УДК: 347.43
ББК: 67.402.23
Елизаров А.А., Остроухова В.А.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, ПРЕДУСМОТРЕННАЯ
УГОЛОВНЫМ КОДЕКСОМ РФ
Elizarov А.А., Ostroukhova К А.
RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF TAX LEGISLATION BY LEGAL ENTITIES PROVIDED BY THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Ключевые слова: налогоплательщик, налоговые органы, необоснованная налоговая выгода, умысел в действиях налогоплательщика, направленных на неуплату налогов, нарушение налогового законодательства, ответственность за нарушение налогового законодательства, уклонение от уплаты налогов.
Keywords: taxpayer, taxation authorities, unreasonable tax benefit, intention in the actions of the taxpayer aimed at non-payment of taxes, violation of tax legislation, liability for violation of tax legislation, tax default.
Аннотация: в современных условиях хозяйствования экономические преступления выступают одной из главных угроз экономической безопасности РФ. Экономическая безопасность невозможна без налоговой безопасности внутри страны. Значительную долю в структуре экономических преступлений занимают налоговые преступления, совершенные юридическими лицами. Трудно переоценить значимость налоговых поступлений для бюджета РФ, поэтому государство активно разрабатывает и внедряет современные меры противодействия налоговым правонарушениям.
В статье рассмотрены основные подходы привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства, проведен анализ правоприменительных и праворазъяс-нительных прецедентов с учетом новых законодательных подходов. Проанализированы методические рекомендации Следственного Комитета Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации, направленные на исследование и доказывание фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налогов (сборов). Проанализирована практика о взыскании с юридических лиц, обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, сумм неуплаченных налогов, пени, штрафов.
Результаты исследования могут применяться в теоретических и практических исследованиях, посвященных анализу содержания ответственности за нарушение налогового законодательства юридическими лицами, предусмотренной УК РФ.
Abstract: in modern economic conditions, economic crimes are one of the main threats to Russia's economic security. Economic security is impossible without tax security in the country. A significant share in the structure of economic crimes is occupied by tax crimes committed by legal entities. It is difficult to overestimate the importance of tax revenues for the budget of the Russian Federation, so the state actively develops and implements modern measures to counter tax violations.
The article considers the main approaches to prosecution for violation of tax legislation, an analysis of law enforcement and law explanatory precedents, taking into account new legislative approaches. The methodological recommendations of the Investigative Committee of the Russian Federation and the Federal Tax Service of the Russian Federation aimed at examining and proving the facts of deliberate non-payment or incomplete payment of taxes (fees) are analyzed. The judicial practice on recovery of the amounts of unpaid taxes, penalties andfines envisaged by Article 199 of the Criminal Code of the Russian Federation is analyzedfrom the legal persons accused of committing a crime.
The results of the research can be used in theoretical and practical studies devoted to the analysis of the content of liability for violation of tax legislation by legal entities providedfor by the Criminal Code of the Russian Federation.
В настоящее время современная налоговая система Российской Федерации выступает эффективным элементом регулирования экономических и финансовых отношений, а реализация эффективной налоговой политики оказывает влияние на экономическую безопасность страны в целом.
Одной из важнейших проблем и вызовов, стоящими перед современным российским обществом и государством в целом, которая требует анализа и оценки, выступает уклонение от уплаты налогов юридическими лицами.
По официальным данным, по итогам 2017 года Федеральная налоговая служба России обеспечила высокие темпы роста налоговых поступлений, более 17,3 трлн. руб., что на 20 процентов больше, чем поступления в 2016 году. В федеральный бюджет РФ поступило 9,2 трлн. руб., совокупный прирост составил 32%.
Обеспечение высоких налоговых поступлений произошло за счет роста поступлений налога на прибыль - 3,3 триллионов руб. (18,8%) , налога на добавленную стоимость (НДС) - 3,1 трлн. руб. (15,5%), а также увеличения поступлений от акцизов на 17,6%, имущественных налогов - на 11,9%, НДФЛ - на 7,7 %.
