Научная статья на тему 'Партизанские способы институализации искусства в XXI веке'

Партизанские способы институализации искусства в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
404
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Партизанские способы институализации искусства в XXI веке»

ности, а подлинное содержание личности неявно»61. Этот кризис способствовал обращению художников к искусству традиционных культур, которые смогли сохранить естественное отношение к миру и человеку. Современное русское искусство испытывает теперь нечто подобное. Эпоха Большого Мифа закончилась чуть больше 20 лет назад. Для истории это даже не мгновенье. Герои снова ушли в небытие, а мы снова пытаемся определить границы нового художественного пространства, вспоминая о том, что уже было когда-то. Единственное, что нам остается - верить в то, что эти поиски будут удачными.

А. Ю. Демшина

Партизанские способы институализации искусства в XXI веке

Во многих фильмах посвященных жизни после настоящего моделируется картина мира, основанная на существовании двух полюсов: центра-системы и партизан, которые либо борются с режимом или просто отстаивают право на собственное существование параллельно системе. В реальности происходит почти то же самое. В философии ХХ века с оптимизмом на партизанские формы институализации предложили Ж. Делез и Ф. Гваттари, которые в работе «Капитализм и шизофрения» пишут, что современное искусство, переживает рождение нового типа творчества, порождающего смыслы на границе с хаосом, с нелинейностью связей, антииерархичностью.

Поэтому будущее искусство это искусство ризоматики, как, например, орнаментальное искусства Востока, искусство индейцев, и еще «подпольное» современное искусство (например, битники) то есть все то, что расшатывает «древесность» и утверждает «ризоматичность62

Если обратиться к истории искусства века ХХ, то с партизанскими способами бытия искусства был связан андеграунд. Сам термин «андеграунд», как принято считать, впервые был применен в США в начале 50-х годов по отношению к радиостанциям, вещавшим «вне закона» партизанскими методами, без лицензии. Подобный английский опыт удачно отражен в кинофильме «Рок-волна». Логичным и даже символичным можно признать решение пригласить озвучивать руководителя пиратской

61 Дмитриева Н. А. Опыты самопознания // Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве XX в. М., 1984. С. 9.

62 Капитализм и шизофрения: беседа К. Клеман с Ж. Делезом и Ф. Гваттари. М.: Ad Margmem, 1994. С. 405.

радиостанции самого Севу Новгородцева. В целом развитие подпольного искусства на западе было связано в Европе и в Америке с сокрушением буржуазных ценностей, ханжеской морали. Своеобразной библией партизанского существования в эпоху 1960-х годов можно назвать произведение Абби Хоффмана «Украдите эту книгу», в которой с юмором рассказываются способы жить, путешествовать, продвигать свои идеи без денег и параллельно по отношению к закону, исходя из собственного опыта автора, принадлежавшего к течению «йо-йо хиппи».

В советское время партизанские методы стал важным инструментом выживания подпольного искусства противоречащего или просто несоответствующего официальной идеологии. В это время, подпольное искусство имело черты партизанского движения - мифологизируя, из-за недостатка информации, западную модель творчества, живя в атмосфере угрозы реального тюремного заключения. Воспринимать андеграунд этого времени только через призму политики не верно. Московские художники, участники «бульдозерной» выставки, соц-артисты, московские концептуалисты сами себя чаще всего называют нонконформистами. Однако были и такие, кто старался минимизировать свои контакты с советской реальностью. Этот менее политизированный, но гораздо более радикальный в художественном отношении вариант советского андеграунда является в большей степени ленинградским, нежели московским феноменом. Ситуация изменилась в 1990-е годы, когда как утверждает ряд исследователей, «вместе с институциональностью ушли всяческие ритуалы, инициации, художественное образование, которые были присущи не только официальной, но и подпольной культуре. Ведь и официальное, и подпольное искусство были иерархическими структурами»63.

