ЛИТЕРАТУРА
1. Свинцова Е.Ю. Защита прав потребителей в сфере рекламной деятельности в Российской Федерации. Дисс канд.юрид.наук. - Москва, 2005. - 231 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа. — URL: http://www.dissercat.com. (Дата обращения: 05.05.2019).
2. Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни. Послание Президента Республики Казахстан от 5 октября 2018 года [Электронный ресурс] - Режим доступа. — URL: http://online.zakon.kz/ (Дата обращения: 17.01.2019).
3. Мороз С.П. Защита прав потребителей. - Алматы: НИЦКОУ, 2013. - 244 с.
4. Левшина Т.Л. Основы законодательства о защите прав потребителей: Курс лекций. -М. : Юрид. лит. 1994. - 160 с.
5. ТаланцевВ.И. Защита прав потребителей: 100 вопросов и ответов. -М.: Косна-Лекс, 1996.-166с.
REFERENCES
1. Svincova E.Ju. Zashhitapravpotrebitelej v sfere reklamnoj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii. Diss kand.jurid.nauk. - Moskva, 2005. - 231 s. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa. — URL: http:// www.dissercat.com. (Data obrashhenija: 05.05.2019).
2. Rost blagosostojanija kazahstancev: povyshenie dohodov i kachestva zhizni. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan ot 5 oktjabrja 2018 goda [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa. — URL: http://online.zakon.kz/(Data obrashhenija: 17.01.2019).
3. Moroz S.P. Zashhita prav potrebitelej. - Almaty: NIC KOU, 2013. - 244 s.
4. Levshina T.L. Osnovy zakonodatel'stva o zashhite prav potrebitelej: Kurs lekcij. - M.: Jurid. lit. 1994. - 160 s.
5. Talancev V.I. Zashhita prav potrebitelej: 100 voprosov i otvetov. -M.: Kosna-Leks, 1996.-166s.
УДК 342.53
ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Жакупов Руслан Елюбаевич
Старший научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства РК, советник директора НИИ трудового и корпоративного права, магистр юридических наук, Астана, Республика Казахстан; e-mail: ruszhakup@mail.ru
Ключевые слова: парламентские слушания; национальные доклады; права и свободы человека и гражданина; контроль; мониторинг.
Аннотация. В настоящей работе представлены перспективы развития контрольных функций Парламента РК в части организации и проведения парламентских слушаний, а также повышения их качества и потенциала. По результатам обзора мнений ученых-правоведов автор делает вывод о том, что заданы довольно широкие цели парламентских слушаний. Это, как автор статьи отмечает, объяснимо кругом вопросов, которые выносятся на слушания без четких каких-либо пределов. Автором в статье указано, что парламентские слушания могут быть использованы для заслушивания национальных докладов. Правозащитная деятельность также может быть предметом парламентских слушаний. Автор полагает правильным вернуться к обсуждению необходимости закона об уполномоченном по правам человека. В целях усиления парламентского контроля могут быть активизированы общественные приемные при политических партиях, а также задействован правовой мониторинг, проводимый депутатами, парламентскими фракциями политических партий, аппаратами палат Парламента РК и уполномоченным органом. Помимо этого, автор обращает внимание на то, что авторитет и результативность проводимых парламентских слушаний зависит от того, насколько используется канал обратной связи, т.е. как исполняются сформулированные рекомендации и контролируется ли их исполнение. В случае реализации высказанных предложений и рекомен-
даций парламентские слушания будут сфокусированными, а установленная модель системы сдержек и противовесов будет дополнена совершенно новым содержанием, адекватным проводимым в стране преобразованиям в условиях президентской формы правления.
КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДАГЫ ПАРЛАМЕНТТ1К ТЬЩДАУЛАР
Жа^ыпов Руслан Елубащлы
КР Зацнама институты Куцыцтыц мониторинг орталыгыныц аза зылыми цызметкерi, Ецбек жэне корпоративтж цуцыц зылыми-зерттеу институтыныц директорыныц кецесшiсi, зацтану зылымдарыныц магистрi, Астана, Казахстан Республикасы; e-mail: ruszhakup@mail.ru
Ty^h свздер: парламенттж тыцдаулар; улттыц баяндамалар; адам мен азаматтыц цуцыцтары мен бостандыцтары; бацылау; мониторинг.