Позитивные тенденции роста налоговых поступлений обусловлены следующими причинами: во-первых, привлечение кредитных организаций, которые согласно Методическим рекомендациям Банка России от 13 апреля 2016 г. № 10МР получили возможность контролировать размер налоговых платежей юридических лиц; во-вторых, активная позиция комиссий налоговых инспекций по легализации налоговой базы, на которые вызывают юридических лиц с низкой налоговой нагрузкой и большими вычетами по НДС; в-третьих - это эффективные налоговые проверки, как камеральные, так и выездные, которые в совокупности с возбужденными уголовными делами обеспечили пополнение бюджета РФ; в-четвертых, необходимо особо отметить внедрение АСК НДС-2.
Необходимо более детально остановиться на работе АСК НДС-2, в 2018 году -налоговые органы проводят углубленные проверки по налогоплательщикам, имеющим разрывы по НДС, и руководствуются внутренними инструкциями. Декларация по НДС автоматически проверяется системой АСК НДС-2, выявляются юридические лица, у которых есть разрывы, далее специально созданные контрольно-аналитические отделы (КАО) формируют цепочки до семи взаимосвязанных схемных компаний, а налоговые инспекторы выявляют и расписывают роли всех участников цепочки. Существуют открытый минимум информации, который собирается и обрабатывается налоговой инспекцией по участникам такой цепочки - составляется полная характеристика предприятия, численности ее персонала, куда входят сведения об экономической деятельности, юридический адрес, уставный капитал, данные об учредителе и генеральном директоре, сведения по 6-НДФЛ о количестве физических лиц, получивших доход, а также данные об их расчетных счетах; в банках запрашиваются выписки об оборотах по счетам; допрашиваются свидетели; истребуются документы.
По итогам контрольных мероприятий формируется заключение, в котором будет описано, как был установлен выгодоприобретатель и какой тип схемы он применил. По всей цепочке указывают роли ее участников - «транзитер» или «выгодоприобретатель». В результате описанных выше мероприятий существуют варианты развития событий, во-первых, корректировка налоговых обязательств и уплата налогов в бюджет, во-вторых - передача информации в правоохранительные органы в ОЭБиПК. Необходимо отметить, что в 2018 году система АСК НДС-2 работает наиболее эффективно, то есть информация по деятельности предприятий, которая стала доступной, охватывает 8 отчетных периодов, поэтому как следствие необходимость проведения выездных налоговых проверок снижается.
В 2017 году внесены изменения в НК РФ, добавлена ст. 54.1, согласно которой, если у налогоплательщика присутствует в финансово-хозяйственной деятельности факты искажения сведений при формировании налоговой базы, налогоплательщик не вправе уменьшить налоговую базу, как следствие сумму подлежащего уплате налога в бюджет. Обязанность по доказыванию фактов получения необоснованной налоговой выгоды в результате занижения налоговой базы возлагается на налоговые органы, которые должны обеспечить получение доказательств, свидетельствующих об умысле проверяемого налогоплательщика по получению налоговой выгоды при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. Об умысле в действиях проверяемого налогоплательщика свидетельствуют следующие факты - наличие подконтрольности и взаимозависимости во взаимоотношениях с контрагентами, присутствие транзитных операций и непроизводственных финансовых посредников с особым порядком расчетов, наличие согласованности в действиях проверяемого лица и его контрагентов. В соответствии с п. 3 статьи 54.1 НК РФ не является основанием для отказа налоговым органом включения операций налогоплательщика в налоговую базу, как следствие снижения налогового бремени, если, во-первых, подписание бухгалтерских документов - первичных учетных документов лицом, которое понимается, как неустановленное либо не имеет полномочий для подписания данных документов, во-вторых, у налогоплательщика в процессе финансово-хозяйственной деятельности имеются контрагенты, отнесенные к категории «проблемных». Под «проблемными» контрагентами в данном случае будут пониматься юридические, физические лица и индивидуальные предприниматели, которые нарушали налоговое законодательство и были привлечены к налоговой ответственности. Налогоплательщики в процессе осуществления предпринимательской деятельности должны соблюдать критерий «должной осмотрительности» при выборе контрагента.