Именно в 1990-е в России андеграунд становиться лишь одним из направлений подпольного существования, причем не самым актуальным. Отсутствие структуры «мира искусства» и цивилизованного рынка искусства, на фоне оттока зрителя из выставочных залов приводили к появлению более или менее успешных самоорганизованных творческих союзов. Кроме деятельности известной «Пушкинской 10», в Петербурге проводится большое количество квартирных выставок, используются «скво-ты». Сквот (англ. squat) - нелегально занятое помещение. Если в западной традиции это самозахват ангаров, фабрик группой людей с соответствующей идеологией, то в России это самовольное заселение в расселенные жилые дома в центре города, квартиры которого занимают под художественные мастерские, студии, и под общежития друзей и самих

63 Куприянов В., Мамонов Б., Сальников В., Чернышев А., Мизиано В.

Об институциональной биографии, нравственном выборе и целостной личности художника // Худож. журн. 2002. № 45.

творцов. На западе существуют традиции борьбы сквоттеров с муниципальными властями, ряд сквотов стали своеобразными центрами общественной жизни, и местом паломничества туристов, например, «Улей» в Париже, «Христиания» в Копенгагене, «Леонкавалло» в Милане.

Считается, что в Москве эпоха сквоттерства закончилась. 64 Хотя московская молодежь в борьбе с муниципальными властями, милицией и агенствами недвижимости все же находит места для подобных мест, например, сквот «Детский сад», образовавшийся в 2005 году в подвале бомбоубежища. В Петербурге же сквоттинг существует и сегодня. Исторически можно вспомнить коммуны в Свечном переулке, где были тусовки хиппи, пацифистов, панков, вино, музыка и танцы. «Свечной-1» («дом мира») регулярно разгоняла милиция, а «Свечной-3» практически не беспокоили. Более богемным был сквот на Фонтанке, где собирались Тимур Новиков, Борис Гребенщиков, Сергей Бугаев (Африка). Подобно западным специального сообщества сквоттеров в Петербурге не было и нет, хотя была традиция взаимопомощи в общении с милицией, разделе гуманитарной помощи. В 1996 году завершилась семилетняя борьба товарищества художников «Свободная культура» за дом №10 на Пушкинской улице, где с 1989 года селились питерские художники и музыканты. Другим сообществам везет меньше, творческое объединение «Клуб Речников» уже несколько лет меняет свое местоположение, захватывая новые здания, в конце 2003 года пал знаменитый сквот «Пекарня» в Кировском районе, где гнездились панки и анархисты. По утверждению самих сквоттеров, по информации представленной в Интернете, милиция проявила в этом случае принципиальность, потому что сквоттеры отказались платить ей дань65. В июне 2009 года власти Санкт-Петербурга выселили сквот «Пила», просуществовавший более семи месяцев. Помещение, в котором находится галерея «Башня» так же можно называть самозахва-ченным, но в отличие от классических сквотов, используется исключительно как культурно-выставочное пространство. В целом обитатели современных петербургских сквотов, опасаясь милиции, агентов по недвижимости стараются тщательно скрывать собственно местоположение.

Проблема поиска своего зрителя для современных российских художников, не ангажированных в паблисити, является одной из важнейших. К сожалению, многие наши соотечественники, попав в более цивилизованную арт-среду, за границей получают известность, оставаясь на родине невостребованными. Термин «национальное достояние» по отношению к художественным произведениям отечественных авторов слышится только при пересечении российской границы, когда же художник

64 Фрай М. Своты. ШЬ: Шр: /^Ьика. §1£. га.

65 ЦЯЬ: М1р: //^^ж gazeta. spb. ги.

находится внутри страны - ни он, ни его картины в подавляющем большинстве случаев никому не нужны. Например, работы интересного русского художника Глеба Голубецкого, успешно выставляющего на западе, вам удастся посмотреть, только будучи в Праге или Париже.

