ОСОБЕННОСТИ И ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Левина И.А.
Левина Ирина Алексеевна - воспитатель 1 категории, дошкольное отделение № 1, Школа № 138, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются проблемы и особенности экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. Описываются различные формы работы как с самими детьми, так и с родителями. Даётся обзор необходимых мероприятий для развития кругозора детей. Показываются методы, которые необходимы для того, чтобы привить детям любовь ко всему живому и природе в целом. В статье делается вывод, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на дифференцированные, индивидуальные возрастные особенности детей.
Ключевые слова: экологическое воспитание, работа с родителями, экологические игры, различные методы работы.
УДК 37.01
В последние несколько лет вопрос экологического воспитания для развития общества приобретает особую важность. В связи с этим необходимо уже с первых лет жизни экологически образовывать детей. Это необходимо, так как именно в этот период дети получают эмоциональные впечатления о социуме и природе, у них складывается мироощущение, формируются основы сознания, культуры и экологического мышления, а также дети в этот момент накапливают представления о разных формах жизни.
В экологическое воспитание закладываются основы взаимодействия с природой, дети при помощи взрослых учатся осознавать красоту природы как общую ценность всех людей. Живая природа уже долгое время признаётся в педагогике важным фактором воспитания и образования дошкольников.
Дети дошкольного возраста постигают мир, в котором живут, общаясь с природой, открывая многообразие животного и растительного мира, изучая явления и объекты природы, осознают роль и ценности природы в жизни общества, дети испытывают переживания и нравственно-эстетические чувства, которые побуждают их заботиться о приумножении и сохранении природных богатств.
Обострение экологических проблем вынуждает воспитывать в детях чувство ответственности за состояние окружающей среды, способность рационально использовать природные ресурсы [1, с. 3].
Целью данной работы является формирование у детей представления о животном и растительном мире, экологически грамотного поведения в природе.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- привить начальные экологические умения и навыки - познавательные, поведенческие;
- расширить и углубить экологические знания;
- воспитать чувства бережного отношения к природе.
- развивать творческую, общественную, познавательную активность дошкольников в ходе экологической деятельности;
Работа по экологическому образованию осуществлялась в двух направлениях: в повседневной жизни и на занятиях. Умения и знания, которые были получены в рамках образовательного процесса в детском саду, закреплялись и в повседневной жизни. Родители активно помогали в реализации этого аспекта.
С двух лет детям показывают отдельные яркие моменты и события, которые связаны с разными временами года. Информация детям давалась понемногу, с использованием забав, игр, потешек.
Во второй младшей группе работа по экологическому воспитанию продолжилась. Детей стали привлекать к уходу за комнатными растениями. Зимой изготавливали кормушки для кормления птиц, которые размещались близко к окну, для наблюдения за птицами.
В старшей группе детей необходимо вовлекать в предметно-преобразующую деятельность среди природы, привлекать к разумному пользованию природой, сбережению природных ресурсов. В результате работы в этой области у ребят начинает формироваться личный опыт воздействия на экологическую среду, природные богатства, формируются практические знания, вырабатывается потребность деятельности среди природы.
На основе анализа интересов, склонностей дошкольников, ведущих дидактических принципов и использовали различные формы экологического воспитания:
а) групповые;
б) массовые;
в) индивидуальные.
Массовыми формами экологического воспитания являются:
Природоохранные акции — это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы.
Исходя из этого необходимо проводить природоохранные акции совместно с родителями, такие как:
1. Создание цветочных клумб («День цветов»);
2. Изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время («Птичья столовая»);
3. Посадка деревьев осенью («Чтобы деревья были большими»);
4. Уборка территории («Чистое утро»);
5. Уход и обновление («Чтобы дольше жили книжки»);
6. Сбор лекарственных трав («Лесная аптека») и т.д.
А также конференции, ролевые игры, природоохранные праздники, экологические фестивали, работы на участке.
К групповым формам необходимо отнести экскурсии, экологический практикум туристические походы по изучению природы.
На экскурсиях дети знакомятся с многообразием органического мира, проходит наблюдения за явлениями и объектами природы в разный период времени. Дети знакомятся с особенностями страны, края и города, а также учатся ориентироваться на местности. Особое внимание при проведении комплексной экскурсии необходимо уделить организации деятельности детей: необходимо приучать детей к мысли, что они являются гостями природы и природных обитателей, поэтому необходимо следовать заповедям, которые должны выполнять гости природы.
1. Соблюдение тишины.
2. Умение длительное время наблюдать за животным и растениями (терпение).
3. Учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей (внимательность).
Индивидуальными формами экологического воспитания являются наблюдения за растениями и животными, рисование, изготовление поделок, лепку, а также другие эксперименты и опыты [2, с. 25].
Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, исходя из этого отводится большое количество времени экспериментам и опытам. В результате исследовательской деятельности дети учатся обобщать результаты опытов, размышлять, проверять и строить гипотезы, отстаивать и формулировать свое мнение. При помощи экспериментов и опытов результаты исследовательской работы связываются с практическим опытом детей. Они начинают понимать природные
45
закономерности, основы экологически безопасного и грамотного поведения в окружающей среде.
