ОВЛАДЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ КАК НОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ
Д.Н. МАШКОВ,
Подольский социально-спортивный институт, г. Подольск
Аннотация
В статье рассматривается направленность овладения специалистами по физической культуре и спорту социокультурными технологиями как новой профессиональной компетентностью в подготовке и проведении массовых художественно-спортивных мероприятий. Современный специалист по физической культуре и спорту помимо компетенций в своей профессиональной области должен владеть и компетенциями в области применения гуманитарных технологий, поскольку их подготовка должна учитывать не только потребности сегодняшнего дня, но и перспективу деятельности. Разработанная автором методика реализации компетентностной модели в процессе формирования конкурентоспособного специалиста нацелена на то, чтобы расширить существующий подход к разработке программ по курсам специализации и их преподаванию исходя из «парадигмы знаний» до подхода, нацеленного на формирование личности конкурентоспособного специалиста. Уточнено понятие компетенции и раскрыт механизм ее формирования в процессе обучения.
Ключевые слова: социокультурные технологии, профессиональная компетентность, социокультурная компетентность, компетенция.
Annotation
Given article focuses on the orientation of acquisition of sociocultural technology as a new professional competence in the preparation and the holding of mass art and sports events by specialists in physical culture and sports. Modern specialist in the field of physical culture and sports must among professional competency posses competences in application of humanitarian technologies, because his/her training should consider not only current needs, but also future perspectives. Methodic for realization of competence model during education of competitive specialist, developed by author, is aimed at broadening of current approach towards development of special education programs, based on «knowledge paradigm», to formation of competitive specialist personality. Meaning of term «competence» has been refined, and mechanism for its formation during education process has been revealed.
Key words: sociocultural technologies, professional competence, sociocultural competence, competence.
Компетентностный подход в образовании представляет собой студентоцентрированную концепцию, определяющую цель образовательного процесса на основе описания результатов образования как набора компетенций, настраивающую весь процесс образования на ее реализацию, и имеет потенциал для решения задачи привлечения в вуз способных молодых людей и их успешного обучения уже тем, что требует формулировки целей обучения в прозрачных терминах: какие знания получит студент за время обучения, что он научится делать, каким он станет? Отправной точкой обновления образовательной программы в рамках компетентностного подхода должна стать модель выпускника, а ее построение, в свою очередь, требует тщательного и всестороннего изучения современного рынка труда, приближения программ обучения к потребностям потенциальных работодателей.
По мнению ученых [1, 4, 5], современный специалист по физической культуре и спорту помимо компетенций в своей профессиональной области должен владеть и компетенциями в области применения гуманитарных
технологий, поскольку их подготовка должна учитывать не только потребности сегодняшнего дня, но и перспективу деятельности.
Одним из актуальных направлений в решении данных проблем, как показало пилотажное исследование, является интеграция культуры и искусства в образовательный и художественно-творческий процесс учебных заведений физической культуры и спорта, использование комплекса социально-культурных технологий на разных этапах подготовки будущего специалиста, обеспечивающих овладение совокупностью компетентностей, относящихся к личностному, профессиональному и социальному развитию будущего специалиста по физической культуре и спорту.
Процесс перехода от «парадигмы знаний» к «ком-петентностно ориентированной парадигме» в системе высшего профессионального образования тормозится наличием ряда противоречий и нерешенных проблем: отсутствует разработанная система классификации социокультурных компетентностей, которая бы позволила проверять набор компетенций на полноту; отсутствует
(Ш)
методическое обеспечение разработки компетентностных моделей формирования социокультурных компетенций в образовательном процессе вузов физической культуры и спорта; неисследованной остается проблема влияния компетентностного подхода на повышение качества образовательного процесса, в том числе посредством механизма мотивации к изучению социально-культурных технологий. Наличие отмеченных недостатков и противоречий подтверждает актуальность данного исследования компетентностного подхода как условия повышения качества образовательного процесса в высшей школе.
