Поволжская конф. Научные основы физической культуры и спорта. - Саратов, 1970. - С. 47-49.
4. Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 160 с.
5. Бакулина К. А. Исследование влияния уроков физического воспитания на функциональное состояние студентов // Поволжская конф. Научные основы физической культуры и спорта. - Саратов, 1970. - С. 44-45.
6. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. - М.: Знание, 1987. - 96 с.
7. Головин В.А. и др. Физическое воспитание: Учебник/ Под ред. В.А. Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова и др.
- М.: Высшая школа, 1983. - 391 с.
8. Гошко А. М. и др. О взаимосвязи между физической культурой и успеваемостью студентов // Рекомендации по совершенствованию физического воспитания студентов сельскохозяйственных вузов. - К., 1983. - С. 52-54.
9. Дукальская А.В. Треморография как метод оценки корковой регуляции у волейболистов различной спортивной квалификации // Актуальные проблемы физической культуры: Материалы региональной науч. - практ. конф. - Ростов н/Д., 1995. - Т.5. - С. 18-26.
10. Павлов А.С. Влияние физической нагрузки на умственную работоспособность студентов // Республиканская науч. конф. «Научные проблемы физического развития студентов и повышение их работоспособности.» - Донецк, 1984.
- С. 68.
Надійшла до редакції 13.02.2007р.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА ПО ПЛАВАНИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ
Баламутова Н.М., Шейко Л. В., Олейников И.П. Национальная юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого Харьковская государственная академия физической культуры Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды
Аннотация. В статье предложены результаты изменения физического развития и физической подготовленности студентов - юношей 18-25 лет под воздействием оздоровительного плавания. У испытуемых, регулярно посещающих занятия (не реже 3 раз в неделю) по оздоровительному плаванию, заметно улучшились показатели физического развития, физической подготовленности и работоспособности.
Ключевые слова: оздоровительное плавание, физическое развитие, физическая подготовленность.
Анотація. Баламутова Н.М., Шейко Л.В., Олійников І.П. Оздоровче тренування з плавання для студентів гуманітарних вузів. В статті запропоновані результати зміни фізичного розвитку та фізичної підготовки студентів -юнаків 18-25 років під впливом оздоровчого плавання. У випробуваних, що регулярно відвідує заняття (не рідше 3 разів у тиждень) по оздоровчому плаванню, помітно покращилися показники фізичного розвитку, фізичній підготовленості й працездатності.
Ключові слова: оздоровче плавання, фізичний розвиток, фізична підготовка.
Annotation. Balamutova N.M., Sheyko L.V., Olejnikov I.P. Health - improving swimming training for students of humanitarian institutes of higher education. In this article are proposed results of changing physical development and physical preparedness of students - youth who are 18-25 years old under the influence of health - improving swimming. At the examinees on a regular basis visiting employment (not less then 3 times a week) on improving navigation, have appreciablly improved parameters of
physical development, physical readiness and serviceability. Key words: health - improving swimming, physical development, physical preparedness.
Введение.
Отношение студентов к физической культуре и спорту - одна из актуальных социально-педагогических проблем. Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности.[1]
Выявлено отрицательное воздействие на организм студентов длительного пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе [2]. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение ряда органов, в том числе мозга, обеспечивающего протекание психических процессов - восприятие, внимание, память, мышление. Преодолеть неблагоприятные сдвиги, вызванные умственной деятельностью учащихся, можно исключительно с помощью рациональной системы двигательного режима.
Поэтому возрастает потребность привлечения большого числа студентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом для укрепления здоровья и профилактики различных заболеваний [3].
Общеизвестно, что регулярные занятия физической культурой и спортом являются одним из основных средств сохранения здоровья и профилактики многих заболеваний [2]. Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время учебы, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность.
Среди разнообразных форм двигательной активности большой популярностью пользуется оздоровительная тренировка по плаванию [4. 5]. Это обусловлено характерным только для плавания положительным влиянием на организм человека. К их числу можно отнести: выполнение движений в горизонтальном положении, что приводит к разгрузке позвоночника и облегченной работе сердечно-сосудистой системы; позитивное влияние на сердечнососудистую, двигательную и нервную системы.
