УДК 372.881.161.11 ББК 74.261.3
ПАРАДИГМАИ НАВИ ИЛМИ ВА НАЦШИ ОН ДАР МУНОСИБАТИ ШАХСИИ ТАХМИНИ ДАР РАВИШИ НАВОВАРОНА (дар асоси таълими забони руси дар мактаб^ои ибтидоии таълимашон бо забони тоцики)
НОВАЯ НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА И ЕЁ РОЛЬ В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕТИРОВАННОМ ПОДХОДЕ КАК В ИННОВАЦИОННОМ МЕТОДЕ (в аспекте преподавания русского языка в начальных классах с таджикским языком
обучения)
NEW SCIETIFIC PARADIGM AND ITS ROLE IN THE PERSONAL-ORIENTED APPROACH AS INNOVATINE METHOD (in the aspects of Russian language teaching at primary schools classes based on Tajik language tuition)
Бобоцонова Дилрабо Шамсиевна, муаллимаи кафедраи забони русии Донишгоуи давлатии ууцуц, бизнес ва сиёсати Тоцикистон(Цум^урии Тоцикистон, ш.Хуцанд)
Бабаджанова Дилрабо Шамсиевна,
соискатель кафедры общественных наук, ассистент кафедры русского языка Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. (Республика Таджикистан, г. Худжанд)
Babadzhanova Dilrabo Shamsievna, claimant for candidate degree of the department of social science department, assistant of the Russian language department under the Tajik State University of Law, Business and Politics (TajikistanRepublic), E-MAIL: rasul_2015_bah@mail.ru
Вожахри калиди: шинохт, парадигма, лингвистикаи равони, лингвистикаи ицтимои, мухобира, равони, салоуият, адами тацоруни магзи, марцаъ
Мацолаи ба таулили ицмолии парадигмаи нави илми, ки аз цониби олимон уамчун назариия конгнитиви илми ва робитаи он ба муносибати шахсии тахмини равона карда шудааст, тахассус ёфтааст. Тазаккур меравад, ки ин парадигма, ки дар поёни асри XX-XXI шакл гирифта буд, бояд ба мафуумуоеро ба монанди «забон ва инсон» -ро ба уам пайванд дода, барои дарки моуияти забон уамчун як системаи динамики такони наве диуад. К,айд мешавад, ки назарияи дониш меъёруои наве барои арзёбии самаранокии раванди таълими забонуои руси дар синфуои ибтидоии мактабуои тоцикй ба кор мегирад ва бо таваццуу ба хусусиятуои тахассуси ва салоуияти муоширати худи муаллимон аз он цое, ки ощо ниёзманди донишуои зиёде дар заминаи на тащо забони руси, балки нейрофизиология, психология, назарияи забон ва гайраро талаб мекунанд. Дар асоси маводи омухташуда, хулоса карда мешавад, ки муносибати шахсии тахмини, ки дар цанбауои фаумиш царор дорад, имкон медиуад, ки проблемауоеро, ки дар оянда метавонанд ба миён оянд, пешгири намоянд.
Ключевые слова: когнитивный, парадигма, психолингвистика, социолингвистика, коммуникация, ментальный, компетенция, асимметрия головного мозга, референция
В статье кратко дается ретроспектива и анализ новой научной парадигмы, именуемой учеными как когнитивная теория и ее отношение к личностно-ориентированному подходу. Указывается, что данная парадигма, которая сформировалась на рубеже XX-XXI веков, должна была воссоединить такие понятия, как «язык и человек», и дать новый толчок в понимании сущности языка как динамической системы. Отмечается, что когнитивная теория даёт новые критерии оценки эффективности процесса обучения русскому языку в начальных классах таджикских школ, учитывает профессиональные качества и коммуникационные компетенции самих учителей, так как требует от них больших знаний в области не только русского языка, но и нейрофизиологии, психологии, теории языка и т.д. На основе изученного метериала делается вывод, что личностно-ориентированный подход, рассматриваемый в когнитивном аспекте, позволяет прогнозировать проблемы, которые могут возникнуть в будущем.
Keywords: cognitive, paradigm, psycholinguistics, sociolinguistics, communication, mental, competency, brain asymmetry, reference.
In her article the author gives retrospective and analysis dealing with new scientific paradigm, named by scientists as cognitive theory and its relation to personal-oriented approach concisely.
