А. А. Степанова
Экскурсия как форма ознакомления с окружающим миром младших школьников с задержанным психическим развитием
С 1.09.2016 вступают в силу ФГОСы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и обязывает органы государственной власти создавать необходимые условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья различных категорий. Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
ФГОСы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагают реализацию адаптированных общеобразовательных программ, в которых должны быть изменены подходы к использованию источников информации в учебном процессе с объяснительно-иллюстративного на деятельностный, практико-ориентированный подход; должен осуществляться мониторинг условий применения технических средств обучения в учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работе, с учетом требований СанПиН, рекомендаций охранительного режима, современных методических подходов к работе с информацией.
Такие подходы могут быть реализованы при использовании активных форм и методов обучения. Активной формой обучения предметам естественнонаучного цикла является экскурсия. Экскурсия в природу - это форма организации учебно-воспитательной работы с учащимися, позволяющая наблюдать и изучать предметы, процессы и явления природы в естественных условиях. Она дает возможность наблюдать то, чего часто нельзя показать в школьном кабинете. Экскурсия в природу - не самоцель, она организуется как звено в системе всей учебной работы по определенной программной теме, в тесной связи с работой на уроках до экскурсии и после нее. Классифицировать экскурсии в природу можно по разным признакам: по учебным целям выделяют иллюстративные и творческие (исследовательские) экскурсии; по количеству участников выделяют групповые и индивидуальные экскурсии; по характеру объекта выделяют экскурсии к объектам природы и на объекты, изучающие природные явления; по месту в
учебном процессе выделяют предварительные, текущие и заключительные экскурсии; по содержанию материала выделяют тематические, обзорные и комплексные экскурсии.
Экскурсии являются чрезвычайно важной формой обучения детей с задержанным психическим развитием, так как обладают большими коррекционно-развивающими возможностями. В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок получает первые представления об окружающем мире. Ознакомление с природой является одним из главных способов развития ребенка. Однако процесс усвоения природоведческих представлений детьми с задержанным психическим развитием отличается от такового в норме. У нормально развивающихся младших школьников существует, пусть и неполная, целостная картина окружающего мира. По мере развития ребенка она уточняется, дополняется новыми сведениями, новые природные объекты встраиваются в существующую картину мира. Ребенок младшего школьного возраста способен самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные зависимости.
У младшего школьника с задержанным психическим развитием картина окружающего мира фрагментарная. Фрагменты окружающего мира не связаны друг с другом, ребенок не может объединить даже родственные объекты, не может установить связи между объектами и явлениями природы. Освоение окружающего мира невозможно без собственного опыта. Однако неразвитая интеллектуальная деятельность не позволяет детям с задержанным психическим развитием строить познание мира с опорой на имеющиеся у них знания об объектах и явлениях природы и умения их обследовать. Формирование природоведческих представлений у нормально развивающихся младших школьников во многом опирается на опыт повседневного взаимодействия с природными объектами, носит нерегулируемый характер. У детей с задержанным психическим развитием «стихийное» освоение окружающего мира невозможно. Изучение объектов и явлений должно носить планомерный, целенаправленный характер и организовываться педагогом.
К сожалению, не все педагоги начальной школы используют такую форму ознакомления с окружающим миром, как экскурсии. А между тем экскурсии позволяют создать положительный эмоциональный настрой, проводить многократные наблюдения за одними и теми же объектами, повысить работоспособность, активизировать мышление. Формирование умений ориентироваться в окружающем мире является составной частью процесса адаптации в жизни. Однако у детей с задержанным психическим развитием зачастую отсутствует желание познавать новое. Для развития любознательности важно помочь ребенку с задержанным психическим развитием наладить эмоциональный контакт с живыми растениями и животными, увидеть красоту окружающего мира. Доброжелательное отношение к объектам и явлениям окружающего мира будет побуждать ребенка к самостоятельной деятельности в окружающем пространстве, что будет способствовать приобретению собственного чувственного и действенного опыта.
У младших школьников с задержанным психическим развитием не сформированы умения сравнивать, анализировать, группировать, обобщать, классифицировать объекты. Педагог должен так организовать разнообразную деятельность ребенка с учетом зоны ближайшего развития, чтобы она побужда-
ла его познавательную активность. Развитию познавательной деятельности способствуют активные формы и методы обучения: наблюдения, экскурсии, которые дают возможность развивать мышление ребенка с задержанным психическим развитием, двигаясь от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к логическому мышлению. Смена видов деятельности во время экскурсии, высокая степень самостоятельности при получении знаний позволяют создать надолго запоминающиеся образы. На экскурсии создаются ситуации, когда ребенок естественно побуждается к оречевлению увиденного, к формулированию вопроса педагогу, к необходимости планирования собственной деятельности. Экскурсии дают возможность закрепления знаний свойств объекта, сенсорных эталонов, практической группировки объектов. После экскурсии собранный природный материал используется на последующих уроках.
