614.87:338
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ФОРМАЦИЮ ГОСУДАРСТВА
В.Ф. Тимошков,Л.Н. Саленко
Показана степень влияния образовательного модуля безопасности жизнедеятельности на общественно-экономическую формацию государства. Рассмотрена взаимосвязь в отношении уровня безопасности жизнедеятельности к динамичному, стабильному и перспективному развитию общества.
Ключевые слова: интерференция, образовательный модуль безопасности жизнедеятельности, общественно-экономическая формация государства, антропогенная деятельность.
Введение. В настоящее время продолжается процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности в обществе. Данное направление деятельности охватывает на сегодняшний день широкие слои населения. Результат данной работы можно увидеть, анализируя статистические данные по оперативным сводкам МЧС, других министерств и ведомств. В практической деятельности также отмечаем, что гибель на пожарах, материальный ущерб от них и в целом от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера снижается.
Однако антропогенная деятельность охватила почти всю биосферу. Непрерывно возникают противоречия между производственным потенциалом и неукоснительным ростом общественных потребностей, которые с каждым годом приобретают более опасный характер. Например, строительство крупных городов приводит к разрушению и деградации природных экосистем. Создание новых производств, интенсивное технологическое обновление базовых секторов экономики, рост количества предприятий требуют адекватной системы защиты населения от техногенных катастроф любого происхождения. Негативное влияние на все сферы жизнедеятельности людей оказала крупнейшая техногенная катастрофа на Чернобыльской АЭС.
Для качественного реагирования на данные процессы уже сегодня в понятие «образовательный модуль безопасности жизнедеятельности» включены:
- работа с учащимися на уроках ОБЖ, в тематических кружках «Юный спасатель» и другая разъяснительная деятельность;
- изучение студентами ряда вузов учебного материала по программе «Безопасность жизнедеятельности человека»;
- курсы по переподготовке и повышению квалификации для различных категорий обучаемых, по линии пожарно-технического минимума, промышленной безопасности, автоматическим
системам пожаротушения и ликвидации ЧС, действиям в составе сил ГСЧС и ГО, аварийно-спасательных служб различных министерств и ведомств и др.
Проведение мероприятий в секторе данного модуля непосредственно влияет общественно-экономическая формация (ОЭФ) государства, в которой можно отметить такие сферы деятельности как:
- экономическая;
- политическая;
- социальная;
- духовная.
1. Проблемы интерференции модуля. Основными проблемами по степени влияния образовательного модуля безопасности
жизнедеятельности на общественно-экономическую формацию государства являются:
- качественное наполнение по форме и содержанию компетенций обучаемых;
- умение преподавателей, учителей профессионально осуществлять обучение в разрезе данной дисциплины;
- широкий охват и уровень освоения обучаемыми содержания дисциплины;
- проведение мониторинга по изменению ситуации, обстановки в сферах деятельности ОЭФ;
- своевременное внесение изменений в структуру и содержание интегрированной учебной дисциплины «Безопасности жизнедеятельности»;
- создание кадрового потенциала для обеспечения образовательного процесса.
Вышеперечисленные позиции нужно охарактеризовать и с практической стороны. Так, в 1999 году в Лельчицком районе Гомельской области (Беларусь) в период с мая по сентябрь осуществлялась ликвидация торфяного пожара на больших площадях. Ежедневно с разной степенью интенсивности были задействованы силы и средства:
- МЧС - 50 сотрудников, 12 ед. техники;
- формирования системы ГО - 25 работников, 7 ед. техники.
Возникновение пожара произошло из-за того, что на торфяном поле местные жители развели костер, чтобы спалить остатки травы после зимы. Глубина залегания торфа составляла от 4 до 12 метров. За 5 месяцев работы по локализации и ликвидации пожара был накоплен:
- значительный материальный ущерб;
- внутренние противоречия среди руководителей различного ранга доходили до критического уровня;
- три гарнизона Гомельской области (Беларусь) осуществляли боевое дежурство в две смены, т.к. одна смена была в командировке.
Анализируя причину пожара, необходимо отметить, что всего этого можно было бы избежать либо предупредить, используя образовательный модуль безопасности жизнедеятельности.
Аналогичные пожары были зафиксированы:
- в 2002 году на торфобрикетном заводе «Чырвонае» Житковичского района Гомельской области (Беларусь);
- в 2010 году в Клепиковском районе Рязанской области (Россия).
На лицо факт воздействия образовательного модуля безопасности жизнедеятельности на составляющие общественно -экономической
формации.
2. Пути решения проблемы.
Как правильно определить структуру и содержание интегрированной учебной дисциплины «Безопасности жизнедеятельности» и применить приобретенные знания, навыки в развитии сфер деятельности ОЭФ.
