экономические Быкова Наталья Николаевна
науки КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ...
УДК 336.225
КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© 2017
Быкова Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет (445667, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: Net082086@mail.ru)
Аннотация. Общеизвестно, что налоги являются не только главным источником формирования бюджета государства, но и важным инструментом регулирования социально-экономических процессов в стране. Однако, вместе с этим, налоги оказывают существенное влияние на финансово-хозяйственную деятельность предприятий, поэтому у руководителей экономических субъектов появляется желание минимизировать налоговые платежи всеми возможными способами: иногда планируя хозяйственную деятельность таким образом, чтобы налоговые обязательства не возникали или были минимальными. Из-за уклонения от уплаты налогов в государственный бюджет не поступает значительная сумма денежных средств, что приводит к увеличению масштабов теневой экономики и созданию угроз экономической безопасности страны. Кроме того, налоговые правонарушения и преступления снижают конкурентоспособность предпринимательской деятельности законопослушных налогоплательщиков. При ситуации, когда существует уклонение налогоплательщиков от своих налоговых обязанностей, государству приходится устанавливать дополнительное налоговое бремя, которое несут добросовестные налогоплательщики. В итоге получается, что уклонившийся от уплаты налогов находится в более выгодном положении, потому что он получает двойную выгоду: неуплаченные государству налоги и повышение конкурентоспособности бизнеса за счет экономии оборотных средств. Тем самым уклонисты провоцируют социальную напряженность, которая, в свою очередь, приводит к увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. При этом сокращаются финансовые ресурсы государства. Все государства уделяет особое внимание налоговому контролю, так как налоги являются основным источником доходов бюджета. Поэтому вопросы исследования организации налогового контроля и анализ эффективности деятельности налоговых органов в данной сфере являются актуальными. В статье изложены результаты исследования форм и методов налогового контроля в Российской Федерации.
Ключевые слова: Налоги, налогообложение, налогоплательщик, налоговая система, налоговый контроль, налоговые органы, налоговые инспекции, формы налогового контроля, методы налогового контроля, налоговое обязательство камеральная проверка, выездная проверка, мероприятия налогового контроля.
THE CLASSIFICATION OF FORMS AND METHODS OF TAX CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION
© 2017
Bykova Natalia Nikolaevna, senior lecturer in the Department of «Finance and credit»
Togliatti State University (445667, Russia, Togliatti, Belarusian str., 14, e-mail: Net082086@mail.ru)
Abstract. It is well known that taxes are not only the main source of the budget of the state, but also an important instrument for regulating socio-economic processes in the country. However, taxes have a significant impact on the financial and economic activities of enterprises, so the leaders of economic actors there is a desire to minimise tax payments in all possible ways: sometimes when planning its business activities so that tax liabilities do not arise or was minimal. Because of tax evasion in the state budget is not receiving a significant amount of money, which leads to an increase of the shadow economy and the creation of threats to economic security of the country. In addition, the tax offences and crimes reduce the competitiveness of the entrepreneurial activities of law-abiding taxpayers. In a situation where there is evasion of taxpayers from their tax obligations, the government has to impose additional tax burden on honest taxpayers. The result is that evading taxes is in a better position because he gets the dual benefit of unpaid taxes to the state and competitiveness of the business through working capital savings. Thus deviants provoke social tensions which, in turn, leads to increased tax evasion. This reduces the financial resources of the state. All the state pays special attention to tax control, as taxes are the main source of budget revenues. Therefore, the research questions of the organization of tax control and analysis of efficiency of activity of tax authorities in this sphere are relevant. The article presents the results of a study of forms and methods of tax control in the Russian Federation.
Keywords: Taxes, taxation, taxpayer, tax system, tax control, tax authorities, tax inspection, tax control forms, methods of tax control, the tax obligation of a Desk audit, field audit, a tax control.
Взаимодействие субъектов хозяйствования с государственными структурами подразумевает проведение различных контрольных мероприятий - от постановки налогоплательщиков на учет до принятия отчетности и осуществления проверок, то есть все нюансы, касающиеся начисления и уплаты налогов, подлежат контролю со стороны Федеральной налоговой службы России (далее по тексту - ФНС РФ) [1].
