ПАРАМЕТРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ НА 2008-2012 ГОДЫ
В.А. Степанников, Н.А. Попов
Кафедра экономической оценки и земельного кадастра Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 8/2, Москва, Россия, 117198
Масштабные социально-экономические преобразования в стране привели к существенным изменениям в аграрном секторе экономики. За годы реформ среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, сократилась на 70%, выбыло 35% сельскохозяйственных угодий, рентабельность сельскохозяйственного производства с 37% в 1990 году сократилась до 9,7% в 2006 году.
Принятие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. призвано обеспечить формирование агропродовольственной политики и реализацию государственных интересов, направленных на поддержание роста объемов производства и повышение эффективности отраслей агропромышленного комплекса.
Необходимость разработки Государственной программы определяется также исключительной значимостью сельского хозяйства в обеспечении населения качественным продовольствием, промышленности — сырьем и в содействии устойчивому развитию сельских территорий. Впервые Государственная программа предполагает системный подход к решению производственных, финансовых и социальных проблем в отрасли, что создает предпосылки для сокращения бедности и повышения продовольственной безопасности страны.
Комплексные и целенаправленные меры, принятые Государственной программой, призваны обеспечить в ближайшие пять лет повышение доходности сельскохозяйственного производства, привлечение внешних частных инвестиций, создание инфраструктуры и институтов развитых рынков, что в конечном итоге должно привести к повышению физической и экономической доступности продовольствия для населения страны.
Проблемы повышения уровня жизни сельского населения и реализации потенциальных возможностей роста сельской экономики призваны решить меры по социальному развитию сельской местности. Мероприятия по обеспечению устойчивого развития сельских территорий включают в себя комплекс мер по развитию социально-инженерной инфраструктуры села, а также меры поддержки компактной комплексной застройки и благоустройства пилотных сельских поселений.
При предоставлении средств федерального бюджета для финансирования указанных мероприятий особое внимание уделено привлечению средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и частных инвесторов.
Общий объем финансирования программных мероприятий по данному направлению на 2008—2012 гг. составит 112,4 млрд руб., что соответствует 20% от общей суммы, выделяемой на развитие сельского хозяйства из федерального бюджета.
Приоритетными направлениями использования средств федерального бюджета являются мероприятия по развитию жилищного строительства и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе с использованием механизма ипотечного кредитования, а также мероприятия по развитию водоснабжения и газификации в сельской местности. На их реализацию из федерального бюджета предполагается направить 91,3 млрд руб., что позволит обеспечить жильем 260 тыс. сельских семей и молодых специалистов, довести уровень обеспеченности сельского населения качественной питьевой водой до 60%, повысить уровень газификации в сельской местности до 54%. Кроме того, в действующую ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» будут внесены корректировки по увеличению объемов финансирования мероприятий в области образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культурнодосуговой деятельности в сельской местности. В рамках Государственной программы предусмотрена поддержка компактной застройки и благоустройства сельских поселений. Это новый вид государственной поддержки, который будет реализован на конкурсной основе в 220 сельских населенных пунктах.
Общий объем государственной поддержки за счет средств федерального бюджета при реализации проектов комплексной застройки и благоустройства сельских поселений составит 4,8 млрд руб. Реализация указанных проектов на основе принципов государственно-частного партнерства будет способствовать повышению уровня комфортности и привлекательности проживания в сельской местности, росту инвестиционной активности бизнес-структур и реализации социальных инициатив сельских сообществ.
Основными условиями увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции являются поддержание почвенного плодородия и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов. В Государственной программе предусмотрены финансирование из федерального бюджета мероприятий по восстановлению и повышению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, выполнение комплекса гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических, агролесоме-
лиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.
При этом значительно увеличиваются субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации: с 2008 года будет дополнительно выделено 2 млрд руб., и в 2012 году субсидии на данный вид поддержки составят 5,4 млрд руб. Размеры субсидий будут рассчитываться по ставке на 1 га посевных площадей, установленной исходя из возмещения на указанные цели не более 30% за счет средств федерального бюджета.
