Вообще, можно задаться вопросом, какие не принудительные меры (социальные и экономические) могут быть использованы для снижения привлекательности криминальной деятельности? Например, как признано в других странах, больше возможностей трудиться либо учиться, удерживает молодежь от совершения преступлений.
Эти вопросы, а также результаты проведенного исследования будут освещены более подробно в процессе выступления на секции, планируемой конференции.
ЛЫСОЧЕНКО А.А.
ОЦЕНКА РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОВНЕ РЕГИОНА
Агропромышленный комплекс России играет ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности и поддержка государственным институтом власти его развития в современной экономике остается необходимым условием его функционирования.
Сельскохозяйственное производство обладает рядом специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на формирование системы управления и государственной поддержки. К основным специфическим особенностям можно отнести: зависимость от природных условий; сезонный характер производства и денежных поступлений; замедленный по сравнению с промышленностью кругооборот и оборот фондов; использование в качестве средства производства - земли; различия в формах собственности; особенности технологий производства, связанные с живыми организмами.
Имеются и другие особенности, обусловливающие специфику в организации управления: различия между городом и деревней; живучесть традиций и обычаев населения; влияние личных хозяйств населения на экономическое положение работающих. Учет влияния особенностей сельского хозяйства обязателен и он предопределяет в значительной мере эффективность функционирования всей системы управления сельскохозяйственным производством снизу доверху. Целью управления и поддержки агропромышленного комплекса является развитие аграрного производства, удовлетворение потребностей населения в продовольствии, а в промышленности - в сельскохозяйственном сырье для достижения наилучших социальных и экономических результатов, обеспечивающих высокий уровень и качество жизни. Эта цель ранжируется по уровням управления - субъектам Российской Федерации, административным районам, хозяйственным организациям.
Трансформационный период, в котором пребывает экономика России, значительно оказал влияние на аграрный сектор. Аграрное реформирование прошло ряд этапов, в разных регионах оно имеет общие черты и закономерности. Повсеместно проведена земельная реформа, созданы сельскохозяйственные организации новых организационно-правовых форм, сформирована многоукладная экономика, развиваются интеграционные процессы. Субъекты хозяйственной деятельности, приспосабливаясь к требованиям рынка, изменяют системы управления, ищут каналы сбыта своей продукции, создают и используют рыночную инфраструктуру, осваивают правила и методы конкурентной борьбы. Вместе с тем, ситуация в сельском хозяйстве различных субъектов Российской Федерации, адаптированность отрасли к новым условиям и степень поддержки вхождения сельхозтоваропроизводителей в рыночное пространство далеко не одинаковы. Аграрная политика, проводимая на уровне федерации, не смогла противостоять аграрному кризису. В этих условиях регионы самостоятельно разрабатывали политику поддержки агропромышленного комплекса, в связи с чем накоплен определенный положительный
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
опыт региональных подходов к развитию аграрного сектора, схем экономических отношений, складывающихся между сельхозтоваропроизводителями и органами государственной власти и местного самоуправления, направленных на улучшение экономических условий воспроизводства в сельском хозяйстве.
Однако неустойчивый характер макроэкономических процессов и недостаточные показатели их динамики на современном этапе восстановительного роста АПК обусловили необходимость принятия ряда мер и преобразований в аграрной сфере на федеральном уровне. Начиная с 2005 г. нормативно-правовую основу управленческой реструктуризации составили национальный проект «Развитие АПК», федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» [Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446].
Сегодня существенно возросло внимание федеральных и региональных органов власти к сельскому хозяйству, повысилась исполнительная дисциплина и ответственность управленческих кадров всех уровней. Проведена масштабная административная, организационно-аналитическая и нормотворческая работа. Решен целый ряд вопросов, касающихся бюджетной, кредитно-финансовой, налоговой политики. Увеличилось государственное финансирование, как из федерального бюджета, так и из бюджетов регионального и муниципального уровней.
Принятие закона «О развитии сельского хозяйства» говорят о том, что впервые за годы реформ на законодательном уровне установлены правовые основы реализации аграрной политики, как составной части социально-экономической политики государства, охватывающей сферу развития сельского хозяйства и сельских территорий.