ФНС РФ в своей деятельности руководствуется нормами гражданского и налогового права, в первую очередь - это Гражданский кодекс Российской Федерации [2] и Налоговые кодексы Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ, Кодекс) [3, 4], а также Закон «О налоговых органах в Российской Федерации [5]. В распоряжении сотрудников ФНС РФ сосредоточено множество инструментов, позволяющих тщательно следить за соблюдением законодательства в области налогов и сборов, опираясь при этом на разные формы налоговых проверок.
Налоговый контроль - это деятельность уполномоченных государственных органов, в частности - ФНС РФ, по контролю за исполнением налогового законодательства налогоплательщиками, проводимая с помощью Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)
определенных средств и методов. В то же время можно определить налоговый контроль, как вид финансового контроля государства со своими объектами, методами и формами осуществления, ведь налоговые поступления -один из важнейших источников пополнения бюджетов любого уровня [6].
Напомним, что в соответствии с федеративным устройством государства, в Российской Федерации установлена трехуровневая бюджетная система, которая включает в себя федеральный бюджет, бюджеты регионов (или региональные бюджеты) и местные бюджеты [7].
В последние годы принципы проведения налоговыми органами проверок в корне изменились. Поменялась стратегия проведения налогового контроля - теперь это комплексный подход к контролю за деятельностью хозяйствующего субъекта, а не проверки по отдельным видам налогов и сборов. Кроме этого, поменялась и тактика: теперь задача проверяющих доказать по существу, не формально, необоснованность полученных налогоплательщиком налоговых выгод [8].
Но эти задачи достигаются не «локально», а через анализ субъекта с момента его основания, анализ его
Bykova Natalia Nikolaevna economic
THE CLASSIFICATION ... sceinces
окружения, анализ характеристик и действий его должностных лиц и собственников. Этот подход диктует новые условия контроля. С учетом возможностей, связанных с применяемых налоговыми органами и иных лиц, способствующих уплате налогов и контролю в налоговой сфере, новых информационных технологий, а также полномочий налоговых органов по контролю не только в налоговой сфере, объект проверки «просвечивается насквозь» [9].
Сферы контроля налоговых органов достаточно широки. К ним можно отнести:
- контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов и иных обязательных платежей. Новая задача налогового контроля - доказывание умысла налогоплательщика на неуплату налогов (страховых взносов) и обеспечение уголовных перспектив дела;
- контроль за уплатой страховых взносов;
- контроль за соблюдением валютного законодательства (валютные операции, имущество и доходы за рубежом, движение импортных и экспортируемых товаров, участие в иностранных компаниях и так далее) [10];
- контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения [11];
- контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей [12];
- отслеживание деятельности по отмыванию денег и легализации доходов, полученных преступным путем [13];
- контроль актуальности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее по тексту - ЕГРИП) [14, 15];
- проверка обеспечения сохранности документов, образующихся в деятельности организации;
- иные направления контроля.
В связи с тем, что основным документом, регламентирующим действия налоговиков, является НК РФ, рассмотрим, какие виды налоговых проверок предусмотрены Кодексом.
Общие положения о налоговом контроле содержит статья 82 НК РФ [3, ст. 82]. Выполнение контролирующих функций возложены на должностных лиц - сотрудников налоговых органов. При проведении мероприятий налогового контроля сотрудниками налоговых органов должны соблюдаться принципы налогового контроля [16]. Рассмотрим эти принципы.
Принципы налогового контроля - это требования, которые должны соблюдать участники налоговых отношений.
Как нами указано выше, налоговым контролем называют государственное управление в сфере налогообложения. Перед сотрудниками налогового ведомства стоит задача выявлять все нарушения и привлекать виновных к ответственности. Кроме того, они вправе получать компенсацию за причиненный ущерб и проводить мероприятия, которые позволят в будущем исключить возможность совершения подобных налоговых преступлений.
Налоговые инспекторы обязаны выполнять следующие действия:
- следить за тем, как ведется учет денежных поступлений, финансовых затрат и тех объектов, что подлежат налогообложению;
- проверять, правильно ли были начислены суммы налогов;
- отслеживать своевременное внесение налоговых платежей;
- контролировать правильность проведения банковских операций по уплате налогов;
- устанавливать обстоятельства, способствующие нарушение норм действующего налогового законодатель-142
ства [3, ст. 32].
