Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
2'2016
11.6. О ПРИОРИТЕТНЫХ МЕРАХ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕЗАКОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АЗАРТНЫХ ИГР НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кормильцева Светлана Олеговна, адъюнкт, кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Место учебы: Казанский юридический институт МВД РФ
Аннотация: В статье отмечается необходимость совершенствования мер предупреждения незаконной игорной деятельностью на территории Российской Федерации. Цель данной статьи предложить направления в разработке новых средств и способов борьбы с незаконной организацией и проведением азартных игр. К таким направлениям мы относим разработку и реализацию мер, ориентированных на ограничение действий по незаконной организации и проведению азартных игр в «Интернете» и ответственность арендодателей за предоставление помещения, используемого в качестве игрового заведения.
Ключевые слова: азартные игры, правовое регулирование, предупреждение, судебная практика, коллизия.
ON PRIORITY MEASURES TO PREVENT ILLEGAL ORGANIZATION AND CONDUCT OF GAMBLING IN THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Kormil'tsev Svetlana O., postgraduate student Study place: Kazan law Institute of MIA of the Russian Federation
Annotation: The article notes the need to improve measures to prevent illegal gambling activities in the Russian Federation. The purpose of this article to offer direction in the development of new means and methods of combating illegal organization and conduct of gambling. These areas we include the development and implementation of measures aimed at restricting illegal actions on the organization and conduct of gambling in the "Internet" and the responsibility of landlords to provide premises to be used as a gaming establishment.
Keywords: gambling, legal regulation, prevention, judicial practice, collision.
На сегодняшний день игорный бизнес в России представляет собой достаточно популярный досуг для граждан, желающих попытать удачу, и весьма привлекательную сферу деятельности для криминальных структур, занимающихся незаконной организацией и
проведением азартных игр. Изучение исторической динамики развития данного сектора экономики открывает сильные и слабые стороны регламентации игорной сферы в диапазоне от полного запрета азартных игр на территории страны до их легализации. Современный подход к регулированию организации и проведения азартных игр развивается по пути криминализации определенных действий, совершаемых в данной сфере. Так, в Уголовный кодекс Российской Федерации1 была введена норма (ст. 171.2 УК РФ), регламентирующая привлечение к уголовной ответственности за незаконную организацию и проведение азартных игр, а также принят Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ (далее - Закон)2, который предусматривал создание игровых зон. Принятие ряда правовых актов, комплексно воздействующих на незаконную предпринимательскую деятельность, способствовало развитию положительной динамики в области предупреждения преступлений и административных правонарушений. Проводимая в данном направлении уголовно-правовая политика стала той исходной позицией, которая требует от законодателя дальнейших действий по разработке и устранению коллизий, возникающих при реализации положений в указанных законодательных актах. Данное положение подтверждается результатами изучения материалов уголовных дел, социологических опросов, иных исследований, проводимых в данной области, а также статистическими и эмпирическими показателями.
Состояние и динамика преступлений в сфере игорного бизнеса вызывает определенную обеспокоенность со стороны государства и общества. Так, в 2013 году количество преступлений, зарегистрированных за отчетный период, составило - 106, в 2014 г. - 135, в 2015г. - 705. В суд с обвинительным заключением направлено: в 2013 г. - 46, в 2014г. - 69, в 2015 г. - 205 уголовных дел. Количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности, в 2013г. составило 88 человек, в 2014 г. - 184, в 2015г. - 3703. Конечно, стоит сказать, что данная статистика не претендует на абсолютные показатели в связи с высокой степенью ла-тентности подобных преступлений, что подтверждается переходом данной сферы досуга в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» и сложностью их выявления и документирования.
1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015)/ Собрание законодательства РФ.-1996.- № 25. - ст. 2954
2 Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2007.- №1. - ст. 7.
3 Состояние преступности в России за январь-декабрь 2013-2015 г. М.: ГИ-АЦ МВД России, 2011. С. 52.
Кормильцева С. О. О ПРИОРИТЕТНЫХ МЕРАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕЗАКОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
И ПРОВЕДЕНИЯ АЗАРТНЫХ ИГР НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Для эффективного противодействия преступности в любой сфере, в том числе сопряженной с игорным бизнесом, нужна соответствующая предупредительная деятельность. Предупреждение преступлений - это совокупность государственных и общественных мер, направленных на упреждение противоправного поведения отдельных лиц и криминальных групп [1, с. 153].
В качестве специальной меры предупреждения преступлений необходимо особо выделить разработку и реализацию мер, ориентированных на ограничение действий по незаконной организации и проведению азартных игр в «Интернете».
В настоящее время значительная проблема по сбору доказательственной базы связана с тем, что в ряде стран азартные игры легализованы, а в других находятся под запретом. Так, проблемным вопросом остается сбор доказательств в том случае, если сервер находится в одной юрисдикции, а его управление осуществляется удаленно из других мест. При этом участники азартной игры способны получать доступ к игровым сайтам из любой точки мира. Также представляет сложность выявление 1Р-адресов в том случае, когда интернет сайт осуществляет свою деятельность без лицензии.
После введения изменений в уголовное законодательство в части запрета незаконной организации и проведения азартных игр на территории Российской Федерации (за исключением специально отведенных игорных зон) игровые залы перепрофилировались, начав реализацию своей деятельности под видом проведения мгновенных лотерей, что породило множество нерешенных проблем. Поскольку проведение экспертизы - достаточно длительное мероприятие (среднее время составляет 30 суток), дорогостоящее (стоимость варьируется от 20 (двадцати) тысяч рублей за один агрегат), то одной из проблем явилось исследование модифицированного лотерейного оборудования и дача экспертным учреждением заключения, об использовании его для организации и проведения азартных игр.
