ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПАРАДИГМА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тимошков В.Ф.
Тимошков Владимир Федорович - старший преподаватель, кафедра безопасности жизнедеятельности, Гомельский филиал
Университет гражданской защиты МЧС Беларуси, г. Гомель, Республика Беларусь
Аннотация: в статье показана возможность, объединения аспектов педагогической деятельности, в такое понятие как парадигма безопасности жизнедеятельности и ее влияние на общественно-экономическую формацию государства.
Ключевые слова: парадигма, безопасность жизнедеятельности, общественно-экономическая формация.
В настоящее время продолжается процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности в обществе. Данное направление деятельности охватывает на сегодняшний день широкие слои населения и различные отрасли хозяйствования. Практика анализа и статистические данные по оперативным сводкам МЧС, других министерств показывает, что гибель на пожарах, материальный ущерб от них и в целом от ЧС техногенного и природного характера снижается.
Однако, периодически возникают противоречия между производственным потенциалом и неукоснительным ростом общественных потребностей, которые с каждым годом приобретают более сложный характер. К примеру, обустройство крупных городов приводит к разрушению и деградации природных экосистем. Создание новых производств, интенсивное технологическое обновление базовых секторов экономики, рост количества предприятий требует адекватной системы защиты населения от техногенных катастроф любого происхождения.
Для качественного реагирования на данные процессы, уже сегодня в понятие «образовательные аспекты безопасности жизнедеятельности» включены:
- работа с учащимися на уроках ОБЖ, в тематических кружках «Юный спасатель» и другая разъяснительная деятельность;
- изучение студентами ряда вузов учебного материала по программе «Безопасность жизнедеятельности человека»;
-курсы по переподготовке и повышении квалификации для различных категорий обучаемых, по линии пожарно-технического минимума, промышленной безопасности, автоматическим системам пожаротушения и ликвидации ЧС, действиям в составе группировки ГСЧС и ГО, аварийно-спасательных служб министерств и ведомств и др.
Проведение мероприятий в секторе образовательных аспектов непосредственно влияет на ОЭФ государства, в которой можно отметить следующие направления деятельности:
ПАРАДИГМА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рис. 1. Влияние «Парадигмы БЖ» на ОЭФ
Для объединения процесса имеет смысл ввести такое понятие как «парадигма БЖ». Это позволит более целенаправленно определять цели, задачи, компетенции для разработки нормативно-правовых актов, программ в экономическом, политическом, социальном и духовном направлениях. Реализация в полном объеме требований изложенных в понятии «парадигма БЖ» позволит укрепить позиции по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Организация безопасности в различных сферах общественно-экономической формации государства, необходимо качественно развивать аспекты педагогической деятельности. Данная работа позволит создать такое понятие как «парадигма безопасности жизнедеятельности». Только так, а еще лучше - идя на шаг вперед, можно обеспечить безопасную жизнедеятельность граждан внутри страны.
Сферы общественно-экономической формации:
- экономическая;
- политическая; - социальная;
- духовная.
Список литературы
1. Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси: учебник / Шимов В.Н. 3-е изд. Мн.: БГЭУ, 2009. 724 с.
2. Сарасеко Е.Г. Формирование навыков пожарной безопасности среди обучающихся и населения сельской местности / Е.Г. Сарасеко // Вестник УГЗ, 2018. № 3. Т. 2. 393 с.
3. Михнюк Т.Ф. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Михнюк Т.Ф. // Мн.: ИВЦ Минфина, 2015. 53 с.
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКА ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРОЦЕССА Игнатова Г.Г.
Игнатова Галина Геннадьевна—учитель математики, Пресновская общеобразовательная школа-гимназия им. И.П. Шухова, село Пресновка, Жамбылский район, Северо-Казахстанская область, Республика Казахстан
Аннотация: внедрение в школу поисково-исследовательских методов - это, в первую очередь, требование времени, современному обществу необходим человек, способный анализировать, прогнозировать, выстраивать собственный вектор развития, обучаться на протяжении всей жизни. Именно на этих принципах строится обновленная система образования, которая внедряется в современные казахстанские школы. Не знания ради знаний, а применение знаний в жизни. Ключевые слова: исследовательская деятельность, познавательный интерес, учебно-исследовательская работа.
Поисково-исследовательская деятельность является одним из ведущих направлений современной педагогики. «Упорство в научном исследовании приводит к тому, что я люблю называть «инстинктом истины» - эти слова Л. Пастера, французского микробиолога как нельзя точно передают стремление современной школы подготовить обучающегося к дальнейшей жизни, развить «инстинкт истины», который позволяет критически осмысливать происходящее с ним. Современное казахстанское образование переживает реформу, но учащиеся старших классов, о которых говорится в данной работе, как бы находятся в промежуточном этапе, кто-то еще на старой системе (9, 10, 11 классы), кто-то перешел на новую систему (8 класс) и занимается по ней уже второй год. Результаты суммативного оценивания и выводы, полученные в результате формативного позволяют сделать вывод о том, что наши дети только начинают развивать свои навыки в сторону поисково-исследовательских. Развитие именно этих навыков ставится одними из главных, именно на уроках математики: «Умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой конкретной ситуации используется при изучении реальных процессов и явлений, исследований теоретических проблем и решении прикладных задач. Большое значение для изучения естественно-математических предметов имеет аппарат исследования теоретических вопросов и решения задач, формируемый при изучении математики. Обучение математике в классах естественно-математического направления должно обеспечивать учащимся возможность продолжения образования в учебном заведении по специальности, требующей определенного уровня знаний и умений по математике».
В настоящее время в рамках общих целей начального школьного образования одной из задач выделяется задача организации поиска новых способов действий и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
Развитие исследовательской деятельности учащихся в современной школе будет эффективным при создании организационно- педагогических условий. Это систематическое поэтапное включение учащихся в исследовательскую деятельность через разнообразные формы работы.
Развитие исследовательской деятельности учащихся в разное время было предметом особой заботы ученых, педагогической общественности. Уделено внимание развитию самостоятельности, мышления, творческого воображения, развитию и формированию исследовательских умений, навыков, овладению учащимися приемами исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность даёт ученикам возможность применить свои знания и показать достигнутый результат. А так же позволяет раскрыть индивидуальные особенности. Всем понятно,