It is underscored that the relevant paradigm which formed referring to the ХХ-th - the XXI-th century, should be connected such notion as «language and human-being» and to give new impact over understanding the essence of the language as dynamic system. It is noted that cognitive theory gives new criteria towards the estimation of electiveness of the process of Russian language teaching at primary classes of Tajik schools; professional quality and communicative competency of the teacher himself being taken into consideration as well.
As well as it requires from them knowledge in the sphere not only Russian language, but in neurophysiology, physiology, theory of language and others either. Proceeding from the materials studied, the author comes to the conclusion that personal-oriented approach dwelt on cognitive aspect, allows to forecast the problems which may be occurs in the future.
Современное экономическое развитие в большей своей части формируется благодаря продвинутым и наукоемким технологиям, а они, свою очередь, базируются на развитии наук и образования. Глобальные тенденции, которые переживает человечество, затронули целые государства и нации, бросили вызов традиционным устоям и укладу людей, заставили пересмотреть многие жизненные ценности как общества в целом, так и отдельного индивидуума. Эти перемены не могли не затронуть и образование и отношению к нему. Система образования Республики Таджикистан, которую не обошли изменения, просто была вынуждена подстраиваться под глобальные трансформации и поменять свой вектор направления.
Но несмотря на этот глобальный социально-экономический демонтаж, он в тот же момент сумел раздвинуть горизонты возможностей и дал толчок для внедрения новых идей и технологий во все сферы социальной жизни людей, дал надежду для позитивного созидания и улучшения качества жизни человеческого общества.
Данное обстоятельство и определило главную ключевую задачу, отраженную в Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года, в которой сказано, что «... главным фактором модели роста (т.е. экономики) может быть только человеческий капитал и его главные системообразующие компоненты - образование и наука, как важнейшие условия повышения национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики» (10, 6).
Это же положение определило и нашу основную тему сообщения. Предметом нашего сообщения мы выбрали личностно-ориентированный подход как инновационную базу индивидуального обучения в деле преподавания русского языка в начальных классах таджикских школ и хотели бы осветить её под углом новой научной парадигмы.
В западной и российской научной литературе за последние 30-35 лет сложилась такая точка зрения, где в области гуманитарных наук (в лингвистике, психологии и педагогике) произошла полная смена парадигм. (1, 54). Данное понятие, пришедшее из философии, первым использовал американский историк физики Т.Кун, где под парадигмой он имел в виду «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» (6, 11). Смена одной парадигмы на другую выводит исследователей в иной когнитивный мир, что приводит к созданию новой «картины мира». Само слово «когнитивный» означает «относящийся или связанный со знанием». Отсюда и название этой новой парадигмы -когнитивная.
В современной научной литературе понятие когнитивное ассоциируется чаще всего с рациональным и относится либо к соответствующему объекту исследования, либо к соответствующему подходу к исследованию: применяемым когнитивными науками формальным, структурным, функциональным и другим методам познания. «Когнитивизм» употребляется как название и одновременно как характеристика тех концепций, в которых делается акцент на роль и место «когнитивной», рациональной, составляющей психики, и тех подходов, в рамках которых абсолютизируются «когнитивные», рационально-научные методы исследования сознания. Кроме того, в современной психологии к классу «когнитивистских» причисляют также теории, противостоящие бихевиоризму, поскольку они направлены на исследование «внутренних» когнитивных, психических процессов и состояний в отличие от «внешних» форм поведения в бихевиоризме.
Когнитивистская идея объединяет множество философских идей и учений из различных направлений науки. Важно подчеркнуть, что видам и типам когнитивизма лишь в немногих случаях соответствуют какие-то особые, целостные концепции и теории. Обычно они представляют собой определенный, хотя трудно выделяемый, аспект крупных, многоплановых гуманитарно-философских учений и научных школ (7, 67).
Когнитивная парадигма настолько развилась, что увеличила количество новых подходов к анализу языкового материала. Так появилась генеративная грамматика, трансформационная лингвистика, структурная лингвистика, социо- и психолингвистика, лингвистика текста, теория дискурса, прагмалингвистика и когнитивная лингвистика, что представляет собой лишь неполный перечень новых направлений изучения языка. Когнитивная теория касается не только лингвистических, но практически всех аспектов поведения человека (Пиаже, Бруннер, Видинеев, Слобин, Величковский и др.).