Аннотация. Осы мацалада парламенттж тыцдауды уйымдастыру жэне отказу, сон-дай-ац олардыц сапасы мен элеуетт арттыру тургысынан КР Парламентшц бацылау функ-цияларын дамыту перспективалары усынылган. Куцыцтанушы галымдар птрлершц цоры-тындысы бойынша автор парламенттж тыцдаудыц мацсаттары кец колемде цойылган деп цорытындылады. Мацаланыц авторы муны тыцдауга цандай да б1р нацты шектеулерЫз ж1бершетт мэселелердщ ауцымы айцындайтынын ескертед1. Мацаланыц авторы улттыц баяндамалар ушгн парламенттж тыцдаулар пайдаланылуы мумкгн екендтн айтады. Куцыц цоргау цызмет1 де парламенттж тыцдаулардыц тацырыбы болуы мумкт. Автор адам цуцыцтары жон1ндег1 уэк1лд1 туралы зацга деген цажеттшкт1 талцылауга цайтып оралуды жон деп корсетед1. Парламенттж бацылауды кушейту мацсатында саяси партиялар жа-нындагы цогамдыц цабылдауларды, сондай-ац депутаттар, саяси партиялардыц парламенттж фракциялары, КР Парламент палаталарыныц аппараты менуэкшетт1 орган жург1зетт цуцыцтыц мониторингт1 жандандыруга болады. Будан басца, автор отюзыетт парламенттж тыцдаулардыц беделг мен нэтижелшт кер1 байланыстыц цаншалыцты пайдаланылаты-нына байланысты екендтне, ягни тужырымдалган усыныстардыц цалай орындалатынына жэне олардыц орындалуын цадагалануына назар аударады. ¥сынылган усыныстар жэне ре-комендациялар жузеге асырылган жагдайда парламенттж тыцдаулар багытталып, ал цойылган тежемелж эр1 тепе-тецдж жуйестщ модел1 президенттж басцару нысанындагы елде журггзтетт озгергстерге сэйкес эбден жаца мазмунмен толыцтырылатын болады.
PARLIAMENTARY HEARINGS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Zhakupov Ruslan
Senior Researcher at the Legal Monitoring Center Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan, Advisor to the Director of the Institute of Labor and Corporate Law, master of law, Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail: ruszhakup@mail.ru
Keywords: parliamentary hearings; national reports; human and civil rights andfreedoms; control; monitoring.
Abstract. In this article we present prospects for the development of control functions of the Parliament of the Republic of Kazakhstan in regard with organizing and holding parliamentary hearings, as well as improving their quality and potential. Based on a review of the opinions of legal scholars, the author concludes that there are quite broad goals for parliamentary hearings. As the author of the article notes, this can be explained by the range of issues submitted to the hearings without any clear limits. The author in the article states that parliamentary hearings can be used to hear national reports. Human rights activities can also be subject to parliamentary hearings. The author considers it appropriate to return to the discussion of the need for a law on the ombudsman. In order to strengthen parliamentary control, public receptions at political parties can be activated, as well as legal monitoring conducted by deputies, parliamentary factions ofpolitical parties, staffs for the Parliament of the Republic of Kazakhstan and the authorized body. In addition, the author draws attention to the fact that the authority and effectiveness of the parliamentary hearings depends
on how the feedback channel is used, i.e. how the recommendations are executed and whether their implementation is controlled. In the case of the implementation of the proposals and suggestions, parliamentary hearings will be focused, and the established model of checks and weights system will be complemented by a completely new content, adequate to the transformations carried out in the country under the conditions of the presidential form of government.
В ст. 57 Конституции РК установлено, что каждая из Палат Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты проводит по вопросам своей компетенции Парламентские слушания. Дальнейшее регулирование парламентских слушаний отражено в Конституционном законе РК от 16 октября 1995 г. №2529 «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» (ст. 12)1, Законе РК от 7 мая 1997 г. №101-1 «О комитетах и комиссиях Парламента Республики Казахстан»2, а также регламентах Мажилиса и Сената3. Так, парламентские слушания проводятся по решению Бюро Палат постоянными комитетами Палат и могут проводиться в открытой и закрытой формах. Парламентские слушания не проводятся в дни совместных или раздельных пленарных заседаний Палат.
Парламентские слушания представляют собой организационную форму деятельности Палаты, целью которой является предварительное обсуждение важнейших вопросов, входящих в ее компетенцию [1, с. 358; 2, с. 416].
