1-2016
Пробелы в российском законодательстве
4.10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ АЗАРТНЫХ ИГР НА ПРИМЕРЕ РЯДА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (ЭСТОНИЯ, ДАНИЯ, БЕЛЬГИЯ)
Кормильцева Светлана Олеговна, адъюнкт. Место учебы: Казанский юридический институт МВД России. Подразделение: кафедра Криминологии и уголовно-исполнительного права. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье исследуются вопросы регламентации уголовной ответственности за организацию и проведение азартных игр на примере таких зарубежных стран как Эстония, Дания, Бельгия. Цель данной статьи проанализировать нормы, успешно реализуемые в зарубежном законодательстве, и выявить тенденции развития института ответственности за преступления, связанные с организацией и проведением азартных игр. К таким нормам мы относим, идентификацию личности с дельнейшим занесением в единую информационную систему; введение запрета на посещение игорных заведений определенным категориям граждан; получение в установленном порядке лицензии.
Ключевые слова и фразы: азартные игры, уголовная ответственность, правовое регулирование, зарубежное законодательство, имплемен-тация.
RESPONSIBILITY FOR THE ORGANIZATION AND CONDUCT OF GAMBLING ON THE EXAMPLE OF FOREIGN COUNTRIES SUCH AS ESTONIA, DENMARK, BELGIUM
Kormiltseva Svetlana Olegovna, postgraduate student. Place of study: Kazan Law Institute of MIA Russia. Department: Criminology and Criminal-executive right chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article examines the issues of regulation of criminal responsibility for the organization and conduct of gambling on the example of foreign countries such as Estonia, Denmark, Belgium. The purpose of this article to analyze the rate of successfully implemented in foreign legislation and to identify trends in the development of the Institute responsibility for the crimes related to the organization and conduct of gambling. These standards we include the identification of the person to be entered separately in a single information system; ban on visiting gambling establishments certain categories of citizens; obtain a license in the prescribed manner. Keywords: gambling, criminal liability, regulation, foreign legislation, implementation.
Индустрия развлечений всегда представляла собой достаточно развитую и прибыльную отрасль экономики, особым сегментом которой на протяжении длительно времени выступали азартные игры. Сфера игорной деятельности в зависимости от политики государства в разные исторические периоды подвергалась различным способам регулирования (запретам, ограничениям, легализации), тем не менее, широко распространившись среди разных слоев населения. Стоит отметить, что на сегодняшний день нет единой универсальной успешной модели регулирования рынка азартных игр, на развитие которой, безусловно, влияет разработанность механизмов нормативно-правового регулирования данной сферы деятельности, что приводит к негативным последствиям, выра-
жающимся в совершении преступлений и деформации общественной морали. Анализ, изучение и систематизация норм зарубежного законодательства представляет собой интерес в части выявления правовых позиций, которые помогли бы российскому законодательству в более эффективной реализации соответствующих норм в практическом направлении.
На основе изучения опыта правового регулирования азартных игр в европейских странах можно выделить несколько моделей. Так, мы можем говорить о следующих моделях:
- полная легализация азартных игр;
- частичная легализация игорного бизнеса;
- запрет азартных игр [6, с. 241].
Особой категорией следует выделить страны, в которых реализуются модели с частичной и полной легализацией азартных игр. Это позволяет не только определить приоритетные вопросы, нуждающиеся в государственном контроле и регулировании, но и оценить методы решения проблем возникающих на фоне активно развивающегося игорного сектора в экономики страны [5, с. 250].
Согласно данным отчета Global Gaming Outlook: The casino and online gaming market to 2015, подготовленного аудиторской группой PricewaterhouseCoopers (PwC), мировые доходы от игрового бизнеса продолжают расти и к завершению 2015 года составят 182,8 миллиарда долларов [8, с. 3].
Таким образом, можно говорить о том, что правильно выбранная модель развития игорного бизнеса способна позитивно изменить экономическую составляющую страны. Так, Эстония представляет собой европейскую страну, проводящую либеральную политику по вопросу азартных игр, обеспечив легализацию данной сферы деятельности, но усилив государственный контроль за организацией и проведением таких игр.