Налоговому контролю контролю подвергаются все юридические и физические лица, вне зависимости от того, частная это собственность или государственная. Не придается значения и тому, в каком регионе страны находится объект налогообложения. Законы налогового законодательства едины для всех. Более того, для улучшения качества проводимой работы, несколько налоговых ведомств регулярно обмениваются информацией о налогоплательщиках, их задолженности (если таковая имеется), налоговых агентах, финансовых учреждениях и других участниках отношений. Доступ к этой информации есть у сотрудников налоговой службы и таможенных органов [17].
Участники налоговых отношений - это, с одной стороны, налоговые органы и таможенные органы. С другой - собственно налогоплательщики (физические лица и организации) [3, ст. 9]. Однако обязанность отслеживать своевременное внесение налоговых платежей возложена только на сотрудников налоговой и таможенной служб. А значит, именно они и являются субъектами налоговых отношений.
Основным субъектом из этих двух ведомств признается налоговая инспекция, которая представляет собой единую систему контролирующих органов власти. Она состоит из:
- ФНС РФ (Федеральной налоговой службы Российской Федерации);
- межрегиональных и межрайонных служб [5].
Определенные принципы должны лежать в основе
каждого действия упомянутых контролирующих органов:
- законность;
- юридическое равенство;
- соблюдение прав гражданина;
- гласность;
- ответственность;
- защита прав;
- соблюдение налоговой тайны [3, ст. 102];
- возмещение ущерба [3, гл. 1].
Каждый из выше названных принципов рассмотрим подробнее.
Согласно принцип законности, каждый участник налоговых отношений должен соблюдать нормы действующего законодательства. Полномочия инспекторов, а также формы и методы налогового контроля установлены соответствующими статьями НК РФ. За любое отступление установлена административная или уголовная ответственность (в зависимости от степени нарушения).
Принцип равенства предполагает равное положение всех налогоплательщиков вне зависимости от их расовой принадлежности, религиозных убеждений, социального положения и т.д. Единые налоговые ставки и льготы устанавливаются без учета формы собственности, происхождения капитала, гражданства физических лиц.
Соблюдение прав. Согласно НК РФ, если во время налоговой проверки будут выявлены факты, вызывающие сомнение в законности проведения операций, все сомнения должны трактоваться в пользу налогоплательщика [3, ст. 3]. Для каждого инспектора каждый налогоплательщик должен быть априори невиновным (презумпция добросовестности).
Принцип гласности предполагает следующее: работа государственных служащих должна быть открытой, размеры налоговых ставок и сборов должны быть официально опубликованы. Каждый гражданин и каждая организация имеют право на получение достоверной информации о действиях, предпринимаемых сотрудниками налоговой службы.
Принцип ответственности предполагает, что предприниматель, который нарушил налоговое законодательство, обязан нести ответственность, финансовую, административную или уголовную - в зависимости от тяжести правонарушения. Финансовая ответственность предусмотрена соответствующими статьями НК РФ [3, Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
экономические науки
Быкова Наталья Николаевна КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ...
гл. 16]. Административная ответственность устанавливается Кодексом об административных правонарушениях [18]. К уголовной ответственности привлекаются лица за совершение налоговых правонарушений, которые содержат признаки преступлений. Это установлено Уголовным кодексом Российской Федерации [19].
Суть принципа защиты прав выражается в следующем: проверяемые налогоплательщики вправе высказать возражения и обжаловать в суде действия налоговых инспекторов, вне зависимости от того, на какой стадии проверки они были совершены.
Соблюдение налоговой тайны означает, что вся информация о проверяемом физическом или юридическом лице является налоговой тайной. Налоговые инспекторы не имеют право ее разглашать. Исключение составляют случаи, прописанные в федеральных законах и единые для всех граждан.
Принцип возмещения ущерба означает следующее: инспекторы во время проверки не вправе причинять ущерб налогоплательщику (юридическому или физическому лицу). Если это произойдет, убытки, в том числе и упущенная выгода, в обязательном порядке должны быть возмещены.
Далее рассмотрим непосредственно формы и виды налогового контроля.
