УДК 372
Балалиева Ольга Владимировна
соискатель кафедры педагогики и психологии Института развития образования, учитель-логопед детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников № 389, г. Екатеринбург
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ДОУ
Balaliyeva Olga Vladimirovna PhD applicant,
Education Science and Psychology Subdepartment, Institute of Education Development, Speech therapist teacher, Kindergarten of general development with foreground physical education No 389, Yekaterinburg
METHODOLOGICAL ASPECTS OF SOCIAL PARTNERSHIP DEVELOPMENT IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Резюме:
Проблемы системы дошкольного образования, появление которых обусловлено ее изменениями, требуют активного поиска и развития форм социально-педагогического партнерства как эффективного средства взаимодействия. Социальное партнерство - это цивилизованная форма социальных отношений, обеспечивающих добровольное сотрудничество при соблюдении интересов всех сторон, объединяющих усилия для достижения общих целей на основе диалога и педагогического взаимодействия, взаимовыгодного социального обмена идеями, информацией, ресурсами. Социальными партнерами, с которыми взаимодействуют ДОУ, являются социальные группы профессиональной общности (связь внутри системы, например, педагогические советы детских садов, родительская общественность), представители иных сфер (учреждений культуры, физкультуры, социальной защиты детей и т. д.), спонсоры и благотворительные организации.
Основная цель сотрудничества работников ДОУ и родителей воспитанников заключается в поиске совместного оптимального решения педагогических проблем в области обучения, развития и воспитания детей. Такого рода сотрудничество осуществляется по следующим направлениям: диагностическое, исследовательское, проектировочное, просветительское, образовательное. Автором детально описана четырехэтапная технология взаимодействия ДОУ с социальными партнерами, включающая в себя стадии выбора партнера, планирования совместных действий, реализации и анализа результатов сотрудничества. Взаимодействие всех участников образовательного процесса позволяет выделять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, обеспечивает возникновение необходимых глубинных связей между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, помогает ввести ребенка в культурное пространство.
Ключевые слова:
социальное партнерство, взаимодействие, детский сад, технология, сотрудничество, семейное воспитание, образовательный процесс, взаимоотношение, дошкольное образование.
Summary:
Problems of pre-school education system, determined by its transformation, require active research and development of forms of social educational partnership as an effective means of communication.
The social partnership is a civilized form of social relations providing voluntary cooperation with due regard to the interests of all parties working together to achieve common goals through dialogue and educational interaction, and mutually beneficial social exchange of ideas, information and resources. The social partners, which interact with preschool educational institutions, are social groups of professional community (communication within the system, for example, kindergarten teachers’ councils and parents’ communities), representatives of other spheres (cultural institutions, physical education, social protection of children and so on), sponsors and charities.
A major objective of cooperation between preschool workers and parents is to find the mutual optimal solution of educational problems in the field of training, development and education of children. This kind of cooperation is carried out in the following areas: diagnostic, research, project, upbringing and education.
The author describes in detail a four-stage technology of interaction of a preschool educational institution with social partners, which includes a stage of selecting a partner, planning cooperative activities, implementation and analysis of the results of collaboration. The interaction of all participants of the educational process allows you to highlight, recognize and solve the problems of raising children, enables essential deep relations between adults involved in bringing up, and helps to introduce a cultural space to a child.
Keywords:
social partnership, interaction, kindergarten, technique, collaboration, family upbringing, educational process, mutual relations, preschool education.
Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения, следствием которых становятся как позитивные тенденции в его развитии, так и проблемы, требующие скорейшего разрешения: обеспечение качества образования, привлечение социально-педагогических сил, ориентированных на приобретение воспитанниками комплекса ключевых компетенций: социальных, поликультурных, языковых, информационных. На научно-методическом уровне проблема определяется тем, что в современной науке и практике малоисследованным остается вопрос социально-педагогического партнерства как потенциала развития образовательной среды
ДОУ, который включает в себя ряд важных аспектов, таких как формирование и широкое использование новых вариантов методического обеспечения деятельности ДОУ, разработка интегрированных программ и технологий, интенсификация психологического сопровождения образовательного процесса [1, с. 107].
Сегодня социальное партнерство как вид межсубъектных отношений представляет собой новое явление общественной жизни.
