубежных сказок», «Поговорим об Англии», «Вечер загадок и скороговорок» и т. д.);
3) утренники в детском саду - это дни, объединяющие семьи воспитанников, педагогов по случаю какого-
Таблица
Демонстрационный стенд
ФИО Наша семья - это... Больше всего я люблю.
либо события (Рождество, День благодарения, День святого Валентина, 1 мая и др.);
4) конкурсы, викторины. Необходимо заранее ознакомить родителей с условиями конкурса, дать время на его подготовку. Итоги проведения могут быть представлены родителям в виде стенгазеты, выставки и т.п. Например: «Игра-путешествие», «Тематический КВН», «Игры-драматизации по сказкам» и др.
5) прогулки и экскурсии педагога, детей и родителей - совместное посещение театра, музея и т.д. Впечатления от совместных мероприятий можно отразить в рисунках, рассказах или оформить в книгах, стенгазетах.
6) проектная деятельность педагога, детей и родителей. Процесс проектирования включает в себя этапы:
- выдвижение идеи;
- разработка проекта реализации идеи;
- реализация проекта;
- рефлексия опыта реализации проекта.
Идеями проекта могут выступать любые предложения, направленные на улучшение билингвального образования дошкольников. Рассмотрим в качестве примеров следующие тематики проектов: «Веселые пазлы», «Театр» (теневой, настольный, магнитный, пальчиковый, театр марионеток, игрушек и т. д.), «Красная книга», «В ресторане», «Зарубежные сказки», «Разноцветный мир», «Загадочная Англия», «Путешествие в страну английского языка», «Достопримечательности Великобритании» и др.
Для получения наиболее полной информации по разным вопросам работы кружка английского языка педагог может использовать анкетирование родителей. Оно имеет такие плюсы, как быстрое получение информации и ее достоверность, а также возможность охватить всех родителей.
Исходя из вышесказанного, совершенно очевидно, что педагогическое партнерство семьи ребенка с педагогом по английскому языку в условиях ДОУ помогает родителям глубже познать особенности и общие закономерности развития своих детей.
Для повышения эффективности процесса взаимодействия учителя и родителей воспитанников мы сочли целесообразным применение следующих методов, которые позволяют снять барьеры общения и перейти к открытым, доверительным отношениям. Рассмотрим эти методы.
«Язык фотографий». Учитель раскладывает на столе фотографии (минимум 30 штук), непосредственно связанные с темой встречи (в нашем случае можно использовать тему «Обучение дошкольников иностранному языку»). Каждый родитель выбирает одну фотографию и дает обоснование своему выбору. При этом он высказывает ассоциации, мысли, чувства и устанавливает их связь с темой встречи. Количество родителей не должно превышать 15 человек, чтобы они могли свободно перемещаться в помещении. Предложенные родителям фотографии служат толчком к размышлению над темой.
«Зеркало группы». Педагог размещает на стене оформленный плакат и просит родителей по очереди представиться. Каждый родитель рассказывает о себе, а педагог в это время фиксирует данные и увлечения на плакате (см. таблицу). Родители получают общую информацию о тех, с кем они знакомятся. Другим вариантом можно использовать отдельные карточки с информацией о родителях, которые они приклеивают на плакат.
«Фамильная символика». Педагог предлагает родителям ребенка нарисовать на карточке какой-либо рисунок, изображение или символ, с помощью которого другие представители могли бы лучше запомнить фамилию. После завершения рисунка он разъясняет связь между нарисованным им символом и его фамилией. Данный метод способствует установлению в группе благоприятной психологической атмосферы, что очень важно на первой встрече. Также вместо изображения символа собственной фамилии родители могут нарисовать какое-нибудь важное событие или ситуацию из своей жизни. Другим участникам в этом случае предлагается отгадать, что это за событие, задавая вопросы, на которые даются только ответы «да» и «нет».
