ВЫВОДЫ
1. Объективная оценка деятельности педагога - значимый фактор реализации важнейших функций управления образовательными системами. Критерии оценки должны: всеаспектно и однозначно отражать роль педагога в формировании личности обучающегося; ставить педагогов в равные условия.
2. Модель квалиметрической оценки деятельности педагога неразрывно связана с моделью дидактического процесса (в общем и профессиональном образовании, а также в физическом воспитании). Важнейшие критерии оценки связаны с качеством педагогического контроля, диагностики, планирования, целеполагания и принятия решений.
3. Применение методики квалиметрической оценки деятельности педагога показало достаточную дифференцирующую способность критериев. Предложенная методика оценки применима как в системе общего и профессионального образования, так и в физическом воспитании учащихся и студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Научно-методическая поддержка педагогической деятельности кафедры /
А.М. Доронин, Д.А. Романов, А.В. Полянский, Е.Ю. Лукьяненко // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2009. - № 1. - С. 55-60.
2. Математические модели физического воспитания / А.М. Доронин, Д.А. Романов, И.С. Ворошилова, Н.П. Федорова // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и физической культуры личности в XXI веке: интеграция науки и практики : сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции. - Невинномысск, 2010. - С. 132-141.
3. Полянский, А.В. Педагогический эксперимент в физическом воспитании студентов / А.В. Полянский, Д.А. Романов, Е.Ю. Лукьяненко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 55-60.
4. Романов, Д.А. Научно-методологические основы математизации педагогической науки и практики // Гуманизация образования. - 2009. - № 3. - С. 83-88.
5. Математические модели дидактического процесса / Т.П. Хлопова, Т. Л. Шапошникова, М.Л. Романова, А.Р. Ушаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 107-112.
6. Профессиональная самоорганизация студентов высших и среднеспециальных учебных заведений / Т.П. Хлопова, В.В. Вязанкова, Т.В. Тихомирова, Д.А. Романов. - Краснодар : ООО “Издательский Дом-Юг”, 2009. - 100 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
ОВЛАДЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ СПЕЦИАЛИСТОМ ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК НОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНЦИЕЙ
Анатолий Евгеньевич Митин, кандидат педагогических наук,
Митин Евгений Анатольевич, заслуженный работник физической культуры РФ, кандидат педагогических наук, профессор,
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
(РГПУ им. А.И. Герцена),
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье обсуждается направленность овладения специалистами по физической культуре гуманитарными технологиями как новой профессиональной компетенцией.
Ключевые слова: гуманитарные технологии, профессиональная компетенция.
MASTERING OF THE HUMANITARIAN TECHNOLOGIES BY THE EXPERT IN PHYSICAL TRAINING AS A NEW PROFESSIONAL COMPETENCE
Anatoly Evgenevich Mitin, candidate of pedagogical sciences,
Eugeny Anatoljevich Mitin, deserved worker ofphysical Cultures of the Russian Federation, candidate of pedagogical sciences, professor,
The Herzen State Pedagogical University of Russia,
St.-Petersburg
Annotation
The article shows the direction of mastering of the humanitarian technologies by the experts in physical training as the new professional competence.
Keywords: humanitarian technologies, professional competence.
ВВЕДЕНИЕ
В контексте идей новой образовательной парадигмы изменились современные требования к качеству подготовки специалистов различного профиля. По мнению
В.К. Бальсевича, Л.И. Лубышевой [2], система требований к качеству подготовки специалистов в области физической культуры и спорта может включать в себя усиление гуманистической ориентации специалиста, высокий уровень его знаний в области психологии мотиваций, потребностей и свободы выбора вида физкультурной или спортивной деятельности. Поэтому, как отмечают авторы, от специалиста будущего потребуется способность к ускоренному освоению наукоемких технологий физического воспитания и спортивной подготовки, которые дадут ему глубокие знания в области технологий естественного и стимулируемого развития физического потенциала человека.
Нам представляется, что одним из направлений в решении обсуждаемого вопроса должен быть заложен принцип построения адекватных программ, включающих в своей структуре определенные модули, и обеспечивающих овладение совокупностью компетенций, относящихся к личностному, профессиональному и социальному развитию будущего специалиста по физической культуре и спорту.