Экскурсии позволяют показать существующие взаимосвязи между природными объектами, то есть осуществлять экологическое образование и воспитание. Показ взаимосвязей объектов и явлений природы, показ природного мира как единого целого является составной частью ознакомления младших школьников с окружающим миром. Именно с этого должно начинаться экологическое образование ребенка, которое должно продолжаться всю жизнь человека. В системе непрерывного экологического образования большое значение имеет дошкольный и младший школьный возраст. Формированию основ экологической культуры способствуют такие возрастные особенности детей, как любознательность, наблюдательность, эмоционально положительное отношение к животным и растениям. Экологизация начального естествознания способствует усвоению природоведческих понятий, отражающих причинно-следственные зависимости в природе: между строением и функцией, процессами в живой и неживой природе, взаимовлиянием живых организмов.
У младших школьников с задержанным психическим развитием не сформированы не только знания об окружающем мире, но и умения наблюдать за объектами. Наблюдения обладают широкими возможностями для тренировки аналитико-синтетических процессов. Наблюдения за объектами природы могут проводиться как на уроках в классе, так и на экскурсиях. На экскурсиях создаются благоприятные возможности для развития умений работать с объектами, проводить кратковременные и длительные наблюдения. Наблюдения во время экскурсий дают возможность развивать внимание, зрительное, слуховое, осязательное восприятие, координацию движений и мелкую моторику. Проводимые после экскурсий уроки позволяют более осознанно закреплять материал - с опорой на образ. Повышается эффективность работы по обобщению свойств и классификации объектов.
Формирование экологической культуры детей невозможно без экологически правильного отношения к окружающей среде родителей. Поэтому эффективной формой экологического воспитания младших школьников являются совместные с родителями экскурсии, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе, работа на пришкольном участке. Для детей с задержанным психическим развитием использование знаний в новой ситуации представляет определенную сложность. Способствовать решению этой задачи может опора на наглядно-действенное мышление в процессе экскурсий, исследовательских работ, трудовой деятельности по созданию благоприятных условий жизни для животных и растений в помещении школы и уходу за территорией пришкольного участка.
Программа предусматривает знакомство детей с неживой и живой природой, признаками погоды, сменой времен года, признаками сезонов года, с дикорастущими и культурными растениями, с лиственными и хвойными растениями, с дикими и домашними животными. Проводятся экскурсии в парк, лес, к водоему.
Чередование на экскурсии умственной и предметно-практической деятельности, наблюдения в природе способствуют повышению познавательной активности детей, снижению утомляемости, и как следствие, дети с задержанным психическим развитием раскрывают свои потенциальные возможности.
Список литературы
1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М.: Вла-дос, 2004. -239 с.
2. Клепинина З.А. Методика преподавания предмета "Окружающий мир". - М.: Adadem-ia, 2013. -336 с.
3. Ланина И.Я., Соломин В.П. Экскурсии в природу по физике и биологии. - СПб.: РГПУ,1998. -185 с.
4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Академия, 2001. - 184 с
В. В. Ткачева
Развитие коммуникативных компетенций ребенка с интеллектуальной недостаточностью как составляющая успешной интеграции
Проблема обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одной из актуальных проблем, стоящих перед государством. Усиление в обществе гуманистических тенденций, признание прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на совместное существование с остальными членами социума подводит нас к пониманию приоритетности задач социализации и интеграции таких детей в современное коммуникативное пространство [3; 5].
Интеллектуальная недостаточность - наиболее частая патология, которая встречается среди лиц с ОВЗ. По данным Коломенской территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, количество детей, относящихся к данной категории, составляет около 75% всех обследуемых. Термин «интеллектуальная недостаточность» является собирательным и включает как задержку психического развития различного генеза, так и умственную отсталость разной степени выраженности.
Интеграция и социальная адаптация детей с различными нарушениями интеллекта невозможна без речевого общения и взаимодействия. Формирования коммуникативной компетентности является составной частью успешной социализации и интеграции ребенка с особыми потребностями в круг здоровых людей. При отставании в речевом развитии возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между индивидом и обществом. Особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности [4].