Налоговое право выделяет разные виды налоговых проверок [20]. При этом каждый отдельный вид предполагает разные методы налоговых проверок. Формы проведения налогового контроля могут быть следующими:
1. Налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные [3, гл. 14].
- камеральные проверки проводятся инспекторами на территории ИФНС по налоговой отчетности или документам, полученным от налогоплательщика. Срок проведения - не более 3-х месяцев. Проверяется только тот налог или сбор, по которому получена отчетность. Данная проверка не подразумевает специально принятого решения [3, ст. 88];
- выездные проверки проводятся инспекторами непосредственно на территории налогоплательщика и могут касаться любых налоговых платежей [3, ст. 89]. Срок проведения - два месяца, но в отдельных случаях, прописанных НК РФ, этот срок может быть увеличен. Для проведения выездной проверки должно быть обязательно принято решение, которое подписывается руководителем налогового органа или его заместителем. Заключительным этапом данного вида проверки является составление акта [21].
2. Получение объяснений - может осуществляется по любым вопросам касательно налоговой отчетности, документов и т.п. [3, ст. 31] Формами налогового контроля являются как получение устных, так и письменных объяснений налогоплательщика.
3. Проверка данных учета и отчетности - проводится в отношении документов налогового и бухгалтерского учета, которые в течение 10 дней должен предоставить налогоплательщик по требованию ИФНС [3, ст. 93]. Проверяется, насколько правильно налогоплательщиком ведется учет и верно ли составлена при этом отчетность.
4. Инвентаризация - одна из форм налогового контроля, применяемая во время выездных проверок. Проводится в отношении обязательств и имущества налогоплательщика. Порядок проведения утвержден приказа Минфина РФ № 20н и МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999 [22].
5. Осмотр территории, помещений, документов и предметов, имеющих отношение к получению налогоплательщиком дохода - проводится во время проверки, в присутствии понятых и оформляется протоколом [3, ст. 91, 92].
6. Мониторинг - относительно новое понятие и форма налогового контроля, с 2015 года применяемая только к крупным налогоплательщикам. Возможна ис-
ключительно на добровольной основе, по заявлению налогоплательщика и решению ИФНС [3, ст. 105.26]. При введении мониторинга, налоговики получают доступ к информационным базам плательщика, либо вся необходимая информация и документы поступают от него в электронной форме, таким образом, налоговый контроль ведется постоянно и непрерывно.
Методы налогового контроля - это приемы и способы применяемые для проверки законности хозяйственных операций, верно ли они отражены в документах и налоговых регистрах, насколько полно начислены и уплачены в бюджет налоги, и не содержат ли действия налогоплательщика признаков правонарушений [23].
Очевидно, что формы и методы налогового контроля тесно переплетены между собой, и разделить их довольно сложно. Все способы, применяемые налоговиками, можно распределить на несколько групп:
1. Основные методы контроля.
- Документальные:
- истребование и выемка документов и учетных регистров,
- проверка правильности составления и достоверности отчетности,
- проверка на соответствие нормам права,
- арифметическая проверка,
- проверка обоснованности проведенных операций;
- Фактические:
- инвентаризация имущества,
- экспертиза,
- проверка фактического объема оплаченных работ (встречная проверка),
- анализ качества сырья и материалов,
- контрольная закупка и т.д.
2. Дополнительные методы налогового контроля.
- Расчетно-аналитические:
- экономический анализ данных,
- технические расчеты,
- логическая оценка,
- контроль ценообразования и т.п.
- Информативные:
- запрос и получение объяснений налогоплательщиков,
- истребование письменных справок,
- разъяснение действующих норм законодательства.
Такова примерная классификация форм и методов
налогового контроля. НК РФ их четкого перечня не содержит.
Теперь рассмотрим виды налогового контроля в Российской Федерации.