Решение проблемы формирования государственных информационных ресурсов в сфере сельского хозяйства и обеспечение доступа к ним органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса и населения будет достигнуто на основе развития информационно-коммуникационной системы агропромышленного комплекса России, автоматизированной информационной системы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, системы информации о рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая систему дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. На эти цели из федерального бюджета выделяется 4,5 млрд руб.
Развитие на федеральном и региональном уровнях учебно-методических центров позволит осуществлять переподготовку специалистов для сельского хозяйства с учетом современных экологически чистых энергосберегающих высокоэффективных технологий и обеспечит оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и населению. Реализация данного мероприятия позволит на основе единых стандартов осуществлять повышение квалификации специалистов сельскохозяйственного производства, создать систему непрерывного аграрного образования. За пять лет в данное направление будет направлено из федерального бюджета 5,1 млрд руб.
Новым направлением в формировании аграрной политики, представленным в Государственной программе, является привлечение общественных организаций — союзов (ассоциаций) к разработке проектов нормативных правовых актов, целевых программ, национального доклада о ходе и результатах реализации Государственной программы. При этом ассоциациям и союзам, объединяющим сельскохозяйственных товаропроизводителей, отводится важная роль в разработке технических заданий на технические регламенты, которые определяют требования по качеству и безопасности продукции (работ и услуг) в сельском хозяйстве, а также в разработке и внедрении национальных стандартов, унифицированных в соответствии с международными стандартами.
В качестве приоритетного направления развития отраслей сельскохозяйственного производства выбрано животноводство, что обусловлено, прежде всего, растущим спросом на животноводческую продукцию по мере ростов дохода населения. Отрасль животноводства по сравнению с растениеводством отличается более длительным производственным циклом и высокими инфраструктурными издержками. При этом на приоритетное развитие животноводства из федерального бюджета будет выделено 47,5 млрд руб., на растениеводство — 21,2 млрд руб.
Государственной программой предусмотрены инвестиционные субсидированные кредиты на строительство и реконструкцию животноводческих объектов; субсидии на возмещение части затрат на содержание поголовья овец и коз, оленей, табунных мясных лошадей. Помимо производственных целей эти меры имеют важное значение для сохранения традиционных занятий народов Севера, Сибири, Дальнего Востока и других регионов страны. Предполагается также рост поддержки племенного дела в животноводстве за счет возмещения части затрат на приобретение племенного молодняка и племенного материала сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Направления, определенные приоритетным национальным проектом «Развитие агропромышленного комплекса», получили дальнейшее развитие в Государственной программе.
В растениеводстве в качестве приоритетных направлений выбраны:
— поддержка элитного семеноводства, в результате которой предполагается к 2012 году довести площадь, засеваемую элитными семенами, до 15%;
— развитие производства рапса, льна, виноградарства и на его основе отечественного виноделия.
В основу обоснования конкретных мероприятий по данным направлениям положены целевые программы ведомства, впервые разработанные Минсельхо-зом России.
В государственной программе предусмотрено финансирование из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (4 млрд руб.) региональных программ, которые должны быть экономически значимыми для региона и не дублировать мероприятия Государственной программы.
Повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей связано, в том числе, с доступностью субсидированных кредитов. При этом, по оценке специалистов, число финансово устойчивых сельскохозяйственных организаций в связи с использованием субсидированного кредита может ежегодно прирастать на 5—7%, а прирост прибыли может составить 15% на вложенные кредитные ресурсы.
В Государственной программе расширены направления использования кредитов (займов), на которые распространяются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов — это строительство, реконструкция и модернизация тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте; мясохладобоен, пунктов по первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции молокоприемных пунктов. При этом инвестиционные кредиты (займы) на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства, включающую техническое и технологическое обновление парка сельскохозяйственной техники, выдаются сроком на 10 лет, что должно повысить коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники и энергообеспеченность отрасли при существенном увеличении применения ресурсосберегающих технологий, а также ежегодно вовлекать в хозяйственный оборот около 400 тыс. га неиспользуемых сельскохозяйственных угодий.
