УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ: МЕТОД ПРОЕКТОВ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Игнатова Г.Г.
Игнатова Галина Геннадьевна - учитель математики, Пресновская общеобразовательная школа-гимназия им. И.П. Шухова, село Пресновка, Жамбылский район, Северо-Казахстанская область
Аннотация: новизна в методах обучения математики проявляется, прежде всего, в том, что основной аспект ставится не на запоминание и воспроизведение учебной информации, а на глубокое понимание, сознательное и активное усвоение, на формирование у школьников умения самостоятельно и творчески применять информацию в рамках школьной и не школьной программы.
Ключевые слова: элементы исследования, формы и методы обучения, учебно-исследовательская работа.
Для чего необходимо вводить элементы исследования в школьный курс математики.
Главная цель: повышение интереса к предмету - математика. В настоящее время проходит реформа школьного образования. Курс математики претерпевает значительные изменения, как в содержании, так и в средствах обучения.
Проблема целенаправленного математического развития школьников оказалась в числе важных проблем преподавания математики. Ставится задача: сформировать личность, готовую к творческой деятельности.
В традиционной системе обучения не приходится говорить о развитии учащегося, так как ученик получает готовую информацию, воспринимает, понимает, запоминает ее, затем воспроизводит, то есть наблюдается репродуктивная деятельность. Такое обучение не оказывает существенного влияния на психологическое развитие и на развитие его специальных способностей.
Новизна в методах обучения математики проявляется, прежде всего, в том, что основной аспект ставится не на запоминание и воспроизведение школьниками учебной информации, а на глубокое понимание, сознательное и активное усвоение и на формирование у школьников умения самостоятельно и творчески применять эту информацию в рамках и за рамками школьной программы.
Эту мысль имел в виду известный специалист по кибернетике А.А. Фельдбаум, говоря, что "накопление знаний играет в процессе обучения немалую, но отнюдь не решающую роль. Человек может забыть многие конкретные факты, на базе которых совершенствовались его качества, но если они достигли высокого уровня, то человек справится со сложнейшими задачами, а это и означает, что он достиг высокого уровня культуры, мышления".
Сравним это с обычным уроком хотя бы по параметру активности в деятельности. А по речевой активности? По мотивации? По инициативе, которую обязательно проявят здесь наиболее заинтересованные учащиеся? А по уровню коммуникации?
Можно с уверенностью утверждать, что на уроках УИР формируются те самые предметные и общие компетенции, развитием которых так озабочена современная система образования.
Если в среднем звене сформированы навыки учебной исследовательской работы, в старшей школе можно использовать более сложные формы организации деятельности учащихся, в частности - метод проектов и индивидуальные исследования.
Доминирующий вид деятельности - общение. Главная проблема - мотивационная. А групповая работа в исследовательском режиме удовлетворяет потребность подростка в общении. Ученик испытывает эмоциональный подъем, происходит "обмен желаниями". Все это обеспечивает мотивацию учебной деятельности.
Эта форма работы - возможный путь вхождения подростка в пространство культуры, при котором он:
- присваивает нормы и ценности мира взрослых;
- формирует свою внутреннюю позицию по отношению к миру в процессе развития самосознания, ведь в работе нельзя обойтись без самооценки и взаимооценки.
При развитии образования главной опорой становится профильная школа, где у каждого направления свои цели и задачи в изучении математики.
Для детей из физико-математических классов навыки УИР находят конкретное применение, например, в задачах с параметрами. При этом формируется научный стиль математического мышления, необходимый для учащихся данного профиля.
Ученики гуманитарного профиля развивают умения, которые также востребованы на профильных предметах:
- собирать информацию;
- сравнивать по отдельным параметрам,
- сопоставлять и анализировать,
- обобщать.
У учащихся естественнонаучного профиля формируется умение проводить эксперименты, которые устроены аналогично и в математике, и в естественных науках и требуют тех же умений.
Классические ЗУН на таких уроках отрабатываются нисколько не хуже, чем на обычных. В работе оказываются востребованными все те знания, умения и навыки, что были получены учащимися в процессе изучения темы, а также важнейшие обще учебные умения. В нашем случае актуализируются основные понятия из темы "Решение иррациональных уравнений и неравенств", алгоритмы и способы действий, необходимые при работе с ними, схема доказательства.