Дидактические игры занимают особое место в ознакомлении с природой. С помощью дидактических игр дети учится вычленять отдельные признаки явлений, предметов, группировать, классифицировать и сравнивать их по общим и различным признакам. Ребёнок учится делать выводы, рассуждать, тренирует память, внимание. Дидактические игры способствуют развитию речи детей, благодаря тому, что для решения игровой задачи необходимо объяснить свои действия. Такие игры учат детей в новых условиях применять имеющиеся знания, способствуют воспитанию умения играть вместе, активизируют разнообразные умственные процессы, дают возможность детям, сравнивая предметы природы, отмечать изменения их отдельных внешних признаков и оперировать ими.
Наиболее распространёнными дидактическими играми экологического содержания являются:
1. «Домашние - дикие животные»;
2. «Безопасное и ядовитое растение»;
3. «Где чей домик?»;
4. «Что полезно и вредно для природы?»;
5. «Опасно - не опасно»;
6. «Выбери съедобные ягоды, грибы»;
7. «Соберем рюкзак в дорогу» и др.
Для наблюдения необходимо отбирать небольшой объём информации, потому что представления о явлениях и объектах природы у детей дошкольного возраста формируются постепенно, в процессе многократного наблюдения за одним и тем же объектом. В каждом наблюдении закреплялись, вспоминались, конкретизировались, уточнялись и расширялись полученные представления. Для каждого наблюдения необходимо продумывать взаимосвязи и систему, которая помогает наиболее полно осознать явления и объекты, за которыми наблюдают дети. Целью наблюдения для развития детей является то, что оно стимулирует познавательную активность и интерес детей в целом.
Также в работе используется наглядный иллюстративный материал, помогающий уточнить и закрепить представления детей, которые были получены в ходе наблюдений. С их помощью формируются у детей дошкольного возраста представления о явлениях и объектах природы, которые невозможно увидеть и понаблюдать в настоящее время, дети знакомятся с сезонными изменениями природы, происходит систематизация и обобщение информации природоведческого характера и содержания.
При ознакомлении детей дошкольного возраста с природой отводится большая роль игре. Сюжетно-ролевые игры предполагают наличие природоохранного, экологического и природоохранного содержания определённых знаний: «Прогулка по «Экологической тропе»», «Путешествие к морю», «Экспедиция в Африку», «Поездка на выставку».
В работе по экологическому воспитанию необходимо использовать предметные игры с использованием материала из природы (камешков, раковин, шишек и т.д.), которые способствовали развитию мышления ребенка. Например, можно квалифицировать эти материалы по разным качественным признакам, таким, как размер, цвет, форма. Важным элементом в данной работе является участие детей в сборе этого материала.
Труд в природе является важнейшей формой работы с детьми. Данный вид деятельности, способствует формирования у детей осознания правильного отношения к природе. В рамках трудовой деятельности дети имеют возможность получить новые знания, наглядно убедиться в существовании различных природных взаимосвязей, увидеть многообразие животных, растений и окружающего мира, а самое главное, это
46
применить свои полученные знания на практике. У детей формируется чувство ответственности за живым организмам и необходимые навыки ухода за природой.
Самые положительные эмоции у детей вызывают занятия рисования, лепки, аппликации, разыгрывание спектаклей на природоведческую тематику, конструирование природных объектах из конструктора, чтение художественной литературы. Все приведённые выше творческие мероприятия способствуют формированию у детей дошкольного возраста осознания правильного и бережного отношения к природе и привлекают детей к природоохранной деятельности.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование родителей - очень важное и сложное направление работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач - привлечение взрослых членов семьи к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка - период, когда многие из них сами стремятся к сотрудничеству, контакту с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, также закладывается в семье и именно в период раннего детства [3, с. 15].
Экологическую информацию взрослые получали:
- на родительских собраниях;
- в совместной деятельности с детьми;
- из консультаций для родителей;
- в процессе посещения территории детского сада.
Совместно с традиционными формами работы в семье и в дошкольном учреждении активно используются инновационные методы и формы работы:
1. Различные тематические выставки, например, выставка рисунков «Не опоздай, спаси планету!», фотовыставка «Домашние питомцы»;
2. Совместные мероприятия экологической направленности воспитателей, родителей и детей, например, «Посади дерево», «Вместе по нашей экологической тропинке»;
3. Проведение «круглых столов», таких как «Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду»;
4. Проведение конкурса семейных талантов, например «Птичья столовая», «Сохраним елочку», «Чудо-овощи».
Работа с родителями должна быть непрерывным, но постепенными процессом, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям, лично значимой для них. Совместная деятельность ребенка и взрослого способствовала сотрудничеству, психологическому, эмоциональному сближению взрослого и ребенка.
Таким образом, на основе всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на дифференцированные, индивидуальные возрастные особенности детей. Также необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.
Список литературы
1. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир.
М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. С. 79.
2. Маханева М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое
пособие [Текст] / М.Д. Маханева. М.: ТЦ Сфера, 2010. С. 171.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников /
С.Н. Николаева. М., 2009. С. 57.