«Интервью в парах». Родители разбиваются на пары и берут одновременно друг у друга интервью по очереди. Затем все садятся в круг и представляют друг друга остальным. Интервью может проводиться как в свободной форме, так и с помощью вспомогательных вопросов. Примерный список вопросов для интервью на стенде: Как вас зовут? Как зовут вашего ребенка? Почему вы привели ребенка в детский сад / кружок английского языка? Почему вы считаете, что ребенок может / не может изучать английский язык? Участвуя в этой работе, родители освобождаются от необходимости представлять самих себя.
В заключение хотелось бы отметить, что такие формы работы с семьями детей позволяют педагогу английского языка в условиях ДОУ решать такие задачи, как:
- установление партнерства с родителями, отношений сотрудничества;
- объединение усилий субъектов образовательного пространства ДОУ для обучения, воспитания и развития детей;
- создание атмосферы общности интересов, что способствует сплочению родительского коллектива и других участников педагогического процесса;
- просвещение, активизация образовательных знаний, умений и навыков родителей;
- поддержка педагогической уверенности родителей и возможностей их детей;
- развитие умения анализировать собственную педагогическую деятельность;
- выбор родителями оптимального метода обучения ребенка иностранному языку, соответствующего его возрастным и индивидуальным особенностям.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон об образовании в Российской Федерации от 29. 12. 2012 г. № 273-Ф3. М.: ТЦ «Сфера», 2013. С.95.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: проект [Электронный документ]. URL: http://kortobra zovanie.ucoz.ru/novosti/13.06.14-fgos-do.pdf (дата обращения: 29.01.2014).
3. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 144 с.
4. Землянская Е. Н, Дмитриева О. А. Использова-
ние технологии тьюторского сопровождения в образовательном пространстве начальной школы полного дня // Вестн. ун-та. Гос. ун-т управления, 2012. № 18.
5. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2009. 72 с.
6. Прохорова С. Ю, Нигматулина Н. В., Евстигнеева В. И. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2012. 104 с.
7. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт.-сост. Е. В. Шитова. Волгоград: Учитель, 2009. 169 с.
УДК 374.1 ББК 76.00
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
METHODOLOGICAL BASIS OF DEVELOPMENT OF CHILDREN INFORMATION ASSOCIATIONS IN CONTEMPORARY SOCIETY
Л. Б. Доржиева
В статье рассматривается актуальная проблема развития деятельности детско-взрослых информационных сообществ, которые содействуют становлению открытого информационно-коммуникативного (диалогового) пространства и могут эффективно решать проблемы воспитания индивида, способного к самостоятельному мышлению, формированию ценностно-смысловых информационных потребностей. Автор анализирует опыт работы детско-взрослых информационных сообществ, способствующей формированию нового менталитета детей и молодежи, определяющего общество «завтрашнего дня». Результаты исследования показывают положительную динамику развития детских информационных объединений в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: детские информационные объединения, информационно-коммуникативное взаимодействие, интеграция, закономерности, принципы.
L. B. Dorzhieva
The article considers the actual problem of activity development of information communities for children and adults that contribute to the formation of open information and communication (dialog) space and can effectively solve the problems of individual's education that is capable of independent thinking and of the formation of value and meaning information needs. The author analyzes the experience of information communities for children and adults that promote formation of a new mentality of children and youth which defines the society of „tomorrow". The research results show the upward trend of children's information associations development in educational institutions.
Keywords: children information associations, informational and communicative interaction, integration, laws, principles.
Сегодня в условиях динамично меняющегося информационного общества актуальной становится задача - воспитать активного индивида, научить самостоятельно мыслить и сознательно принимать собственные решения и действовать, и в то же время формировать у него способность оставаться самим собой в той или иной жиз-
ненной ситуации. Это связано с тем, что если до сих пор человек мог за свою жизнь реализовать одну или несколько социальных ролей, то в настоящее время усиливается тенденция непрерывного обновления и увеличения количества этих ролей. Данное положение негативно воздействует на естественное состояние индивида - быть самим собой,