К 2012 году размер субсидий, полученных сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей и организации, осуществляющие первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, возрастет в 1,8 раза по сравнению с 2007 годом и составит 40,5 млрд руб., или 31,2% от общего ресурсного обеспечения Государственной программы.
Повышение доходов сельского населения и рост располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности обеспечивается в Государственной программе за счет доступа личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к субсидированным кредитам (займам). В ресурсном обеспечении Государственной программы на эти цели из федерального бюджета предусматривается выделение за пять лет 34,1 млрд руб. Впервые предусматривается государственная поддержка альтернативных форм занятости в сельской местности, включающих в себя сельский туризм, сельскую торговлю, народные промыслы и ремесла, бытовое и социально-культурное обслуживание сельского населения, заготовку и переработку дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого недревесного сырья. Субсидированные кредиты (займы) на несельскохозяйственную деятельность будут выдаваться сроком на 5 лет.
Начиная с 2009 года в 1,6 раза увеличивается государственная поддержка страхования посевных площадей сельскохозяйственных культур. Мероприятиями Государственной программы предполагается предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения 40% затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение такого вида страхования. С учетом средств бюджета субъекта Российской Федерации сумма субсидий на уплату страховых взносов по договорам страхования может составить 50%.
Основными задачами мероприятий по регулированию рынка сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия являются увеличение доли российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке, сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, а также создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции и развития товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке.
За период реализации Государственной программы долю отечественных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами предполагается довести к 2012 году до 70%.
Реализация программных мероприятий осуществляется Минсельхозом России совместно с региональными органами субъекта Российской Федерации на основе заключения соглашения, в котором предусматриваются обязательства сторон по финансированию мероприятий Государственной программы за счет средств федерального, регионального бюджетов и внебюджетных средств. При этом совокупная поддержка приоритетных отраслей может достигать 40%
от уровня понесенных затрат сельхозтоваропроизводителем, а сумма возмещения затрат из федерального и регионального бюджетов на уплату процентов по кредитам — 100%.
Для выполнения субъектами Российской Федерации показателей мероприятий Программы до 1 ноября 2007 года необходимо разработать и представить в Минсельхоз России утвержденную региональную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, что предполагает заключение соглашений между субъектами Российской Федерации и участниками мероприятий программы — конечными получателями государственной поддержки. Распределение средств федерального бюджета будет осуществляться по методике, которая также будет учитывать показатели региональных программ с целью достижения конечных результатов.
Предполагается, начиная с 2009 года, осуществлять из федерального бюджета финансирование мероприятий, предусмотренных в Программе, исходя из уровня дотационности бюджетов субъектов Российской Федерации, что накладывает дополнительные обязательства на расходную часть региональных бюджетов.
В соответствии с Законом «О развитии сельского хозяйства» установлен эффективный механизм оценки и контроля за ходом реализации Госпрограммы. Ежегодно оценка результатов ее реализации будет осуществляться экспертной комиссией. В ее состав будут входить представители отраслевых союзов и ассоциаций сельхозпроизводителей и потребителей сельскохозяйственного сырья и продовольствия, представители федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации.
Ежегодно Минсельхоз России будет готовить Национальный доклад о ходе и результатах реализации Государственной программы и после его утверждения Правительством направлять в Федеральное Собрание.
PARAMETERS OF THE STATE PROGRAM OF DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURE AND REGULATION OF THE MARKETS OF AGRICULTURAL PRODUCTION OF RAW MATERIAL AND THE FOODSTUFFS FOR 2008-2012
V.A. Stepannikov, N.A. Popov
Department of economic estimation and ground cadastre Russian People’s Friendship University
Miklucho-Maklay srt., 8/2, Moscow, Russia, 117198
Scale social and economic transformations to the country have led to essential changes in agrarian sector of economy. For years of reforms mid-annual number of the workers borrowed in an agricultural production, was reduced to 70%, has left 35% agricultural grounds , profitability of an agricultural production with 37 in 1990 was reduced up to 9,7% in 2006.