Правовое регулирование азартных игр в Эстонии основано на Уголовном кодексе и Федеральном законе «Об азартных играх». В связи с легализацией азартных игр страна вышла на уровень освоения новой экономической зоны, существенно увеличив доход страны за счет налогообложения данной сферы деятельности. Средства, полученные в результате налогообложения, направлены на развитие социальных программ, поддержку культуры и спорта, а также медицинских учреждений.
Ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр предусмотрена ст. 20о2 УК Эстонии, закрепленной в главе XI «Преступления против общественного порядка и общественной безопасности». Санкция за данное преступление представляет собой штраф, или арест, а также лишение свободы на срок до одного года[1, с. 210].
На наш взгляд интересна норма, закрепленная в ст. 201 УК Эстонии, которая регламентирует привлечение к ответственности гражданина за «предоставление принадлежащих лицу жилых или нежилых помещений для возможности занятия незаконными азартными играми» [1, с. 211]. Наказание за данное преступление выражается в виде штрафа, ареста или лишения свободы на срок до пяти лет.
В Эстонии также проводится идентификация личности игрока и его допуск к игре при наличии документа удостоверяющего личность. Возраст, в котором лицо получает право участвовать в азартных играх - 21 год.
Модель частичной легализации игорного бизнеса, можно рассмотреть на примере яркого участника зарубежной правовой арены - Дании, которая ранее об-
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АЗАРТНЫХ ИГР
Кормильцева С.О.
ладала правом монополии на проведение азартных игр и смогла не только монополизировать на территории государства все виды игорного бизнеса, но и на протяжении пятидесяти лет поддерживать успешно функционирующее направление в экономике. Однако, динамично развивающиеся политические события, внесли корректировки в уже устоявшиеся нормы правовой регламентации игорного бизнеса Дании. Так, для зарубежных операторов было предоставлено право организовывать и проводить азартные игры на территории данного государства, изменив при этом систему лицензирования деятельности. На данный момент лицензия предоставляется в зависимости от конкретного вида деятельности как юридическим, так и физическим лицам.
Следует выделить нормы, закрепленные в Уголовном кодексе Дании, регламентирующие организацию и проведение азартных игр. Так, согласно п.1 § 204 лицо привлекается к ответственности в виде наложения штрафа, или заключение под стражу на срок, не превышающий трех месяцев, за организацию несанкционированных азартных игр. В случае рецидива наказание может быть назначено в виде заключения под стражу или тюремного заключения на срок до шести месяцев. Согласно, п. 2 § 204 указывает на то, что «к общественному месту приравнивается помещение ассоциации, если любое лицо или лицо, принадлежащее определенной социальной группе, как правило, имеет право стать членом данной ассоциации или если проведение несанкционированных азартных игр является одной из целей такой ассоциации, или если уплачиваются особые взносы за участие в азартных играх». Так же в § 204 есть указание на то, что любое лицо, которое принимает участие в несанкционированных азартных играх в общественном месте, подлежит штрафу[2, с. 215]. Также, исходя из содержания §15 лица, совершившие уголовно-наказуемое деяние, но не достигшие возраста 15 лет не подлежат ответственности.
Стоит отметить, что в Дании созданы условия, когда участники азартной игры проходят процедуру идентификации, а также установлен возрастной предел для посещения игорных заведений, составляющий 18 лет.
Модель организации и проведения азартных игр в Дании считается одной из самых успешных в связи с низкой ставкой налогообложения в данной сфере деятельности. Размер налогового сбора на игорный бизнес напрямую зависит от валового дохода компании и от ее вида деятельности. На сегодняшний день данный размер составляет 20% для организации и проведения азартных игр через интернет казино, а для игорных заведений расположенных в наземной зоне налог составляет 45% с суммы в полмиллиона евро и 75% с суммы, превышающей ранее обозначенную.
Таким образом, игорный бизнес в Дании выступает финансовым источником для развития и реализации социальных, спортивных и культурных программ в связи с поступлением определенной части прибыли в бюджет государства.
