Научная статья на тему 'Юбилеи знаковых событий неофициального искусства Ленинграда на культурной карте Санкт-Петербурга'

Юбилеи знаковых событий неофициального искусства Ленинграда на культурной карте Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
364
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУЦИИ / НОНКОНФОРМИСТСКОЕ ИСКУССТВО / КРЕАТИВНЫЕ КЛАСТЕРЫ / АРТ-ЦЕНТР ПУШКИНСКАЯ-10 / НОВЫЙ МУЗЕЙ / ПРОЕКТ АВАНГАРД НА НЕВЕ / CULTURAL COMMUNICATION / ART INSTITUTIONS / NONCONFORMIST ART / CREATIVE CLUSTERS / ART CENTER PUSHKINSKAYA 10 / NEW MUSEUM / PROJECT AVANT-GARDE ON THE NEVA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Демшина Анна Юрьевна

Для современной культурологии важно обращаться к анализу культурных практик развивающихся на стыке существующих дискурсов. Юбилеи неофициального искусства, прошедшие в Санкт-Петербурге в 2014-2015 гг., - уникальный пример взаимодействия различных институций: государственных и частных музеев, самоорганизованных сообществ и частной инициативы. Эти события интересны с точки зрения изучения направлений исследования актуальных коммуникативных стратегий в презентации неформальных культурных явлений и в контексте осознания нелинейности развития отечественной культуры и искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

It is important to apply to the analysis of cultural practices emerging at the intersection of the existing discourses for contemporary cultural studies. Anniversaries of unofficial art held in Saint Petersburg in 2014-2015 are a unique example of the interaction of different institutions: public and private museums, self-organized communities and private initiative. These events are interesting from the point of view of the study areas of research relevant communication strategies in the presentation of the informal cultural phenomena and in the context of awareness the nonlinearity of the national culture and the arts.

Текст научной работы на тему «Юбилеи знаковых событий неофициального искусства Ленинграда на культурной карте Санкт-Петербурга»

УДК 7.03б(470.23-25):0б.091

А. Ю. Демшина

Юбилеи знаковых событий неофициального искусства Ленинграда на культурной карте Санкт-Петербурга1

Для современной культурологии важно обращаться к анализу культурных практик развивающихся на стыке существующих дискурсов. Юбилеи неофициального искусства, прошедшие в Санкт-Петербурге в 20142015 гг., - уникальный пример взаимодействия различных институций: государственных и частных музеев, самоорганизованных сообществ и частной инициативы. Эти события интересны с точки зрения изучения направлений исследования актуальных коммуникативных стратегий в презентации неформальных культурных явлений и в контексте осознания нелинейности развития отечественной культуры и искусства.

Ключевые слова: культурная коммуникация, художественные институции, нонконформистское искусство, креативные кластеры, арт-центр Пушкинская-10, Новый музей, проект Авангард на Неве

Anna Y. Demshina

The anniversaries of significant events of unofficial art of Leningrad on the cultural map of Saint Petersburg

It is important to apply to the analysis of cultural practices emerging at the intersection of the existing discourses for contemporary cultural studies. Anniversaries of unofficial art held in Saint Petersburg in 2014-2015 are a unique example of the interaction of different institutions: public and private museums, self-organized communities and private initiative. These events are interesting from the point of view of the study areas of research relevant communication strategies in the presentation of the informal cultural phenomena and in the context of awareness the nonlinearity of the national culture and the arts.

Keywords: cultural communication, art institutions, nonconformist art, creative clusters, art center Pushkinskaya 10, New Museum, project Avant-garde on the Neva

Современная культурная жизнь Санкт-Петербурга представляет собой многогранный процесс, в котором реализуются многочисленные культурные проекты, поддерживаемые различными институциями. Сегодня Санкт-Петербург - город, в художественной жизни которого пытаются сосуществовать актуальные художественные практики с академизмом, причудливо проявляются заявившие о себе еще в советский период тенденции нонконформизма. Выявить и описать это многообразие, проследить значимость реализации этих проектов для культурной жизни города - увлекательная и благодатная почва для культурологического исследования.

