ВЫВОДЫ
Проведенный корреляционный анализ зависимости показателей упругости мышц: икроножной мышцы, прямой мышцы бедра, двуглавой мышцы бедра в зависимости от изменения тренировочной нагрузки Но и Пу позволяет сделать вывод о высокой корреляционной зависимости между показателем упругости мышц - Fy и тренировочной нагрузкой - Но и Пу.
На основе значений тренировочной нагрузки Но и Пу для данной группы спортсменов возможно прогнозировать состояние мышц на весь тренировочный период.
Использование высококорреляционной зависимости между показателем упругости мышц и тренировочной нагрузкой позволяет более эффективно управлять тренировочным процессом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксенова, Р.Х. Измерение локальных колебаний на поверхности мягких тканей / Р.Х. Аксенова, В.А. Антонец, В.В. Казаков // Методы вибрационной диагностики реологических характеристик мягких биологических тканей. - Горький : ИПФ АН СССР, 1999. - С. 7-17.
2. Анишкина, Н.М. Методы и аппаратура для исследования опорнодвигательной системы человека : учебно-методическое пособие / Н.М. Анишкина, В.А. Антонец, Г.В. Смирнов. - Нижний Новгород : ИПФ РАН, 2000. - 48 с.
3. Анишкина, Н.М. Методы измерения механических колебаний, вызванных работой физиологических систем человека : учебно-методическое пособие / Н.М. Анишкина, В.А. Антонец, В.В. Казаков. - Нижний Новгород : ИПФ РАН, 2000. - 28 с.
4. Дубровский, В.И. Спортивная физиология : учеб. для сред, и высш. учеб. заведений по физ. культуре : рек. Гос. ком. РФ по физ. культуре, спорту и туризму /
В.И. Дубровский. - М. : Владос, 2005. - 462 с.
5. Озолин, Н.К. Настольная книга тренера : наука побеждать / Н.К. Озолин. -М. : Издательство «Астрель» : ООО «Изд-во АСТ», 2002. - 864 с.
6. Шутенкова, Е.В. Состояние тонуса мышц спортсменов в различных видах спорта // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту : материалы 7 Междунар. науч. сес. БГУФК и НИИФК и СРБ по итогам науч.-исслед. работы за 2003 г., Минск, 6-8 апр. 2004 г. / Белорус, гос. ун-т физ. культуры. - Минск, 2004. - С. 158-159.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Геннадий Алексеевич Бордовский, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ, доктор физико-математических наук, профессор,
Евгений Анатольевич Митин, заслуженный работник физической культуры РФ, кандидат педагогических наук, профессор,
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
(РГПУ им. А.И. Герцена),
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлено видение авторов в отношении концепции формирования конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре в образовательной среде педагогического университета.
Ключевые слова: концепция, конкурентоспособность.
CONCEPTUAL BASES FORMATIONS OF COMPETITIVENESS OF THE FUTURE TEACHER ON PHYSICAL EDUCATION
Gennady Alekseevich Bordovsky, academician of Russian Open Society, honored worker of a science of Russian Federation, doctor ofphysical and mathematical sciences, professor, Eugeny Anatoljevich Mitin, deserved worker physical Cultures of Russian Federation, candidate of pedagogical sciences, professor,
The Herzen State Pedagogical University of Russia St. -Petersburg
Abstract
In article vision of authors on the concept of formation of competitiveness of the future experts on physical training in the educational environment of pedagogical university is submitted.
Key words: the concept, competitiveness.
ВВЕДЕНИЕ
Новые реалии социально-экономических приоритетов в стране и, в связи с этим, переход на новую систему подготовки кадров, с одной стороны, повышают ответственность образовательных учреждений перед обществом, с другой - определяют между вузами на рынке образовательных услуг жесткую конкуренцию. «В этих условиях, по мнению Г.А. Бордовского (2007), действия коллектива любого университета должны быть направлены и на создание новых преимуществ через освоение выгодных рыночных позиций, и на развитие внутренних возможностей, результативности деятельности», только в этом случае, «организация, достигшая высокой зрелости, сможет конкурировать на любых рынках».
Общеизвестно, что конкурентоспособность образовательного учреждения определяется качеством полученного выпускником профессионального образования. В то же время необходимо заметить, оно (образование) - далеко не единственный «продукт», который влияет на сформированность конкурентоспособности выпускника в условиях изменения конъюнктуры рынка труда. Поэтому исключительную актуальность приобретает формирование у выпускников педагогического вуза такого качества, как «конкурентоспособность».
Основной смысловой идеей научного поиска в данном исследовании является разработка концептуальных основ формирования конкурентоспособности как составляющей профессиональной структуры личности специалиста по физической культуре.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В контексте основной идеи нашего исследования попытаемся рассмотреть дефиницию понятия «конкурентоспособность» и дать ответ на проблемный вопрос: «Какова концептуальная база формирования конкурентоспособности будущего специалиста по физической культуре?».