Интересен правовой опыт регламентации азартных игр в Бельгии. На данный период времени Уголовный кодекс Бельгии и Закон «Об азартных играх, игорных заведениях и защите игроков» выступают в качестве правовой основы, регламентирующей отношения, возникшие в связи с организацией и проведением игорного бизнеса на территории данного государства. Некоторые положения, нашедшие отражение в правовых источниках, подтвердившиеся могут быть рассмотре-
ны и имплементированы в российское законодательство.
Определенный интерес представляет норма, закрепленная в книге второй раздела V главы VII ст. 305 Уголовного кодекса Бельгии, предусматривающая ответственность в виде тюремного заключения от восьми дней до шести месяцев и штраф от ста франков до пяти тысяч франков лицам, организовавшим игорное заведение, способствующим проведению азартных игр и обслуживающим таковое учреждение (к таким лицам относятся работники банков, администраторы, служащие или агенты учреждения) [3, с. 255].
Не менее интересными нам представляются нормы отраженные в Законе «Об азартных играх, игорных заведениях и защите игроков» [9, с. 15]. Согласно этому закону, организаторы азартных игр для реализации данного вида деятельности обязаны решить связанный с лицензированием вопрос, который находится в ведении Комиссии по игорному бизнесу, относящееся к подразделению Министерства юстиции. Данный закон содержит главу, посвященную защите лиц, играющих в азартные игры и страдающих от зависимости к ним. Закон обязует размещать информацию о негативном влиянии азартных игр на жизнь и здоровье граждан, указывать контакты социальных служб, в компетенцию которых входит оказание помощи лицам, обладающим игровой зависимостью. Рассматриваемая глава регламентирует возраст, с которого лицо получает право принимать участие в азартных играх (21 год), и определяет категории граждан, которым запрещено посещение данных заведений (судья, сотрудники судебных органов, нотариусы, служащие полиции, в случае если посещение напрямую не связано с выполнением служебных обязанностей).
Данный закон регламентирует внесение идентифицирующих данных для посещающих игорное заведение лиц, с последующим занесением их в единую информационную систему, которая находится в компетенции Комиссии по игорному бизнесу.
Однако необходимо отметить, что совершенствование технических средств и оборудования в национальной игровой индустрии создает препятствия для контроля над идентификацией личности игроков. В результате обсуждения данной проблемы в качестве решения было предложено присвоение игроку национального регистрационного номера.
Национальное законодательство Бельгии, учитывая стремительное распространение азартных игр, успешно реализует проект по занесению и блокировке в единый реестр сайтов и сервисов, предоставляющих возможность участия в азартной игре на реальные денежные средства. Однако в рамках расширения данной программы и с целью минимизации потребителей азартных игр Комиссия по игорному бизнесу приняла решение о создании аналогичного реестра и внесения в него онлайн-приложений, которые позволяют принимать участие в азартной игре в интернете без внесения реальных денег, в том числе это касается приложений запускаемых на смартфонах. Такое решение в сложившейся ситуации представляется нам своевременным в связи с усиливающимся желанием участия в игре на реальные деньги лиц не достигших совершеннолетия.
Таким образом, основная цель бельгийского законодательства - минимизация негативного воздействия азартных игр на население, сокращение количества лиц, желающих принять участие в азартной игре, и
1'2016
Пробелы в российском законодательстве
решение вопроса о защите нравственного здоровья социума.
Есть мнение, согласно которому, история правового регулирования азартных игр, представляет собой историю запретов [4, с. 706]. Рассмотрев правовое регулирование на примере нескольких европейских стран, мы можем говорить о желании законодателей оградить население от таких социально негативных явлений, как азартные игры[7, с. 135]. Рассматриваемые страны в зависимости от исторически сложившихся традиций и обычаев выбрали ту или иную модель, определяя тем самым дальнейший путь развития игорной сферы, и каждое из них с определенной долей успеха попыталось выполнить одну из главных функций государства - охрану прав и защиту общественных отношений.
Подводя итог анализу европейского опыта в сфере азартных игр подчеркнем, насколько актуальным остается вопрос о распространении достаточно нового сегмента игорного рынка - азартных игр в сети Интернет для всего мирового сообщества в связи отсутствием нормативно-правового механизма, регулирующего данную сферу деятельности. Игорная сфера, реализуемая в Интернете, приобрела широкое распространение, и представляет собой острую социальную и экономическую проблему, требующую законодательного урегулирования. Однако, в связи с неоднозначным отношением к регламентации азартных игр в ряде зарубежных стран, возникает сложность в принятии единого нормативно-правового акта по этому вопросу.