Сапаргалиев Г. С., комментируя ст. 57 Конституции РК, пишет, что их цель - предварительное обсуждение концепции законопроектов, получение всесторонней и объективной информации о ходе реализации законов, выполнении общенациональных и региональных программ по различным направлениям деятельности Правительства, министерств и ведомств, а также углубленный анализ узловых вопросов внутренней и внешней политики государства [3, с. 210].
Джакупов К.К. и Нигматулин Н.З. при комментировании той же конституционной статьи придерживаются практически единого подхода по данному вопросу. Основными целями парламентских слушаний, по их мнению, являются выявление мнения приглашенных к участию экспертов по обсуждаемым проблемам, выработка согласованной позиции и рекомендаций, способствующих качественному решению этих вопросов на законодательном уровне. Парламентские слушания,
с одной стороны, выступают одной из форм обратной связи с общественностью, а с другой - являются инструментом парламентского контроля [4, с. 330; 2, с. 416].
Турецкий Н.Н., описывая роль парламентских слушаний в законотворческом процессе, определяет в качестве их цели глубокий, критический анализ мер по дальнейшему совершенствованию законодательной, нормативно-правовой базы, обеспечивающей безусловное и эффективное выполнение комплексных проектов развития и инвестиционных проектов, повышение активности и роли депутатского корпуса в их реализации [5, с. 66]. Ученый-правовед причем подчеркивает основную их цель - получение всесторонней и достоверной информации о ходе реализации закона, о состоянии общественного мнения по проекту закона и т.д. [5, с. 68].
Абдрасулов Е.Б., Доскалов В.А. и Абдрасу-лова Г.Э. полагают, что парламентские слуша-нияпозволяютдепутатамобстоятельноизучить состояние дел в конкретных сферах с привлечением ответственных и заинтересованных лиц, принимая по итогам слушаний входящие в компетенцию Парламента решения [6, с. 111].
Свистунова Л.Ю. определяет парламентские слушания как самостоятельную организационно-правовую форму деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти, заключающуюся в коллективном, основанном на объективных позициях ученых, должностных лиц и практических работников, обсуждении значимых вопросов государственной и общественной жизни государства в целом и отдельных регионов в целях повышения эффективности деятельности законодательного органа и реализации вопросов его компетенции [7, с. 72-73].
Таким образом, заданы довольно широкие цели организации и проведения парламентских слушаний. Это, по нашему мнению, объяснимо кругом вопросов, выносимых на парламентские слушания без четких каких-либо пределов. Нельзя не сказать, что Законами
1 Конституционный закон РК от 16 октября 1995 г. №2529 «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» //Ведомости Верховного Совета РК, 1995 г., №21, ст. 124.
2 Закон РК от 7мая 1997 г. №101-1 «О комитетах и комиссиях Парламента Республики Казахстан» //Ведомости Парламента РК, 1997 г., №9, ст. 94.
3 Регламент Мажилиса Парламента РК, принятый постановлением Парламента РК от 8 февраля 1996 г. //Ведомости Парламента РК, 1996 г., №3, ст. 213-216; Регламент Сената Парламента РК, принятый постановлением Сената Парламента РК от 8 февраля 1996 г. //http://adilet.zan.kz/rus/docs/B960000002_.
«Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан» (ст. 6)4 и «О государственных секретах» (ст. 6)5 обозначен конкретный предмет парламентских слушаний - вопросы обороны и Вооруженных Сил, а также обеспечения государственных секретов. Однако в любом случае вполне допустимо данное в юридической литературе деление тем проведенных парламентских слушаний на три группы: первая - это рассмотрение актуальных, социально значимых законопроектов; вторая - использование слушаний как формы парламентского контроля над принятыми законами; третья - обсуждение социально-экономических проблем, затрагивающих интересы большинства населения [8, с. 463; 5, с. 66].
Обращаем внимание на ряд организационно-правовых вопросов, которые способны улучшить практику проведения парламентских слушаний, их сфокусировать, а также дополнят установленную модель системы сдержек и противовесов совершенно новым содержанием, адекватным проводимым в стране преобразованиям в условиях президентской формы правления.