Когнитивистика - новое направление психологии, возникшее в 60-е годы XX века на стыке необихевиоризма, гештальтпсихологии и структурной лингвистики. Большинство ученых понимают когнитивистику как науку о результатах восприятия и познания мира, оформленных в виде системы, определенным образом репрезентированной нашему сознанию и составляющей основу познавательных процессов (14, 5). «Идентифицировать, описать и объяснить какой-либо феномен человеческого мира - значит определить его место в познавательном процессе»», - так коротко обозначают суть когнитивисткого подхода, сложившегося в русле гносеоцентризма Нового времени (7, 56-57).
История становления когнитивистики как научной парадигмы освещена в литературе довольно подробно, но до сих пор отсутствует общая картина этого чрезвычайно разветвлённого направления. Предлагая множество моделей для интерпретации различных аспектов мыслительного процесса, она не даёт единой теории для объяснения познавательных процессов.
Но в среде методистов и преподавателей русского языка Республики Таджикистан данное научное направление не нашло большого применения. И связано это с тем, что понятие когнитивистики воспринимается как «изучение языка мозга», а не новый подход «изучения собственно языка». Данное явление может пагубно повлиять на методику преподавания русского языка, так как он лишает ее большого количества научных данных, которые могут быть полезны для развития науки и практики обучения языкам, в том числе и русского.
Проследив общий путь развития когнитивистики применительно к теории личностно-ориентированного обучения, попытаемся затем подвергнуть анализу именно данные когнитивной психологии, которые могут быть полезны при обучении второму языку конкретного контингента -учащихся начальных классов таджикских школ. Перечисленные нами научные теории из области когнитивной психологии, в том числе, о влиянии когнитивных стилей на усвоение знаний, призваны прежде всего выполнять прогностические функции в преподавании русского языка в младших классах с таджикским языком обучения.
Первую попытку реализации когнитивного подхода в науке можно отнести к XVIII веку - эпохе господствования рационалистической точки зрения на природу человека. Первой когнитивной теорией считают теорию принятия решений, возникшую в экономике и затем перенесенную в сферу понимания и интерпретации человеческого поведения.
В 1910 году Джек Дэйвей описал процесс принятия решения проблем, представив его в виде модели, состоящей из пяти ступеней, обязательно как для детей, так и для взрослых: 1) состояние сомнения, когнитивного затруднения, осознание трудности; 2) попытка идентифицировать проблему, включая неоформленное представление о результате, который следует достичь; решение поставленной задачи с помощью определения ситуации, в которой она возникает; 3) соотнесение данных предположений о месте проблемы с когнитивными структурами, в связи с чем активизируются релевантные знания и опыт решения ранее достигнутых проблем, трансформирующихся впоследствии в образ гипотетического решения; 4) последовательное тестирование гипотез и их переформулирование в случае необходимости; 5) переоформление удачного решения в когнитивную структуру с учетом использования её другими подобными структурами при решении аналогичных проблем (8, 52).
В настоящее время достаточно распространена теория личностных процессов А. Нодэла и Г. Саймона, в рамках которой мышление - решение задач - сводится к трем этапам: 1) интерпретация полученных данных и выделение на этой основе задачи; 2) вызов из памяти правил и данных, необходимых для достижения цели; создание программы на основании организованных в систему правил; 3) использование программы в случае получения результата. В противном случае, создание новой программы либо переформулирование проблемы, при построении нового пространства возможных решений (4, 46)
У современных американских аналитиков существует цикл принятия решений, именуемый НОРД: наблюдение, ориентировка, решение, действие (11, 16)
Также в основу когнитивной теории положена концепция, существующая еще с XVIII века: «любое поведение человека можно правильно понять и объяснить на базе достаточного полного представления о
системе знаний этого человека» (2, 142). Знания хранятся в памяти человека: мгновенной, оперативной, долговременной и генетической. Кроме памяти, когнитивная психология широко изучает восприятие, обычно определяемое как процесс формирования и преобразования образов действительности.
В 60-е годы XX века в методике преподавания языков произошло смещение акцента с сугубо лингвистических факторов на непосредственное исследование процесса усвоения. Поворот в теории языкового обучения к изучению ментального в противовес поведенческому в середине 50-х годов был обозначен Н. Хомским и утверджден в истории как «хомскианская революция». Благодаря работам американского ученого многими было признано, что язык представлен в ментальной грамматике индивида в виде абстрактных наборов правил, которые наиболее ясно отражаются в его подсознательных интуитивных представлениях о языке и наименее точно зафиксированы на сознательном уровне (13). Утверждая существование языка, независимое от коммуникативных потребностей, Н. Хомский предложил называть внутреннюю (подсознательную) ментальную грамматику языковой компетенцией (competence), а собственно использование языка - термином использование языка (performance).