Важными событиями на культурной карте города стали мероприятия, посвященные трем знаковым событиям искусства: 50-летию выставки «Такелажников» в Эрмитаже, 40-летию выставки неофициального искусства в ДК им. И. И. Газа и 25-летию арт-центра «Пушкинская-10»2. Наиболее значимыми событиями стали: конференция «Территория свободы», прошедшая 10 ноября 2014 г. (организаторы - Государственный Эрмитаж и арт-центр «Пушкинская-10»3), выставка «Пушкинская-10. Территория свободы» в Рус-

ском музее, которая была открыта с 26 ноября 2014 г. по 11 января 2015 г. (организаторы -Государственный Русский музей и товарищество «Свободная культура», при поддержке Комитате по культуре Санкт-Петербурга) и выставка «Ленинградский андеграунд», приуроченная к 40-летию выставок неофициального искусства в Ленинграде, проходившая с 4 января по 12 апреля 2015 г. в Новом музее (организаторы - Новый музей и Исаак Кушнир, куратор проекта «Авангард на Неве»).

Эти мероприятия интересны с нескольких точек зрения. Во-первых, комплексная презентация неофициальных художников в авторитетных художественных институциях -показатель того, что развитие официального и неофициального искусства в топохроне города воспринимается как целостный процесс, в котором на первый план выходят категории художественной ценности. Ленинградский андеграунд видится важной частью общей истории отечественного искусства, а не только феноменом интересным с социокультурной точки зрения. Во-вторых, эти мероприятия - замечательный пример взаимодействия различных институций: государственных и негосударственных, коммерческих и не-

157

А. Ю. Демшина

коммерческих организаций, частной инициативы. В-третьих, в современной культурной ситуации давления массовой культуры важна демонстрация традиций опыта самоорганизации творческих личностей как исторический пример и как актуальный в современных условиях социокультурный опыт.

Если рассматривать социокультурный аспект презентации неофициального искусства в актуальной практике, то это показательный пример того, как оно развивалась и что было достигнуто в рамках самоорганизации и консолидации художественного сообщества в нашем городе. Художественное сообщество - это не только художники, но и зрители, критики, коллекционеры, меценаты. Ведь наличие оппозиции в современной ситуации, когда вместо различий давно пришли различания (термин Ж. Деррида), видится площадкой, на которой создаются альтернативные сценарии развития, апробируются экспериментальные практики. Часть из них остается локальным феноменом, другая часть превращается в актуальную тенденцию. Поэтому поддержка альтернативных творческих площадок, создание культурных индустрий и кластеров - перспективное направление развития культурной политики во многих странах: «Рост и включение во все области жизни креативности и инновационности должны были отличать Британию в XXI в. Документ по картированию стал важным примером для правительств и городов Европы, в особенности в странах-членах ЕС. Но этот процесс коснулся не только Европы и США. Страны Латинской Америки и ЮгоВосточной Азии XXI в. увидели здесь новые идеи для динамично развивающихся союзов культуры, экономики и новой волны модерни-зации»4.

Креативный потенциал становиться таким же важным фактором экономического развития страны или региона, как материальные ресурсы, образовательный ресурс, туристический потенциал и географическое положение. О важности совершенствования системы управления процессами культурного развития говорится в Указе Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении „Основ государственной культурной политики"»: «Культура России - такое же ее достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире»5.

Формируя современные культурные

индустрии, необходимо учитывать опыт, имеющийся в сфере деятельности негосударственных художественных институций и взаимодействия их с официальными.