Анализ итогов реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по России и на примере Ростовской области показывает о создании дальнейших условий развития сельского хозяйства и возможности решения проблемы продовольственной безопасности [таблица 1].
Основные цели реализации национального проекта, которые были обозначены на два года, в основном выполнены. В эти цели входили аспекты, которые включены в понятие продовольственной безопасности, а именно: повышение производства наиболее ценных видов продовольствия [мяса и молока, потребление которых за годы реформ сократилось в полтора раза]; создание современного конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, а соответственно производства качественных продуктов питания; повышение качества жизни как в городе, так и на селе.
Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» стала базой для реализации пятилетней государственной программы. С 2008 года меры по национальному проекту продолжены в рамках реализации мероприятий государственной программы. В ней закреплены конкретные параметры финансовой поддержки отрасли, механизмы и индикаторы реализации мероприятий. В Государственной программе установлены 60 целевых показателей развития сельского хозяйства и сельских территорий. Реализация Госпрограммы осуществляется Минсельхозом России совместно с органами управления АПК регионов на основе заключения пятилетних Соглашений. Ряд субъектов Российской Федерации проводит активную политику по поддержке аграрного сектора, формируют свое правовое поле для функционирования всех хозяйственных форм сельскохозяйственного производства, концентрируют бюджетные средства на тех или иных направлениях в зависимости от особенностей территории и собственных представлений об эффективных мерах по возрождению и развитию сельскохозяйственного производства.
Одним из наиболее показательных, с точки зрения необходимости разработки комплексной государственной поддержки на каждом уровне региона, является показатель производства валовой продукции сельского хозяйства. В таблице 2 каждому субъекту Российской Федерации присваивается порядковый номер.
Таблица 1
Основные результаты реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в России и Ростовской области за 2006-2007 годы
№ п/п Наименование показателей 2006 -2007
Россия
1 Увеличение производства молока к уровню 2005 года, % 4,0
2 Увеличение производства мяса к уровню 2005 года, % 13,2
3 Увеличение выпуска товарной продукции промышленного рыбоводства к уровню 2005 года, % 30
4 Создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов, количество 3840
5 Ввод жилья, тыс. кв. м 1608,2
6 Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов на селе, тыс. чел. 32,296
7 Привлечено инвестиционных кредитных средств участниками национального проекта, млрд руб. 215,2
8 Введено, реконструировано и модернизировано объектов: - в молочном и мясном скотоводстве - в птицеводстве - в свиноводстве 1307 1053 180 74
9 Предоставлено кредитов и займов малым формам хозяйствования: - количество, тысяч - общая сумма, млрд руб. Перечислена сумма субсидий из федерального бюджета на уплату процентов по кредитам и займам, млрд руб. 4 9 5 6 1, ,3
Ростовская область
10 Увеличение производства молока к уровню 2005 года, % 4,5
11 Увеличение производства мяса к уровню 2005 года, % 18,3
12 Увеличение выпуска товарной продукции промышленного рыбоводства к уровню 2005 года, % 24
13 Создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов, количество 107
14 Ввод жилья, тыс. кв. м 99,8
15 Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов на селе, тыс. чел. 1,475
16 Привлечено инвестиционных кредитных средств участниками национального проекта, млрд руб. 4,4
17 Введено, реконструировано и модернизировано объектов: - в молочном и мясном скотоводстве - в птицеводстве - в свиноводстве - предприятий промышленного рыбоводства 60 16 17 23 4
18 Предоставлено кредитов и займов малым формам хозяйствования: - количество, тысяч - общая сумма, млрд руб. Перечислена сумма субсидий из федерального и областного бюджетов на уплату процентов по кредитам и займам, млн руб. 15,2 3,5 182,8
Рисунок 1 показывает, в каком регионе Российской Федерации больше производится сельскохозяйственной продукции. А, следовательно, неодинаковая доля производства сельскохозяйственной продукции требует свою специфику государственной поддержки региона. В целом перед регионами стоят задачи в совокупности, которых они должны гарантировать удовлетворение потребности населения страны в продовольствии на уровне, обеспечивающем его нормальную жизнедеятельность.