Реакцией на концепцию Н. Хомского явилось введенное Д. Хаймс понятие коммуникативной компетенции, делающее акцент на социолингвистические и прагматические факторы использования языка. Коммуникативная компетения понимается как внутреннее знание ситуационной уместности языка (internalized knowledge of the situational appropriateness of language) (15, 263-293). Включение в коммуникативную компетенцию языковой компетенции как базы творческого процесса использования языка стало возможным для теории усвоения иностранного языка, что коренным образом изменило направление изучения (9, 21).
В начале 70-х годов в результате эксперимента американского врача Г. Орнстайна (1972) возникла метафора правостороннего и левостороннего мышления. В связи с этим отмечается сосредоточение внимание не только психологов, но и лингвистов на функциях полушарий головного мозга и на теории церебрального влияния. Это было связано с открытием функциональной асимметрии коры больших полушарий с выраженностью у индивида тех или иных познавательных способностей. Вытекающий из этого вывод о связи левого полушария с аналитическими процессами и решением вербальных задач, правого полушария - синтетическими процессами и решением пространственных задач привел к пересмотру многих базовых понятий обучения языкам (Т.В. Ахутина, Т.Г. Визель, Б.С. Котик, Э.Г. Симерницкая, А.Р. Лурия, Н.К. Корсакова, Т.И. Мелентьева и др.).
В 60-е годы было доказано, что церебральное влияние начинается приблизительно в возрасте полового созревания и «после этого возраста автоматическое усвоение иностранного языка пропадает» (16, 176). Поэтому важным моментом для когнитивистики становится большой интерес к исследованиям в области изучения иностранных языков взрослыми. Отсутствие у взрослых способностей, присущих детям, выучивать иностранные языки естественным путем, а также наличие у них явление «фоссилизации» (fossilization) - повторение одних и тех же ошибок, несмотря на фиксирование этого «на сознательном уровне», - позволили сделать вывод о потенциальном различии между учащимися-детьми и учащимися-взрослыми. Разделение теории усвоения языка на два направления: в детском возрасте и во взрослом (Penfield, Roberts 1959; Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Зимняя И.А.), повлекло за собой изучение двух независимых систем для развития способностей и восприятия иностранных языков у взрослых: а) бессознательное усвоение языка, или «приобретение» и б) сознательное языковое обучение, или «обучение», так называемая «гипотеза усвоения/изучения».
Среди многих когнитивных теорий актуальна концепция организации живых систем известного чилийского ученого-биолога У. Матураны. По его мнению, основная функция языка заключается не в передаче информации и осуществлении референции к независимым от него сущностям, а в ориентации ориентируемого в его собственной когнитивной области. Ученый уверен, что «никого и никогда нельзя убедить рациональными доводами в истинности того, что в конечном счете не присутствует явно в комплексе верований этого человека» (17).
Далее, в 70-80-х годах XX века, особенно значимыми для системы преподавания провозглашены следующие положения когнитивной теории, которые мы рассматриваем с позици нашей темы:
а) важность активной роли учащихся в обучении, т.е. непосредственное участие школьников в учебном процессе, выстраивание ими тем для обсуждения, бесед, развитие коммуникативных навыков, включение частотных слов, фраз, моделей предложений, прецедентных фраз русского языка. Данное положение никак не противоречит физиологическим особенностям младших школьников, так как в этот период у них активно развиваются нейронные сети, связанные с долговременной памятью. (3)
б) опора на предыдущие знания и опыт учащихся; хотя у младших школьников только начинает развиваться абстрактное мышление, это не мешает им иметь опыт в плане содержания и плане
выражения собственного языка, т.е. таджикского. Смысл или денотат слов или словосочетаний во всех языках един, различия имеются на коннотативном уровне. Учащиеся младших классов рассматривают знакомые уже лексемы и ситуации под углом зрения другого языка. Например, слово папа или отец в таджикском языке будет иметь несколько вариантов, в зависимости от диалекта или стиля - падар, дадо, ота, додо. Тоже самое касается и фразеологических единиц, например, падар рози - Худо рози, если дословно перевести эту фразу, если отец согласен, то согласен и Всевышний. В этой фразе нет ничего религиозного, просто слово отца в патриархальной таджикской семье является окончательным и абсолютным. Психологами и лингвистами было доказано, что частое использование или обращение слов, фраз, идиом, связанных с ценностными оценками этнического мировоззрения любого этноса, которые по укладу жизни и общества являются патриархальными, к коим относится и таджикский этнос, развивает внутреннюю мотивацию учащихся на изучение другого языка и их культурную и национальную самоидентификацию. Если схематически кратко описать этот метод, то выглядеть это будет так: посмотреть на себя, на свой язык, культуру через призму другого языка;
в) понимание индивидуальных особенностей учащихся; данное положение, являющееся квинтэссенцией предыдущих двух концепций, подводит итог к самому главному положению всего нашего исследования. Учителю важно и нужно учитывать индивидуальные особенности учащихся при преподавании русского языка в младших классах таджикских школ. Несмотря на все экономические, социальные, культурные и языковые различия, ребенок, будь он взрослый или младшего школьного возраста, имеет типичные психологические черты, которые явно или имплицитно выражаются в его поведении и характере.
