РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МИХАЛЁВА Л.Н.
Современное состояние профессиональной культуры преподавателей среднего профессионального образования не может быть признано удовлетворительным и нуждается в совершенствовании. Автором определены условия повышения качества работы педагогов, связанные с изменением технологии труда и постоянным повышением уровня профессиональной подготовки при осуществлении экспериментальной деятельности.
The current state of professional culture of teachers of average vocational training can't be recognized by satisfactory and needs perfection. The author defines conditions of improvement of quality of work of the teachers, the technologies of work connected with change and constant increase of a professional standard at realization of experimental activity.
Социально-экономические преобразования, происходящие в стране обусловили радикальные перемены в системе образования. Активно идет реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приоритетного национального проекта «Образование».
В соответствии с Болонским процессом произошла перестройка высшего и среднего профессионального образования в связи с введением бакалавриата и магистратуры, что требует от каждого преподавателя и педагогического коллектива высокого уровня профессиональной культуры, их конкурентоспособности. Однако, в этих условиях содержание учебно-методической и экспериментальной работы в образовательных учреждениях не всегда отражает современные требования, что отрицательно отражается на общекультурном и профессиональном уровне преподавателя. Кроме того, содержание учебно-методической и научно-исследовательской работы не всегда вытекает из фактической потребности педагогов.
Современное состояние профессиональной культуры преподавателей среднего профессионального образования (по оценке учащихся, родителей, а также по самооценке самих преподавателей) не может быть признано удовлетворительным и нуждается в совершенствовании. Многие преподаватели отмечают затруднения в общении с учащимися, их родителями, коллегами на работе, администрацией. Они испытывают трудности не только в преподавании предмета, но и в повышении уровня своей профессиональной культуры в широком понимании.
На современном этапе состояния педагогической науки и практики проблема развития профессиональной культуры учителей, преподавателей становится приоритетной, ибо от нее в решающей степени зависит успех сохранения лучших традиций педагогического образования профессионального образования и возрождения утрачиваемых общечеловеческих ценностей. Становится очевидна необходимость разработки и научное обеспечение развития профессиональной культуры преподавателей педагогических вузов и колледжей с целью качественной подготовки педагогических кадров для общества с изменившейся политической, социальной и экономической ситуацией в развивающемся и изменяющемся обществе.
В новых социально-экономических условиях в образовании заслуживают внимательного рассмотрения следующие противоречия:
- между возрастающими требованиями к качеству преподавания и снижением уровня профессиональных знаний преподавателя;
- между необходимостью влияния преподавателя на развитие личности обучаемого и своевременным уровнем преподавания;
- между необходимостью развития профессиональной культуры преподавателей в системе среднего профессионального образования и на уровне бакалавриата в условиях модернизации образования и неразработанностью организационных форм и содержания их непрерывного образовании и самообразования.
- между уровнем решения задач профессионального образования и сформированностью навыков ведения экспериментальной работы преподавателей педагогического колледжа.
Таким образом, приоритетными для преподавателей педагогического колледжа должны стать ценности самореализации и саморазвития личности, идеи свободы выбора и способов экспериментальной деятельности развития собственных аналитико-рефлексивных и креативных способностей, т.е. выделение экспериментальной работы преподавателей педагогического колледжа в качестве интегрирующей составляющей его профессиональной культуры. Это диктуется рядом обстоятельств: повышение к уровню профессионализма преподавателей колледжа, их общей профессиональной культуры; необходимостью системного формирования навыков экспериментальной работы с учетом реализации образовательных потребностей; необходимостью решения противоречия между уровнем задач профессионального образования и наличным уровнем сформированности навыков ведения экспериментальной работы преподавателей педагогического колледжа.