В связи с вышесказанным, плавание используется не только как оздоровительное, но и как лечебное средство.
Актуальность настоящей темы обусловлена решением сохранения и укрепления здоровья студентов при помощи регулярных занятий по плаванию.
Несмотря на актуальность затронутой в статье темы, существует ряд нерешенных вопросов связанных с построением программы оздоровительной тренировки с учетом возраста, пола, уровня физи-
ческого развития и подготовки студентов. Исследование выполнено согласно плана НИР Национально Юридической Академии Украины им. Ярослава Мудрого и Харьковской Государственной академии Физической Культуры.
Формулирование целей работы.
Цель исследования - определение изменений физического развития и физической подготовленности юношей под влиянием оздоровительной тренировки по плаванию.
Объект исследования - процесс занятий оздоровительной тренировки по плаванию для студентов - юношей 18-25 лет.
Предмет исследования - влияние занятий оздоровительного плавания на изменение уровня физического развития и физической подготовленности юношей - студентов гуманитарных вузов.
Основные задачи исследования:
1. Проанализировать данные литературы по вопросам влияния оздоровительной тренировки по плаванию для юношей - студентов 18-25 лет.
2. Определить уровень физического развития и физической подготовленности юношей, занимающихся оздоровительным плаванием.
3. Выявить изменения в физическом развитии и физической подготовленности студентов, регулярно занимающихся плаванием.
4. Разработать рекомендации для преподавателей вузов, работающих с группами оздоровительного плавания.
Для решения задач использовались следующие методы:
1. Анализ и обобщение литературных данных по вопросам оздоровительной тренировки.
2. Определение уровня физического развития при помощи антропометрических характеристик испытуемых (вес, рост, ЖЕЛ, индекс Кетле, жизненный индекс, ОГК, экскурсия грудной клетки, индекс Эрисмана).
3. Определение физической подготовленности (кистевая динамометрия, становая сила, тесты на координацию, гибкость, скоростно-силовую подготовку).
4. Определение функционального показателя состояния организма по физической работоспособности с помощью гарвардского степ-теста, результаты которого представлены в виде индекса ИГСТ.
5. Методы математической статистики (среднее арифметическое, среднее квадратическое отклонение, достоверность различий по распределению Стьюдента).
Результаты исследования.
Исследование проводилось в период с сентября 2005 года по май 2006 года. В нем приняли участие юноши - студенты юридической академии и педагогического университета в количестве 102 человек.
В начале учебного года (сентябрь) у испытуемых были определены параметры физического развития и физической подготовленности. В конце года (май) проводилось повторное исследование вышеперечисленных параметров.
Перед началом исследования все испытуе-
Таблица 1.
Общая длина дистанции плавания в зависимости от этапа тренировки.
Недели тренировки Общая длина дистанции в день, м Количество повторных заплывов на дистанцию, м
1, 2 100 25 х 4
3-5 200 100 х 2
6-14 400 100 х 4
15-23 500 200 х 2 или 100 х 1 : 250 х 2
24-31 700 200 х 3 или 100 х 1 : 3 50 х 2
32 700 (минимум) 200 х 3 или 100 х 1 : 3 50 х 2
Примечание: Последующие недели с постепенным увеличением до 800м, затем 1000-1200м до 2,5км.
Таблица 2.
Программа поддержания хорошего уровня физической подготовленности (К.Купер)
Д истанция, м Время ,мин. с . Частота занятий в неделю
5 5 0 1 0 .0 1 - 15.00 6
7 2 5 1 3 .2 1 - 2 0.00 4
8 2 5 1 5 .0 1 - 2 2.30 4
9 0 0 1 6 .4 1 - 2 5.00 3
мые прошли медицинский контроль. На каждого студента была заведена медицинская карточка, где фиксировались данные физического развития и физической подготовленности, наличие болезней, самочувствие.
Занятия в группах оздоровительного плавания проводились 3 раза в неделю и имели несколько периодов:
1. Первоначальное освоение элементов облегченных и спортивных способов плавания.
2. Регулярное повторение освоенной дистанции плавания.
3. Постепенное увеличение оздоровительной дистанции в очередном периоде тренировки.