Педагогу важно всегда учитывать темперамент учащихся, его личностные качества в отношении дружбы, семьи, общества, религии; закрытость (интроверт) или открытость (экстраверт), предрасположенность к тем или иным предметам, учителям, особенностям мышления (левостороннее или правостороннее) и т.д.
По нашему мнению, данные когнитивные теории полностью отвечают и актуализируют нашу тему в свете новой научной парадигмы. Также, мы считаем, что эти современные теории не противоречат идеям и традициям таджикской педагогики, которые имеют древнюю и богатую историю. Хотя концепция личностно-ориентированного метода считается инновационной, но ее элементы мы можем найти в трудах великих персидско-таджикских мыслителей, таких как Ал-Хорезми, Беруни, Абу Али ибн Сино, Омар Хайям и др.
Следует сказать и об особом вкладе в развитие этой теории современных таджикских педагогов и лингвистов, таких как Нагзибекова Мехринисо Бозоровна, Гусейнова Татьяна Владимировна и Шамбезода Хусрава Джамшедовича, которые в своих научных трудах и учебниках так или иначе освещали значимость личностно-ориентированного обучения русского языка в таджикских школах.
Конечно, положения данной концепции являются условными, но при их внедрении в учебный процесс в школы с таджикским языком обучения реализуется идея интегрированного и личностно-ориентированного обучения русскому языку. И, как говорил А. Шопенгауэр, «так как всё существующее и происходящее существует и происходит непосредственно лишь в сознании человека, то очевидно, свойства этого сознания существеннее всего и играют более важную роль, чем отражающиеся в нем образы» (12, 10). И если молодые учителя сумеют правильно использовать эти теории, то многие проблемы, связанные с преподаванием русского языка в начальных классах средней школы с таджикским языком обучения, будут решены успешно.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Авдеева, И.Б. Инженерная коммуникация как самостоятельная речевая культура: когнитивный, профессиональный и лингвистический аспекты (теория и методика обучения русскому языку как иностранному)/ И.Б.Авдеева. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005.- 368с.
2. Бартошевич, Л. Лингвокогнитивное моделирование обработки дискурса как основа обучения чтению русскоязычной научной литературы: Дис. ... д-ра пед.наук/ Л.Бартошевич.- М.: ИРЯП, 1991.-154с.
3. Выготский, Л.С. Собрание соч. Т. II/ Л.С.Выготский. - М., 1982.- 268с.
4. Когнитивная наука и интеллектуальная технология. М., 1991.- 432с.
5. Кубрякова, Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика-психология-когнитивная наука/ Е.С. Кубрякова // Вопросы языкознания, 1994№ 4.- С.24-32.
6. Кун, Т. Структура научных революций. (Текст)/ Т.Кун. - М.,1977.
7. Максимов, Л.В. Проблема обоснования морали: логико-когнитивные аспекты/ Л.В.Максимов. -М.: Философское общество СССР, 1991.- 105 с.
8. Мангус, И.Ю. Стратегии овладения языком и развития приемов познавательной деятельности как реализация когнитивного подхода в учебнике русского языка как иностранного (на примере учебников в эстонской школе): Дис. ... д-ра пед. Наук/ И.Ю.Мангус. - М., 2001.- 163с.