Во второй половине ХХ в. в России получил развитие уникальный феномен - развитие альтернативной неофициальной художественной культуры. Формирование внутри ленинградского подпольного искусства «школ» и «кружков» было важной частью андеграунда. Для человека, не жившего в Советском Союзе, трудно понять всю значимость этого феномена. Официально «художниками» тогда считались только члены Союза художников, единственным направлением искусства - социалистический реализм. Если ты официально не был художником, ты не имел права иметь свою мастерскую, продавать или показывать свои произведения и был обязан иметь другую работу. За инакомыслие человека могли арестовать, посадить в тюрьму. Советская система провоцировала сакрализацию произведения искусства: подвергая цензуре, уничтожению, сжигая предметы искусства, там самым признавала его идеологическую и телесную ценность, а Художник, Поэт, Писатель виделись носителями сакрального знания. В советский период отечественные неофициальные художники ориентировались скорее на развитие идей, начатых в рамках модернистского проекта. Это было практически несинхронно поискам европейских, американских творческих личностей в рамках постмодернистской парадигмы, направленной на поиск бытия в ситуации постмодернизма. На практике отдельные связи с западной культурой и искусством существовали, но в целом можно говорить о мифологизации актуального западного искусства. Важно отметить, что уход в андеграунд и поиски форм самоорганизации в нашем городе практически не были связаны с политикой, а были выражением социальной и/или творческой позицией личности6. С. Ковальский отмечает: «Важным для нас была возможность выставляться, обсуждать вопросы, связанные с искусством и культурой, которые не укладывались в стандарт соцреализма»7. Основой движения стала установка на плюрализм и демократические ценности, свободу самовыражения творческой личности. Поэтому, когда неофициальное искусство было представлено на выставках в ДК имени И. И. Газа в 1974 г. и в ДК «Невский» в 1975 г., это стало значимым событием в развитии отечественного искусства в целом, как для неофициальных художников, так и для и людей, интересующихся искус-

158

Вестник СПбГУКИ • № 4 (25) декабрь • 2015

Юбилеи знаковых событий неофи циального искусства Ленинграда...

ством. Выставки стали событиями, объединившими людей, желающих свободы творческого выражения. К 1980-м гг. культурное пространство Ленинграда, независимо от государственно-политической идеологии, формировалось под влиянием личной инициативы и деятельности организаций, представлявших широкий культурный диапазон. «Существовали на разных (официальных или полуофициальных) основаниях такие объединения, как, например, джаз-клубы „Камертон" и „Квадрат", ТЭВ, театральные семинары на квартире Бориса Понизовского, постоянно действующие квартирные выставки, литературное объединение „Клуб-81", фотоклуб „Зеркало", Клуб ка-рикатуристов-картунистов в Ленинградском дворце молодежи, театральные студии Эрика Горошевского и Николая Беляка, рок-клуб на ул. Рубинштейна, Клуб современной музыки в ДК им. Ленсовета, ТЭИИ и ряд других»8.

Частная инициатива в организации некоммерческой художественной деятельности была и остается важнейшим двигателем культуры Санкт-Петербурга. Это создавало и создает питательную среду для развития креативных личностей и создания творческих проектов. За каждым их них стоят конкретные люди. Арт-центр «Пушкинская-10» с 1989 г. стал важной точкой в мировом культурном процессе. С. Ковальский, Е. Орлов, Ю. Рыбаков объединили свои усилия для придания легитимного статуса петербургскому сквоту. Семь лет шла борьба за признание независимого арт-центра.

Другой пример, когда частная инициатива меняет культурный ландшафт города, -«Новый музей современного искусства», созданный на основе частной коллекции Аслана Чехоева. Музей создан с учетом современных технических требований к хранению и экспозиции искусства. Коллекция музея включает значимые произведения как ленинградского нонконформизма, так и современного искусства. Виктория Леонтьева (искусствовед, арт-менеджер «Нового музея») говорит, что «важным для музея являться осознание значимости целостного понимания развития отечественного искусства. Поэтому в экспозиции представлены как классики нонконформизма советского периода, так и современные художники. Эти мастера давно стали важной частью мирового искусства, их работы есть в значимых мировых и российских музейных собраниях, но практически не представлены в Санкт-Петербурге. Эту нишу и восполняет деятельность „Нового музея"»9.