Комплексную региональную государственную поддержку рассмотрим на примере агропромышленного комплекса Ростовской области как одного из ведущих в России. По площади сельхозугодий область занимает третье, по площади посевов - второе, по численности сельского населения - четвертое место в Российской Федерации. На долю Ростовской области приходится 4,1% валовой продукции сельского хозяйства России, около 25% под-
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
солнечника, 8% производства зерна. Среди регионов Южного федерального округа область находиться на втором месте по производству валовой продукции сельского хозяйства. Производственный потенциал Ростовской области представлен в таблице 3.
Таблица 2
Номера регионов к графикам производства валовой продукции сельского хозяйства в 2006 году [1]
Номера регионов Регионы Номера регионов Регионы
1 Белгородская область 40 Республика Башкортостан
2 Брянская область 41 Республика Марий Эл
3 Владимирская область 42 Республика Мордовия
4 Воронежская область 43 Республика Татарстан
5 Ивановская область 44 Удмуртская Республика
6 Калужская область 45 Чувашская республика
7 Костромская область 46 Кировская область
8 Курская область 47 Нижегородская область
9 Липецкая область 48 Оренбургская область
10 Московская область 49 Пензенская область
11 Орловская область 50 Пермский край
12 Рязанская область 51 Самарская область
13 Смоленская область 52 Саратовская область
14 Тамбовская область 53 Ульяновская область
15 Тверская область 54 Курганская область
16 Тульская область 55 Свердловская область
17 Ярославская область 56 Тюменская область
18 Республика Карелия 57 Челябинская область
19 Республика Коми 58 Республика Алтай
20 Архангельская область 59 Республика Бурятия
21 Вологодская область 60 Республика Тыва
22 Калининградская область 61 Республика Хакасия
23 Ленинградская область 62 Алтайский край
24 Мурманская область 63 Красноярский край
25 Новгородская область 64 Иркутская область
26 Псковская область 65 Кемеровская область
27 Республика Адыгея 66 Новосибирская область
28 Республика Дагестан 67 Омская область
29 Республика Ингушетия 68 Томская область
30 Кабардино-Балкарская Республика 69 Читинская область
31 Республика Калмыкия 70 Республика Саха (Якутия)
32 Карачаево-Черкесская Республика 71 Приморский край
33 Республика Северная Осетия-Алания 72 Хабаровский край
34 Чеченская Республика 73 Амурская область
35 Краснодарский край 74 Камчатская область
36 Ставропольский край 75 Магаданская область
37 Астраханская область 76 Сахалинская область
38 Волгоградская область 77 Еврейская автономная область
39 Ростовская область 78 Чукотский автономный округ
Комплексную региональную государственную поддержку рассмотрим на примере агропромышленного комплекса Ростовской области как одного из ведущих в России. По площади сельхозугодий область занимает третье, по площади посевов - второе, по численности сельского населения - четвертое место в Российской Федерации. На долю Ростовской области приходится 4,1% валовой продукции сельского хозяйства России, около 25% подсолнечника, 8% производства зерна. Среди регионов Южного федерального округа область находиться на втором месте по производству валовой продукции сельского хозяйства. Производственный потенциал Ростовской области представлен в таблице 3.