Конкретные показатели качества образования должны отражать те преобразования, которые происходят с абитуриентом за годы его обучения [6]. Автор предлагает различать три основных принципиальных подхода к оценке качества образования:
1) целостный, главным критерием которого является единство общего и профессионального развития;
2) личностно ориентированный, который направлен на оценку развития личности;
3) компетентностный подход, который должен стремиться к тому, чтобы разрешить противоречия, синтезировать эти взгляды на оценку качества подготовки специалистов.
Педагогическая эффективность формирования конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту самым непосредственным образом связана с тем, насколько активная роль в этом процессе будет отведена студенту, поскольку ориентирует на конкретные цели обучения, связанные с будущей конкурентоспособностью на рынке труда [2, 4].
Авторский подход к проектированию социокультурной модели конкурентоспособного специалиста базируется: во-первых, на разработанном структурнофункциональном подходе к классификации компетенций, позволяющем создавать полные наборы компетенций для любого иерархического уровня; во-вторых, на поиске соответствий между группами компетенций и способами учения в методике многостороннего обучения. При разработке модели социокультурной компетентности специалиста по физической культуре и спорту мы использовали следующие группы компетенций: когнитивные, социальные, личного развития и практические (организационные). Методика их развития основана на взаимосвязи и взаимозависимости культуры, искусства, физической культуры и спорта, основных способов учения (усвоении, открытии, переживании и деятельности) и соответствующих им стратегий преподавания (информационной, проблемной, художественно-эмоциональной и оперативной) с соответствующими группами формируемых и развиваемых компетенций.
Проектирование социокультурной компетентностной модели специалиста по физической культуре и спорту потребовало изучения мнений всех заинтересованных лиц: работодателей, преподавателей, студентов. Модель социокультурной компетентности выпускника представляет собой синтез деловых качеств специалиста и тех знаний, умений и опыта, которые обеспечат эффективность его работы.
Методика реализации компетентностной модели в процессе формирования конкурентоспособного специалиста нацелена на то, чтобы расширить существующий подход к разработке программ по курсам специализации и их преподаванию исходя из «парадигмы знаний» до подхода, нацеленного на формирование личности конкурентоспособного специалиста. В процессе освоения курса основ социально-культурной деятельности, социокультурных технологий студенты не только приобретают профессиональные знания и умения в социально-спортивной сфере, но также формируют компетенции специалиста: когнитивные, социальные, организационные и личного развития. Экспериментальная проверка авторской методики показала, что их использование задает основные ориентиры и ставит конкретные задачи перед преподавателями и студентами, повышает мотивацию студентов к учебе, что, в свою очередь, приводит к повышению качества подготовки специалистов по физической культуре и спорту.
Одной из важнейших проблем становится проблема трудоустройства выпускников. С этим связывается необходимость нацелить образовательные программы на результаты обучения и развивать диалог и партнерство высшей школы с потенциальными работодателями. В работе обращается внимание, что «язык компетенций» - это язык, широко используемый в современной практике управления человеческими ресурсами; язык, понятный работодателям.
Ориентируя образовательные программы на компе-тентностный подход, вузы обязуются оказывать студентам содействие в формировании навыков, необходимых для получения желаемого места по профилю образования и успешной карьеры. Однако при этом нельзя забывать, что миссия вузов, в особенности университетов физкультурно-спортивного профиля, заключается не только в формировании и развитии профессиональных компетентностей будущего специалиста, но и в формировании личности человека. Развитие личности в процессе образования, как отмечают ученые [3, 4, 5], является задачей столь же важной, как и формирование профессиональных компетенций, и уровень этого развития находит свое место при оценке качества подготовки.
Нами уточнено содержание понятия социокультурная компетентность специалиста по физической культуре и спорту как профессионально значимое интегрированное качество, совокупность свойств личности, основными составляющими компонентами которого являются система специфических знаний, умений и навыков создания и реализации художественно-образного замысла спортивно-массовых мероприятий, способность ориентироваться, оценивать обстоятельства и принимать ответственные решения в ситуации выбора, позволяющие эффективно использовать их в профессиональной деятельности, прогнозируя возможные последствия.