Стоит отметить приоритетные направления европейского законодательства, в частности решение вопроса об идентификации клиентов путем предоставления соответствующих документов, удостоверяющих личность и занесения их данных в единый реестр (в том числе лиц, страдающих лудоманией).
Изучая зарубежный опыт необходимо отметить общие положения правовых актов, регламентирующие данную сферу деятельности. К такими положениям относятся:
запрет на посещение игорных заведений отдельными категориями граждан (государственными и муниципальными служащими, нотариусами, юристами и полицейскими, судьями, сотрудниками судебных органов);
получение лицензии для организации и проведения азартных игр и пари;
возрастной ценз на посещение игорного заведения: в Дании - 18 лет; в Эстонии и Бельгии -21 год;
создание единой информационной системы (лиц, которым запрещено посещение игорных заведений).
Европейский опыт регулирования сферы азартных игр указывает вектор законодательного развития игорного бизнеса для развития других стран, в том числе и Российской Федерации. Некоторые положения могут быть востребованы российским законодателем, успешно имплементированы, и послужить инструментом для защиты общественных и национальных интересов.
Список литературы:
1. Уголовный кодекс Эстонской Республики. - СПб., Юридический центр «Пресс», 2001. - 262 с.
2. Уголовный кодекс Дании. - СПб.: Юридический центр «Пресс», 2001.-228 с.
3. Уголовный кодекс Бельгии. - СПб.: Юридический центр «Пресс», 2004. - 561с.
4. Гражданское право. Т. 2. Учебник. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожни-ков», 2000. — 736 с.
5. Додонов В.Н. Сравнительное уголовное право. Монография. Общая часть / Под общ. и науч. ред. докт. юрид. наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ С.П. Щербы. - М.: Юрлитинформ, 2009. -448 с.
6. Сравительное уголовное право. Особенная часть: Монография / Под ред. С.П. Щербы. - М.: Юрлитинформ, 2010. - 544 с.
7. Шалагин А.Е. Уголовно-правовая охрана здоровья населения в Российской Федерации: монография / Под ред.Ф.Р. Сундурова. - М., Юрлитинформ, 2013. - 176 с.
8. Отчет Global Gaming Outlook: The casino and online gaming market to 2015 // URL: http://www.pwc.com/ gr/en/pubNcations/assets/global-gaming-outlook-2011-2015.
9. Закон об азартных играх и защите игроков Бельгии // URL: http://www.all-games.ru/news/2006/05/15/nn8285 .html.
Рецензия
на статью «Ответственность за организацию и проведение азартных игр на примере ряда зарубежных стран (Эстония, Дания, Бельгия)» адъюнкта кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Казанского юридического института МВД России Кор-мильцевой Светланы Олеговны.
В статье С.О. Кормильцева рассматривает вопросы регламентации уголовной ответственности за организацию и проведение азартных игр на примере таких зарубежных стран как Эстония, Дания, Бельгия. Автором проведена серьезная работа по исследованию правовых источников, содержащих положения регулирующие сферу азартных игр.
Актуальность данной статьи обусловлена повсеместным распространением нелегальных игорных заведений. Сфера организации и проведения азартных игр нуждается в пристальном внимании и контроле со стороны государства. Слабая разработанность правовой основы способствует совершению правонарушений в рассматриваемой области. Особый интерес представляют нормы зарубежного законодательства по данному вопросу, что позволяет говорить об имплементации успешно реализуемых правовых норм в отечественное законодательство.
Статья выполнена на хорошем уровне, содержит ряд выводов, и предложений, представляющих научный интерес.
Статья С.О. Кормильцевой «Ответственность за организацию и проведение азартных игр на примере ряда зарубежных стран (Эстония, Дания, Бельгия)» в целом соответствует предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к открытой печати.
Начальник кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Казанского юридического института МВД России, к.ю.н., доцент, полковник полиции Шалагин А.Е.