Первое. В настоящее время парламентские слушания представляют собой тот оптимальный формат, который предпочтителен для заслушивания национальных докладов. В действующем законодательстве содержатся требования по их формированию и составлению, которые затем вносятся в Правительство и представляются Президенту. Например, национальный доклад по науке, национальный доклад о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов РК, национальный доклад о противодействии коррупции, национальный доклад о состоянии предпринимательской активности, национальный доклад «Молодежь Казахстана», государственный доклад о положении детей. Тенденция востребована. Так, для механизма обеспечения социально-трудовых прав граждан в системе социального партнерства Ха-сенов М.Х. предлагает предусмотреть в Трудовом кодексе подготовку и опубликование ежегодного Национального доклада о труде в РК, включающего ключевые показатели занятости и статистику о труде, состава трудоспособного населения, информацию о состоянии индивидуальных и коллективных трудовых отношений, о соблюдении трудового законодательства [9, с. 237].
Второе. Правозащитная деятельность может быть предметом парламентских слушаний. Сман А. считает направление одним из эффективных способов защиты прав и свобод граждан РК. Ученый-правовед отмечает наличие множества аспектов, требующих более вдумчивого и целевого подхода, а также способствование проведения слушаний дальнейшему реформированию законодательства в этой сфере [8, с. 619-620]. В этом отношении, правда, мы не проводим подробный анализ действующего законодательства и соответствующей правоприменительной практики, т.к. это, в целом, выходит за рамки настоящей статьи.
Вместе с тем применительно к раскрываемой теме хотелось бы отметить, что такие вопросы могут рассматриваться, например, в ходе правительственного часа, при рассмотрении депутатских запросов, заслушивании отчетов отдельных членов Правительства, при проведении самих слушаний. В настоящее время действует Положение об Уполномоченном по правам человека, утвержденное Указом Президента РК. В частности, в 2004 г. в положение были внесены дополнения, согласно которым Уполномоченный по правам человека был наделен правом обращения к палатам Парламента с предложением провести парламентские слушания по вопросам нарушения прав и свобод казахстанских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства по результатам рассмотрения их жалоб, а также при получении иным путем информации о такого рода нарушениях6.
В упомянутом положении не определено, какие именно вопросы нарушения прав и свобод имеются в виду, и не установлено, в каком объеме и насколько периодично они будут рассмотрены на парламентских слушаниях. Конкретизация этих вопросов, разумеется, ни в коей мере не должна влечь сужения имеющейся компетенции. Поэтому предлагается рассмотреть возможность обсуждения и инициирования закона об уполномоченном по правам человека, которым был бы отрегулирован в том числе данный блок. Это вполне закономерно в свете конституционной реформы 2017 г. Омбудсмен теперь избирается и освобождается от должности Сенатом по представлению Президента. Принятие специального закона выведет законодательство в сфере защиты прав человека и гражданина на
4 Закон РК от 7января 2005 г. №29 «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан» //Ведомости Парламента РК, 2005 г., №1-2, ст. 1; «Казахстанская правда» от 13 января 2005 г. №8.
5 Закон РК от 15 марта 1999 г. №349-1 «О государственных секретах» //«Казахстанская правда» от 19.03.99 г. №53; Ведомости Парламента РК, 1999 г., №4, ст. 102.
6 Положение об Уполномоченном по правам человека, утв. Указом Президента РК от 19 сентября 2002 г. №947//САППРК, 2002 г., №30, ст. 328.
качественно новый уровень, повысив юридическую силу в иерархии нормативных правовых актов.
Необходимо заметить, что разработка законопроекта ранее предпринималась. Как сообщает Башимов М.С., в соответствии с распоряжением Руководителя Администрации Президента РК в январе 2000 г. была создана рабочая группа, подготовившая законопроект «О Национальном Омбудсмане (Уполномоченном по правам человека) в Республике Казахстан». В мае 2000 г. законопроект был передан в Правительство, точнее в Министерство юстиции, где получил название «Об Уполномоченном по правам человека». В апреле 2002 г. проект закона «Об Уполномоченном по правам человека» должен быть внесен Правительством в Парламент. Но не был внесен. А институт омбудсмена введен Указом Президента РК. Законопроект определял статус, полномочия и основы организации правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека по защите прав и свобод человека и гражданина [10, с. 36].
Третье. Авторитет и результативность проводимых слушаний зависит от того, насколько используется канал обратной связи, т.е. как исполняются сформулированные рекомендации и контролируется ли их исполнение.