Анализ проблемного поля позволил выявить следующее:
1. В ситуации перехода России к рыночной экономике проблема формирования конкурентоспособного специалиста обозначена на правовом уровне в Федеральном Законе РФ «Об образовании», а также стратегии РФ в области развития образования на период до 2010 года.
2. В научно-педагогическом сообществе пока еще нет единого мнения о том, что считать конкурентоспособностью специалиста.
Так, А .Я. Флиер (2000) в понятие «конкурентоспособность специалиста» включает профессиональную устойчивость, способность к повышению квалификации, социальную мобильность личности, ее обучаемость, восприимчивость к новациям, способность к перемене профессиональной сферы деятельности, переход в более престижную область труда, повышение социального статуса и уровня образования. В.И. Андреев (2004) понимает «конкурентоспособность специалиста» как совокупность
таких качеств, как способность к постановке четких целей и выработке ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, желание непрерывного саморазвития, стрессо-устойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда. С.А. Хазова (2006) отмечает, что, применительно к выпускникам вузов, конкурентоспособность конкретного специалиста на рынке труда определяется более совершенной, по сравнению с другими, системой знаний, умений, навыков и профессионально значимых личностных качеств, более высокой квалификацией, способностью быстро адаптироваться к реальной действительности и более эффективно выполнять профессиональные функции.
Необходимо отметить, что понятие «конкурентоспособность специалиста» в отечественной теории физической культуры практически не разработано. По нашему мнению, в качестве рабочего определения понятия может быть принято следующее: «Конкурентоспособность специалиста по физической культуре - это интегральная характеристика человека, которая выражается в его выгодных отличиях от конкурента по степени соответствия спросу рынка труда, уверенного в своих силах, способного к самосовершенствованию и, помимо профессиональных умений, обладающего умениями успешно презентовать себя как профессионала и свою деятельность в области физической культуры».
Предложенное нами определение конкурентоспособности отражает логику компонентной модели формирования конкурентоспособности будущего специалиста по физической культуре (Е.А. Митин, 2009).
Обобщенная структурная модель концепции формирования конкурентоспособности показана на рисунке 1. В ядро концепции была положена идея организации целенаправленного формирования конкурентоспособности студентов в ходе овладения профессией на основе учета влияния внешних и внутренних факторов, в наибольшей степени определяющих результативность этого процесса. Внешними факторами формирования конкурентоспособности выступают требования общества к специалисту по физической культуре, отраженные в Государственном стандарте высшего профессионального образования, и требования рынка труда. Управление этими факторами не является прерогативой высшего учебного заведения. В этой связи они выступают как внешние регуляторы процесса формирования конкурентоспособности специалиста и должны учитываться при построении этого процесса. Внутренние факторы определяют эффективность формирования конкурентоспособности будущих специалистов непосредственно в образовательном процессе.
Возможность влияния образовательной системы на реализацию этих факторов
и, следовательно, на эффективность формирования конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре позволяет рассматривать их как педагогически управляемые условия, являющиеся основными факторами результативности процесса, то есть педагогическими детерминантами. Выделение педагогических детерминантов определило «конструкцию» концепции, которая, по-нашему мнению, могла бы обеспечить формирование профессиональной конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре. Показанный в концепции аналитико-конструктивный блок структурирует направленность педагогических воздействий на основе выделенных детерминантов.
Идея формирования конкурентоспособности будущих специалистов на основе реализации педагогических детерминантов рассматривается с позиции личностноориентированного и компетентностного подходов. В связи с современной парадигмой профессионального образования, эти подходы были определены как методологические основы исследования обозначенной проблемы. Нами рассматривалась не только реализация указанных подходов в образовательном процессе, но и целесообразность их интеграции для решения проблемы формирования конкурентоспособности будущего специалиста по физической культуре.
Использование указанных методологических подходов позволило определить принципы построения образовательного процесса, способствующие формированию конкурентоспособности выпускников.
