Представленная этапная модель взаимодействия в рамках различных зон Парка не имеет возрастных ограничений и позволяет организовать работу, начиная с младшего школьного возраста. Испытав на себе невозможность или трудность преодоления различных ограничений, дети и подростки приходят к подлинному пониманию и уважению лиц с ОВЗ, что является основой толерантности как личностного качества.
Целенаправленное формирование установок и норм толерантного поведения по отношению к детям с ОВЗ в детско-подростковой среде последовательно приведет к тому, что толерантность станет проявлением социальной нормы нашего общества.
А. А. Степанова
Ознакомление с окружающим миром дошкольников с задержанным психическим развитием в ДОУ компенсирующего вида
В дошкольном возрасте ребенок получает первые представления об окружающем мире. Ознакомление с природой является одним из главных способов развития ребенка. Однако процесс усвоения природоведческих представлений детьми с ЗПР отличается от такового в норме. У нормально развивающихся дошкольников существует, пусть и неполная, целостная картина окружающего мира. По мере развития ребенка она уточняется, дополняется новыми сведениями, новые природные объекты встраиваются в существующую картину мира. Ребенок старшего дошкольного возраста способен самостоятельно устанавливать простейшие причинноследственные зависимости.
У дошкольника с ЗПР картина окружающего мира фрагментарная. «Осколки» окружающего мира не связаны друг с другом, ребенок не может объединить даже родственные объекты, установить связи между объектами и явлениями природы.
Освоение окружающего мира невозможно без собственного опыта. Однако неразвитая интеллектуальная деятельность не позволяет детям с ЗПР строить познание мира с опорой на имеющиеся у них знания об объектах и явлениях природы и умения их обследовать.
Формирование природоведческих представлений у нормально развивающихся дошкольников во многом опирается на опыт повседневного взаимодействия с природными объектами, носит нерегулируемый характер. У детей с ЗПР «стихийное» освоение окружающего мира невозможно. Изучение объектов и явлений
246
должно носить планомерный, целенаправленный характер и организовываться педагогом.
Формирование умений ориентироваться в окружающем мире является составной частью процесса адаптации в жизни. Однако у детей с ЗПР зачастую отсутствует желание познавать новое. Для развития любознательности важно помочь ребенку с ЗПР наладить эмоциональный контакт с живыми растениями и животными, увидеть красоту окружающего мира. Доброжелательное отношение к объектам и явлениям окружающего мира будет побуждать ребенка к самостоятельной деятельности в окружающем пространстве, что будет способствовать приобретению собственного чувственного и действенного опыта.
У дошкольников с ЗПР не сформированы умения сравнивать, анализировать, группировать, обобщать, классифицировать предметы. Педагог должен так организовать разнообразную деятельность ребенка с учетом зоны ближайшего развития, чтобы она побуждала его познавательную активность. Развитию познавательной деятельности способствуют активные формы и методы обучения: наблюдения, экскурсии, дидактические игры.
Основной деятельностью ребенка является игровая, а не учебная. Поэтому эффективным является включение обучения в игровую деятельность. Для достижения целей обучения используются предметные, настольно-печатные и словесные дидактические игры. Занятия по ознакомлению с окружающим миром дошкольников с ЗПР должны строиться с использованием разнообразных дидактических игр, направленных на расширение представлений об объектах окружающего мира, классификацию объектов, развитие сенсорного восприятия объектов, соединение образа со словом, и как следствие, обогащение словаря и формирование речи. Дидактические игры позволяют многократно повторять материал, не вызывая эмоционально-негативного отношения и утомления ребенка с ЗПР. В процессе дидактической игры педагог может создать проблемную ситуацию, побудить ребенка к поиску способов выполнения задания. Дидактические игры дают возможность развивать мышление ребенка с ЗПР, двигаясь от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к логическому мышлению.
Широкими возможностями для тренировки аналитикосинтетических процессов обладают наблюдения. Наблюдения за объектами природы могут проводиться как на занятиях в группе, так и на экскурсиях. Экскурсии являются чрезвычайно важной формой обучения детей с ЗПР, так как обладают большими коррекционноразвивающими возможностями. К сожалению, не все педагоги дошкольных образовательных учреждений используют такую форму ознакомления с окружающим миром, как экскурсия. А между тем
247
экскурсии позволяют создать положительный эмоциональный настрой, проводить многократные наблюдения за одними и теми же объектами, повысить работоспособность, активизировать мышление. Смена видов деятельности, высокая степень самостоятельности при получении знаний позволяют создать надолго запоминающиеся образы. На экскурсии создаются ситуации, когда ребенок естественно побуждается к оречевлению увиденного, к формулированию вопроса педагогу, к необходимости планирования собственной деятельности. Экскурсии дают возможность закрепления знаний свойств объекта, сенсорных эталонов, практической группировки объектов. После экскурсии организуются занятия в группе с собранным природным материалом.
Экскурсии позволяют показать существующие взаимосвязи между природными объектами, т. е. осуществлять экологическое образование и воспитание. Показ взаимосвязей объектов и явлений природы, показ природного мира как единого целого является составной частью ознакомления дошкольников с окружающим миром. Именно с этого начинается экологическое образование ребенка, которое должно продолжаться всю жизнь человека. В системе непрерывного экологического образования большое значение имеет дошкольный и младший школьный возраст. Формированию основ экологической культуры способствуют такие возрастные особенности детей, как любознательность, наблюдательность, эмоционально положительное отношение к животным и растениям. Экологизация начального естествознания способствует усвоению природоведческих понятий, отражающих причинно-следственные зависимости в природе: между строением и функцией, процессами в живой и неживой природе, взаимовлиянием живых организмов.