Социальное партнерство (от фр. раг1епа1ге - участник совместных действий) - цивилизованная форма социальных отношений, обеспечивающих добровольное сотрудничество при соблюдении интересов всех сторон, объединяющих усилия для достижения общих целей на основе диалога и педагогического взаимодействия, взаимовыгодного социального обмена идеями, информацией, ресурсами. Его особенность заключается в необходимости «думать вместе и действовать сообща» (О. Конт), а суть - в признании чужих интересов как основного условия существования собственных [2, с. 30].
Такое социальное взаимодействие рядом авторов (Е.Е. Алексеевой, Т.И. Бабаевой, Т.А. Березиной, Т.А. Нежновой, А.А. Майер, И.А. Хоменко) рассматривается как объединение усилий субъектов для совместного оптимального решения педагогических проблем в области обучения, развития и воспитания детей.
Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
- партнерство внутри системы дошкольного образования между социальными группами профессиональной общности (педагогические советы детских садов, объединения специалистов дошкольных учреждений по актуальным вопросам оказания помощи детям, родителям, родительская общественность, методические объединения воспитателей из разных учреждений и т. д.);
- партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер (учреждений здравоохранения, культуры, физкультуры, общественных организаций, фондов, органов управления образованием на уровне района, города, области, службы социальной защиты семьи и детей);
- партнерство со спонсорами, благотворительными организациями (коммерческие структуры, средства массовой информации, реклама деятельности ДОУ) и другие.
Перечисленные выше и подобные им формы и уровни социального партнерства имеют полное право на существование. Однако для наших целей более продуктивным представляется рассмотрение социального партнерства первого уровня, так называемого партнерства внутри системы дошкольного образования между социальными группами профессиональной общности.
Взаимодействие детского сада и социального партнера осуществляется по следующим направлениям:
- диагностическое (изучение особенностей становления познавательной сферы, культуры современных детей);
- исследовательское (поиск и апробация интересных форм работы с детьми);
- проектировочное (совместная разработка интересных программ, методических пособий);
- просветительское (информирование педагогов и родителей);
- образовательное (создание единой образовательной среды) [3, с. 420-422].
Рассмотрим технологию взаимодействия ДОУ с социальным партнером:
1 этап - выбор партнера. Цель этапа: осуществление выбора социального партнера для решения педагогической проблемы. Основные действия: провести анализ социального окружения детского сада; принять решение о необходимости взаимодействия с конкретным социальным партнером; проинформировать социального партнера о желании детского сада осуществлять сотрудничество; получить согласие (несогласие) социального партнера на взаимодействие; заключить договор о сотрудничестве.
2 этап - планирование совместных действий. Цель этапа: разработка плана совместных действий, необходимых для решения выделенной педагогической проблемы. Основные действия: провести переговоры с социальным партнером, в ходе которых необходимо обозначить: цель взаимодействия, сроки сотрудничества (месяц, полгода, год), содержание общения, наиболее привлекательные для каждой стороны формы сотрудничества; разработать план совместных действий по решению обозначенной проблемы; согласовать разработанный план.
3 этап - реализация сотрудничества. Цель этапа: осуществление взаимодействия в рамках запланированной совместной работы. Основные действия: провести запланированные мероприятия, акции, иные формы сотрудничества; при необходимости - внести коррективы в разработанный план в случае невозможности проведения мероприятия или потребности изменения сроков его проведения; осуществить необходимое взаимодействие представителей детского сада и социального партнера в ходе подготовки мероприятий.
4 этап - анализ результативности сотрудничества. Цель этапа: определение результативности совместной работы и степени разрешения обозначенной проблемы. Основные действия: провести оценку результативности взаимодействия; определить сильные стороны сотрудничества, трудности и проблемы, возникающие в ходе совместной работы; совместно обсудить полученные результаты; принять решение о дальнейшем сотрудничестве.
В случае принятия положительного решения детский сад продолжает взаимодействие с социальным партнером и начинает осуществлять совместные действия со второго этапа.
Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения строится на том, что основную ответственность за воспитание, развитие и образование детей несут родители. Все остальные воспитательные институты: дошкольные учреждения, школы, дома творчества, музыкальные школы - должны дополнять, поддерживать, направлять их воспитательную деятельность [4, с. 161]. Такая философия требует создания и развития иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения, которые чаще всего определяются как взаимодействие и сотрудничество. Результатом такого взаимодействия становятся особые взаимоотношения между педагогами и родителями, характеризующиеся общей заинтересованностью, готовностью к контактам, доверительностью, взаимоуважением (Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева) [5, с. 427].