Таблица 3
Производственный потенциал сельского хозяйства Ростовской области [3, 6]
Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Площадь сельхозугодий, тыс. га 8542,3 8542,3 8541,7 8541,8 8540,1 8534,6 8523,5 8522,5
Посевная площадь сельскохозяйственных культур, тыс. га, в том числе зерновых 3858,1 2226,5 4098,4 2609,8 4162,4 2712,2 4078,9 2372,5 4249,0 2643,7 4200,9 2520,7 4408.8 2552.8 4542.0 2788.0
Поголовье скота и птицы, тыс. голов
крупного рогатого скота 621,7 641,3 668,6 622,0 579,1 542,8 544,8 547,1
свиней 661,9 759,2 923,6 781,5 695,1 746,1 896,2 869,6
овец и коз 510,3 533,4 574,4 607,1 658,2 664,4 737,7 749,0
Приходится тракторов на 1000 га пашни, шт. 6,4 6,2 5,9 5,6 5,0 4,9 5,0 5,1
Приходится зерноуборочных комбайнов на 1000 га посевов зерновых культур. шт. 5,9 4,6 3,5 3,6 4,0 4,1 4,1 4,2
Внесено минеральных удобрений в перерасчете на 100% питательных веществ - всего, тыс. т 37,4 63,7 94,7 92,9 98,4 107,1 110,5 128,8
В расчете на 1 га удобренных посевов, кг 12 21 30 30 32 36 36 41
Внесено органических удобрений - всего, тыс. т 1822,4 1499,9 1762,0 1738,0 1211,4 778,0 879,0 690,9
В расчете на 1 га посева, кг 600 500 600 600 400 300 300 200
Удельный вес площади удобренной минеральными удобрениями, % 23 32 42 41 45 49 50 59
Производство основных видов продукции, тыс. тонн
Зерно 3768,1 6122,8 6550,8 3711,4 7356,9 6467,7 6517,7 4228,2
Подсолнечник 888,0 579,1 882,1 1192,9 1187,3 1584,5 1637,6 1199,9
Картофель 395,5 591,0 450,3 492,1 560,3 639,3 610,7 500,4
Овощи 342,5 450,7 531,2 668,1 543,5 522,6 545,2 480,8
Скот и птица (в ж. в.) 217,5 212,8 227,8 251,0 247,6 247,9 259,9 293,3
Молоко 835,9 871,7 921,9 932,8 904,5 872,7 884,0 912,3
Яйца, млн шт. 992,6 1061,9 1117,4 1186,5 1205,5 1281,6 1306,8 1322,7
Несмотря на естественные преимущества региона и большой производственный потенциал, органами власти Ростовской области было много сделано для формирования устойчивого развития сельского хозяйства. Ежегодно в рассматриваемом регионе увеличивается государственная поддержка из федерального и областного бюджетов [таблица 4].
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области 29 февраля 2008 года подписало Соглашение с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, в котором установлено 45 целевых показателей развития сельского хозяйства области. На уровне региона разработана «Областная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2008-2012 гг.». В дополнение к этим программам принимаются еще ряд региональных мер поддержки сельского хозяйства. В области утверждена «Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года», в соответствии с которой определено развитие агропромышленного кластера. Наибольший потенциал роста в АПК имеют следующие сегменты: производство молока и молочной продукции, мяса и мясопереработки, производство консервов, рыбоводство и рыбопереработка. Комплексная региональная государственная поддержка АПК Ростовской области представлена в таблице 5.
Активизация и повышение эффективности региональной аграрной политики, совершенствование управления агросферой в целях улучшения условий воспроизводства во всех категориях хозяйств являются необходимым условием обеспечения продовольственной безопасности как на уровне региона, так и на уровне страны.
Однако в современной экономике в связи с социальным аспектом обеспечения продовольственной безопасности [необходимый уровень доходов населения, обеспечивающий доступ всех групп населения к продовольствию на уровне жизнеобеспечения] не теряет своей актуальности необходимость принятия на федеральном уровне закона «О продовольственной безопасности», в котором были бы определены система критериев продовольственной безопасности, меры по обеспечению доступа населения к продуктам питания в количестве и качестве, достаточных для полноценного развития граждан, принципиальные положения по продовольственной независимости страны.
Таблица 4
Государственной поддержки АПК Ростовской области (2000-2007 гг.)
Бюджеты 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Федеральный бюджет 377,9 533,8 453,5 884,4 493,7 732,4 1134,4 2423,0
Областной бюджет 103,3 392,3 796,5 217,7 379,4 958,4 665,1 906,2
Кредиты областного бюджета 66,6 119,8 134,9 89,9 102,3 178,3 470,3 614,6
Таблица 5
Комплексная региональная государственная поддержка АПК Ростовской области [4, 5]
Мероприятие Финансирование Экономическая эффективность
1. Поддержка растениеводства
1) Мероприятия по сохранению и восстановлению плодородия почв
Агрохимическое обследование полей За счет средств федерального бюджета, областного бюджета и внебюджетных источников в процентном соотношении 13:20:67 Применение минеральных удобрений, основанное на результатах агрохимического обследования, повышает урожайность зерновых культур в среднем от 5 до 8 ц/га
Субсидирование приобретения минеральных удобрений За счет средств федерального и областного бюджетов в размере 30% всех затрат из каждого бюджета Повышение плодородия почв в виде увеличения содержания фосфора и калия.