Программа оздоровительного плавания в зависимости от этапа тренировки представлена в таблице 1.
Для студентов, хорошо освоивших учебный материал, предлагается программа (таблица 2) под-
держания хорошей плавательной подготовленности по К.Куперу (при ЧСС сразу после проплывания дистанции 120-150 удар/мин).
При оценке уровня физического развития основное значение имеют такие антропометрические показатели, как вес, рост, ЖЕЛ, окружность груд -ной клетки и экскурсия грудной клетки, а также ряд индексов (таблица 3).
К концу года выявлено достоверное увеличение ряда показателей. Улучшение показателей ЖЕЛ, жизненного индекса, ОГК, индекса Эрисма-на, экскурсии грудной клетки связано с особенностями дыхания при плавании спортивными способами (затруднено выполнение выдоха).
Приросты показателей физической подготовленности после периода занятий оздоровительным плаванием по предложенной программе представлены в таблице 4.
Улучшение показателей физической подго-
Таблица 3.
Показатели физического развития юношей 18-25 лет, занимающихся оздоровительным плаванием
Показатели
Исходный уровень
Уровень после занятий
Прирост показателей
Достоверность различий, Р
1. Вес, кг
2. Рост, см
70,20 ± 10,87 177,30 ± 6,58
71,93 ± 10,82 179,48 ± 5,94
1,73
2,18
< 0,05
< 0,05
3. Индекс Кетле, г/см
395,94 ± 11,32
400,77 ± 12,01
4,87
< 0,05
4. ЖЕЛ, мл
4130 ±700
4500±600
370
< 0,05
5. Жизненный индекс, мл/кг
58,83 ± 2,21
62,56 ± 3,47
3,73
< 0,05
6. ОГК, см
94,50 ± 6,26
96,01 ± 6,56
1,51
< 0,05
7. Индекс Эрисмана, см
8. Экскурсия ГК, см
5,80 ± 0,89 4,50 ± 2,89
6,26 ± 0,94 5,76 ± 2,53
0,46
1,26
< 0,05
< 0,05
Таблица 4
Приросты физических качеств у юношей после занятий оздоровительным плаванием
Показатели Исходный уровень Уровень после занятий Прирост показателей Достоверность раз -личий, Р
Сила кисти, кг 51,50 ±7,38 54,83 ±6,61 3,33 < 0,05
СИ кисти, % 73,36 ± 15,93 76,23 ± 16,37 2,87 < 0,05
Становая сила, кг 123,90 ± 25,08 134,48 ± 21,09 10,58 < 0,05
СИ спины, % 176,51 ± 36,92 186,96 ± 37,51 10,45 < 0,05
Наклоны, см 11,30 ± 5,33 13,76 ± 4,87 2,46 < 0,05
Координационная способность 359,0 ± 47,07 371,96 ± 50,29 12,96 < 0,05
Скоростно-силов ая способность, см 25,6 ± 6,46 26,79 ± 6,64 1,19 > 0,05
товленности у испытуемых связано с тем, что на занятиях использовались разнообразные средства (плавательные доски, лопатки и т.д.).
Информативным показателем функционального состояния организма является физическая работоспособность. В нашем исследовании для ее оценки использовался гарвардский степ-тест. В конце учебного года у 13,8% испытуемых показатель физической работоспособности улучшился до средних значений, у 86,2% отмечен хороший уровень работоспособности, а оценка «ниже среднего» не зафиксирована, что свидетельствует о повышении уровня физической работоспособности у юношей, занимающихся плаванием по предложенной программе.
Выводы.
1. У испытуемых, регулярно посещающих занятия (не реже 3 раз в неделю) по оздоровительному плаванию, заметно улучшились показатели физического развития, физической подготовленности и работоспособности.
2. Разработанная программа оздоровительного плавания для юношей 18-25 лет может быть рекомендована преподавателям вузов.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем оздоровительной тренировки по плаванию для студентов гуманитарных вузов. Предполагается также разработать практические рекомендации тренеру-преподавателю по оздоровительному плаванию, что позволит повысить уровень мотивации своих занимающихся.
Литература.