Формирование экологической культуры детей невозможно без экологически правильного отношения к окружающей среде родителей. Поэтому эффективной формой экологического воспитания дошкольников являются совместные с родителями занятия. Это могут быть занятия в группе, в цветнике дошкольного образовательного учреждения, экскурсии и наблюдения за пределами территории дошкольного образовательного учреждения, а также участие в праздниках, связанных с сезонными изменениями в природе. Для интересного проведения таких праздников в коррекционном образовательном учреждении участия воспитателя и родителей недостаточно. В подготовке праздника должны принимать участие дефектолог, логопед, музыкальный руководитель. Объединение всех специалистов коррекционного дошкольного образовательного учреждения - первого звена непрерывного экологического образования - для решения конкретных образовательно-воспитательных задач позволяет говорить о создании в образовательном учрежде-
248
нии эколого-развивающей среды, включающей не только образовательный процесс, но и режимные моменты. Для детей с задержанным психическим развитием использование знаний в новой ситуации представляет определенную сложность. Способствовать решению этой задачи может опора на наглядно-действенное мышление в процессе исследовательских работ и трудовой деятельности по созданию благоприятных условий жизни для растений в помещении дошкольного образовательного учреждения и уходу за территорией вокруг дошкольного образовательного учреждения.
У дошкольников с ЗПР не сформированы не только знания об окружающем мире, но и умение наблюдать за объектами. На экскурсиях создаются благоприятные возможности для развития умений работать с объектами, проводить кратковременные и длительные наблюдения. Наблюдения во время экскурсий дают возможность развивать внимание, зрительное, слуховое, осязательное восприятие, координацию движений и мелкую моторику. Проводимые после экскурсий занятия в группе позволяют более осознанно закреплять материал - с опорой на образ. Повышается эффективность работы по обобщению свойств и классификации объектов в процессе дидактической игры.
При ознакомлении с окружающим миром детей с задержанным психическим развитием потребностям коррекционного дошкольного образовательного учреждения наиболее соответствует «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, которая предусматривает знакомство детей с неживой природой, сезонными изменениями в неживой и живой природе, с культурными и дикорастущими растениями, с домашними и дикими животными. Программа включает небольшой объем фактического материала. Однако этот объем достаточен для тренировки у дошкольников с задержанным психическим развитием таких мыслительных операций, как выявление признаков, сравнение, классификация, группировка объектов. Включенный в программу материал позволяет устанавливать причинно-следственные зависимости, выявлять условия, необходимые для жизни растений и животных. Дети с задержанным психическим развитием характеризуются низким уровнем познавательной активности. Активизировать познавательный интерес детей с задержанным психическим развитием могут помочь разнообразие видов деятельности, опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Программа предусматривает изучение материала не только на занятиях в группе, но и во время практических работ в уголке живой природы, а также на экскурсиях в природу.
Таким образом, наиболее эффективными формами организации работы по ознакомлению с окружающим миром дошкольников с
249
ЗПР являются занятия в группе с использованием комплекса дидактических игр и экскурсии. Работа должна вестись всеми специалистами ДОУ компенсирующего вида по единому годовому тематическому плану, преемственно во всех группах детского сада. Как уже было сказано выше, наиболее соответствует целям такого обучения «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой. Темы этой программы предполагают активные формы и методы обучения: экскурсии, наблюдения, опыты, занятия с использованием дидактических игр. Комплекс дидактических игр должен включать предметные, настольно-печатные, словесные игры, использующиеся в определенной последовательности. Чередование умственной и предметно-практической деятельности, наблюдения в природе способствуют повышению познавательной активности детей, снижению утомляемости, и как следствие, дети с ЗПР раскрывают свои потенциальные возможности. При этом должны учитываться индивидуальные особенности детей и соответственно регулироваться объем знаний.
Н. М. Толкова
Особенности коммуникативного общения детей раннего возраста вне семьи
Дома ребенка занимают особое место в системе общественного воспитания детей до трех лет жизни. Главная задача дома ребенка - обеспечение своевременного полноценного физического и психического развития, оптимального здоровья детей. Основным недостатком воспитания в домах ребенка являются трудности развития общения детей с взрослым и сверстниками.
В настоящее время считается, что дети, попавшие в систему государственной заботы, испытывают состояние, связанное с психологически неблагоприятной средой, даже в тех случаях, когда физиологические потребности удовлетворяются. Практически у всех детей отмечается задержка психомоторного развития. Дети, которые находятся в домах ребенка, имеют более низкие показатели психофизического развития по сравнению с детьми из неблагополучных семей, поступившими в эти учреждения. Отсутствие близких детям родных людей, некоторая ограниченность получаемых впечатлений, постоянное пребывание в коллективе - специфически влияют на поведение, развитие, здоровье детей. Поэтому необходима своевременная профилактика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей, что позволяет планировать воспитательную работу в соответствии с задачами и фактическим
250