Следует отметить, что в 2017 году стартовал проект онлайн-касс по передаче
информации в ФНС РФ, а 1 июля 2018 года на онлайн-ККТ перешли компании и ИП в сфере розничной торговли, Интернет-торговли и общественного питания, таким образом, с помощью онлайн-касс государство получает возможность видеть реальные финансовые потоки.
В 2018 году ФНС РФ представила проект «прозрачный бизнес», на момент написания статьи данный ресурс недоступен для пользователей. В данном проекте раскрываются данные относительно хозяйствующих субъектов, а именно - о наличии задолженности налогоплательщиков, о наличии нарушений законодательства о налогах и сборах, выписка ЕГРЮЛ, о штрафах и пенях налогоплательщиков и налоговых режимах, которые применяют налогоплательщики.
Указанные выше данные считаются общедоступными и не относятся, согласно с.102 НК РФ, к сведениям, составляющим налоговую тайну.
Необходимо отметить, что информация о налогоплательщиках на официальном сайте ФНС РФ регулярно будет обновляться. Таким образом, внедрение проекта - сервис «прозрачный бизнес» обеспечит проверку контрагентов налогоплательщиков с целью выполнения принципа должной осмотрительности при выборе контрагентов.
Однако наряду с позитивными тенденциями развития налоговых отношений необходимо отметить и существующие проблемы. Специалисты в области налогового права отмечают, что «до 90% граждан России не желают платить налоги и полагают, что сокрытие доходов от государства является правильным» [21]. Данная статистика является неизменной и позволяет сделать вывод о большом количестве налоговых правонарушений в деятельности юридических лиц, которые предоставляют отчетность с нулевыми показателями, уклоняются от уплаты установленных законодательством налогов.
В соответствии со ст. 106 НК РФ под налоговым правонарушением понимается совершенное противоправное деяние юридических лиц, за которое предусмотрена налоговая ответственность [2].
Налоговые правонарушения могут совершаться как путем активных действий (например, создание документов и имитация финансово-хозяйственной деятельности для занижения налоговой базы), так и путем бездействия (например, неисполнение обязанности по уплате налога).
В рамках налогового законодательства установлены основания привлечения к налоговой ответственности. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица (ст.107 НК РФ).
К условиям привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства следует отнести невозможность привлечения к ответственности по основаниям, не предусмотренным НК РФ и повторного привлечения к налоговой ответственности. Установление налогового правонарушения должно обеспечиваться нормами налогового законодательства. Также к вышеуказанным условиям относят возможность привлечения должностных лиц налогоплательщика к административной и уголовной ответственности. Обязанность по уплате налоговых платежей следует отнести как к одному из условий привлечения к налоговой ответственности.
Согласно ст. 109 НК РФ существует ряд обстоятельств, которые исключают привлечение лица к налоговой ответственности, такие как отсутствие события налогового правонарушения, отсутствие вины в действиях юридических лиц, истечение сроков исковой давности привлечения к налоговой ответственности, установленных статьей 113 НК РФ.
Необходимо обратить внимание на то, что именно налоговый орган доказывает факт нарушения законодательства о налогах.
В рамках действующего налогового законодательства предусмотрены следующее формы вины (ст.110 НК РФ) - умышленное деяние и (или) деяние по неосторожности. Следует отметить, что вина юридического лица в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) ко-
торых обусловили совершение данного налогового правонарушения [2].
К обстоятельствам, исключающим вину налогоплательщика за совершения нарушений в области налогообложения, относят: совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания); совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому (расчетному) периоду, в котором совершено налоговое правонарушение); выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (расчетным) периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга [2].
Наряду с обстоятельствами, которые исключают привлечение лица к налоговой
ответственности законодательно предусмотрены обстоятельства, которые смягчают налоговую ответственность, к ним относят совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение (ст. 112 НК РФ) [2].
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Мерой налоговой ответственности является налоговая санкция, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов) в соответствии с НК РФ. При наличии хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору, страховым взносам), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации [2].
Привлечение к налоговой ответственности не исключает привлечение к ответственности, предусмотренной уголовным
законодательством.