9. Медведева, И.Л. Психолингвистические аспекты функционирования иноязычного слова. Учеб.метод.разраб/ И.Л.Медведева.- Тверь, 1999. - 245с.
10. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://extweprlegs.fao.org/docs/pdl7taj170774.pdf, свободный - (дата обращения: 20.12.2018).
11. Поченцов, Г.Г. Теория коммуникации/ Г.Г.Поченцов. - М.: Ваклер, 2001.- 354с.
12. Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости./ АШопенгауэр// Репр. Воспроизведение изд.1914 г. - М.: Советский писатель, 1990.- 230 с.
13. Chomcky, N. Aspects of the theory of syntax/ N.Chomcky. - Cambridge: MIT Press, 1965. P. 269-293.
14. Gardner, H. The mind new science: a history of cognitive revolution/ H.Gardner.- N.Y. 1971. P.5-8.
15. Hymes, D. On communicative competence/ D.Hymes // Sociolinguistics / J. S. Pride & J. Holmes (eds). -N.Y.: Pengiun, 1972. P. 269-293.
16. Lennenberg, E. Biological Foundations of Language/ E.Lennenberg. - N.Y.: Wiley, 1967.- 289 pp.
17. Maturana, H., Varela F. Autopoiesis and Cognition. / H.Maturana.- Dordrecht, 1981.-267 pp.
REFERENCES:
1. Avdeeva, I.B. Engineering Communication as Self-Sufficient Speech Culture: Cognitive, Professional and Linguistic Aspects (theory and methodology training Russian language as foreign)/ I.B.Avdeeva. - M: MSTU named after Bauman 2005. - 368 p.
2. Bartoshevich, L. Linguo-Cognitive Modeling Discourse Processing as Basis of Learning Reading Russian Scientific Literature:/ L. Bartoshevich. Doctoral dissertation in pedagogy /L. Bartoshevich. - M.: IRYP 1991. - 154 p.
3. Vigotsky, L.S. Collection of Compositions. - V.II/ L.S.Vigotsky. - M., 1982. - 268 p.
4. Cognitive Science and Intellectual Technology. - M., 1991. - 432 р.
5. Kubryakova, E.S. Initial Stages of the Formation of Cognitivist: Linguistic-Physiological- Cognitive Science. / E.S. Kubryakova //Issue of Linguistics, 1994№ 4. - P. 24-32.
6. Kun, T. The Structure of Scientific Revolution/ T.Kun. - M., 1977.
7. Maksimov, L.V. The Problem Dealing with Motive Achievements: Logically-Cognitive Aspects./ L.V. Maksimov. -M.: Philosophy USSR, 1991. - 105 p.
8. Mangus, I.U. Language Acquisition Strategies and Development of Cognitive Activity Perceptions as Realization Cognitive Approach in the Russian language manual as foreign. (on the example manual for Estonian school). Doctoral dissertation in pedagogy / I.U.Mangus.- M., 2001. - 163 р.
9. Medvedeva, I.L. Psycholinguistic Aspects of Functioning Foreign Words/ I.L.Medvedeva. - Tver, 1999. -245 p.
10. National Strategy Development of Tajikistan Republic for 2030 (electronic resource) Availability regime: http://extweprlegs.fao.org/docs/pdf7tai170774.pdf, (date of request: 20.12.2018).
11. Pochenkov, G.G. Theory of Communication/ G.G.Pochenkov. - M. :Vakler, 2001. - 354 p.
12. Shopenguar, A. Aphorisms of Worldly Wisdom. Reproduction Edition. 1914/ A.Shopenguar. -M.: Soviet writer, 1990. - 230 p.
13. Chomcky, N. Aspects of the Theory of Syntax/ N. Chomcky. - Cambridge: MIT Press, 1965. - P. 269-293.
14. Gardner, H. The Mind New Science: a History of Cognitive Revolution/ H.Gardner. - N.Y. 1971. - P. 5-8.
15. Hymes, D. On Communicative Competence/ D. Hymes// Sociolinguistics / J. S. Pride & J. Holmes (eds). -N.Y.: Pengiun, 1972. P. 269-293.
16. Lennenberg, E. Biological Foundations of Language/ E.Lennenberg. - N.Y.: Wiley, 1967. - 289 p.
17. Maturana, H., Varela F. Autopoiesis and Cognition. Dordrecht/ H.Maturana. - 1981. - 267 p.