Данное определение соответствует структуре социокультурной деятельности будущих педагогов и тренеров в использовании выразительных средств культуры и искусства в образовательном и художественнотворческом процессе профессиональной подготовки кад-
ШШ)
ров в учебных заведениях физической культуры и спорта и включает такие категории, как социокультурная направленность, образное мышление, профессиональное самосознание, готовность к познанию и самостоятельному воплощению сценарно-постановочного решения спортивно-массовых мероприятий, художественнотворческих фрагментов соревнований, спортивных праздников и культурно-досуговых программ.
Сущность ее заключается в особом психологическом состоянии личности, которое проявляется в готовности, стремлении и умении оригинального решения художественно-познавательных задач. Данное определение отражает закономерности учебно-творческого процесса в учебных заведениях физической культуры и спорта и характеризует степень участия личности усилием собственной мысли.
Также дано определение компетенции как характеристики личности, которая базируется как на знаниях и опыте, приобретенных во время учебы или работы, так и на свойствах, внутренне присущих индивидууму, которые могут как развиваться, так и угнетаться в процессе обучения. Компетенция тем самым представляет собой актуализацию этих потенциальных свойств и способностей личности. Программа формирования компетентности предполагает самостоятельное участие личности в учебно-познавательном и художественно-творческом процессе и ориентируется на успешное включение выпускника в профессиональную деятельность.
Следует отметить, что в качестве важнейшей проблемы формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту, от решения которой зависит успешность построения модели, выделена проблема классификации структурных компонентов (компетенций). Анализ существующих классификаций компетенций, изложенных в научной литературе и практике, их обобщение как целей-стимулов, позволил выделить следующие группы компетенций социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту: социальные компетенции, которые отвечают за готовность выпускника жить и работать в современных социально-экономических условиях, обладать определенным социальным статусом. Данные компетенции непосредственно развернуты в сторону социума. Эта область «внешнего Я», умение позиционировать себя как специалиста, производить впечатление на собеседованиях, быстро реагировать на запросы среды; когнитивные компетенции, которые отражают развитие интеллектуальных способностей и формируются под воздействием воспринятых и накопленных знаний как по общим, так и по специальным дисциплинам, поскольку студенты высоко ценят умение рассуждать и стремятся развить эту компетенцию в процессе обучения; компетенции личного развития, которые характеризуют изменения, происходящие с человеком в процессе обучения: формирование духовной культуры личности, появления широкого круга интересов, углубление рефлексивных способностей, становление характера, способность к творчеству, развитость интуитивных представлений; практические компетенции, которые отражают различную готовность
к принятию нестандартных решений, их претворению в жизнь, связанные с организаторскими способностями, с намерением доводить дело до конца, непосредственно направленные на то, чтобы уметь действовать эффективно, принимать решения и добиваться их исполнения, работать целеустремленно и организовывать работу команды.
В основу этой системы классификации положена разработанная автором структурно-функциональная схема, призванная решить проблему полноты набора компетенций на конкретном уровне рассмотрения, выделить действительно существенные признаки в определении структурных компонентов социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту: социальные компетенции: коммуникабельность, способность убеждать, толерантность, готовность брать на себя ответственность; когнитивные компетенции: абстрактное мышление, художественно-образное мышление, конструктивное мышление, конкретное мышление, критическое мышление; компетенции личного развития: креативность, надежность, адаптивность, открытость к новому опыту; практические компетенции: лидерские качества, стремление к успеху, исполнительность, способность работать в команде.
В рамках предложенной системы классификации набор социокультурных компетенций представляется как совокупность знаний, навыков, умений и личного опыта.