1. Баранов В.М. В мире оздоровительной физической культуры - Киев: Здоров’я, 1991. - 133с.
2. Ковальчук В.И., Синицкий И.В. К вопросу о влиянии физических упражнений на функциональное состояние организма // Фізична культура, спорт та здоров’я нації. ч.ІІ -Київ - Вінниця. - 1998 - с. 15-17
3. Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я., Страпко Н.П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. - Киев: Здоровье, 1996. - 252с.
4. Фирсов З. Оздоровительное плавание для всех. - Плавание: Сб. - Москва: ФиС, 1984. - С.35-42.
5. Довбыш В.И., Климакова С.Н., Делова Е.А. Плавание -важнейший аспект оздоровительно-профилактического направления физического воспитания //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту /зб.наук.праць за редакцією проф. Єрмакова С.С.
- Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2006. - №4. - С 45-47.
Поступила в редакцию 30.01.2007г.
КОНТРОЛЬ УСТОЙЧИВОСТИ ТЕЛА СПОРТСМЕНОВ
Богачук Л.П., Бышевец Н.Г. Национальный университет физического воспитания и спорта Украины
Аннотация. В статье проведены исследования функциональных связей и соотношений элементов статодинамической устойчивости тела в структуре технического усовершенствования спортсменов, а также выделены и изучены показатели устойчивости, которые могут быть признаны контрольными для оценки статического и динамического равновесия в разных видах спорта. Предпочтительным считается равновесие, при продол-
жительной фиксации которого регистрируются минимальная амплитуда и оптимальная частота колебаний. Ключевые слова: контроль, измерения, статодинамическая устойчивость, движения, равновесие.
Анотація. Богачук Л.П., Бишевець Н. Г. Контроль стійкості тіла спортсменів. У статті проведені дослідження функціональних зв’язків і співвідношень елементів статодинамічної стійкості тіла в структурі технічного удосконалення спортсменів, а також виділені і вивчені показники стійкості, які можуть бути визнані контрольними для оцінки статичної і динамічної рівноваги в різних видах спорту. Кращим уважається рівновага, при тривалій фіксації якої реєструються мінімальна амплітуда й оптимальна частота коливань.
Ключові слова: контроль, вимірювання, статодинаміч-на стійкість, рухи, рівновага.
Annotation. Bogachuk L.P., Byshevets N.G. Control of stability of sportsmen’s body. In this article are conducted researches of functional connections and correlations of elements of static and dynamic stability of body in the structure of technical improvement of sportsmen. Also selected and studied indexes of stability, which can be acknowledged controls for the estimation of static and dynamic equilibrium in the different types of sport. Preferable it is considered balance at which long fixing the minimal amplitude and optimum frequency of fluctuations are registered.
Keywords: control, measuring, static and dynamic stability, motions, equilibrium.
Введение.
Сохранение устойчивости тела человека -сложной биомеханической системы - представляет важную задачу регуляции. В процессе эволюции человека развился утонченный механизм поддержания равновесия, в котором принимают участие все сенсорные системы, но, какая роль каждой из них, количественно оценить сложно. В зависимости от конкретной ситуации регуляция позы нуждается в быстром и тонком анализе внешних сигналов зрительных, слуховых, поверхностно-сенсорных и сопоставление их с внутренними сигналами - вестибулярными и пропреорецептивными. Вся эта информация поступает в центральную нервную систему и принимает участие в сознательной и неосознанной двигательной активности человека. Как отмечал в своё время И.М. Сеченов, биомеханические параметры позы и движения человека являются самыми “чувствительными” на изменение системных связей во внутренней и внешней среде организма. Поддержание вертикальной позы тела имеет большое значение в жизнедеятельности человека, потому что все производственные или спортивные движения воспроизводятся, в основном, в вертикальном положении тела.
Тело человека даже в момент стояния на ногах в вертикальном положении само по себе не может находиться в устойчивом равновесии, потому что центр тяжести расположен высоко и несимметрично по отношению к площади опоры. А способность человека к прямо хождению с опорой на достаточно малую площадь ступни сама по себе демонстрирует удивительные возможности регуляции позы (учитывая то, что дыхание и всевозможные активные движения головы, конечностей и туловища