Продолжение таблицы 5
Мероприятие Финансирование Экономическая эффективность
Субсидирование приобретения средств химической защиты растений Финансирование только на уровне региона Применение средств химзащиты растений снижают потери продукции растениеводства
Строительство и реконструкция крупных мелиоративных объектов Строительство и реконструкция крупных водохозяйственных объектов финансируется из федерального бюджета. Финансирование мелиоративных мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и внебюджетных источников в процентном соотношении 13:20:67 соответственно Повышение эффективности использования водного ресурса. Эти мероприятия позволяют ввести в эксплуатацию дополнительную площадь орошаемых земель, что приводит к сдвигу структуры площадей в сторону дорогих культур
Реконструкция мелиоративных систем
Расчистка коллекторно-дренажной сети
Мелиорация внутрихозяйственных водоемов
Рыбохозяйственная мелиорация малых рек в бассейне р. Дон
2) Поддержка элитного семеноводства
Обеспечение доступности приобретения элитных семян для производства качественного репродуктивного семенного материала За счет средств федерального и областного бюджетов в размере 30% всех затрат из каждого бюджета Прибавка в урожайности возрастает на 10-20%
3) Стимулирование роста производства высокоэнергетических культур (рапса)
Субсидирование приобретения элитных семян и средств химической защиты растений За счет средств федерального и областного бюджетов в размере 30% всех затрат из каждого бюджета Увеличение валового сбора семян рапса в целях обеспечения потребности в сырье для производства биотоплива и отрасли животноводства в кормовом белке
4) Поддержка садоводства и виноградарства
Предоставление субсидии на поддержку закладки и ухода за многолетними насаждениями За счет средств федерального и областного бюджетов в размере 30% всех затрат из каждого бюджета Обеспечение населения свежей продукцией, перерабатывающую промышленность - сырьем, создание условий для развития виноградарства и садоводства
II. Поддержка животноводства
1) Поддержка племенного животноводства
Предоставление субсидий на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных по ставке на 1 условную голову За счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований региона. Возможно софинансирование из областного бюджета в размере 30% средств федерального бюджета Повышение рентабельности отрасли (обновление и улучшение племенных резервов, генетического потенциала молочного скотоводства и значительное увеличение продуктивности животных)
Предоставление субсидий на возмещение части следующих затрат на: приобретение семени племенных быков-производителей; приобретение племенного молодняка Субсидия предоставляется из федерального и областного бюджетов
2) Развитие овцеводства
Субсидии на содержание маточного поголовья овец и коз За счет средств федерального и областного бюджетов в размере 30% всех затрат из каждого бюджета Снижение себестоимости получаемой продукции овцеводства, увеличение поголовья овцематок и козоматок, увеличение показателей продуктивности
3) Проведение противоэпизоотических мероприятий
Обеспечение лекарственными средствами против опасных болезней животных; проведение диагностических исследований, направленных на выявление животных, больных хроническими инфекционными болезнями Финансируются из федерального и областного бюджетов Предупреждение и ликвидация карантинных и особо опасных болезней сельскохозяйственных животных на территории
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
Продолжение таблицы 5
Мероприятие Финансирование Экономическая эффективность
III. Поддержка экономически значимых региональных программ
Реализация программных мероприятий по производству и использованию биотоплива на основе растительных масел в АПК в рамках областной целевой программы «Производство и использование биотоплива на основе растительных масел в агропромышленном комплексе Ростовской области» Финансирование на уровне региона Использования биотоплива на основе растительных масел в объемах до 15-20% от общего потребления дизельного топлива. Сокращение общих затраты на приобретение дизельного топлива; повышение устойчивости производства сельхозпродукции
IV. Повышение доступности краткосрочных и долгосрочных кредитов для сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций
Субсидирование процентных ставок на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам, предоставляемых на срок до 1 года на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, покупку молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции, а также организациям, осуществляющим первичную и последующую переработку сельскохозяйственной продукции, на закупку сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки За счет средств федерального бюджета субсидируется 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и 1/3 ставки рефинансирования из областного бюджета Повышение финансовой устой -чивости сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, и организаций, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.
