УДК 658
ПАРАМЕТРЫ КЛАССИФИКАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В МЯСНОЙ
ОТРАСЛИ
Пыжикова Наталья Ивановна
доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет»
Россия, г. Красноярск Титова Евгения Викторовна кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет» Ачинский филиал
Россия, г. Ачинск
Аннотация: В статье рассматриваются критерии и параметры классификации бизнес-процессов в мясной отрасли.
Ключевые слова: Бизнес-процессы, сельское хозяйство, классификация, критерии, организация, эффективность.
CLASSIFICATION PARAMETERS OF BUSINESS PROCESSES IN THE MEAT
INDUSTRY
Pijikova Natalya I.
doctor of economic Sciences, Professor, Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Krasnoyarsk
state agrarian university" Russia, the city of Krasnoyarsk Titova Evgeniya V., candidate of economic Sciences, associate Professor, Achinsk branch Federal state budgetary educational institution of higher professional education
"Krasnoyarsk state agrarian university" Russia, the city of Achinsk
Abstract. The article discusses the criteria and parameters of classification of business processes in the meat industry.
Key words. Business processes, agriculture, classification, criteria, organization, efficiency.
Сущность осуществления бизнес-процессов заключается в создании стоимости и ценности для потребителей путем исключения любых необязательных действия. Если бизнес-процесс построен правильно, то на выходе происходит увеличение ценности продукта для потребителя и рентабельности (либо происходит снижение себестоимости производства товара или услуги).
Преобразование бизнес-процессов в мясопродуктовом подкомплексе сводится к двум основным этапам:
- формирование оптимального (идеального) вида бизнес-процесса (в первую очередь основного);
- поиск наилучшего (по средствам, времени, ресурсам и т.п.) способа перевода существующего бизнес-процесса в оптимальный.
Подробная классификация бизнес-процессов имеет следующий вид:
• основные процессы;
• сопутствующие процессы;
• вспомогательные процессы;
• обеспечивающие процессы;
• управляющие процессы;
• процессы развития.
Таблица 1 - Классификация процессов предприятия мясопродуктового
подкомплекса .
Типы процессов Характерные признаки Клиенты
Основные процессы. Процессы основной деятельности 1. Назначение процессов - создание основных продуктов. 2. Результат - основной продукт или полуфабрикат для его изготовления. 3. Процессы лежат на пути создания основных продуктов. 4. Процессы добавляют продукту ценность для потребителя. 1. Внешние клиенты. 2. Конечные потребители. 3. Внутренние клиенты -другие процессы организации.
Вспомогательные процессы 1. Назначение процессов - обеспечение деятельности основных процессов. 2. Результат - ресурсы для основных процессов. 3. Деятельность процессов не касается основных продуктов. 4. Процессы добавляют продукту стоимость. 1. Внутренние клиенты -другие процессы организации.
Процессы управления организацией 1. Назначение процесса - управление деятельностью всей организации. 2. Результат - деятельность всей организации. 1. Собственники (инвесторы). 2. Потребители (клиенты). 3. Персонал (сотрудники). 4. Поставщики и субподрядчики. 5. Общество (внешняя среда).
Процессы организации * 1. Назначение процесса - организация эффективной технологической цепочки процесса, а также совершенствование взаимосвязей между частями и элементами процесса с целью внесения упорядоченности в процессы и повышения их эффективности/ 2. Результат - эффективная взаимосвязь между производственными звеньями на всех этапах жизненного цикла организации. 3. Деятельность процессов не касается основных продуктов, но организует четкие взаимосвязи между процессами 4. Процессы добавляют продукту стоимость. 1. Внутренние клиенты -другие процессы организации. 2. Персонал (сотрудники). 3. Поставщики и субподрядчики. 4. Конечные потребители.
*- предложены автором
Для конкретного предприятия отдельные этапы (процессы) могут отсутствовать или объединятся друг с другом. Например, для некоторых предприятий АПК процесс утилизации и переработки в конце срока службы не актуален, но может быть актуальным
78
«процесс утилизации и переработки отходов производства на мясоперерабатывающих предприятиях».
Общепринятая классификация, применительно к предприятиям мясопродуктового подкомплекса, по нашему мнению, должна быть дополнена таким видом бизнес-процессов, как бизнес-процессы организации», под которыми мы понимаем совокупность средств производства, технологий производства и изготовления продукции, методов
организации и управления производством, направленные на совершенствование взаимосвязей между частями и элементами бизнес-процесса с целью внесения упорядоченности в бизнес-процессы и повышения их эффективности.
При осуществлении бизнес-процесса на предприятиях мясопродуктового подкомплекса всегда используются те или иные ресурсы: человеческие (кадровые), сырьевые, технологические, технические, информационные, финансовые и пр. Бизнес-процесс формирует продукт, который должен обязательно иметь определенную ценность для потребителя, владельца индивидуального предприятия, для сотрудников.
В ходе исследования нами сделан вывод о том, что существуют некоторые общие правила выделения бизнес-процессов в организации. По характеру деятельности и отношению к создаваемому продукту, процессы организации могут быть разделены на четыре основных типа охватывающих: основные бизнес-процессы; вспомогательные бизнес-процессы; бизнес-процессы управления; бизнес-процессы развития.
Понимание сути бизнес-процесса в мясопродуктовом подкомплексе позволило нам сделать вывод о том, что бизнес-процесс не является действием, реализуемым реально в текущий момент времени. Бизнес-процесс в данном контексте можно представить как совокупность множества действий, их модель, применимую для различных предприятий отрасли. На основании этого нами впервые сделан вывод о том, что эффективность реализации бизнес-процессов - это не есть эффективность вообще; это идеальная оценка деятельности взаимосвязанных бизнес-процессов в мясопродуктовом подкомплексе. Такой подход позволил нам сделать вывод, что исполнитель бизнес-процесса не является его элементом; в данном случае он выступает механизмом, поставляющим услуги, обеспечивающим
исполнение бизнес-процесса, то есть мы делаем вывод о том, что исполнитель сам является процессом.
Список литературы:
1. Титова Е.В. Проблема управления риском в современных условиях (статья) // Проблемы развития АПК Саяно-Алтая: материалы межрегиональной научно-практической конференцию - Абакан, 2010.- с. 65-67
2. Пыжикова Н.И., Титова Е.В., Малина Е.А. Система управления рисками инновационной деятельности предприятий агропромышленного комплекса // Эпоха науки. 2015.
3. Пыжикова Н.И., Титова Е.В. Комплексная задача организации эффективного бизнес-процесса // Успехи современной науки. -январь, 2016.
4. Пыжикова Н.И., Титова Е.В. Методические рекомендации по формированию приоритетных целей предприятия АПК // Экономика и предпринимательство. - 2016.
5. Титова Е.В. Стратегия развития агропромышленного производства на основе формирования взаимодействия бизнес-процессов / Е.В. Титова, Н.И. Пыжикова, А.Е. Машнева // Успехи современной науки. - 2016. - № 1. - С. 42-45. - 0,18 п.л., авт. - 0,1 п.л.
6. Титова Е.В. Методика идентификации рисков взаимодействия бизнес-процессов в агропромышленном комплексе / Е.В. Титова, Н.И. Пыжикова, А.Е. Машнева // Международные научные исследования. - 2015. - № 4. - С. 15-18. - 0,18 п.л., авт. - 0,12 п.л.