При нарушении налогового законодательства и уклонении от уплаты налогов, сборов и страховых взносов в крупных и особо крупных размерах в Российской Федерации предусмотрена возможность привлечения к уголовной ответственности виновных лиц.
В статье целесообразно рассмотреть основные условия привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства юридическими лицами, предусмотренной УК РФ, поскольку согласно официальным статистическим данным выявляется только 5% из общего числа указанных нарушений. Общественная опасность налоговых преступлений социально обусловлена, и поэтому привлечение к уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства становится одним из актуальных направлений в юридической практике.
Предметом преступной деятельности указанных выше преступлений выступает имущество либо права, возникающие на объект собственности, которые принадлежат физическим и юридическим лицам, а также исполнение обязательств перед кредиторами, инвесторами и государством в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики. Для большинства экономических преступлений, в том числе налоговых, характерна серьезная подготовка к их совершению. Теоретико-практические научно обоснованные методы и методики в сфере расследования и доказывания фактов неуплаты налоговых платежей юридическими лицами обеспечивают эффективное решение проблем в данной области.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» общественная опасность уклонения от уплаты налогов представляет собой умышленное невыполнение конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы федерации.
Уклонение от уплаты налогов, сборов,
страховых взносов, ответственность за которое предусмотрена Уголовным кодексом РФ, представляют собой действия с умыслом, направленные на неуплату налоговых платежей в крупном или особо крупном размере, повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему РФ.
Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.
Определение налога и сбора дается в рамках статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги) и местные налоги (статьи 12, 13, 14 и 15 НК РФ), а также специальные налоговые режимы (статья 18 НК РФ). Следует отметить, что ответственность по статье 199 УК РФ наступает в случае уклонения от уплаты как федеральных налогов и сборов, так и налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов.
Конституцией РФ предусмотрена обязанность экономических субъектов по уплате налогов, так в соответствии со статьей 57 Конституции РФ юридическое лицо обязано оплачивать законно установленные налоги и сборы [1].
С позиции действующего уголовного законодательства под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов (ст. 199 УК РФ), следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации. К основным способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть отнесены как действия в виде умышленного включе-
ния в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов [10].
В рамках уголовного законодательства моментом окончания налогового преступления считается неуплата налогов, сборов и страховых взносов в срок, установленный налоговым законодательством. Далее целесообразно рассмотреть субъект налоговых правонарушений, которым выступает лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и (или) сборов, а также по представлению в налоговые органы налоговой декларации и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным.
В уголовной практике выявление и доказывание налоговых преступлений возможно только при наличии прямого умысла, целью которого является полная или частичная неуплата налогов. Следует обратить внимание на существование обстоятельств, которые могут исключить вину.
В ст.199 УК РФ прописаны признаки состава налоговых преступлений, совершаемых юридическими лицами, которые определяются как налогоплательщики в рамках Налогового кодекса [2].
В качестве субъекта налогового преступления в рамках ст. 199 Уголовного кодекса выступают должностные лица юридических лиц, такие как директор (руководитель), главный бухгалтер или иное лицо, на которое в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ возложено ведение бухгалтерского и налогового учета, а также составление бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности. Таким образом, если вышеуказанные должностные лица органи-
зовали преступный сговор о совершении действий, направленных на неуплату налоговых платежей, то данные действия классифицируются по ст. 199 (п.а.ч.2) Уголовного кодекса. Относительно других сотрудников, чьи профессиональные обязанности попадают в сферу, связанную с оформлением первичной учетной документации, следует отметить то, что при наличии оснований они также могут быть привлечены к ответственности как пособники, в действиях которых просматривается умысел (ст. 199 УК РФ).
В рамках налогового законодательства налоговое преступление считается оконченным в случае истечения срока, который указан в требовании об уплате налога [2]. В рамках уголовного законодательства в части преступлений, связанных с неуплатой налоговых платежей (ст. 199.2 УК РФ), недоимкой признается сумма налога, а также сбора, которая не была уплачена в сроки, установленные законом. Согласно нормам Налогового кодекса налоговые органа обладают правом производить взыскания за счет денежных средств юридических лиц, таких как денежные средства, на расчетных счетах в кредитных организациях, а также, если данных средств недостаточно или отсутствуют, производить взыскание за счет иного имущества юридических лиц (активов) [2]. На практике часто встречаются элементы сокрытия денежных средств и активов налогоплательщиками, в данном случае такие действия следует квалифицировать как сокрытие денежных средств или активов налогоплательщиков, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов. Другими словами, данные действия - это воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам в крупном размере, такие действия совершаются установленного налоговым законодательством сроком уплаты налоговых платежей.