Парламентские слушания по актуальным вопросам текущего дня и вызовы для дачи пояснений представителей различных ведомств относят лишь к неформальному способу воздействия на исполнительную ветвь власти, подчеркивая их малую эффективность - решения Парламента носят рекомендательный характер и никого ни к чему не обязывают, а также дают только эмоциональную разгрузку депутатам и не способствуют решению вопросов, по существу. Причина такого положения, как считают организаторы парламентской конференции в 2001 г., кроется в отсутствии инструментов и процедур подготовки вопросов к парламентским слушаниям. Одним из решений данной проблемы может стать создание специальных комиссий для проведения парламентских расследований, итоги работы которых должны лечь в основу проводимых слушаний [8, с. 12]. На взгляд Турецкого Н.Н., функции контроля выполнения рекомендаций парламентских слушаний целесообразно было бы возложить на постоянные комитеты Парламента, т.е. на комитеты, которые и организуют эти слушания, а также предусмотреть в Регламентах Палат формат работы по заслушиванию отчета уполномоченных органов о целесообразности дальнейшего совершенствования законов на расширенном заседании
комитета [5, с. 68-69]. Ясно одно: контроль в определенной мере предстоит регламентировать.
Для того чтобы обе вышеназванные формы парламентского контроля заработали и стали действенными, следовало бы усилить использование депутатским корпусом и аппаратами палат на постоянной основе результатов правового мониторинга, в том числе на предмет своевременного принятия подзаконных актов. Мониторинг также может проводиться депутатами и парламентскими фракциями по итогам систематических встреч с избирателями и с использованием ресурсов и потенциала политических партий на центральном и региональном уровнях (например, активизация общественных приемных при партиях). Эта работа направлена на формирование независимой парламентской оценки действующего законодательства, на необходимости которой акцентирует Абайдельдинов Е.М., предлагая ввести парламентский мониторинг нормативных правовых актов [11, с. 66]. Полагаем, что депутаты будут иметь аргументированные обоснования при предъявлении претензий с их стороны к исполнительным органам. Здесь правильным было бы также привести речь Главы государства на торжественном собрании празднования 7-летия принятия Конституции РК 29 августа 2002 г.: «По старой Конституции - до 1995 года, хотя у нас и предполагалась президентская республика, по факту она была парламентской. Верховный Совет, вместо принятия необходимых обществу законов, целыми днями заслушивал отчеты министров, руководителей госорганов, угрожая им снятием, если они выразят непослушание депутатам. Правительство было па-рализовано.»7.
На основании вышеизложенного и в целях сфокусированной организации парламентских слушаний сформулированы следующие рекомендации:
1. выносить национальные доклады на парламентские слушания в Мажилис и Сенат Парламента РК (с внесением релевантных изменений и дополнений в соответствующие законодательные акты);
2. определить, какие вопросы нарушения прав и свобод, в каком объеме и насколько периодично они будут рассмотрены на парламентских слушаниях;
3. в понятийном аппарате Закона РК «О политических партиях» дать дефиницию общественных приемных, условия и порядок функционирования которых должны содержаться в уставе политической партии;
4. закрепить за уполномоченным орга-
7http://onUne.zakon.kz/Document/?docJd=30007254#pos=0;226 (по состоянию на 24 декабря 2018 г.).
ном обязанность направлять сводную информацию по итогам проведенного правового мониторинга не только в Правительство РК, но и в Мажилис и Сенат Парламента РК;
5. контроль за исполнением решений по итогам парламентских слушаний осущест-
влять в рамках отчетов членов Правительства по вопросам их деятельности и (или) в процессе представления Премьер-Министром доклада Президенту и Парламенту об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях.
ЛИТЕPAТУPA
1. Сапаргалиев Г. С. Еонституционное право Peспублики Еазахстан: академический курс. -Алматы: Жeтi Жаргы, 2QQ2. - 528 с.
2. Еонституция Peспублики Еазахстан. Научно-практический комментарий. - Астана: Фонд Первого Президента Peспублики Еазахстан - Елбасы; Еонституционный Совет Peспублики Еазахстан; Министерство юстиции Peспублики Еазахстан, 2Q18. - 64Q с.
3. Еонституция Peспублики Еазахстан. Научно-практический комментарий. - Астана: Еон-ституционный Совет Peспублики Еазахстан, 2Q1Q. - 328 с.
4. Еонституция Peспублики Еазахстан. Научно-практический комментарий. Алматы: Pари-тет, 2Q15. - 536 с.