КОРРЕКЦИОННО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК
оценка эффективности использование возможностей университета
Рис. 1. Структурная модель концепции формирования конкурентоспособности будущего специалиста по физической культуре
1. Фундаментальность физкультурного образования. Рассматривая фундаментальность подготовки специалиста в педагогическом вузе, Г.А. Бордовский (1996) указывает, прежде всего, на сложность решения этой проблемы, которая заключается в том, что применительно к каждой конкретной специальности возможно различное решение данной проблемы. Автор определяет фундаментальность как стержневое знание, являющееся не только инвариантным по отношению к другим областям знаний, но и как бы объединяющим, цементирующим все то, что обеспечивает компетентность и мобильность будущего специалиста. Продолжая свою мысль, Г.А. Бордовский отмечает, что имеются и такие специальности, в процессе обучения которым фундаментальность может быть достигнута за счет оптимального соотношения теоретической и практической подготовки. К таким относятся специальности, где особое значение придается профессионально необходимым практическим навыкам и умениям. В связи с этим, фундаментальность физкультурного образования предполагает, что основу подготовки будущих специалистов по физической культуре должны составлять инвариантные знания, которые используются в любом виде физкультурно-спортивной деятельности, и профессионально значимые практические умения и навыки, исходя из специфики вида деятельности. Это обеспечивает мобильность специалистов в условиях рынка труда и возможность быстро и безболезненно изменить вид профессиональной деятельности. «Именно поэтому задача фундаментальности образования не только повысила свою значимость, но и приобрела новый смысл...» (В.А. Бордовский, 1997. -
С. 22).
2. Индивидуально-дифференцированная пригодность. Этот принцип предполагает, что профессиональный труд в различных видах физкультурной деятельности имеет значительные отличия. Так, специалисту по физической культуре, работающему в сфере физической рекреации, в первую очередь, необходимы организаторские способности, умение взаимодействовать с малознакомыми людьми и т.п. Основным качеством личности специалиста по адаптивной физической культуре должна быть эмпатия. Без этого качества такой специалист не только не сможет быть успешен в своей профессиональной деятельности, но даже вообще выполнять свои профессиональные обязанности. Специфика конкретного вида профессиональной деятельности ориентирует на разные приоритеты в развитии профессионально значимых качеств будущего специалиста.
3. Индивидуальная мотивация профессионального образования. Определение индивидуально-дифференцированной пригодности еще не решает проблему подготовки конкурентоспособного специалиста, так как большинство студентов в выборе профессиональной специализации ориентируются на престижность профессии и перспективы финансового благополучия (Е.А. Митин, 2008). В этой связи необходимо не только информировать будущих специалистов о потенциальных возможностях достижения ими профессионального успеха в том или ином виде физкультурно-спортивной деятельности, но и мотивировать их на освоение той профессиональной роли, которая в наибольшей степени будет способствовать их самоактуализации (управленец, исследователь, преподаватель, тренер и т.п.). Данное положение привело нас к пониманию целесообразности рассмотрения в исследовании такого термина, как «профессиональное амплуа» и его целенаправленного формирования у студентов в процессе обучения.
4. Престижно-технологическая компетентность. Этот принцип предполагает, что в процессе обучения студентов необходимо не только формировать у них знания, умения и навыки, применение которых сможет обеспечить их конкурентоспособность в профессиональном сообществе и продвижение профессионального «продукта» на рынке образовательных и физкультурно-спортивных услуг, но и помогать осваивать инновационные технологии, которые позволят специалисту формировать свой профессиональный престиж. Это должно происходить в процессе изучения как отдельных специальных дисциплин, так и дисциплин, традиционно изучаемых в рамках профессионального физкультурного образования.
Методологические подходы и принципы организации деятельности профессионального образовательного учреждения по формированию конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре в системе их подготовки были определены нами как блок управления.
Для успешной реализации педагогических детерминантов в блоке условий были выделены кадровые и информационно-методические ресурсы. Компонент кадровых ресурсов определяется оценкой готовности преподавательского состава к формированию у студентов конкурентоспособности. Эта готовность определяется необходимым уровнем знаний и умений в этой области и желанием модифицировать учебный процесс для достижения обозначенной цели. На основе определения уровня такой готовности должен разрабатываться комплекс мероприятий по обучению преподавателей и повышению их мотивации на изменение своей профессиональной деятельности в логике новой парадигмы подготовки специалистов. Компонент информационнометодических ресурсов предполагает оценку полноты и качества методического обеспечения процесса, формирующего конкурентоспособность будущих специалистов, и информационную доступность этих материалов. Так же как и в случае с кадровыми ресурсами, после оценки должен определяться и реализовываться комплекс мероприятий, обеспечивающих выполнения этого условия.
Процессуальный блок концепции определяет деятельность профессионального образовательного учреждения по формированию конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре. Он включает в себя содержательный, органи-
зационный и операционный компоненты. Содержательный компонент характеризует корректировку содержания существующих дисциплин с позиции их вклада в формирование конкурентоспособности будущих специалистов и введение новых дисциплин, непосредственно решающих эту задачу. Организационный компонент характеризует систему педагогических воздействий, направленных на реализацию выделенных детерминантов (описание времени, места, а также необходимость дополнительного привлечения участников образовательного процесса (администрации, преподавателей, сотрудников научно-исследовательской лаборатории и т.п.)). Операционный компонент включает в себя характеристику мероприятий, которые необходимо провести для формирования конкурентоспособности будущих специалистов (этапы, последовательность действий (шаги), алгоритмы (если ситуация предполагает выбор) и т.п.).