О том, какие существуют виды налогового контроля, налоговое законодательство тоже умалчивает. На практике мы можем сгруппировать их в зависимости от различных факторов, например, так:
- по территории, где ведется проверка - камеральный (на территории ИФНС) и выездной (на территории налогоплательщика);
- по источникам - документальный (на основании сведений из документов) и фактический (на основании свидетельских показаний, осмотра, ревизии, контрольной закупки и т.п. действий);
- по очередности - первичный и повторный (дважды проводимый в течение одного года по одним и тем же налогам);
- по степени планирования - плановый (планируется заранее согласно графику) и внезапный (проводится внепланово, в связи с возникшей необходимостью);
- по обязательности для налогоплательщика виды налогового контроля делят на обязательный (например, при ликвидации юридического лица) и инициативный;
- по объему проверяемых документов - сплошной (проверяются все первичные документы и регистры за весь проверяемый период) и выборочный (проверяется только часть первичных учетных документов и налоговых регистров за меньший временной отрезок);
Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)
143
Вукоуа Natalia Nikolaevna есопот1с
THE CLASSIFICATЮN ... sceinces
- по времени осуществления - предварительный (предшествует совершению проверяемых хозяйственных операций), текущий (проверка хозяйственных операций во время отчетного периода), последующий (проверка операций за прошедшие отчетные периоды).
Все перечисленные формы, виды и методы налогового контроля способствуют достижению его главных задач: обеспечение полного и своевременного поступления налогов, сборов и страховых взносов в бюджет, выявление налоговых правонарушений и их пресечение, содействие правильному ведению налогового и бухгалтерского учета [24].
Итак, налоговый контроль - это мероприятия, проводимые сотрудниками налоговых органов с целью выявления нарушений действующих налоговых норм. Этот контроль проводится с соблюдением ряда принципов, которые гарантируют налогоплательщикам соблюдение их прав.
В заключение отметим, что от эффективности организации налогового контроля зависят прочность государственной финансовой системы, своевременность и полнота формирование бюджета и, как следствие, благосостояние страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бачурин Д.Г. Налоговый процесс как юридическая основа налогового администрирования // Российский юридический журнал. 2016. № 5. С. 184 - 193.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 16.11.2017 г.)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.11.2017 года) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 24.11.2017 г.)
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 27.11.2017) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 29.11.2017 г.).
5. Федеральный закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 03.07.2016) «О налоговых органах Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 07.11.2017 года)
6. Ефремова Т.А. Повышение эффективности налогового администрирования как необходимое условие развития налоговой системы // Налоги. 2017. № 2. С. 27 - 31.
7. Зобова Е.П. Очередное усовершенствование налогового администрирования // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. № 1. С. 46 - 55.
8. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года № 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017 года) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 28.11.2017 года)
9. Соколова О. «Прибыльный» итог налоговой проверки // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия»: электрон. журн. 2017. № 1-2. С. 43 - 44.
10. Приказ Минфина РФ от 04.10.2011 № 123н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 30.11.2017 г.)
11. Приказ Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа 144
тПлюс (дата обращения 19.11.2017 г.)
12. Приказ Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 15.11.2017 г.)
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 25.11.2017 г.)
14. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 24.11.2017 г.)
15. Приказ МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178 (ред. от 29.06.2012) «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 14.11.2017 г.)
16. Демин А.В. Диспозитивность и налогообложение: комментарий законодательства и практики налогового администрирования [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 22.11.2017 г.)
17. Приказ ФНС РФ от 29.12.2006 № САЭ-3-09/911@ «Об информационной поддержке» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 14.11.2017 г.)
18. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ (ред. от 30.10.2017 года) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 17.11.2017 г.)
19. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017 года) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017 года) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 09.11.2017 г.)
20. Крусс В.И. Конституционализация фискально-экономических обязанностей в Российской Федерации: монография. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017. 304 с.
21. Приказ ФНС России от 30.05.2007 года № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012 года) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 21.11.2017 г.)
22. Приказ Минфина РФ № 20н, МНС РФ N ГБ-3-04/39 от 10.03.1999 «Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 05.11.2017 г.)
23. Гин-Барисявичене К. Ради пополнения казны // ЭЖ-Юрист. 2016. № 6-7. С. 11.
24. Демин А.В. Совершенствование налоговой культуры как важнейшая предпосылка перехода к «партнерской» модели налогового администрирования // Налоги. 2016. № 5. С. 19 - 22.
Статья поступила в редакцию 06.11.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017
КагеИап Scientific Joumal. 2017. Т. 6. № 4(21)