Частная инициатива может реализо-

вываться не только в виде художественных институций, но и в создании конкретных проектов. Уникальный пример подобной деятельности - проект «Авангард на Неве» Исаака Кушнира. В рамках серии «Авангард на Неве» на сегодняшний день выпущено более сорока альбомов, раскрывающих различные аспекты развития неофициального искусства Ленинграда-Санкт-Петербурга. И. Кушнир -организатор важных культурных событий, значимых для российской культуры: от установки памятника академику А. Д. Сахарову на площади Сахарова до участия в организации выставки «Ленинградский андеграунд» в «Новом музее», 2015 г. Исаак Кушнир вспоминает: «Когда я попал на выставку в ДК Газа, будучи воспитанным на классическом искусстве, ничего не понял. Но осталось ощущение счастья и света. Я решил разобраться, что это за искусство и почувствовал, что здесь - люди, которые могут стать моими друзьями. Началось интересное общение, я начал коллекционировать произведения неофициального искусства. К началу 1990-х окончательно сформировались мои художественные пристрастия. Потом начали уходить из жизни яркие люди. В конце 1990-х гг. умер Рихард Васми. После смерти Владимира Шагина была выпущена небольшая брошюра с фантастическими текстами, но напечатанная отвратительным образом. И тогда я решил: если не я, то кто? Я понял, что это искусство не нужно музеям, никто ничего не делал. Это был 1999 г. С этого момента начался проект „Авангард на Неве"»10.

Перечисленные выше институции демонстрируют пример выстраивания диалога между различными коммерческими и некоммерческими организациями в рамках конкретных культурных инициатив. И. Кушнир в проект «Авангард на Неве» привлекает дизайнеров, искусствоведов, сотрудников музеев (в частности из Государственного Русского музея), художников, частных коллекционеров, коммерческие организации, художественные галереи и некоммерческие организации («Новый музей», KGallery, галерея DIDI, арт-центр «Пушкинская-10» и др.). «Новый музей» сотрудничает с Государственным Русским музеем, Государственной Третьяковской галереей, KGallery, c Петербургским благотворительным фондом культуры и искусства «Про Арте», с Центром современного искусства им. Сергея Курехина, факультетом искусств СПбГУ.

Арт-центр «Пушкинская-10» также сотрудничает с ведущими российскими музеями (Государственный Русский музей, Государ-

159

А. Ю. Демшина

ственный Эрмитаж), с большим количеством некоммерческих организаций, художественными галереями по всей России. Отдельная страница - международное сотрудничество. Арт-центром «Пушкинская-10» при помощи Б. Хазард было организовано турне художников по США, профессор славистики Ф. Кумпль помог в организации Европейский тура. Проводится совместная работа с Польским институтом в Санкт-Петербурге, зарубежными галереями и музеями. Арт-центр приобрел международную известность, активно осуществляет интеграцию русского искусства в мировой культурный процесс. В арт-центре существует постоянно действующая международная резиденция, в которой живут и работают по обмену представители многих стран. «Пушкинская-10» является членом международных организаций «Trans Europe Halles» и «Res Artis»11.

Мероприятия, посвященные трем знаковым событиям неофициального искусства Ленинграда, стали примером взаимодействия различных институций и частной инициативы. Художественная ценность произведения является самоценной, независимо от множества контекстов, в которых оно существует и интерпретируется. Многие из неофициальных художников ленинградского андеграунда к сегодняшнему дню стали гордостью российского искусства, знаковыми фигурами отечественной культуры. Выставка художников, работавших в Эрмитаже такелажниками (30-31 марта 1964 г. в галерее Растрелли Эрмитажа), - сегодня часть истории Государственного Эрмитажа. М. Шемякин, участник выставки, после этого несколько раз демонстрировал свои работы в Государственном Эрмитаже. Владимир Матвеев на конференции в Эрмитажном театре сказал: «Очень важно, что эта конференция проводится еще в год двух очень важных дат - это 25 лет арт-центра „Пушкинская-10" и такое роковое событие, как 250 лет Государственному Эрмитажу»12. Эти примеры демонстрируют тенденцию к осознанию целостности отечественной культуры и искусства.