Если лицо, виновное в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, осуществляет сокрытие денежных средств или имущества организации либо индивидуального предпринимателя в крупном размере, за счет которых в установленном порядке должно
производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, содеянное им подлежит дополнительной квалификации по ст. 199.2 УК РФ.
Обязательным признаком составов преступлений, предусмотренных 199, 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ, является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов. При этом крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов определяется за период в пределах трех финансовых лет подряд. По смыслу закона ответственность может наступить при наличии к тому оснований и за отдельный налоговый период, если уклонение от уплаты одного или нескольких налогов (сборов) составило крупный или особо крупный размер и истекли установленные налоговым законодательством сроки их уплаты [3].
При исчислении крупного или особо крупного размера уклонения от уплаты налогов и (или) сборов надлежит складывать сумму налогов, сборов, взносов по каждому виду и сумму, которые не были уплачены за три предыдущих отчетных периода. Необходимо брать в расчет налоговые платежи, которые не были уплачены в бюджеты различных уровней по истечении налоговых периодов по видам налогов и (или) сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Крупный (особо крупный) размер неуплаченных налогов и (или) сборов исчисляется за период в пределах трех финансовых лет подряд и в тех случаях, когда сроки их уплаты выходят за пределы данного трехлетнего периода, и они истекли.
Исчисляя долю неуплаченных налогов и (или) сборов (свыше 10 или 20%), необходимо исходить из суммы всех налогов и (или) сборов, подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд. Выявленная сумма неуплаченных налогов (сборов) должна включаться в общую сумму налогов (сборов), подлежащих уплате.
В тех случаях, когда лицо осуществляет юридическое или фактическое руководство несколькими организациями и при этом в каждой из них уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов, его действия при наличии к тому оснований надлежит квали-
фицировать по совокупности нескольких преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 199, 199.4 Уголовного кодекса[3].
Действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, умышленно содействовавших совершению преступлений, предусмотренных ст.199 УК РФ, надлежит квалифицировать как соучастие в совершении указанных преступлений, а если при этом они действовали из корыстной или иной личной заинтересованности, то и по соответствующим статьям Уголовного кодекса РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285, 292 Уголовного кодекса) [3].
Доказательствами, подтверждающими наличие или отсутствие в содеянном признаков составов преступлений, предусмотренных ст. 198 - 199.4 УК РФ, могут быть налоговые декларации, другие необходимые для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов документы, акты проверок исполнения законодательства о налогах и сборах, иные формы проведения налогового контроля органами, уполномоченными на это законодательством, а также заключение эксперта, материалы проверок исполнения законодательства о налогах и сборах иных органов. Кроме этого, обязательно учитываются решения арбитражных судов, судов общей юрисдикции, другие решения, постановленные в порядке гражданского судопроизводства, имеющие значение по делу. Все документы подлежат оценке в совокупности с иными собранными доказательствами (экспертизы, показания свидетелей).
В приговорах по уголовным делам об уклонении от уплаты налоговых платежей должно содержаться решение по предъявленному гражданскому иску о взыскании налоговых платежей, а также пени. При этом по уголовным делам об уклонении от уплаты налогов и (или) сборов не подлежит удовлетворению гражданский иск в части взыскания с виновного штрафа, поскольку налоговая ответственность (в виде штрафа) за деяние, совершенное физическим лицом, наступает в том случае, если это деяние не
содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.