К основным задачам здесь можно отнести:
- формирование способности предупреждать воздействие вредных и опасных факторов среды обитания или минимизировать его последствия для
Библиографический список
1. Барг М.А. Исторические структуры и исторические законы / М.А. Барг, Е.М. Жуков, Е.Б. Черняк, В.И. Павлов // Теоретические проблемы всемирно-жторического процесса. — М., 1979. - С. 55 -58, 126, 130 - 131.
2. Глезерман Г.Е. Общественно-экономическая формаиия — узловая категория исторического материализма / Г.Е. Глезерман // Обшественно-экономические формации: проблемы теории - М., 1978. -С. 18.
3. Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси: учебник / Шимов В.Н. - 3-е изд. — Мн.: БГЭУ, 2009. -С.721-724.
4. Михнюк. Т. Ф. Безопасность жизнедеятельности: учебник /Михнюк.Т.Ф. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2015. -С. 48-53.
5. Бубнов В.П. Безопасность жизнедеятельности /Бубнов В.П. - Мн.: Амалфея, 2013. -С. 9- 31.
сохранения жизни и здоровья, обеспечения нормальных условий жизнедеятельности;
- освоение сознательного и ответственного отношения к здоровью и жизни как непреходящим ценностям;
- приобретение, освоение обучаемыми системы знаний, умений, видов деятельности и правил поведения, направленных на формирование способности предупреждать воздействие вредных и опасных факторов среды обитания или минимизировать его последствия для сохранения жизни и здоровья и обеспечения нормальных условий жизнедеятельности;
- приобретение навыков в оказании первой помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту, при наличии угрозы для их жизни до прибытия скорой медицинской помощи;
- овладение совокупностью знаний о рациональном природопользовании и охране окружающей среды, путях достижения устойчивого эколого-экономического равновесия и мерах предотвращения экологического неблагополучия;
- развитие способности осуществлять контроль над рациональным использованием тепловой и электрической энергии, предупреждать ее потери, содействовать внедрению энергосберегающих технологий в производственном коллективе и в быту.
На основании вышеизложенного можно сказать, что чем профессиональнее организован образовательный модуль безопасности
жизнедеятельности, тем более сильная положительная интерференция на сферы деятельности ОЭФ общества.
Выводы. Создавая образовательный модуль безопасности жизнедеятельности, необходимо учитывать и развитие сфер деятельности общественно--экономтеской формации государства. Только так, а еще лучше идя на шаг вперед, можно обеспечить безопасную жизнедеятельность граждан внутри страны.
References
1. Barg M.A. Istoricheskie struktury i istoricheskie zakony /M.A. Barg, E.M. ZHukov, E.B. CHernyak, V.I. Pavlov // Teoreticheskie problemy vsemirno-istoricheskogo processa. — M, 1979. -S. 55 - 58, 126, 130 - 131.
2. Glezerman G.E. Obshchestvenno-ehkonomicheskaya formaciya — uzlovaya kategoriya istoricheskogo materializma / G.E. Glezerman // Obshchestvenno-ehkonomicheskie formacii: problemy teorii -M, 1978. -S. 18.
3. SHimov V.N. Nacional'naya ehkonomika Belarusi: uchebnik / SHimov V.N. - 3-e izd. — Mn.: BGEHU, 2009. -S.721 -724.
4. Mihnyuk. T.F. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti: uchebnik/Mihnyuk.T.F. -Mn.: IVCMinfina, 2015. -S. 48 -53.
5. Bubnov V.P. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti / Bubnov V.P. -Mn.: Amalfeya, 2013. -S. 9 - 31.
INTERFERENCE EDUCATIONAL MODULE SAFETY OF LIFE AT SOCIO-ECONOMIC FORMATION OF THE STATE
Shows the degree of influence of the educational module on health and safety socio-economic formation of the state. Look at the relationship in the level of safety for dynamic and stable development of the company.
Key words: interference, educational module health and safety, socioeconomic structure of the state, human activities.
Тимошков Владимир Федорович,
cm. npen. кафедры безопасности жизнедеятельности, Гомельский филиал УГЗ МЧС Беларуси, Беларусь, г. Гомель,
тел.: 8-029-673-85-74, e-mail: timoshkov.67@,mail.ru Timoshkov V. F.,
senior lecturer department of life safety
Homel branch of University of Civil defence, the Ministry of emergency situations of Belarus; Belarus, Gomel,
tel: 8-029-673-85-74, e-mail: [email protected] Саленко Алексей Николаевич,
ст. npen. кафедры безопасности жизнедеятельности, Гомельский филиал УГЗ МЧС Беларуси, Беларусь, г. Гомель,
тел.: 8-029-608-56-66, e-mail: [email protected] Salenko A.N.,
senior lecturer department of life safety,
Homel branch of University of Civil defence, the Ministry of emergency situations of Belarus, Belarus, Gomel,
tel: 8-029-608-56-66, e-mail: [email protected]
© ТимошковВ.Ф., Саленко A.H., 2017