В отношении судебной практики можно говорить и о проблеме, подобной той, которая обозначена в следующем примере. Рассмотрим судебное решение, принятое судьей Пятигорского городского суда Ставропольского края, согласно которому гражданка Д., выполняя обязанности директора, осуществляла деятельность по распространению лотерейных билетов посредством лотерейных терминалов. В ходе судебного заседания было установлено, что использованное оборудование не обладало технической возможностью выдачи лотерейных билетов, а также был оспорен процесс проведенной экспертизы на данное оборудование. Было отмечено, что специалист, проводивший экспертизу и давший заключение, не является экспертом в этой области и не был в установленном законом порядке предупрежден об уголовной ответственности
за заведомо ложное заключение. Однако суд пришел к заключению о том, что гражданка Д. в процессе своей деятельности использовала модифицированное игровое оборудование, предназначенное для проведения азартных игр, замаскированное под реализацию лотерейных билетов4. В связи с этим назрела необходимость разработки и внедрения более современных методических рекомендаций, способствующих упрощению процедуры проведения инженерно-технологической экспертизы игорного оборудования, выводы которой будут отражены в экспертном заключении и не будут подвергаться сомнениям.
Еще одной правовой коллизией нам видится проблема, охватывающая такую меру уголовно-правового характера как конфискация имущества, в связи с тем, что суды, вынося решение, опираются на позицию Конституционного Суда РФ об отказе в конфискации имущества, не являющегося собственностью игрового заведения и переданного неизвестным лицом для реализации противоправной деятельности. Однако, возникает вопрос, как лицо, заключающее договор аренды игрового оборудования, могло не знать о том, с какой целью будет использовано такое оборудование, учитывая, что игорная деятельность запрещена на всей территории РФ, за исключением специально отведенных игорных зон. В результате мы придерживаемся позиции о необходимости внесения в Уголовный кодекс РФ нормы, разрешающей конфискацию оборудования, используемого для незаконной организации и проведения азартной игры, не зависимо от его принадлежности к тому или иному лицу. Данная норма по нашему убеждению станет экономическим рычагом воздействия на лиц, выступающих организаторами незаконной деятельности в сфере игорного бизнеса, и осложнит дальнейшую реализацию преступного умысла.
Существенным правовым пробелом нам видится ответственность арендодателей за предоставление помещения, используемого в качестве игрового заведения. Собственник, предоставляющий помещение в аренду, не привлекается к ответственности, так как не является организатором незаконной азартной игры в соответствии с существующим законодательством. При заключении договора аренды в обязанности собственника помещения не включен контроль за деятельностью нанимателя. Адекватным выходом было бы внесение ряда норм в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Гражданский кодекс РФ. Так, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предлагаем ввести статью 14.1.1-2 «Предоставление имущества в аренду (субаренду) с целью незаконной организации и
4 Решение № 12-183/2013 12-9/14 12-9/2014(12-183/2013;) 12-9/2014 от 22 января 2014 г. Архив Пятигорского городского суда Ставропольского края.
Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
2'2016
проведения азартных игр». В санкции к данной норме возможно предусмотреть штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей для граждан, от 30 тыс. до 50 тыс рублей для должностных лиц, от 500 тыс. до 1 млн. рублей для юридических лиц. Помимо этого, необходимо в статью 606 Гражданского кодекса Российской Федерации ввести норму, обязывающую указывать в договоре аренды (субаренды) цель использования объекта аренды (субаренды). Данная норма позволит арендодателю избежать административной ответственности в связи с реализацией п. 3 ст. 615 ГК РФ, предусматривающей право расторжения договора в случае использования арендатором имущества не в соответствии с условиями договора аренды5.
Приведенный выше обзор позволяет наметить направления в разработке новых средств и способов борьбы с незаконной организацией и проведением азартных игр. Учитывая масштабы распространения данного негативного явления, целесообразно дальнейшее совершенствование законодательной базы Российской Федерации, что позволит на более ранних сроках предупреждать преступления и административные правонарушения. При условии комплексного воздействия на сферу игорного бизнеса можно достичь более эффективных результатов и проконтролировать исполнение законодательных и судебных решений.
Список литературы:
1. Шалагин А.Е. О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений «Вестник экономики, права и социологии». 2014. №2. - С.235.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «О приоритетных мерах предупреждения незаконной организации и проведения азартных игр на территории Российской Федерации» адъюнкта кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Казанского юридического института МВД России Кормильцевой С. О. Представленная на рецензирование статья С. О. Кормильцевой посвящена обзору направлений в разработке новых средств и способов борьбы с незаконной организацией и проведением азартных игр.
Статья предлагает авторское видение и совершенствование российского законодательства в области игорного бизнеса. В ней проводится анализ норм уголовного, административного и гражданского законодательства, а также приводятся рекомендации по устранению нормативных коллизий.
Актуальность статьи не вызывает сомнения в связи с масштабным распространением нелегальных игорных заведений, данное утверждение подтверждается материалами следственно-судебной практики и статистическими данными. Она выполнена на высоком теоретическом уровне, со-
5 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) / Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - ст. 3301
держит выводы, и предложения, представляющие научный и практический интерес.
Рецензируемая статья С. О. Кормильцевой «О приоритетных мерах предупреждения незаконной организации и проведения азартных игр на территории Российской Федерации» соответствует предъявляемым требованиям, и может быть рекомендована к открытой печати в журнал, включенный в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.
Начальник кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Казанского юридического института MВД России кандидат юридических наук, доцент полковник полиции
Шалагин А.Е.