Но помимо обычных ЗУН и развития важных обще учебных умений ученик получает и нечто большее.
Работа в данном направлении позволяет решить противоречия между:
- недостаточным количеством учебного времени и большим объемом программного материала;
- ориентацией нового содержания образования на развитие творческого потенциала и традиционной методикой обучения.
Ведущей педагогической идеей моей работы является сотрудничество учителя и ученика в процессе обучения математики на основе:
- взаимного доверия и уважения;
- обеспечения свободы творческой деятельности и самореализации школьника как личности;
- учения без принуждения;
- свободы выбора и максимальной помощи учителя в подготовке работы ученика;
- осуществления единства мыслительной и практической деятельности учащихся;
- использования личностно-ориентированного обучения, в основу которого положена личность человека, его опыт как источник индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании. [2], [3]
Формирование поисково-исследовательской деятельности учащихся при изучении темы: «Решение иррациональных уравнений и неравенств».
При такой постановке вопроса неизбежным становится индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, обеспечивается своеобразие развития личности, создаются благоприятные условия для формирования способностей, повышается эффективность педагогического воздействия. Успешность процесса обучения математики обеспечивается при реализации принципов непрерывности, преемственности, системности, научности.
Основная цель моей педагогической деятельности: повышение творческой активности учащихся, развитие аналитического мышления, формирование учебно-исследовательских умений и навыков, необходимых для продолжения образования и будущей самостоятельной деятельности.
Реализация этой цели осуществляется при использовании основополагающих механизмов процесса обучения:
1) анализ процессов взаимодействия обучающего и обучающегося;
2) переосмысление понятий научение и обучение;
3) создание благоприятных морально-психологических условий для выявления и развития творческого потенциала каждого ученика;
4) построение работы по получению необходимых умений и навыков с использованием поисково-исследовательских методов, средств и приемов обучения, наиболее приемлемых для каждого класса и каждого ученика в отдельности;
5) мониторинг образовательного процесса с целью выявления результативности проделанной работы.
Творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, изменяет и создает что-либо новое.
Цель работы: создание целостной последовательной, включающей все ступени обучения, систему формирования у учащихся навыков поисковой проектно-исследовательской и научной деятельности.
Гипотеза: В результате создания учебной среды, направленной на развитие творческих способностей учащихся, проектных и исследовательских методов с использованием компьютерных технологий можно получить:
- Приращение в уровне обученности и интеллектуальном развитии детей.
- Обновление организационных форм и технологий, способствующих повышению качества школьного образования на всех ступенях образования.
- Приращение профессиональных качеств учителя в проектировании объект-субъектных отношений и педагогической поддержки развития индивидуальных способностей, учебной мотивации и креативности учащихся.
- Создание последовательной целостной системы по формированию у учащихся поисково-исследовательских навыков, (начиная с 1 ступени), которая будет способствовать:
- Раннему развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- Повышению качества образования и общего развития когнитивных и креативных способностей детей и созданию комфортного психологического климата;
- Обеспечивать приемственность школьного и вузовского образования.
- Результатами инноваций и экспериментальной работы смогут воспользоваться любые школы, решающие проблемы интеллектуального развития детей и повышения качества образования.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся с использованием компьютера и его возможностей является способом реализации одной из важнейших задач образования -научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. [3]
Список литературы
1. Беребердина Н. Развитие интереса к математике // Математика в школе. 2002. № 39.
С. 1-2, 35 - 36.
2. Белова Г.В. Творческие копилки на уроках математики. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.trizminsk.org/e/prs/232046.htm/ 2004/ (дата обращения: 15.08.2018).
3. Григорян С.Д., Ванюков И.В. Поисково-исследовательская деятельность учащихся в
условиях школы-гимназии // Образование в современной школе. 2000. № 9. С. 71-72.
4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 168 с.
5. Смоляков А.Н., Севрюков П.Ф. Нетрадиционные способы решения иррациональных уравнений // Математика в школе. 2002. № 7. С. 36-35.
6. Игнатова Г.Г. «Формирование поисково - исследовательской деятельности учащихся при изучении темы: Решение иррациональных уравнений и неравенств».: Дипл. р. Бакалавр математики, 2009. 9,11 с.