Травма советской традиции разделения дискурсов на официальный и неофициальный в постперестроечный период почти трансформировалась в хаосмос ризоматичного события. На практике консерватизм общественности остался наследником советского периода, на фоне разделения отечественной истории искусства по признаку социальной позиции художника. В данном контексте важна позиция авторитетных музейных ин-

ституций по выстраиванию диалога между искусством и культурной общественностью. На конференции «Территория свободы» в Эрмитаже Дмитрий Озерков (руководитель проекта «Эрмитаж 20/21») определил значение Эрмитажа в этом диалоге: «Эрмитаж часто критикуют, что выставки не те, проекты не те, искусство современное показывается неправильно. Я считаю, что эта критика крайне важна, когда она обоснована, профессионально объяснена. В этой связи с моей стороны есть путь к диалогу, путь к участию в жизни города, все это для нас очень важно. Есть такой момент, такое клише борьбы художника с музеем, что он, с одной стороны, хочет попасть в него, с другой - не хочет, разрушает музей своим творчеством, но в итоге исторически оказывается в музее. Это история ХХ в., и можно сказать, что в этой борьбе музей побеждает, потому что художник смертен, музей вечен. Мне кажется, что Петербург является неким исключением в этом отношении, потому что здесь диалог между музеем и художником очень длинный, во многом бесконечный. Музей меняется, и художник меняется, но при этом определенная территория искусства и свободы остается неизменной, остается на глубинном уровне, на уровне души, на уровне профессиональных пластических проблем, тот уровень, который вербализовывать не нужно»13.

Мероприятия, посвященные юбилеям знаковых событий неофициального искусства Ленинграда, продемонстрировали еще один важный аспект особенностей коммуникаций в сфере петербургской художественной культуры: динамику целевой аудитории. Мониторинг посетителей выставок «Пушкинская-10. Территория свободы» в ГРМ и «Ленинградский андеграунд» в «Новом музее» показал, что старшее поколение больше интересуется социальным аспектом представленных произведений. Эти выставки стали поводом вспомнить собственный опыт знакомства с неофициальным искусством, поиски личных художественных пристрастий в условиях нормативного давления советской власти. Молодое поколение больше интересуется художественными особенностями произведений. Людям, не жившим в Советском Союзе, часто приходится дополнительно объяснять реалии бытия инакомыслия в советский период. Эти отличия были учтены еще при подготовке данных событий. С одной стороны, использовались современные подходы к презентации произведений искусства (формирование особого выставочного пространства, подготовка

160

Вестник СПбГУКИ • № 4 (25) декабрь • 2015

Юбилеи знаковых событий неофи циального искусства Ленинграда...

пресс-релизов, вербального и визуального сопровождения). С другой стороны, важным был искусствоведческий и историко-культурный контекст данных событий. Освещение мероприятий проходило как в СМИ (телевидение, газеты, журналы), так и в интернет-пространстве (сетевые тематические ресурс, социальные сети).

При подготовке экспозиции в Русском музее (выставка «Пушкинская-10. Территория свободы») основной кураторской идеей было понимание выставки как коллективного произведения искусства. В «Новом музее» (выставка «Ленинградский андеграунд») были использованы элементы «шпалерной» развески произведений искусства (форма экспозиции характерная для квартирных выставок советского периода и примененная на выставках в ДК им. И. И. Газа и ДК Невский). С художественной точки зрения, обе выставки продемонстрировали широкий спектр течений и направлений неофициального искусства нашего города, многообразие пластических решений и формальных поисков. На обеих выставках был представлен пласт исторического материала. В «Новом музее» частью экспозиции стал документальный фильм о выставках в ДК им. И. И. Газа и ДК Невский. В рамках выставки «Пушкинская-10. Территория свободы» прошел ряд мероприятий, творческих встреч с художниками, поэтами, музыкантами арт-центра, посвященных как истории нонконформистского искусства, так и его современному состоянию.

Включение иного, нестандартного мышления в общий культурный тезаурус - путь к взаимному духовному обогащению, соответствующему ауре современной эпохи. Оппозиции эпохи модернизма давно сменились мягким различанием: «Различание, вот благодаря чему движение означивания возможно, только лишь если каждый так называемый „присутствующий" элемент, присутствуя на сцене настоящего, соотносится с некой другой, нежели он сам, вещью, сохраняя при этом в себе метку прошлого элемента, уже подвергаясь щерблению меткой своего соответствия элементу будущему»14.