Коррекционно-оценочный блок решает задачу постоянного развития системы подготовки конкурентоспособного специалиста. Эго развитие происходит на основе анализа изменения рынка труда и требований общества к специалисту по физической культуре. На основе такого анализа проводится оценка эффективности проводимых мероприятий и необходимая их корректировка. Подобные действия, в большинстве случаев, обусловливаются не ошибками в деятельности профессионального учреждения, а постоянно изменяющимися условиями рынка труда. Возможность эффективной корректировки может быть обеспечена только квалифицированным анализом складывающейся ситуации. В этом ракурсе необходимо акцентировать внимание на том, что образовательная среда современного университета обладает дополнительными (относительно профессионального учреждения другого уровня) возможностями разрешения возникающих противоречий.
К ним можно отнести следующие дополнительные возможности университета. Во-первых, в университете имеются полноценные условия для проведения междисциплинарных исследований, и это особенно актуально, так как понятие «конкурентоспособность» является междисциплинарным. Во-вторых, существование различных научных школ с разными взглядами на решение проблемы формирования конкурентоспособного специалиста способствует поиску наиболее эффективного и целесообразного ответа на развитие умений «выйти за рамки» одной научной специальности и одной научной школы. Поэтому научно-педагогическое сообщество определяет развитие научной мысли в решении любой проблемы, связанной с возможностью ее активного обсуждения, изучения мнения других исследователей, аргументирования и отстаивания авторских позиций. В-третьих, современное диагностическое оборудование научных лабораторий университета позволяет получать конкретную и достоверную информацию о различных характеристиках будущих специалистов, что способствует более точному прогнозированию результатов деятельности по формированию у них конкурентоспособности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, представленная концепция позволяет рассматривать процесс формирования конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре на основе реализации выделенных педагогических детерминантов и характеризуется:
структурной целостностью, так как все указанные блоки (подструктуры) взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и определяют достижение запланированного результата;
наличием инвариантной составляющей (цель, методологические подходы, принципы) и вариативной (средства, методы и условия решения как основных, так и промежуточных задач);
прагматичностью, так как концепция выступает моделью представления достижения практической цели.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев, В.И. Конкурентология : учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В.И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2004. - 468 с.
2. Бордовский, Г.А. Актуальные проблемы современной профессиональной подготовки специалиста / Г. А. Бордовский // Подготовка специалиста в области образования. Основные направления совершенствования. - СПб., 1996. - Вып. IV. - С. 14-16.
3. Бордовский, Г. А. Инновационная программа как средство достижения нового качества педагогического образования / Г.А. Бордовский // Вестник Герценовского университета. - 2007. - № 7 (45). - С. 19-22.
4. Бордовский, В.А. Современные проблемы совершенствования образовательного процесса в педагогических вузах : монография / В.А. Бордовский. - СПб. : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена, 1997. - 85 с.
5. Митин, Е.А. Исследование мотивов, детерминирующих профессиональную направленность будущего специалиста по физической культуре / Е.А. Митин // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. -2008. -№ 11 (75). - С. 241-247.
6. Митин, Е.А. Компонентная модель формирования конкурентоспособности будущего специалиста в сфере физической культуры / Е.А. Митин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 2 (48). - С. 51-55.
7. Флиер, А .Я. Культурология для культурологов : учеб. пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии / А.Я. Флиер. - М. : Академический Проект, 2000. - 207 с.
8. Хазова, С.А. Показатели конкурентоспособности как критерии профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту // Адыгейский государственный университет : конференции, 2006 // ЬИрТАгату.adygnet.ru/ копГсг/копПГк2006/5ОоЬ/3/ 3Hazova.htm. - 3 октября 2008.
СРЕТЕЧИНГ КАК СРЕДСТВО ИЗМЕНЕНИЯ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК 17-18 ЛЕТ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ
Наталья Николаевна Венгерова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(ЛГУим. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург),
Олег Евгеньевич Пискун, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбСПУ), Станислав Александрович Возовиков, аспирант,
Российский Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
(РГПУ им. А.И. Герцена)
Аннотация
В статье рассматривается проблема коррекции показателей физического развития и проявления физического качества гибкость (активная и пассивная) на занятиях по физическому воспитанию средствами стретчинга. Осуществление двигательных программ развития гибкости в сочетании с техникой дыхательной гимнастики позволит улучшить состояние респираторной и сердечно-сосудистой систем девушек до возрастно-половых норм.
Ключевые слова: девушки 17-20 лет, упражнения на растягивание, активная и пассивная гибкость.