В трудах Т.Н. Дороновой, Т.И. Даниловой, В.М. Ивановой, О.Д. Никольской и многих других исследователей были разработаны новые подходы к реализации социально-партнерских отношений в ДОУ, формы и направления их практической реализации. Авторы предлагают свои формы и методы активизации позиций родителей по вопросам воспитания детей, сотрудничества с детским садом, описывают новые структурно-функциональные модели данного взаимодействия. Но все ученые сходятся в одном: «Семья и детский сад выступают для ребенка своеобразной школой социального поведения одновременно. Но и в этом случае семья остается для него главной опорой. Именно в семье ребенок всегда рассчитывает найти поддержку своим душевным и эмоциональным силам» [6, с. 17].
Вместе с тем практика показывает, что уровень педагогической компетентности наших родителей не позволяет им занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ. Они пока не очень хорошо осознают свои права и обязанности. Естественным следствием этого феномена является проявление таких негативных качеств, как низкая активность, высокая конфликтность, безответственность. С другой стороны, представить себе ситуацию, в которой большинство родителей займут активную позицию и начнут прямо участвовать в образовательном процессе своих детей, тоже достаточно трудно. Что не менее важно - воспитатели к этому тоже не готовы. Поэтому в сложившейся ситуации наиболее целесообразно постепенно менять ситуацию в лучшую для воспитанников сторону, а значит, способствовать установлению взаимопонимания педагогов и родителей по вопросам воспитания подрастающего поколения.
В контексте решения данной проблемы была разработана технология, характеризующая этапы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей (таблица 1).
Таблица 1 - Технология проектирования взаимодействия
дошкольного образовательного учреждения с семьей________________________________________
Этапы Цель Методы и мероприятия
Диагностический Изучение воспитателем особенностей семей и семейного воспитания дошкольников, интересов и потребностей родителей на основе психо-лого-педагогических диагностик - анкетирование «Мой ребенок», «Наша семья»; - беседа «Наша семья и ребенок»; - наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезки времени
Мотивационно- образовательный (подготовительный) Вовлечение родителей в совместную с педагогом деятельность по воспитанию и обучению дошкольников, развитие у них интереса к особенностям своего ребенка и формированию его личности - психолого-педагогическое образование семьи: программы педагогического образования («Мамина школа», «Вместе с папой», «Вместе готовим ребенка к школе», «Если Ваш ребенок плохо говорит», «Как научить детей играть», «Как организовать семейный досуг»); - помощь в разрешении трудностей семейного воспитания дошкольников
Проектировочный Постановка обеими сторонами целей и задач, определение содержания совместной деятельности по воспитанию и развитию дошкольников в семье и ДОУ - беседы; - родительские собрания, где родителям предоставляется возможность высказать свою точку зрения, поделиться идеями
Продолжение таблицы 1
Содержательно- практический (основной) Реализация оформленных задач - совместная деятельность родителей и детей: сюжетные и подвижные игры, рисование, общие поделки; - цикл игровых встреч с мамами («Вот она какая, мамочка моя», «Сильные, ловкие, смелые»); - совместное с родителями оформление групповых газет, поделок из природного материала, игрушек, фотоальбомов «У нас в семье праздник», «Вместе ходим в детский сад»
Оценочно- рефлексивный Подведение итогов взаимодействия, его результативности, планирование стратегии дальнейшего сотрудничества - совместное подведение итогов; - анализ качественных изменений, произошедших в развитии дошкольника; - самоанализ родителей в оценке результативности ребенка
Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что взаимодействие родителей и педагогов по вопросу воспитания дошкольников рассматривается как результативный аспект реализации социально-педагогического партнерства, как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие всех участников образовательного процесса позволяет выделять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает возникновение необходимых глубинных связей между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка.
Ссылки:
1. Балалиева О.В. Социально-педагогическое партнерство как условие развития образовательной среды ДОУ: теоретическое обоснование // Дискуссия. 2012. № 6 (24). С. 106-111.
2. Буева И. Социальное партнерство. Детский сад и дополнительное образование // Дошкольное воспитание. 2008. № 7. С. 30-31.
3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Проект взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с социальными партнерами. СПб., 2014. 464 с.
4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учеб. для студентов сред. и высших пед. учеб. заведений. М., 1999. 232 с.
5. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Проект взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с социальными партнерами.
6. Волошина Л., Кокунько Л. Современная воспитательная система детского сада // Дошкольное воспитание. 2004. № 3. С. 17.