Субсидирование процентных ставок на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, предоставляемых на срок до 5, 8 и 10 лет на приобретение оборудования, племенного скота, племенного материала рыб, специализированного транспорта, спецтехники и оборудования, на закладку многолетних насаждений и виноградников, строительство и реконструкцию прививочных комплексов, строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) и комплексов осуществляющих промышленное рыбоводство, объектов животноводства и кормопроизводства, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, мясохладобоен, пунктов по первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции молокоприемных пунктов, строительство объектов по глубокой переработке сельскохозяйственных культур За счет средств федерального бюджета субсидируется 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и 1/3 ставки рефинансирования из областного бюджета
Продолжение таблицы 5
Мероприятие Финансирование Экономическая эффективность
V. Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе
Предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученными крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами За счет средств федерального бюджета субсидируется 95% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и 5% ставки рефинансирования из областного бюджета Рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, и их кооперативов, повышение занятости и доходов сельского населения.
Поддержка сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов в форме субсидирования фонда финансовой взаимопомощи на пополнение оборотных средств в соотношении «один рубль субсидии на десять рублей собственных средств» Субсидируется фонд взаимопомощи ежегодно в размере 30 млн рублей из областного бюджета Облегчение доступа малых форм хозяйствования к финансовым ресурсам. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации
Для сельскохозяйственных некредитных потребительских кооперативов выделяются субсидии на покупку техники и оборудования из расчёта «один рубль из областного бюджета на 3 рубля паевого фонда кооператива» Ежегодно выделяется 40 млн руб. из областного бюджета
Гарантийный фонд для предоставления гарантий по кредитам. Из бюджета области ежегодно выделяется 50 млн руб.
VI. Снижение рисков в сельском хозяйстве
Субсидирование части затрат на страхование урожая сельскохозяйственных культур Из федерального бюджета возмещается 40% затрат на уплату страховых взносов по договорам страхования и 10% из областного бюджета Увеличение удельного веса застрахованных посевных площадей в общей посевной площади
VII. Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства
Формирование системы консультационного обеспечения по трехуровневой схеме: областной информационно-консультационный центр; информационно-консультационные центры муниципальных районов; информационно-консультационные центры сельских поселений За счет средств федерального и областного бюджетов в размере 30% из каждого бюджета Формирование государственных информационных ресурсов в сфере сельского хозяйства и обеспечение доступа к ним. Обеспечение производства квалифицированными управленческими кадрами
VIII. Устойчивое развитие сельских территорий
1) Повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства
Обеспечение сельского населения питьевой водой и сетевым газом В рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», и региональной «Социальное развитие села в Ростовской области до 2008 года» Планируется, что обеспеченность питьевой водой составит к 2012г. 66% сельских жителей, уровень газификации домов (квартир) возрастет до 60,2%
2) Улучшение жилищных условий сельского населения
Строительство и приобретение жилья за счет субсидий из федерального и областного бюджетов, собственных (заемных средств) участников мероприятий Финансирование из федерального (30%) и областного (40%) бюджетов Ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, а также молодых семей и молодых специалистов на селе
3) Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов
Реализация пилотных проектов комплексного жилищного строительства поселков в сельской местности и их инженерной инфраструктуры Финансирование из областного бюджета (объемы финансирования определяются исходя из потребностей районов области) Улучшение благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
Продолжение таблицы 5
Мероприятие Финансирование Экономическая эффективность
IX. Компенсация части затрат на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Компенсация части затрат на проведение водопроводов, газа и электричества, улучшение дорожной сети Из областного бюджета ежегодно выделяется 10 млн руб. Инженерное обустройство территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
X. Финансовая поддержка ветеринарно-санитарных утилизационных заводов
Субсидии на компенсацию затрат на утилизацию биотходов ветеринарно-санитарным утилизационным заводам Финансирование из областного бюджета по ставке из расчета на 1 тонну утилизированных биоотходов Соблюдение экологических норм и предотвращение загрязнения окружающей среды биотходами
XI. Возмещение части затрат на приобретение молоковозов, стационарных охладителей молока и спецавто-транспорта с термоизоляцией
Средства выделяются на конкурсной основе молочным заводам Из областного бюджета возмещается 90% затрат на приобретение без учета НДС Увеличение закупки молока у населения
і
Рис. 1. Производство валовой продукции сельского хозяйства по регионам в 2006 году (млн руб.)