Не желая делать выставки для «галочки», многие художники ищут сегодня своего зрителя в пространстве Интернета. В Интернете происходит ранжирование в той или иной мере других людей (по представленным наборам текстов). Поэтому здесь, в «виртуальном подполье» художник получает возможность встретиться со своим зрителем параллельно с официальными не сетевыми институциями. В середине 1990-х известный мастер Медиа-арта А. Шульгин ушел в Интернет с целью избежать сложившихся механизмов власти. Как отмечает сам художник: романтический ореол из актуального искусства ушел. В значительной мере он был уничтожен художниками, творчество которых свелось к циничному выявлению и воплощению механизма успеха. Но существуют и другие пространства, отличные от современного искусства, - сетевые, неиерархические, горизонтальные, где люди могут творчески существовать, иметь аудиторию, не думая при этом о карьере и об институциональной биографии. Там есть только сообщество и инструменты обмена информацией. Люди объединяются вокруг своих тем - кино, игры, литература, получают новую работающую идею виртуального сообщества66.

Если партизаны от искусства советского периода занимались самиздатом, основателем которого считается поэт Н. Глазков, выпускали машинописные журналы, например «Синтаксис» А. Гинзбурга, современные подпольщики обживают пространство виртуальное. Другая проблема, которую позволяет решить более демократичный Интернет - не корректная представленность в официальных СМИ реальных интересов молодежи. В таком контексте самоорганизация в рамках Интернета, использование партизанских способов институализации становятся спасением для той части молодежи, интересы которой не представлены в СМИ.

Естественно, не надо идеализировать Интернет, необходимо помнить и про проблемы, возникающие в связи с его развитием: формирование Интернет зависимости, сложность правового регулирования, в том числе и в области авторского права, большое количество «флуда» и «спама», особенности проведения социологических и маркетинговых опросов, из-за сложности идентификации респондентов. При этом на субкультурном уровне виртуальная реальность оказывается хорошей почвой для создания и существования большого количества формальных и неформальных объединений, которые часто самоорганизуются параллельно и независи-

66 Шульгин А. Биографический проект в сетевом пространстве // Худож. журн. 2002. № 45.

мо от официальных институций. Неограниченные возможности общения, поиска «собратьев по разуму», не скованные возрастными или пространственными пределами, приводят к формированию сложного транскультурного и транснационального пространства. В данном поле виртуально «встречаются» как группы по интересам, существовавшие и до Интернета (любители определенного стиля искусства, профессионалы в той или иной области и др.), так и люди, чьи интересы прямо или косвенно связаны с виртуальностью, Интернетом (киберпанки, хакеры, компьютерные геймеры, художники-сетевики).

Сегодня все молодые художники, так или иначе, проходят инициации, ходят на лекции в институт Гете, выставляются на студенческих выставках, показывают работы на сезонных выставках в Союзе Художников. Все подчеркнуто институционально и бюрократизировано, поэтому не случайно падение интереса общественности к подобным мероприятиям. Как пишет о подобных мероприятиях в блоге в Интернет версии журнала НОМИ Дмитрий Новик: «Критики давно плюнули на неконцептуальный подход Манежа к ежегодной отчетной выставке питерских художников, ведущие контемпорари авторы ее изначально игнорируют. Но 10 тысяч человек за десять дней работы (когда-то «петербурги» проходили по месяцу, потом стаи постепенно сокращаться, сейчас достигнут минимум, за которым проводить их бессмысленно) - весомый аргумент»67.

Большинство молодых художников настолько заняты поиском заказов, что оставшееся время они хотят тратить на свободное творчество, самопродвижение, а не удовлетворение амбиций кураторов. Грустно, что у нас в стране параллельное, партизанское существование часто один из способов выживания иного, не обязательно андеграундного искусства. Так многих выставляющихся в подпольных условиях сложно назвать андеграундными художниками, часть из них параллельно участвует в других проектах, состоит в творческих союзах. Причина существования феномена партизанского искусства в современной России не только идеологическая, но и экономическая. После 1990-х, рынок искусства так и не сформировался в цивилизованном виде, а участие в выставках (связь с официальным «миром искусства») для многих художников осталось задачей сложно осуществимой или мало перспективной. Исключение -большие «выставки-солянки» где художник не то что может выбрать концепцию выставки соответствующую своему мировоззрению, но и сориентироваться с кругом участников. Для западных художников вопрос с кем рядом будут находиться работы в выставочном пространстве, является принципиально важным, а отказ в участии - это то, с чем часто сталкивается мировая экспозиционная практика. Для многих российских ху-

67 ЦЯЬ: М1р: //^^^ ^отЫаг! ги.