В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:
- во-первых, уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства является криминологической, т.е. уклонение от уплаты налогов юридическими лицами представляет собой общественную опасность, выраженную в непоступлении денежных средств в бюджеты страны всех уровней;
- во-вторых, данный вид преступлений обладает высоким уровнем латентности;
- в-третьих, для эффективного противостояния налоговым правонарушениям не достаточно применения только налоговых санкций, необходимо привлечение к уголовной ответственности как одной из эффективных мер воздействия;
- в-четвертых, для выявления налоговых преступлений необходимо оперировать большим количеством нормативно-правовых актов ( НПА) в области налогообложения;
- в-пятых, следует учитывать особенности составов налоговых преступлений -признаки субъекта данного вида преступлений;
- в-шестых, налоговые преступления представляют собой длительный во времени преступления, так окончание преступления - момент формирования недоимки в крупном, особо крупном размере, т.е. данный состав преступления будет формальным по конструкции объективной стороны - в форме бездействия; а субъективная сторона включает в себя личный мотив при его совершении.
- в-седьмых, предметом налогового преступления являются активы юридических лиц в размере, указанном в УК РФ, которые и обеспечивают взыскание недоимки, пени и штрафов.
Таким образом, при квалификации налоговых преступлений необходимо обеспечивать взаимосвязь и взаимоувязку норм УК РФ и НК РФ, а также соответствующих судебных актов в данной области.
Целесообразно обратиться к статисти-
ке, свидетельствующей о том, что возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям согласно нормам ст.199 УК РФ позволяет выявлять и раскрывать факты умышленной неуплаты налогов, сборов и страховых взносов юридическими лицами.
Однако при увеличении данных ситуаций на практике следует концентрировать внимание на соблюдении презумпции невиновности налогоплательщиков, установленной Конституцией РФ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС "Консультант Плюс".
2. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) и часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СПС "Консультант Плюс" .
3. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 29.07.2018) // СПС "Консультант Плюс.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс] // СПС "Консультант Плюс"
5. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс] // СПС "Консультант Плюс".
6. Гражданский кодекс Российской Федерации часть1 от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс] // СПС "Консультант Плюс".
7. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 29.07.2018) [Электронный ресурс]// СПС "Консультант Плюс".
8. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" [Электронный ресурс] // СПС "Консультант Плюс".
9. Приказ ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ // СПС "Консультант Плюс"
10. Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 [Электронный ресурс] // СПС "Консультант Плюс".
11. Письмо ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@) [Электронный ресурс] // СПС "Консультант Плюс".
12. Письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ [Электронный ресурс] // СПС "Консультант Плюс.
13. Новости судебной практики в области налогов, сборов, страховых взносов РФ // Электронный журнал "Финансовые и бухгалтерские консультации". - 2018. - № 3 [Электронный ресурс] // СПС "Консультант Плюс".
14. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (ред. от 23.09.2017) [Электронный ресурс] // СПС "Консультант Плюс".
15. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 13 июля 2017 г. № 486 "Об утверждении Инструкции о порядке учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам в органах прокуратуры Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС "Консультант Плюс".
16. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 7 июня 2006 г. № 29 "Об утверждении Временной инструкции о порядке учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в органах прокуратуры Российской Федерации" [Электронный ресурс] // СПС "Консультант Плюс".
17. Александров, И.В. Уклонение от уплаты налогов. Основы криминалистической характеристики [Текст]. - СПб.: Юридический Центр-Пресс, 2011.
18. Новости судебной практики в области налогов, сборов, страховых взносов РФ //
Электронный журнал "Финансовые и бухгалтерские консультации". - 2018. - № 3 [Электронный ресурс] // СПС "Консультант Плюс".
19. Остроухова, В.А., Костин, А.В. Выемка документов и предметов как мероприятие налогового контроля [Текст] / В.А. Остроухова, А.В. Костин // 15 Международная научно-практическая конференция «Татищевские чтения - 2018» АПНП - 2018. - Тольятти, 2018.
20. Остроухова, В.А., Блохина, Н.А. Основные подходы к оценке необоснованной налоговой выгоды, полученной налогоплательщиками [Текст] / В.А. Остроухова, Н.А. Блохина // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - Тольятти, 2018.
21. Информационная база «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
22. Официальный сайт Федеральных Арбитражных судов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.arbitr.ru
23. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] - URL: https://www.nalog.ru