5. Обеспечение верховенства права: новые возможности в свете глобальных изменений: матер. междунар. науч.-практ. конференции 15.Q6.2Q18 г. - Астана: ГУ «Институт законодательства Peспублики Еазахстан», 2Q18. - 36Q с.
6. АбдрасуловЕ.Б., ДоскаловВ.А., Абдрасулова Г.Э. Парламентское право. - Учебное пособие.
- Астана: 2QQ8. - 24Q с.
7. Свистунова Л.Ю. K вопросу о понятии и признаках парламентских слушаний. // Общество и право. - 2Q12. - №1. - С. 7Q-73.
8. Парламентаризм в независимом Еазахстане: состояние и проблемы: материалы междунар. науч-практ. конференции 3Q.11.2QQ1 г. - Астана: Парламент Peспублики Еазахстан, - 648 с.
9. Обеспечение прав личности в современных условиях: матер. междунар. науч.-практ. конфе-рeнции12.Q5.2Q16г. -Астана: ГУ«ИнститутзаконодатeльстваPeспубликиKазахстан», 2Q16. -245с.
1Q. Башимов М.С. Некоторые проблемы совершенствования законопроекта об омбудсмене Ka-захстана. //Вестник Института законодательства Peспублики Kaзахстан. - 2QQ7. - №4.- С. 31-5Q.
11. Абайдельдинов Е.М. Институционнаяреформа и вопросы совершенствования парламентского мониторинга в Peспубликe Kaзахстан. // Вестник Института законодательства Peспубли-ки Kaзахстан. - 2Q17. - №1. - С. 63-68.
REFERENCES
1. Sapargaliyev G.S. Konstitutsionnoye pravo Respubliki Kazakhstan: akademicheskiy kurs. -Almaty: Zheti Zhargy, 2QQ2. - 528 s.
2. Konstitutsiya Respubliki Kazakhstan. Nauchno-prakticheskiy kommentariy. - Astana: Fond Pervogo Prezidenta Respubliki Kazakhstan - Elbasy; Konstitutsionnyy Sovet Respubliki Kazakhstan; Ministerstvo yustitsii Respubliki Kazakhstan, 2Q18. - 64Q s.
3. Konstitutsiya Respubliki Kazakhstan. Nauchno-prakticheskiy kommentariy. - Astana: Konstitutsionnyy Sovet Respubliki Kazakhstan, 2Q1Q. - 328 s.
4. Konstitutsiya Respubliki Kazakhstan. Nauchno-prakticheskiy kommentariy. Almaty: Raritet, 2Q15. - 536 s.
5. Obespecheniye verkhovenstva prava: novyye vozmozhnosti v svete globalnykh izmeneniy: mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konferentsii 15.Q6.2Q18 g. - Astana: GU «Institut zakonodatelstva Respubliki Kazakhstan», 2Q18. - 36Q s.
6. AbdrasulovE.B., Doskalov V.A., Abdrasulova G.E. Parlamentskoyepravo. - Uchebnoyeposobiye.
- Astana: 2QQ8. - 24Q s.
7. Svistunova L.Yu. K voprosu o ponyatii i priznakakh parlamentskikh slushaniy. // Obshchestvo i pravo. - 2Q12. - №1. - S. 7Q-73.
8. Parlamentarizm v nezavisimom Kazakhstane: sostoyaniye i problemy: materialy mezhdunar. nauch-prakt. konferentsii 3Q.11.2QQ1 g. - Astana: Parlament Respubliki Kazakhstan - 648 s.
9. Obespecheniye prav lichnosti v sovremennykh usloviyakh: mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konferentsii 12.Q5.2Q16 g. - Astana: GU «Institut zakonodatelstva Respubliki Kazakhstan», 2Q16. - 245 s.
1Q. Bashimov M.S. Nekotoryye problemy sovershenstvovaniya zakonoproyekta ob ombudsmene Kazakhstana. // VestnikInstituta zakonoda-telstva Respubliki Kazakhstan. - 2QQ7. - №4. - S. 31-5Q.
11. Abaydeldinov E.M. Konstitutsionnaya reforma i voprosy sovershenstvovaniya parlamentskogo monitoringa v Respublike Kazakhstan. // Vestnik Instituta zakonodatelstva Respubliki Kazakhstan. -2Q17. - №1. - S. 63-68.