Исследования, проведенные в педагогическом колледже, показали, что процесс развития профессиональной культуры преподавателей педагогического колледжа будет эффективным, если:
- уровень профессиональных знаний и компетенций преподавателей соответствует современным требованиям к качеству педагогической деятельности;
- развитие профессиональной культуры преподавателей в системе среднего профессионального образования (бакалавриата) в условиях модернизации образования способствует разработке организационных форм и содержания их непрерывного образовании и самообразования (включая опытно-экспериментальную деятельность);
- сформированность навыков ведения экспериментальной работы преподавателей педагогического колледжа позволит результативному решению задач профессионального образования в свете новых социально-экономических преобразований общества.
В результате проведенного исследования выявлены современные тенденции образовательной политики в росте профессиональной культуры преподавателей педагогических колледжей, которые связаны с различными формами реализации роста профессиональной культуры у преподавателей педагогического колледжа, в частности, в процессе экспериментальной работы. Установлены условия развития профессиональной культуры преподавателей педагогического колледжа и показатели уровня развития их профессиональной культуры (участие в процессе экспериментальной работы, разработка программ и методических рекомендаций на модульно-компетентностной основе и отвечающих новым образовательным стандартам, защита диссертационных исследований, число статей в научно-методических сборниках, число студентов, проводящих под руководством преподавателя учебно-исследовательскую деятельность, число и качество защищенных студенческих проектов и т.д.)
Основные этапы исследования охватывают период с 2001 года по 2009 годы. Исследование стало логическим продолжением разработки проблем профессионального образования педагогов (Ситник А.П., Крупина И.В., Притыко Н.Н. и др.). Установлено, что профессия как социально-культурное явление обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности, цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. В процессе исторического развития общества изменяются и профессии. Так для того чтобы стать действительно культурной, педагогика должна обогатиться за счет освоения новых знаний из области философии, психологии, антропологии, искусства, религии и т.д.
Высокий уровень профессиональной культуры специалиста характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, т.е. развитым профессиональным мышлени-
ем и сознанием. Но любому профессиональному мышлению угрожает опасность догматизма, нарушающего целостность и всесторонность личности. Поэтому профессиональная культура становится средством, сдерживающим узкий профессионализм.
Профессиональная культура - это сфера творческого приложения и проявление профессиональных способностей преподавателя. В своей профессиональной деятельности преподаватель, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализует себя в профессиональной деятельности.
Анализ философской и психолого-педагогической литературы, исследования деятельности преподавателей, теоретические обобщения позволяют сделать вывод о том, что профессиональная культура - это мера и способ творческой самореализации преподавателя в своей профессиональной деятельности и общения, направленные на освоение, передачу и создание как педагогических, так и профессиональных ценностей и технологий. Профессиональная культура характеризует разнообразные виды профессионально-педагогической деятельности и профессионального общения, отражающая закономерности развития потребностей, интересов, ценностных ориентаций, способностей преподавателя. Под педагогической культурой подразумевалось совокупность норм правил поведения, проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства, педагогическая грамотность, образованность.
Для того, чтобы обеспечить рост профессионально-педагогической культуры необходимо учесть систему индивидуально-профессиональных качеств, ведущих компонентов и функций. Необходимо выявить сущностные характеристики профессионально-педагогической культуры, которые разобщены, не имеют единого основания в структурных и функциональных компонентах.
Рассматривая концептуальные основы и своеобразие тенденций развития современного профессионального образования можно отметить что, педагогическое образование является традиционно сложившуюся и исторически утвердившую часть системы профессионального образования России. Анализ профессиональной деятельности определяется теоретическими и организационно-педагогическими основами исследований по компетентности и профессиональной культуре педагога (Браже Т.Г., Кашницкий В.И., Савостьянов А.И., Ситник А.П.). Так, Браже Т.Г. отмечает, что «профессиональная компетентность» у учителей складывается из ряда компонентов и представляет собой сложное многофакторное явление. Оно определяется не только базовыми (научными) профессиональными знаниями и умениями, но ценностными ориентациями специалиста, стилем взаимоотношений с людьми, его общей культуры, способностью к развитию своего творческого потенциала». Крупина И.В., говоря о профессиональной компетентности, на первое место выдвигает предметные знания учителя, вытекающие из базисного учебного плана и Федеральных государственных образовательных стандартов СПО и вузов. Кашницкий В.И. вводит в свое исследование понятие «коммуникативная компетентность» как многоуровневое качество личности, определяющее педагогическую профессиональную деятельность учителя, направленную на установление, поддержание и развитие эффективных контактов с учащимися и другими участниками педагогического процесса. Абросимова З.Ф. трактует его как системное образование, включающее взаимосвязанные компоненты: потребностно-мотивационный, духовно-нравственный, интеллектуальный, деятельност-но-практический.