дожников, часто важна сама возможность бесплатно выставиться. Как и в советское время не все из них идейные противники выхода из партизан в официоз, а часть, как и во времена ленинградского андеграунда единственным способом собственного существования видят полный уход в подполье.

Ряд художников используют партизанские способы репрезентации как одно из направления институализации, своебразный «партизанский набег» в парблисити, например, Анатолий Осмоловский с единомышленниками совсем не случайно выбрали для перформанса Красную площадь, выложив там своими телами бранное слово из трех букв. Другой отечественный мастер эпатажа - художник Авдей Тер-Оганьян. После рубки копий икон на выставке «Осторожно, религия!» в Центре им. Сахарова он оказался в розыске, по причине возбуждения уголовного дела, за оскорбление чувств верующих. Цель подобных акций - эпатаж, корни - в западном экстремальном искусстве. Как отмечает Владимир Сальников: показательный пример - выставка «Осторожно, религия!» С первого взгляда - это столкновение прогрессивной творческой интеллигенции с реакционными клерикалами. На деле же это конфликт между художни-ками-компрадорами и населением, сопротивляющимся культуре колонизаторов. Культура оппонентов contemporary art - консервативна, но это культура сопротивления империализму США и ЕС. Следовательно, она прогрессивней культуры русских либералов68. В концепции Сальникова, художника и критика современного искусства, многие современные художники, критики и кураторы являются проводниками западной модели творчества, подлинная же задача художников партизан, борьба с американо-европейской гегемонией в искусстве, через опору на собственные ценности. В России она существует в виде русско-советской культуры.

Отдельная страница партизанского движения в современном искусстве - виды искусства, изначально возникающие как противостоящие закону, например, граффити. Граффити сегодня - вид уличного искусства, одна из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру создаваемые граффити-художниками, самостоятельный жанр современного искусства, неотъемлемая часть культуры и городского образа жизни. Во многих странах и городах есть свои известные райтеры, создающие на улицах города настоящие шедевры. До 1970-х годов граффити воспринималось как исключительно словесная форма самовыражения. Хотя в 1920-х годах, на волне революции, граффити пытались признать отдельным, «легальным» искусством К. Малевич опробовал супрематизм на кирпичных стенах города Витебска, в поисках выхода из изобразительного искусства в архитектуру. Изначально граффити сформи-

68 Сальников В. Художник-партизан // Худож. журн. 2005. № 58/59.

ровалась как партизанский вид искусства, незаконное нанесение надписей и рисунков на стены и вагоны. Сегодня Улица la rue Ordener в Париже стала настоящим музеем современного искусства под открытым небом. Каждый день здесь появляются новые граффити. Интересно, что некоторые из них созданы несколькими художниками, которые являются художниками «вне закона» и серьезно рискуют, создавая свои произведения в лучших традициях свободы самовыражения. Сегодня граффити имеет и официальное и партизанское направления. Самый яркий пример официального граффити - известная берлинская стена, для росписи которой были приглашены многие известные современные художники, для российского художника Врубеля работа «Поцелуй Горбачева и Хонеке-ра» стала визитной карточкой. Современные дизайнеры и художники (в частности компьютерные художники) часто используют элементы граффити в своих работах, стиль граффити появляется в интерьере, в одежде, им декорируется мебель, и даже фортепиано.