ЛИТЕРАТУРА
1. Агропромышленный комплекс России в 2006 году. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2007.
2. Лысоченко А.А. Роль приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в решении проблемы продовольственной безопасности региона. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Выпуск второй / Отв. ред. В.Г. Игнатов. - Ростов н/Д: Из-во СКАГС, 2007.
3. Основные показатели экономического развития сельского хозяйства Ростовской области в 2002-2006 гг. Стат. сбор./Ростовстат. Ростов н/Д, 2007.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».
5. Проект «Областной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2008-2012 годы».
6. Социально-экономическое положение Ростовской области в январе-декабре 2007 года. Доклад/Ростовстат. - Ростов н/Д, 2008.
БЫДТАЕВА Э.Е.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СИСТЕМНЫЕ ПРИЧИНЫ ЕГО НЕУДАЧ
В России накоплен некоторый опыт планирования в условиях рынка. Возникшая уже в первые годы реформ объективная потребность в упорядочении процесса управления экономикой, придании системного характера отдельным актам государственного регулирования во многом обусловила появление Постановления Правительства РФ «О разработке прогноза социально-экономического развития и комплексных мер государственного регулирования на 1994 год», постановления Госкомстата России «Об утверждении унифицированной системы показателей, характеризующей социально-экономическое развитие города, района, сельского поселения, для разработки прогнозов развития этих населенных пунктов», принятие в 1995 г. Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Указанные законодательные акты определили основные требования к формированию системы прогнозов, концепций и программ, обозначили перечень документов для их разработки на региональном уровне, что составило базу для развития планирования в субъектах Федерации.
Апеллируя к принципу обоснованности управленческих решений и требованию максимальной информированности об объектах реформирования (а на наш взгляд - стремясь уйти от ответственности за результаты конкретных преобразований), федеральные власти сместили акценты в формировании и реализации программ и планов экономического развития, а также соответствующей политики на уровень регионов - субъектов федерации. В соответствии с разработанными подходами к реализации властных полномочий, государство должно устанавливать общенациональные ориентиры развития, которые будут определять направления региональной политики, задавать ей макроэкономический вектор. Однако выбор отраслевых приоритетов, а также разработка программ и планов экономического развития должны осуществляться в каждом конкретном регионе с учетом того, в какой мере реализация данных мероприятий способна решать задачи позитивной динамики экономики и ее территориальных структурных составляющих. Иными словами, управление на уровне региона должно выступать проводником общероссийских интересов с учетом специфики региона.
Анализ практики регионального планирования конца 90-х гг. ХХ века - начала XXI века [5, с. 126-136] показал, что:
- разработка программ на долго- и среднесрочный период велась от случая к случаю, чаще имели место краткосрочные и антикризисные программы;
- не обеспечивалось взаимодействие между стратегическим и оперативным планированием. Документы перспективного развития часто выступали не более чем декларации;
- прогнозно-плановые документы имели в основе достаточно слабую аналитическую составляющую, почти всегда отсутствовал анализ преимуществ и недостатков региона, его потенциала, внешних факторов, влияющих на его развитие;
- блоки целеполагания программных документов характеризовались слабой проработкой;
- параметры прогнозно-плановых документов на уровне регионов в большинстве случаев рассматривались вне контекста перспектив развития Федерации в целом.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3