С целью решения указанной проблемы нами предпринята попытка найти резервы в повышении качества и эффективности подготовки студентов на факультете физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена на основе овладения гуманитарными технологиями как новой профессиональной компетенцией.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ научно-методической литературы [1,9], а также результаты собственного пилотажного исследования [6,7] обнаружили, что формирование у студентов нового понимания сущности физкультурно-педагогической деятельности в системе «человек-человек» посредством использования гуманитарных технологий может способствовать повышению их конкурентоспособности в будущей профессиональной деятельности.
По мнению Г.А. Бордовского [3,4], обновление содержания педагогического образования на базе гуманитарных технологий позволит начать готовить конкурентоспособных специалистов с широким набором компетентностей, востребованных современным обществом.
По-нашему глубокому убеждению современный специалист по физической культуре, помимо компетенций в своей профессиональной области, должен владеть и компетенциями в области применения гуманитарных технологий.
В современных учебных программах в должной мере не запланированы время и материал для решения задач формирования у студентов знаний и практического опыта освоения гуманитарных проблем физической культуры и спорта. Студентов не обучают различать организационно-техническую сторону учебного и учебнотренировочного процессов от собственно гуманитарной - ценностной, ориентацион-
ной, личностно значимой, смыслообразующей её стороны. Студенты слабо владеют умениями и навыками применения средств, которые улучшают взаимодействие людей, сближают человека с человеком, способствуют взаимопониманию, налаживают тот незримый духовный контакт, без которого не могут быть продуктивной и эффективной совместная деятельность, сотрудничество в сфере физической культуры и спорта [8].
Подготовка специалистов по физической культуре должна учитывать не только потребности сегодняшнего дня, но и на перспективу деятельности. Чтобы достичь максимальной эффективности при решении этого важного вопроса целесообразно, по-нашему мнению, использовать комплекс гуманитарных технологий на разных этапах подготовки будущего специалиста. Модель освоения гуманитарных технологий в образовательном процессе представлена на рисунке.
Рис. Модель освоения гуманитарных технологий
Модель предполагает наличие трех взаимосвязанных блоков информации:
1. Теоретический блок. Освоение студентами содержания этого блока будет способствовать интериоризации идеологии гуманитарных технологий, основанной на реализации принципа гуманизации.
2. Методический блок. Освоение студентами содержания данного блока позволит им грамотно конструировать и квалифицированно оценивать гуманитарные технологии, исходя из цели воздействия, особенностей занимающихся и условий занятий.
3. Инструментальный блок. Освоение содержания данного блока поможет студентам добиться максимального эффекта при реализации гуманитарных технологий в условиях реального образовательного процесса.
Использование гуманитарных технологий в процессе подготовки специалистов по физической культуре предполагает, в первую очередь, выделение тех из них, которые составят совокупность, характеризующуюся удобством применения в условиях физкультурно-образовательной среды.
Формирование знаний в области гуманитарных технологий актуально для студентов любой специальности, однако, в первую очередь, это необходимо для магистров, так как их подготовка предполагает более высокий уровень научнопрофессиональных знаний и их творческое использование.
На основе результатов, полученных в ходе исследования, нами разработан вариативный модуль магистерской программы «Образование в области физической культуры», направленный на подготовку специалиста по физической культуре, компе-
тентного в области применения гуманитарных технологий.
Вариативный модуль включает 4 дисциплины: 1. Теоретические основы применения гуманитарных технологий в области физической культуры. 2. Методику разработки гуманитарных технологий. 3. Гуманитарную диагностику. 4. Гуманитарную экспертизу.
Целью освоения вариативного модуля является формирование у студентов магистратуры творческой доминанты. Творческая доминанта, как «стимульная компетенция» предполагает научное освоение методов разработки и методико-практическое применение гуманитарных технологий как средства реализации личностноориентированного подхода в процессе занятий физическими упражнениями.
В результате освоения вариативного модуля магистры должны:
знать характеристику различных видов гуманитарных технологий и возможности использования их в физической культуре, правила выбора инструментов гуманитарных технологий в зависимости от решаемой образовательной задачи, возможные риски при использовании гуманитарных технологий в процессе занятий физическими упражнениями;
уметь определять резервы различных видов деятельности в физической культуре, применять различные методы сбора, обработки и интерпретации информации об индивидуальных особенностях занимающихся, конструировать гуманитарные технологии ситуативного, кратковременного и долговременного типов.