Партизанские методы работы ряда художников граффити приводят к столкновению с законом, органами правопорядка, муниципальными властями. Стоящие на страже закона и порядка твердят одно: роспись муниципального имущества при всей (эстетической) ценности росписи представляет серьезную угрозу обществу. Нотациями дело не ограничивается, так мэр Сочи Анатолий Пахомов в октябре 2009 года на совещании заявил, что любители спрей-арта (граффити) причиняют многомиллионный ущерб муниципальному имуществу и их надо привлекать к суду за это.

Партизанские способы институализации искусства и в XXI веке остаются для художников актуальным способом заявить о себе, не смотря на то, что об андеграунде, актуализировавшим данное течение в веке ХХ, сегодня говорить практически не приходиться. На сегодняшний день можно выделить несколько направлений в данном течении. Это использование партизанских технологий из-за специфики российского арт-рынка и развития отечественной экономике. Партизанские методы используются художниками и для привлечения внимания к собственному творчеству (персоне) или к определенным проблемам современного общества, как партизанская вылазка. С развитием Интернета актуализировалось стремление ряда творческих людей абстрагироваться от паблисити, уйти в подполье, такие личности так же пользуются партизанскими методами, создавая «партизанское виртуальное подполье». Отдельная страница - виды искусства, возникшие на стыке закона и беззакония, как например граффити, если часть художников райдеров успешно участвуют в легитимных выставках, для многих партизанские способы работы являются своеобразным кредо.

Субкультурная (в том числе и художественная) солидарность, проявляющаяся в форме традиционных и консервативных институтов или связанная с новыми, противостоящими массовой культуре объединениями,

по-видимому, становится мировым феноменом. Это защитная реакция множества людей на испытываемое или наблюдаемое ими исчезновение духовности, навязывание не характерных для них массовых, унифицирующих социокультурных стереотипов. Отказ от участия в манипулировании становится основой формирования сетевой всепланетной аудитории. Партизанские формы институализации в силу демократичности, нелинейности, становиться хорошей площадкой для солидаризации подобных объединений, формирований в культуре областей нового творческого опыта.

Г. Ю. Ершов

Пиранези советских руин: проекты Петра Белого

Петербургский художник Петр Белый известен прежде всего своими супер-оттисками - гравюрами на дереве огромного формата, которые он нисколько не боясь упреков в «несерьезности» впервые показал на выставках прошедших... в модном кафе «ЧЕ» и магазине молодежной одежды «Интерактив» на Малой Садовой (2003). В своем первом инсталляционном проекте «Сны вахтерши» (2003), специально придуманном для галереи Navicula Artis, он впервые заявил о себе как художник концептуального, пластического мышления. Его рефлексия обращена в прошлое исчезнувшей как древнее библейское царство советской цивилизации, несущей в себе мощный мифологический заряд и обладающей до сих пор притягательной эстетической силой. Хотя здесь нет прямых цитат, тем более пафоса или иронии по поводу «советского». В фантазии художника - это не более чем «станция» для путешествий «сутки через двое» в миры, к которым сам он относится не без сарказма и гротеска. Он избирает ключ - несколько тысяч кустарных штамповок поблескивают в темноте зала как наваждение дурной бесконечности, лишающей все и вся определенного смысла.

Египетская пирамида, Вавилонская башня, Колонна Траяна, Берлинская стена, покрытые, словно чешуей, рядами тысяч ключей - такая картина привиделась во сне задремавшей вахтерше. Это выставка - путешествие в пространстве одного сновидения, чудесным образом переносящего зрителя в неизвестную страну, где все жители - маленькие ключики одной системы. Галерея превращена в египетский храм, священные колонны которого выкрашены в самые характерные цвета советской бюрократической конторы (тусклый серый, казенный голубой, гнусный коричневый) и обвешаны тысячами ключей. Египетская пирамида, напоминающая о бренности человека и о преходящем времени с его неизменным «смирись, гордый человек!», тусклое подвальное освещение и темпера-60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.