Сегодня искусство, интерпретация конкретных художественных произведений и акций, определение их рыночной стоимости, степени их влияния на общество часто оказываются в зависимости от актуализации в рамках тех или иных парадигм, коммуникативных стратегий. В современной российской культуре актуальное искусство остается отдельной сферой, развивающейся часто ис-

ключительно благодаря усилиям отдельных персон и институций. К сожалению многие отечественные художники более знакомы зарубежной публике, для отечественного зрителя они не известны. Актуальное искусство и нонконформистские традиции остаются отдельным кластером, мало интегрированным в общий культурный процесс. Поэтому жизненно необходима поддержка государством культурных индустрий и художественных кластеров. Важным моментом должна стать система законодательных льгот подобным учреждениям и принятие закона о меценатстве. Это позволит расширить поддержку культуры и искусства коммерческими организациями и стимулировать частную инициативу.

Россия имеет огромный креативный потенциал, который проявлялся и проявляется в деятельности множества уникальных творческих личностей, развитии интереснейших проектов. К сожалению, в целом можно говорить о низкой осведомленности наших соотечественников об идущих культурных событиях, об определенной консервативности аудитории и разобщенности деятельности различных институций. Поэтому столь важно изучать и презентовать имеющийся положительный опыт для объединения нестандартно мыслящих личностей и создания глобальной культурной среды. Это важно не только для деятелей искусства, но и для зрителей, ведь креативное мышление - это способ саморазвития личности. В Санкт-Петербурге есть успешный опыт создания креативных кластеров в различных формах. Ряд из них существует на частные средства, для других важной является государственная поддержка. Мероприятия, посвященные юбилеям знаковых событий неофициального искусства Ленинграда, - интереснейший и значимый пример взаимодействия различных институций и выстраивания коммуникативных связей в рамках конкретных проектов.

Примечания

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. «Коммуникативные стратегии и культурные практики в период социокультурных трансформаций», проект № 15-33-01018.

2 При подготовке статьи были использованы интервью с организаторами данных мероприятий, учитывался личный опыт автора в создании концептуальной, визуальной и дизайнерской компоненты данных событий.

3 Участниками и гостями конференции стали художники, утверждавшие ценности нонконформизма в советский период, организаторы знаковых для неофици-

161

А. Ю. Демшина

альной культуры выставок, коллекционеры произведений неофициального искусства, искусствоведы и ведущие специалисты по ленинградскому нонконформизму: А. Басин, Н. Благодатов, А. Васильев, Л. Гуревич, И. Иванов, С. Ковальский, О. Лягачев, В. Овчинников, Е. Орлов, Ю. Петроченков, Ю. Рыбаков, Д. Северюхин, Н. Суворов, М. Шемякин и др.

4 Зеленцова Е. В. Креативные индустрии: зарубеж. опыт приклад. исслед. URL: http: // mista. in. ua (дата обращения: 20. 10. 2015).

5 Об утверждении «Основ государственной культурной политики»: указ Президента РФ № 808 от 24 дек. 2014 г. // Консультант Плюс. URL: http: // base. consultant. ru (дата обращения: 20. 10. 2015).

6 Демшина А. Ю. Ленинградский андеграунд: прессрелиз выст. в Новом музее, Санкт-Петербург // Новый музей. URL: http: // novymuseum. ru (дата обращения: 20. 10. 2015).

7 Из интервью вице-президента ТСК художника С. Ковальского А. Демшиной. 2015. Март. Арх. авт.

8 Там же.

9 Из интервью арт-менеджера «Нового музея» искусствоведа Виктории Леонтьевой А. Демшиной. 2015. Март. Арх. авт.

10 Из интервью автора проекта «Авангард на Неве» Исаака Кушнира А. Демшиной. 2015. Март. Арх. авт.

11 Из интервью вице-президента ТСК художника С. Ковальского А. Демшиной. 2015. Март. Арх. авт.

12 Матвеев В. Выступление на конференции «Территория свободы». Санкт-Петербург, Эрмитажный театр, 10 нояб. 2014 г. Аудиозапись. Арх. авт.

13 Озерков Д. Выступление на конференции «Территория свободы». Санкт-Петербург, Эрмитажный театр, 10 нояб. 2014 г. Аудиозапись. Арх. авт.

14 Деррида Ж. Различание // Деррида Ж. Письмо и различие. СПб.: Акад. проект, 2000. С. 387.

162

Вестник СПбГУКИ • № 4 (25) декабрь • 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.