Дисциплина «Теоретические основы применения гуманитарных технологий в области физической культуры» предусматривает изучение следующих вопросов: гу-манитарность и гуманитаризация образования; понятие «технология» и его применение в образовании; история возникновения гуманитарных технологий; анализ подходов к определению понятия «гуманитарные технологии»; классификация гуманитар -ных технологий.
Дисциплина «Методика разработки гуманитарных технологий» включает освоение следующих вопросов: особенности использования гуманитарных технологий в области физической культуры; модель гуманитарных технологий в области физической культуры; алгоритм разработки и применения гуманитарных технологий; готовность педагога к реализации гуманитарных технологий. В процессе прохождения данной дисциплины предусмотрено освоение студентами инструментов различных видов гуманитарных технологий.
Дисциплина «Гуманитарная диагностика» предусматривает ознакомление студентов с основами диагностики индивидуальных и групповых особенностей занимающихся как основы построения гуманитарных технологий.
Дисциплина «Гуманитарная экспертиза» призвана сформировать у студентов представление о сложности и неоднозначности критериев оценки применения гуманитарных технологий. В ней рассматривается проблема рисков при взаимодействии участников образовательного процесса в физкультурной среде.
Таким образом, содержание дисциплин модуля логически дополняет друг друга и позволяет сформировать знание и понимание предметной области, практическое применение знаний и умений при решении конкретных задач, способность оценивать и интегрировать знания и умения в междисциплинарном контексте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Освоение студентами дисциплин данного модуля будет способствовать переориентации подготовки физкультурных кадров на процесс формирования профессиональной компетентности в построении физкультурно-образовательной среды и организации взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности на основе гуманитарных знаний, позволяющих формировать «человеческое и человека».
Об этом необходимо помнить при подготовке студентов к педагогической деятельности, так как компетентность педагога требует осмысления широкого спектра
педагогических, психологических, социальных, оздоровительных и других проблем, сопряженных с образованием [5].
Необходимо заметить, что разработанный нами вариативный модуль «Применение гуманитарных технологий в области физической культуры» основан на компе-тентностном подходе, который обусловливает формирование совокупности компетенций, относящихся к личностному, профессиональному и социальному развитию будущего специалиста. Следует признать, что формирование профессиональных компетенций является отражением международного подхода к подготовке современных специалистов. Тем самым личностное, профессиональное и социальное развитие рассматривается как взаимодополняющие друг друга процессы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова, В.В. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры : дис. ... канд. пед. наук / Абрамова В.В. - Тирасполь, 2006. - 229 с.
2. Бальсевич, В.К. Основные параметры прогноза качественных характеристик специалиста отрасли «Физическая культура и спорт» / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Довузовская подготовка как этап развития кадровой инфраструктуры в отрасли «Физическая культура и спорт» : сб. науч. тр. / под ред. В.В. Кузина, Н.Н. Чеснокова, И.М. Быховской. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - С. 28-41.
3. Бордовский, Г. А. Гуманитарный технолог : от идеи к воплощению // Вестник Герценовского университета. - 2007. - № 10 (48). - С. 3-5.
4. Бордовский, Г.А. Концептуальные основы формирования конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре / Г.А. Бордовский, Е.А. Митин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4 (50). - С. 2329.
5. Костихина, Н.М. Акмеологические аспекты профессионально педагогической подготовки специалиста по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 10. - С. 12-16.
6. Митин, А.Е. Перспективы и риски применения гуманитарных технологий в физической культуре // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. -№ 4 (62). - С. 59-62.
7. Митин, А.Е. Отношение будущих специалистов по физической культуре к использованию гуманитарных технологий в профессиональной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 65-69.
8. Москвичев, Ю.Н. Гуманитарный аспект исследования олимпийского спорта // Современный олимпийский спорт и спорт для всех : материалы междунар. науч. конгр. - М., 2003. - Т. 1. - С. 34-35.
9. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-26.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.011.1
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ
Виктор Михайлович Наскалов, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой,
Полоцкий государственный университет, г. Новополоцк, Республика Беларусь
Аннотация
Одним из путей повышения эффективности физического воспитания студентов является создание многоуровневой системы физического воспитания, основанной на технологии модуль-