Представляют интерес в свете рассмотрения проблемы и синомические понятия, приведенные выше, понятия, использованные в исследованиях Силяевой Е.Г.- «профессионально-этическая культура учителя», Гордеевой А.В.- «эстетическая культура», Пиранашвили И.В. - «философская культура учителя».
Признавая за каждым из них достаточную научную проработку, можно предположить, что каждое из них рассматривает лишь часть, определенный аспект общего целого, без чего не может быть квалифицированного учителя: высокого профессионализма, высокой культуры труда. Ситник А.П. ввела понятие «профессиональная культура учителя», которое объединило
все составляющие, использованные в определениях перечисленных нами авторами. Ею отмечено, что культура-это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики (Краткий философский словарь) и выдвигается авторское определение понятия «профессиональная культура преподавателя». Профессиональная культура преподавателя - это совокупность общей культуры личности и профессиональных знаний по всем направлениям педагогической деятельности: теории и методике преподаваемых предметов, педагогике как науке о воспитании, возрастной физиологии, основа, основам гигиены и медицины, основам этики и эстетики, практической экономике и экологии, социологии и философии и умение применить это на практике.
Развитие профессиональной культуры учителя еще в начале прошлого века была подкреплена идеей самообразования в практической деятельности (Первый общеземский съезд по народному образованию, состоявшийся в Москве, в 1911 году; Первый Всероссийский съезд по вопросам народного образования в 1914 году). Здесь были четко сформулированы требования к учителю народной школы с учетом того, что он работает в условиях низкого культурного уровня среды. Вследствие этого учителю необходимо расширить рамки деятельности за стены школ и содействовать поднятию культурного уровня населения. В этих условиях учителю для исполнения возложенных на него обязанностей необходимо обладать специальным педагогическим образованием, непрерывно работать над пополнением и углублением своих знаний. Своеобразной формой оказания помощи учителям в самообразовании и повышении их профессионального уровня явились различные педагогические общества. Они имели отделения по предметам, на которых обсуждались учебные планы и программы, методы обучения и воспитания. Росту профессиональных знаний учителей служили общества взаимопомощи народных училищ, которые предпринимали попытки организации предметно-методических объединений, издания своих журналов, устройства учительских библиотек. В то время были заложены основы повышения качества работы педагогов, их экспериментальной работы, которые рассматривались во взаимосвязи с условиями труда и постоянным повышением уровня профессиональной подготовки. На съезде обсуждался вопрос о проведении «наблюдательных уроков», что можно считать прообразом открытых уроков. Потребность в них мотивировалась тем, что при замкнутости и изолированности школьной работы всякий учитель, незаметно может сделать свое преподавание безжизненным и рутинным. Поэтому было признано необходимым ознакомление с преподаванием своих товарищей путем еженедельных и ежемесячных собраний учителей в одном месте для прослушивания и наблюдения нескольких опытных уроков и совместного их разбора. Съезд впервые указал на необходимость назначения «учителей-инструкторов», теоретически и практически подготовленных. В их обязанности входили разъезды по школам и демонстрация на уроках новейших, практически испытанных методов и приемов постановки учебно-воспитательного дела, чтения рефератов по этому вопросу и поверки достигнутых школьных результатов. Позднее во многом перечень этих обязанностей войдет в должностные обязанности методистов.