Знания основ социально-культурной деятельности представляют совокупность полученных в процессе обучения сведений по сценарному и композиционнопостановочному мастерству организации и проведению массово-спортивных мероприятий и социальноспортивных программ, которые служат основой для формирования когнитивных компетенций, необходимых для объективного и обоснованного принятия решений в профессиональной сфере деятельности. Профессиональные и социокультурные знания задают модели восприятия внешней (научно-технической, социальноэкономической) среды, позволяющей намечать цели и задачи деятельности, формируют личность специалиста. Умения формируются на основе алгоритмов, позволяющих достичь намеченных целей, изменить среду в соответствии с поставленными задачами, довести до конца намеченные решения. Приобрести умения означает научиться выбирать эффективный тип поведения исходя из особенностей задания и конкретной ситуации. Навыки отражают способность специалиста профессионально общаться с социально-культурной средой, организовывать контур обратной связи, адаптироваться к среде, не теряя самостоятельности.
Применение полученных знаний, умений и навыков на практике реализуется не непосредственно, а опосредованно через личный опыт, в котором эти знания аккумулируются, творчески перерабатываются, образуя креативную личность, способную поставить задачу и найти решение в сложных реальных условиях, содержащих большой элемент неопределенности.
К сожалению, многие проблемы интегрирования социокультурных технологий в образовательный
(Ш)
и художественно-творческий процессы учебных заведений физической культуры и спорта все еще недостаточно разработаны. Нуждаются в дальнейшем исследовании проблемы, связанные с выявлением специфики технологических процессов при разработке отдельных
социокультурных проектов и программ, адекватности использования средств, форм и методов воздействия на личность, проблемы нововведений в социокультурных технологиях, профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту и многие другие.
Литература
1. Бальсевич В.К. Основные параметры прогноза качественных характеристик специалиста отрасли «Физическая культура и спорт» / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Довузовская подготовка как этап развития кадровой инфраструктуры в отрасли «Физическая культура и спорт»: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Кузина,
Н.Н. Чеснокова, И.М. Быховской. - М.: СпортАкадем-Пресс, 2001. - С. 28-41.
2. Бордовский Г.А. Концептуальные основы формирования конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре / Г.А. Бордовский, Е.А. Митин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -
2009. - № 4 (50). - С. 23-29.
3. Кричевский Р. Л. Социальная психология малой группы: учеб. пособие для вузов / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубровская. - М.: АспектПресс, 2001. - 318 с.
4. Митин А.Е. Отношение будущих специалистов по физической культуре к использованию гуманитарных технологий в профессиональной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. -№ 10 (68). - С. 65-69.
5. Пономарев Г.Н. Развитие вариативной подготовки специалистов физической культуры в современных социокультурных условиях: автореф.: дис. ... д-ра пед. наук / Г.Н. Пономарев. - СПб., 2003. - 35 с.
6. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-26.
References
1. Balsevich V. Key parameters of the forecast of qualitative characteristics of the specialist in Physical training and sports / V. Balsevich, L. Lubisheva. Pre-institute preparation as a stage of development of a personnel infrastructure in Physical training and sports / editorship: V. Kuzin, N. Chesnokov, I. Bihovsky. - M.: SportAkademPress, 2001. - P. 28-41.
2. Bordovskiy G. Conceptual bases of formation of competitiveness of thefuture specialists in physical training / G. Bordovskiy, E. Mitin // Uchenye zapiski universiteta imeni Lesgafta. - 2009. - № 4 (50). - P. 23-29.
3. Krichevskiy R. Social psychology of small group the manual for High schools / R. Krichevskiy, E. Dubrovskaya. -M.: AspectPress, 2001. - 318 p.
4. Mitin A. The future physical training specialists’ attitude to the use of humanitarian technologies in professional work // Uchenye zapiski universiteta imeni Lesgafta. -
2010. - № 10 (68). - P. 65-69.
5. Ponomarev G. The development of different preparation of physical training specialists in modern social and cultural conditions: autoref. thesis of dr. of pedagogic sciences. - SPb., 2003. - 35 p.
6. Tatur U. Competence in the structure of model of quality of preparation of the specialist // Today High Education. -2004. - № 3. - P. 20-26.