Обобщение особенностей категории «профессиональной культуры», изучение исторического опыта и публикаций помогло определить место роста профессиональной культуры преподавателей. Профессиональная культура преподавателей имеет свои особенности, влияющие на личность, как самого преподавателя, так и студентов. Она состоит из таких компонентов как профессионализм, компетентность, самообразование, образование.
Формирование профессиональной культуры преподавателей педагогического колледжа включает такие компоненты, как:
- социальная ориентированность (предполагает приоритет социальных, т.е. необходимых обществу целей по отношению к другим),
- сочетание универсального и полимодельного образования (обеспечивает преподавателю возможность выбора направлений в повышении квалификации своей профессиональной деятельности),
- фундаментальность (обеспечивает глубину и устойчивость знаний преподавателей, способность к самообразованию),
- единство обучения в повышении квалификации профессиональной и научной деятельности (требует совершенствование модели учебного процесса, связи его с реальной профессиональной деятельностью и соответствующей квалификацией преподавательского состава),
- креативность (предполагает постоянное «погружение» в состояние творчества в условиях экспериментальной работы),
- междисциплинарность (подразумевает взаимодействие всех областей знаний, методов и форм преподавания).
В заключение приведем пример повышения профессиональной культуры преподавателей колледжа, развитие которой происходит опережающими темпами по сравнению с уровнем социального окружения.
С 2010 года в колледже начата разработка и апробация принципов воспитательной работы, приемлемые для оптимизации учебно-воспитательного процесса, отражающего специфику требований инклюзивного образования. Преподаватели начали осваивать и экспериментально пробовать методы и приемы подготовки будущих педагогов для инклюзивной образовательной среды. Число педагогов- экспериментаторов увеличилось до 90%. Проведены мониторинговые опросы студентов, преподавателей, выпускников, абитуриентов, родителей, работодателей. На основе результатов диагностики выявлены сведения о ближайших интересах абитуриентов, студентов, выпускников, их притязаниях, жизненных ценностях, профессиональных целях, приоритетах, планах будущих специалистов инклюзивного образования.
Подготовлены методические материалы по отдельным направлениям воспитания педагога инклюзивного образования: методические и справочные материалы; концепции программ дополнительного профессионального образования, консультативных занятий для взрослого населения. Начата работа курсов повышения квалификации для воспитателей детских садов и родителей (в этом учебном году функционировало 7 курсов повышения квалификации, охват
- более 200 человек).
Разработаны концептуальные основы Программы воспитательной работы в системе работы по подготовке специалиста инклюзивного образования, которая учитывает особенности первого курса и соответствует требованиям современного мирового сообщества.
Подтверждены основные идеи исследования, посвященного росту профессиональной культуры преподавателей. Подготовку современных специалистов-педагогов, умеющих качественно решать профессиональные педагогические задачи инклюзивного образования, способных проявлять самостоятельность, инициативу, творчество, быстро ориентироваться в возникающих проблемах, планировать свою дальнейшую деятельность, быть конкурентоспособными на рынке труда, возможно осуществить силами преподавательского коллектива, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры.
Библиографический список:
1. Воспитание будущего педагога инклюзивного образования/Научно- методический сборник по итогам работы ГЭП на базе ПК №10.Выпуск 1. /Научн. Ред. Ткаченко Е.В. - М.: АНО Центр ИРПО, 2010.-192С.
2. Михалева Л.Н. Воспитательная среда педагогического колледжа // Профессиональное образование. Столица.- 2008, №11, С. 22-23.
3. Примерное содержание программ дополнительной подготовки в области инклюзивного образования. Для педагогических работников и родителей./ Науч. ред. Ткаченко Е.В. - М.: АНО Центр ИРПО, 2010.- 100 С.
4. Социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями (в рамках года равных возможностей) // Научно-методический сборник по итогам работы городского «круглого стола» 22 октября 2009 года. Под общей редакцией Ткаченко Е.В. - М.: Типографский отдел АНО НЦ ИРПО, 2010. - 256 С.
Ключевые слова: профессиональная культура, экспериментальная деятельность. Keywords: teacher skills, experimental activity.